ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2/2022 от 17.02.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

355002, город Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 183,

тел.: (8652) 23-29-00, факс (8652) 23-29-32.

http://http://kraevoy.stv.sudrf.ru Е-mail:krai@stavsud.ru

дело № 3а-2/2022

(№3а-306/2021, 3а-688/2020)

УИД: 26OS0000-04-2020-000667-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2022 года город Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.

при секретаре судебного заседания Мигалко А.Ю.,

с участием представителя административного истца Луговых О.А.Аксельрод А.В., представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края Гапаровой С.Н., прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольской края Мамбетова Р.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Луговых О.А. к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативно-правовых актов недействующими в части,

установил:

Луговых О.А. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, к министерству имущественных отношений Ставропольского края, в котором просила признать недействующими со дня принятия:

пункты 1500 и 1505 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года № 1317,

пункты 1592 и 1597 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 1462,

пункты 1567 и 1572 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2021 года № 1004.

В обоснование административных исковых требований указано, что приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» от 27 декабря 2019 года № 1317, вступившим в законную силу с 01 января 2020 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень на 2020 год) в пункт 1500 которого включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу г. <адрес> и в пункт 1505 включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» от 28 декабря 2020 года № 1462, вступившим в законную силу с 01 января 2021 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень на 2021 год) в пункт 1592 которого включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу г. <адрес> и в пункт 1597 включено нежилое здание с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» от 24 декабря 2021 года № 1004, вступившим в законную силу с 01 января 2022 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень на 2022 год) в пункт 1567 которого включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу <адрес> и в пункт 1572 включено нежилое здание с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>

Названные приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru 30 декабря 2019 года, 30 декабря 2020 года и 28 декабря 2021 года соответственно.

Административный истец Луговых О.А. указала о необоснованности включения принадлежащих ей на праве собственности объектов в названные перечни, поскольку они не обладают, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимого имущества в оспариваемые перечни привело к нарушению ее прав, поскольку неправомерно возлагает на нее обязанность по уплате имущественного налога в завышенном размере, по повышенной налоговой ставке.

Административный истец Луговых О.А., извещенная о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не известила и об отложении слушания дела не ходатайствовала.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Ставрополя, извещенный о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил и об отложении слушания дела не ходатайствовал.

Представитель заинтересованного лица МИФНС России № 12, извещенный о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил и об отложении слушания дела не ходатайствовал.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указанные обстоятельства не являются препятствием для рассмотрения дела в отсутствие лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Луговых О.А.Аксельрод А.В. поддержала заявленные требования, просила признать недействующими в части нормативные правовые акты, а именно: пунктов 1500 и 1505 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года № 1317; пунктов 1592 и 1597 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 1462; пунктов 1567 и 1572 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2021 года № 1004.

Пояснила, что объект капитального строительства с кадастровым номером , площадью 613,8 кв.м., расположенный по адресу: г. <адрес>, имеет назначение «нежилое здание», наименование: «торгово-административное».

Нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером Земельный участок с кадастровым номером площадью 377 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», расположенный по адресу: г. <адрес> имеет вид разрешенного использования «под складскими помещениями, офисом, магазином (литер «Н»)».

Объект капитального строительства с кадастровым номером , площадью 992,8 кв.м., расположенный по адресу: г. <адрес>, имеет назначение «нежилое здание», наименование: «торгово-складское».

Нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером . Земельный участок с кадастровым номером , площадью 1038 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», расположенный по адресу: г. <адрес> имеет вид разрешенного использования «под торгово-складские помещения».

Также, представитель истца Аксельрод А.В. пояснила, что в нежилом здании с кадастровым номером помещения: на этаже 1: - Торговый зал, площадью 78,1 кв.м, а в нежилом здании с кадастровым номером помещения: на этаже 2: - Касса, площадью 4,7 кв.м, - Торговый зал, площадью 172,2 кв.м, общей площадью 176,9 кв.м. имеют наименование и назначение торгового объекта и, соответственно, предназначены по наименованию и назначению для размещения торговых объектов.

При этом, площадь помещения — Торговый зал, площадью 78,1 кв.м составляет 12,72% от общей площади нежилого здания с кадастровым номером площадью 613,8 кв.м. Площадь помещений - Касса, площадью 4,7 кв.м, - Торговый зал, площадью 172,2 кв.м (общая площадь 176,9 кв.м) составляет 17,82% от общей площади нежилого здания с кадастровым номером площадью 992,8 кв.м.

Считает, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами не обладают признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости и включены в оспариваемые Перечни необоснованно, так как торговая площадь этих объектов составляет менее 20% от общей площади зданий.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края Гапарова С.Н. с административным иском Луговых О.А. не согласилась, пояснила, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами и правомерно включены в указанные выше Перечни объектов недвижимости налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорные объекты имеют наименования: с кадастровым номером – торгово-административное и с кадастровым номером торгово-складское, и расположены на арендованных административным истцом земельных участках с кадастровым номером здание с кадастровым номером ), вид разрешенного использования: под складскими помещениями, офисом, магазином (литер «Н») и с кадастровым номером (здание с кадастровым номером ), вид разрешенного использования: под торгово-складские помещения, соответственно, предполагающими размещение на них торговых объектов. Названные наименования нежилых зданий и виды разрешенного использования земельных участков, соответствуют критериями, предусмотренными положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и являются основаниями включения названных объектов недвижимости в оспариваемые Перечни.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ставропольской края Мамбетова Р.Я. об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска Луговых О.А. по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, подпункт 2 статьи 15, часть 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, в которой перечислены объекты налогообложения, в том числе здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 402 поименованного кодекса (в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемых Перечней) установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3).

Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Ставропольского края «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» от 5 ноября 2015 года № 109-кз, установлена единая дата начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.

Решением Ставропольской городской Думы «Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» от 17 ноября 2014 года № 567, в редакции решения Ставропольской городской Думы от 27 ноября 2017 года № 189, вступившего в силу с 1 января 2018 года, в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения.

В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка налога на имущество физических лиц установлена в повышенном размере, в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта налогообложения (п.п.2 п.3).

Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года 137 (далее - Положение), с последующими изменениями и дополнениями, Министерство имущественных отношений Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции.

К полномочиям Министерства имущественных отношений Ставропольского края относится определение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и его размещение на официальном сайте министерства и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт 9.5 раздела 3.3 Положения).

Следовательно, Министерство имущественных отношений Ставропольского края, как орган исполнительной власти, является уполномоченным органом для определения Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2020-2022 годы определяется как их кадастровая стоимость.

Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Оспариваемые в части приказы Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» от 27 декабря 2019 года № 1317, «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» от 28 декабря 2020 года № 1462, «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» от 24 декабря 2021 года № 1004 опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www/pravo.stavregion 30 декабря 2019 года, 30 декабря 2020 года и 28 декабря 2021 года соответственно.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом в части нормативные правовые акты Министерства имущественных отношений Ставропольского края: приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» от 27 декабря 2019 года № 1317, приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» от 28 декабря 2020 года № 1462, приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» от 24 декабря 2021 года № 1004 приняты уполномоченным органом субъекта - Министерством имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» и пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Процедура принятия оспариваемых нормативно-правовых актов Ставропольского края стороной административного истца не оспаривается.

Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется, в том числе видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций».

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 названной статьи, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Пунктом 4 названной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций» от 26 ноября 2003 года № 44, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводит налог на имущество организаций на территории Ставропольского края, устанавливает ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, а также налоговые льготы.

В соответствии со статьей 1.1 названного закона, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается Министерством имущественных отношений Ставропольского края.

Таким образом, включение зданий, строений, сооружений и нежилых помещений в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, осуществляется на территории Ставропольского края на основании взаимосвязанных положений федерального и регионального законодательства.

Проверяя соответствие пунктов 3455, 3456 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27 декабря 2017 года №1122 и пунктов 1737, 1743 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Земельный кодекс Российской Федерации установил, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 ноября 2020 года № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

В названном классификаторе под кодом 4.4 значится вид разрешенного использования земельного участка «магазины», который предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 июня 2015 года № 1259-О констатировав, что нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений, указал, что установление вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости, в качестве основного критерия для отнесения объекта недвижимости к имуществу, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, не может расцениваться как нарушение конституционных прав участников налоговых правоотношений.

Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю от 04 октября 2021 года № 019571, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельных участках из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами

Так, земельный участок с кадастровым номером , площадью 1038 кв.м, расположен по адресу: г. <адрес> и имеет вид разрешенного использования: для складских помещений. Постановлением главы г. Ставрополя от 03 апреля 2009 года № 919 года вид разрешенного использования и адрес названного участка изменены: с «для складских помещений» на «под торгово-складские помещения» и с «г. <адрес>, <адрес>, 2/4». Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27 сентября 2021 года № КУВИ- земельный участок с кадастровым номером , расположен по адресу: г. <адрес>, который изменен постановлением главы г. Ставрополя от 03 апреля 2009 года № 919.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 377 кв.м, расположен по адресу: г. <адрес> и имеет вид разрешенного использования: под складскими помещениями, офисом, магазином. Постановлением администрации г. Ставрополя 23 ноября 2009 года № 1494 года вид разрешенного использования и адрес названного участка также изменены: с «под складскими помещениями, офисом, магазином» на «под складскими помещениями, офисом, магазином (литер «Н»)» и с «<адрес>». Аналогичные сведения об измененных характеристиках этого земельного участка содержатся и в выписке Единого государственного реестра недвижимости от 27 сентября 2021 года № КУВИ-002/2021-128490828.

В соответствии с выпиской Единого государственного реестра недвижимости от 27 сентября 2021 года № КУВИ-002/2021-128489458 на земельном участке с кадастровым номером по адресу: г. <адрес> расположено, принадлежащее административному истцу на праве собственности, двухэтажное торгово-складское нежилое здание с кадастровым номером площадью 992,8 кв.м. Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю от 04 октября 2021 года № 019571, с момента внесения данных об этом объекте в Единый государственный реестр недвижимости – 14 декабря 2013 года и до настоящего времени сведения о назначении, наименовании и площади нежилого здания не изменялись.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27 сентября 2021 года № КУВИ-002/2021-128488588 подтверждается, что на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, расположено нежилое двухэтажное (в том числе 1 этаж подземный) торгово-административное здание с кадастровым номером , площадью 613,8 кв.м, принадлежащее административному истцу Луговых О.А. на праве собственности. По информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю от 04 октября 2021 года № 019571в 2016 году в соответствии с постановлением администрации г. Ставрополя от 23 ноября 2009 года № 1494 изменен адрес объекта с «г. <адрес>». Иных изменений о назначении, наименовании и площади этого нежилого здания в период с момента внесения данных об объекте в Единый государственный реестр недвижимости до настоящего времени не происходило.

Таким образом, виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - под торгово-складские помещения и земельного участка с кадастровым номером - под складскими помещениями, офисом, магазином (литер «Н»), на которых расположены спорные объекты недвижимости с кадастровым номером и с кадастровым номером соответственно, не являются однозначно определенными и безусловно не свидетельствуют о том, что они предусматривают размещение помещений делового, административного и коммерческого назначения, но и не исключают возможность их размещения. В связи с чем, суд приходит к выводу, что содержание видов разрешенного использования этих земельных участков должно быть установлено с учетом площади помещений, находящихся в расположенных на этих земельных участках объектов, назначение, разрешенное использование или наименование которых, общей площадью не менее 20 процентов общей площади этих зданий в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) этих объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На основании установленных сведений о спорных объектах недвижимости, суд приходит к выводу, что информации, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, согласно которой наименование нежилого здания с кадастровым номером - торгово-складское, а наименование нежилого здания с кадастровым номером - торгово-административное, недостаточно для отнесения их к административно-деловому или торговому центру без установления помещений, площадью не менее 20 процентов общей площади этих зданий, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета, предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно данным технического паспорта нежилого здания с кадастровым номером (<адрес> составленного ГУП Ставропольского края «Крайтехинвентаризация» по состоянию на 22 ноября 2012 года (представленного в инвентарном деле ) торгово-складское здание в соответствии с экспликацией к поэтажному плану состоит из торговых, подсобных и складских помещений первого этажа: демонстрационный зал (8) площадью 25,7 кв.м, подсобное (6) площадью 7,3 кв.м, склады (11, 12, 21) площадью 302,3 кв.м, 13,9 кв.м, 140,9 кв.м. Также на первом этаже расположены: кабинеты (1, 5, 10, 13) площадью 21,2 кв.м, 5,0 кв.м, 12,5 кв.м, 6,5 кв.м, коридоры (2, 9, 14, 17) площадью 3,2 кв.м, 7,3 кв.м, 5,0 кв.м, 13,4 кв.м, санузлы (3, 16) площадью 2,0 кв.м, 3,6 кв.м, умывальная (4) площадью 1,5 кв.м, тамбуры (7, 18, 20) площадью 1,9 кв.м, 2,3 кв.м, 3,0 кв.м и котельная (19) площадью 4,7 кв.м. На мансардном этаже торгово-складского здания следующие торговые и подсобные помещения: касса (25) площадью 4,7 кв.м, торговый зал (27) площадью 172,2 кв.м, подсобные (33, 36) площадью 2,4 кв.м, 1,9 кв.м, остальную площадь мансардного этажа составляют: кабинеты (24, 26, 28, 31) площадью 33,0 кв.м, 14,9 кв.м, 51,3 кв.м, 13,0 кв.м, комната приема пищи (29) площадью 30,0 кв.м, архив (30) площадью 7,0 кв.м, комната отдыха (35) площадью 5,8 кв.м, лестница (22) площадью 7,1 кв.м, коридор (23) площадью 23,1 кв.м, туалет (32) площадью 2,2 кв.м и умывальник (34) площадью 7,9 кв.м.

В соответствии с планом объекта недвижимости с кадастровым номером (<адрес>), составленного ГУП Ставропольского края «Крайтехинвентаризация» по состоянию на 06 апреля 2005 года (представленном в инвентарном деле ), согласно экспликации к поэтажному плану в подвале торгово-административного здания расположен склад (28) площадью 50,2 кв.м, на первом этаже здания находятся торговые, подсобные и складские помещения: торговый зал (14) площадью 78,1 кв.м, подсобное (2, 10) площадью 11,9 кв.м, 10,7 кв.м, склады (5, 6) площадью 58,8 кв.м, 84,9 кв.м. На первом этаже также расположены: комната персонала (1) площадью 18,6 кв.м, разгрузочная (11) площадью 22,1 кв.м, кабинеты (12,13) площадью по 9,6 кв.м, душевая (3) площадью 3,1 кв.м, сан.узел (4) площадью 2,3 кв.м, лестничная клетка (7) площадью 6,4 кв.м, коридоры (8, 15) площадью 1,7 кв.м, 3,6 кв.м и котельная (9) площадью 5,5 кв.м. Второй этаж торгово-административного здания занят кабинетами (18, 21, 22, 23,24, 26) площадью 23,9 кв.м, 17,0 кв.м, 25,3 кв.м, 20,1 кв.м, 25,2 кв.м, 15,1 кв.м, коридорами (19, 25) площадью 1,8 кв.м и 29,7 кв.м, бильярдной (27) площадью 40,9 кв.м, парной (16) площадью 6,6 кв.м, сауной (17) площадью 29,4 кв.м и сан.узлом (20) площадью 1,7 кв.м.

Аналогичные сведения о составе помещений, их площади расположенных в торгово-административном здании с кадастровым номером содержатся и в техническом паспорте строения, составленном ГУП Ставропольского края «Крайтехинвентаризация» по состоянию на 04 июня 2013 года (представленном в инвентарном деле ), за исключением площади парной (6,6 кв.м) и сауны (29,4 кв.м): 4,5 кв.м (помещение 29) и 31,1 кв.м (помещение 30) соответственно.

Площадь помещений спорных объектов, имеющих назначение «кабинет» судом во внимание не принимается, поскольку такое назначение без проверки фактического использования не свидетельствует о размещении офиса, так как термин «кабинет» не тождественен термину «офис».

Вместе с тем, суд относит к площади торговых помещений не только однозначно предназначенные, в соответствии с их наименованием (торговый зал, касса), для использования в торговых целях помещений спорных объектов но и площадь, расположенных в них складских помещений в ввиду следующего.

Так, в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» раскрывается понятие «торговый объект» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ) - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Таким же образом раскрывается содержание понятия торгового объекта в Национальном стандарте ГОСТ Р 51303-2013, утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, который по типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различает стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты (пункт 14). Согласно пункту 38 ГОСТ Р 51303-2013 магазин относится к стационарному торговому объекту, предназначенному для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Понятия торгово-административного и торгово-складского здания названным стандартом не предусмотрено.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из анализа приведенных федеральных норм в их системном единстве следует, что, площади торгового объекта составляют не только площади торговых залов и залов обслуживания посетителей, но и складов, производственных участков для подготовки продукции, раздаточных зон, иных подсобных помещений, недоступных для потребителей и фактически используемых для осуществления деятельности торговых объектов, ведущей к извлечению прибыли.

Соответственно, площадь помещений первого этажа торгово-складского здания с кадастровым номером <адрес> демонстрационный зал (8) площадью 25,7 кв.м, склады (11, 12, 21) площадью 302,3 кв.м, 13,9 кв.м, 140,9 кв.м и мансардного этажа: касса (25) площадью 4,7 кв.м, торговый зал (27) площадью 172,2 кв.м относится к торговой площади объекта. Общая площадь торговых помещений, расположенных в торгово-складском здании, в соответствии с документом технического учета, находящимся в инвентарном деле (2012г.), представленным ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество», составляет 66 % от общей площади объекта.

Площадь помещений торгово-административного здания с кадастровым номером (<адрес>), расположенных в подвале и на первом этаже: склад (28) площадью 50,2 кв.м, торговый зал (14) площадью 78,1 кв.м, склады (5, 6) площадью 58,8 кв.м, 84,9 кв.м, также относится к торговой площади объекта и составляет в соответствии с документом технического учета, находящимся в инвентарном деле (2005г.), представленным ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество», 44% от его общей площади.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст, относит магазин к стационарным торговым объектам, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Вопреки доводам административного истца возможность использования сведений документов технического учета (инвентаризации) в целях отнесения объектов недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, прямо следует из положений статьи 378.2 НК РФ.

С учетом изложенного, объекты недвижимости с кадастровым номером и с кадастровым номером обоснованно включены в оспариваемые Перечни в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как более 20 % площади торгово-складского () и торгово-административного () зданий в соответствии с документами технического учета, находящихся в представленных по запросу суда ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» инвентарных делах объектов, предусматривают размещение торговых объектов.

Законом Ставропольского края от 26 декабря 2003 года № 44-кз «О налоге на имущество организаций» установлен налог на имущество организаций. Данным законом определены особенности установления налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Статьей 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. № 44-кз «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении недвижимого имущества, в том числе торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещений в них; нежилых помещений общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Включение указанных объектов недвижимости общей площадью свыше 250 кв.м в оспариваемые Перечни не противоречит и положению пункта 1 части 1 статьи 1.1 Закона Ставропольского края «О налоге на имущество организаций» от 26 ноября 2003 года № 44-кз.

Оспариваемые нормативные правовые акты в части включения объектов недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. <адрес> и с кадастровым номером расположенного по адресу: г. <адрес>, в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, на 2021 год и 2022 год, приняты уполномоченным органом государственной власти Ставропольского края в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленных требований к форме, порядку принятия, опубликования, введения в действие и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Луговых О.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими со дня принятия пунктов 1500 и 1505 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года № 1317,

о признании недействующими со дня принятия пунктов 1592 и 1597 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 1462,

о признании недействующими со дня принятия пунктов 1567 и 1572 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2021 года № 1004 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 01 марта 2022 года.

Судья Шеховцова Э.А.