Дело № 3а-2/2022 (3а-60/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Якутск 18 января 2022 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Осиповой Е.П.,
с участием прокурора Рязанской А.Д.,
с участием представителя истца Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» ФИО1, представителя истца АО «Теплоэнергосервис» ФИО2,
представителя заинтересованного лица Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» и Акционерного общества «Теплоэнергосервис» к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) о признании недействующими пункт 3 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) № 450-п от 27 сентября 2017 г.(в редакции от 20 мая 2021 года) в части, пункт 1.3, главу 2, пункты 3.7.3.2.,3.7.4.5, пункт 3.8.1 в части, пункт 3.10.2 Порядка предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов или финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017№450-п ( в редакции от 20 мая 2021 года),
установил:
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) № 450-п от 27 сентября 2017 г. (далее также Приказ № 450-п от 27 сентября 2017 года) утвержден «Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги» (далее также – Порядок № 450-п).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2021 года № 218-ОД (далее также Приказ от 20 мая 2021 года № 218-ОД) внесены изменения в Приказ от 27.09.2017 г. №450-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы». Приказ №218-ОД от 20.05.2021 г. опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.06.2021 г.
ПАО «Якутскэнерго» и АО «Теплоэнергосервис» обратились в суд с иском, в котором просят, с учетом нескольких изменений предмета иска, о признании недействующим первое предложение пункта 3 Приказа от 27.09.2017 г. №450-п в той части, в какой указанным пунктом действие Порядка в редакции, утвержденной Приказом от 20 мая 2021 года № 218-ОД распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.
Кроме того, истцы просят признать недействующими следующие положения Порядка № 450-п:
- пункт 1.3, которым определена цель предоставления субсидии;
- главу 2 полностью, регулирующую порядок отбора получателей субсидии;
- пункт 3.7.3.2., предусматривающий обязанность получателей субсидий выгружать сведения по документам приемки поставленных коммунальных ресурсов, подписанным между получателем субсидии и исполнителем коммунальных услуг;
- пункт 3.7.4.5, которым предусмотрено, что к начислению субсидии принимаются фактические значения объемов коммунальных ресурсов (услуг) и фактические значения по размеру субсидии;
- второе предложение пункта 3.8.1 о заключении соглашения о предоставлении субсидии при наличии лимитов бюджетных обязательств;
- пункт 3.10.2., которым предусмотрено, что соглашения о предоставлении субсидий заключаются при наличии бюджетных средств, предусмотренных законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год и очередной плановый период в соответствии со сводной бюджетной росписью государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Административные истцы считают, что оспариваемые нормы названного Порядка противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы поставщиков коммунальных услуг на полное возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, ввиду следующего.
ПАО «Якутскэнерго» и АО «Теплоэнергосервис» являются ресурсоснабжающими организациями, и имеют право на получение субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
В судебном заседании представители ПАО «Якутскэнерго» и АО «Теплоэнергосервис» поддержали исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) в судебное заседание не явился. Просит отложить рассмотрение дела.
Суд, выслушав мнение участников процесса и прокурора, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, учитывая положения части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о том, что неявка представителя органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной. Учитывая, что подготовка к рассмотрению данного дела проводилась неоднократно, представитель ответчика принимал участие в них, высказывал позицию ответчика по делу, им представлены письменные возражения на исковые заявления, а также, учитывая сроки рассмотрения административных дел, суд отказал в удовлетворении ходатайства представителя ответчика об отложении рассмотрения дела.
Из письменных возражений представителя ответчика следует, что ответчик иски не признает в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» ФИО3 исковые требования не признала в полном объеме. Указывает, что оспариваемые положения Порядка приняты в соответствии с Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1492, а также в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в противоречие с нормами, имеющими большую юридическую силу не вступают.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования частично, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 части 2 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с приведенными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 18 сентября 2020 года N 1492 утвердило Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее Постановление Правительства Российской Федерации № 1492; Общие требования N 1492).
Согласно пункту 2 Общих требований N 1492 нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, содержат следующие положения:
а) общие положения о предоставлении субсидий;
б) порядок проведения отбора получателей субсидий для предоставления субсидий (далее - отбор) (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора);
в) условия и порядок предоставления субсидий;
г) требования к отчетности;
д) требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.
Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1235-3 № 25-V «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение», пункту 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2016 г. № 58 «Об определении исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) уполномоченными на принятие актов, утверждающих порядки предоставления субсидий по статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации» Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) является одним из органов, уполномоченных на принятие актов об утверждении порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в частности юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Приказом Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я) от 27.09.2017 года № 450-п утвержден «Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги».
Указанный нормативный акт опубликован в печатном издании "Якутские ведомости", N 40, 12.10.2017.
В соответствии с пунктом 3 вышеприведенного Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492 исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, не позднее 1 июня 2021 г.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее Министерство ЖКХ и энергетики РС(Я)) от 20 мая 2021 года № 218-ОД внесены изменения в Приказ от 27.09.2017 г. №450-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы». Приказ №218-ОД от 20.05.2021 г. опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.06.2021 г.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, опубликован в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
ПАО «Якутскэнерго» и АО «Теплоэнергосервис» являются ресурсоснабжающими организациями, и имеют право на получение субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
По мнению истцов, оспариваемые положения Порядка предоставления субсидий ограничивают их право на полное возмещение недополученных доходов, препятствуют получению такой субсидии, поскольку устанавливают требования, не предусмотренные действующим законодательством.
Пунктом 1.2 Приказа от 20 мая 2021 года № 218-ОД предусмотрено изложить приложение (Порядок предоставления субсидий) в редакции согласно приложению к настоящему приказу. Таким образом, Порядок № 450-п, согласно приведенному пункту 1.2 Приказа от 20 мая 2021 года № 218-ОД изложен в новой редакции.
При этом пунктом 1.4 Приказа от 20 мая 2021 года № 218-ОД предусмотрено пункт 3 Приказа № 450-п от 27 сентября 2017 года изложить в следующей редакции: «настоящий приказ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года. Пункт 3.8.3 приложения к настоящему приказу вступает в силу с 1 января 2022 года».
Оспаривая первое предложение пункта 3 Приказа от 27.09.2017 г. №450-н (в редакции Приказа от 20 мая 2021 года № 218-ОД), истцы указывают, что нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Считают, что Порядок в новой редакции должен распространять свое действие на правоотношения, возникшие со дня официального опубликования дополнений и изменений, внесенных в Порядок (1 июня 2021 года), а не распространять свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.
Ответчик и заинтересованное лицо не согласны с доводами истцов. Представитель заинтересованного лица пояснил, что в законодательном установлении о том, что нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют, речь идет о правах граждан, а не юридических лиц. В связи с указанным ответчик и заинтересованное лицо считают правомерным придание обратной силы нормативному акту, регулирующему отношения по предоставлению субсидии истцам -юридическим лицам.
Суд считает доводы истцов обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Пунктом 4 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 г. 98-3 № 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» предусмотрено, что действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, за исключением случаев, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или нормативным правовым актом о введении в действие нормативного правового акта; Нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие- ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2014 г. N 12-П, статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие.
В рассматриваемом случае Порядок изложен в редакции, утвержденной Приказом от 20 мая 2021 года № 218-О. В новой редакции Порядок возлагает на получателей субсидии новые обязанности. В частности Порядок дополнен оспариваемой главой 2, которым предусматривается порядок отбора получателей субсидии, согласно которому ресурсоснабжающие организации должны участвовать в отборе на получение субсидий. Следует учесть, что на момент принятия оспариваемого приказа, с истцами, как получателями субсидий, были заключены соглашения о предоставлении субсидий, определены суммы субсидий и другие существенные условия их предоставления. При этом, соглашения были заключены в соответствии с действовавшим на 01 января 2021 года Порядком № 450-п, которым не предусматривался порядок определения получателей субсидий в результате отбора (конкурса).
Кроме того, приказ от 20 мая 2021 года № 218-п был принят в целях приведения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации в соответствие с Общими требованиями № 1492, имеющими большую юридическую силу, и которыми не была предусмотрена возможность придания обратной силы нормативным правовым актам органов государственной власти субъектов РФ, принимаемым во исполнение Общих требований № 1492.
Таким образом, пункт 3 Приказа № 450-п в редакции от 20 мая 2021в части слов: «настоящий приказ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года» влечет ухудшение положения административных истцов, а также не соответствует требованию формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей.
Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что целью предоставления субсидии является поддержание платежеспособности льготной категории потребителей за потребленные жилищно-коммунальные услуги путем возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения затрат Получателей субсидий в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Абзацем вторым указанного пункта предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2019 г. N 897. В настоящее время указанная программа утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года № 345, в связи с чем пункт 1.3 изложен в новой редакции, с указанием на то, что Государственная программа утверждена названным постановлением.
Истцы считают, что пункт 1.3 Порядка противоречит части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.
Из отзыва на исковое заявление и пояснений представителя заинтересованного лица в суде следует, что цель предоставления субсидии указана в Порядке №450-п исходя из наименования государственной программы Республики Саха (Якутия), что соответствует Общим требованиям № 1492 и статье 78 Бюджетного кодекса РФ и не нарушает прав истцов. Так, Порядок №450-п регулирует отношения по предоставлению субсидий в целях реализации Подпрограммы №8 «Поддержание платежеспособности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги» Государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно- коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года № 345. В соответствии с целью программы возмещаются недополученные доходы получателей субсидий в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Суд находит доводы истцов о противоречии пункта 1.3 Порядка №450-п в части статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации обоснованными, по следующим основаниям.
Согласно подпункту «б» пункта 3 Общих требований № 1492 в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте указываются цели предоставления субсидий исходя из наименования, в том числе государственной (муниципальной) программы, в случае если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующих проектов, программ.
В данном случае цель предоставления субсидии указана исходя из наименования подпрограммы № 8 Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года № 345. Подпрограмма № 8 названной программы поименована как: «Поддержание платежеспособности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги». Задачей подпрограммы № 8 является государственная поддержка организаций коммунального комплекса путем возмещения (финансового обеспечения) межтарифной разницы на коммунальные услуги; оказание мер социальной поддержки населению по оплате жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, цель предоставления субсидии определена исходя из наименования соответствующей государственной программы.
Между тем, в преамбуле Программы № 450-п указано, что этот Порядок принимается, утверждается в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определена цель предоставления субсидий - возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Таким образом, субсидии предоставляются не только в целях реализации государственной программы Республики Саха (Якутия), но и в целях, определенных статьей 78 Бюджетного кодекса РФ - возмещение затрат или недополученных доходов организаций, осуществляющих снабжение коммунальными ресурсами по льготным тарифам населения.
При таком положении суд приходит к выводу о противоречии оспариваемой нормы норме, имеющей большую юридическую силу в той части, в какой оспариваемая норма не предусматривает такую цель предоставления субсидий как возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3.8.1 установлено, что в случае невозможности предоставления в текущем финансовом году субсидий в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств Агентства, субсидии предоставляются в очередном финансовом году получателю субсидии, соответствующему требованиям, установленным настоящим Порядком, без повторного прохождения отбора. Соглашение заключается на обеспеченный лимитами бюджетных обязательств период (на соответствующий финансовый год и плановый период).
Истцы оспаривают приведенную норму в части слов: «соглашение заключается на обеспеченный лимитами бюджетных обязательств период (на соответствующий финансовый год и плановый период)» и указывают, что ограничение лимитами бюджетных обязательств заключение соглашений на предоставление субсидий является недопустимым.
Представитель заинтересованного лица указывает, что пункт 3.8.1 Порядка принят в соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Общих требований № 1492 и не нарушает права истцов.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Общих требований № 1492 при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается порядок предоставления субсидии в очередном финансовом году получателю субсидии, соответствующему установленным правовым актом требованиям, в случае невозможности ее предоставления в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего документа, без повторного прохождения отбора (в случае, если получатель субсидии определяется по результатам отбора в форме запроса предложений) (при необходимости).
Таким образом, оспариваемой нормой, в силу императивного требования нормативного акта, имеющего большую юридическую силу, ответчик определил порядок предоставления субсидии в очередном финансовом году получателю субсидии, в случае невозможности ее предоставления в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств,- без повторного прохождения отбора.
Вместе с тем последнее предложение пункта 3.8.1 Порядка: «Соглашение заключается на обеспеченный лимитами бюджетных обязательств период (на соответствующий финансовый год и плановый период) нельзя признать соответствующим нормам, имеющим большую юридическую силу.
По смыслу пункта 3.8.1 Порядка, если получатель субсидии в текущем финансовом году не получил денежные средства, которые должен был получить по Соглашению, невыплаченные Агентством в текущем году, в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств денежные средства, предоставляются в очередном году. При этом получатель субсидии не должен проходить отбор. Таким образом, речь идет о лимитах денежных обязательств, которые были доведены до казенного учреждения, выплата сумм в возмещение недополученных доходов определена Соглашением, однако ввиду недостаточности средств, условие Соглашения казенное учреждение в текущем году не может выполнить, и обязуется исполнить его в очередном году, не требуя прохождения отбора.
Пунктом 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2019 г. разъяснено, что само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий, если обязательность компенсации затрат (недополученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством.
Пункт 5 статьи 161 БК РФ предусматривает, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
При этом пунктом 7 статьи 161 БК РФ установлено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Кроме того, возникновение разницы между утвержденным льготным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство коммунального ресурса, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях данной организации понесенных ею экономических потерь.
Поскольку возникновение названной разницы является следствием реализации полномочий органами власти субъекта Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов) на соответствующий коммунальный ресурс, право на получение субсидии в целях компенсации указанной разницы не может быть поставлено в зависимость от наличия лимитов бюджетных обязательств доведенных до Агентства на соответствующий год.
Приведенная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в апелляционном определении от 14 июня 2018 г. N 74-АПГ18-3 с выводом, что статья 78 БК РФ не ограничивает предоставление субсидий лимитами бюджетных обязательств.
Согласно пункту 3.10.2 Порядка заключение соглашения о предоставлении субсидии осуществляется при наличии бюджетных средств, предусмотренных законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год и очередной плановый период в соответствии со сводной бюджетной росписью государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Оспаривая указанную норму, истцы ссылаются на то, ограничение предоставления субсидии лимитами бюджетных обязательств незаконно и противоречит смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации о полном возмещении недополученных доходов. Также указывает, что согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению, по обязательствам отвечает главный распорядитель бюджетных средств.
По смыслу приведенной нормы Порядка № 450-п заключение соглашения о предоставлении субсидии возможно только при условии наличия денежных средств, предусмотренных законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия).
Пунктом 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Таким образом, соглашения о предоставлении субсидий должны быть заключены в случаях и порядке, установленных законом субъекта Российской Федерации о государственном бюджете.
Такого условия предоставления субсидий и заключения соответствующих соглашений как фактическое наличие бюджетных средств, закон Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете в качестве условия для предоставления субсидий не предусматривает.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае следует учесть правовую позицию, выраженную Верховным Судом Российской Федерации в пункте 20 Обзора судебной практики N 4 (2020)"(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020), в котором указано что, не предусматривая механизма (порядка) возмещения организациям недополученных доходов от предоставления населению льготных услуг в ситуации, когда в соответствующем бюджете недостаточно средств, публично-правовое образование фактически допускает возможность несения истцами этих расходов полностью или частично за свой счет, что вступает в противоречие с конституционными гарантиями свободы экономической деятельности, права частной собственности.
Таким образом, оспариваемый пункт 3.10.2 Порядка № 450-п в части слов: «при наличии бюджетных средств» следует признать недействующим.
В удовлетворении исковых требований о признании недействующими главы 2, пунктов 3.7.3.2, 3.7.4.5 Порядка № 450-п следует отказать по следующим основаниям.
Главой 2 Порядка № 450-п регламентируются вопросы проведения отбора получателей субсидии, критерии, которым должны соответствовать заявители в целях предоставления субсидии по результатам отбора.
Истцы оспаривают полностью главу 2 Порядка № 450-п, со ссылкой на то, что Порядком № 450-п и действующим законодательством категория получателей субсидии уже определена, а критерием является применение ресурсоснабжающей организацией льготного тарифа при наличии экономически обоснованного тарифа. При таком положении, по мнению истцов, установление порядка и правил отбора получателей субсидии противоречат действующему законодательству.
Представители ответчика и заинтересованного лица считают доводы истцов в указанной части необоснованными, указывая, что глава 2 Порядка № 450-п, регулирующая порядок и правила отбора получателей субсидии принята ответчиком в соответствии с подпунктами «д» и «г» пункта 3 Общих требований № 1492.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов о признании недействующей главу 2 Порядка № 450-п.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Общих требований № 1492 в целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта).
Согласно подпункту "г" пункта 3 Общих требований, наименование получателя субсидии может быть указано в правовом акте в случае, если он определен в соответствии с международным договором Российской Федерации, федеральным законом, законом (решением) о бюджете, решением Президента Российской Федерации, решением, принимаемым Правительством Российской Федерации, в целях использования резервного фонда соответствующего исполнительного органа государственной власти, или в отношении гранта в форме субсидии в случае, если он определен решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Таким образом, в правовом акте может быть указано наименование конкретного получателя субсидии, если он определен законом (решением) о бюджете. Если законом (решением) о бюджете конкретный получатель субсидии не определен, в нормативном акте должны быть определены критерии отбора получателей субсидии.
Закон Республики Саха (Якутия) от 01.12.2020 2265-З N 441-VI (ред. от 20.10.2021) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" не содержит наименования истцов в качестве получателей субсидии. Напротив, подпунктом 1 части 2 статьи 9 названного закона предусмотрено, что субсидии предоставляются в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия) или актами уполномоченных им органов государственной власти Республики Саха (Якутия), которые должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий..
Пунктом 1.5 Порядка №450-п определены категории получателей субсидии. В частности указано, что к ним относятся юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) или индивидуальные предприниматели, поставляющие коммунальные ресурсы (услуги), предоставляемые льготной категории потребителей через исполнителей коммунальных услуг либо непосредственно (подпункт 1.5.1 Порядка).
Пунктом 2.1 Порядка № 45-п определено, что способом проведения отбора является запрос предложений, на основании заявок, направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из соответствия участника отбора категориям Получателей субсидии, указанным в пункте 1.5 настоящего Порядка, и очередности поступления заявок на участие в отборе.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к категории лиц, указанных в пункте 1.5 Порядка, вправе подать заявку для участия в отборе, проведение которого осуществляется способом запроса предложений. Ответчик определил категорию и критерий отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Общих требований № 1492.
С учетом изложенного суд считает обоснованным довод ответчика о том, что в законе о бюджете не имеется возможности указать конкретных получателей субсидии, предоставляемой в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением коммунальных услуг льготной категории населения, их состав может меняться в течение всего финансового года, внесение изменений в закон о бюджете занимает длительное время, в процессе внесения изменений новые получатели субсидий не будут своевременно получать положенные им субсидии, и приходит к выводу о необоснованности требований истца о признании недействующей главы 2 Порядка № 450-п.
Пунктом 3.7.3.2 Порядка № 450-п установлено, что в случае оказания коммунальных услуг исполнителем, Сведения выгружаются по документам приемки поставленных коммунальных ресурсов, подписанным между Получателем субсидии и исполнителем коммунальных услуг по договору ресурсоснабжения в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее также Правила № 124).
При этом по домам, в которых приняты в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета (далее - ОДПУ), Сведения загружаются в АСЮЛ по данным ОДПУ. Указанные данные загружаются без объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев указанных в пункте 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оспаривая приведенное положение, истцы указывают, что Правила № 124 не содержат требования о составлении и подписании ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг документа приемки поставленных коммунальных ресурсов. Указывают, что действующим законодательством предусмотрены и возможны фактически сложившиеся договорные отношения в силу самого факта потребления, в отсутствие подписанного между сторонами договора энергоснабжения. Оспариваемым актом не предусмотрены действия ресурсоснабжающих организаций (далее также РСО) либо Агентства в случае уклонения или немотивированного отказа стороны (исполнителя услуг) от подписания акта приемки и право РСО предоставить акт без подписи уклонившейся стороны, что было предусмотрено пунктом 2.8.6 Порядка № 450-п в редакции, действовавшим до мая 2021 года.
Представитель ответчика в письменном возражении и представитель заинтересованного лица в суде указывают, что абзац первый оспариваемого пункта регулирует случаи, когда между исполнителем коммунальных услуг и получателем субсидии подписаны документы приемки поставленных коммунальных ресурсов. Абзацем вторым оспариваемого пункта урегулированы случаи, когда в субсидируемом жилом фонде приняты в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета. Предусматривая такое регулирование, ответчик исходил из того, что сведения, предоставляемые получателями субсидий, в том числе сведения об объемах предоставленных услуг, должны быть достоверными, и Агентство должно иметь возможность проверить достоверность этих сведений. То есть, РСО должно предоставлять сведения, достоверность которых могут подтвердить, в данном случае документом приемки поставленных коммунальных ресурсов, подписанным между Получателем субсидии и исполнителем коммунальных услуг по договору ресурсоснабжения.
Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования о признании недействующим пункт 3.7.3.2 по следующим основаниям.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии со статьей 465 Гражданского кодекса РФ количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения (ч.1) Если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным (ч.2).
В силу статьи 541 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Обязанность включения условия о передаче данных об объемах поставки коммунальных ресурсов установлена подпунктом "д" пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N124 от 14 февраля 2012 года. Указанной нормой предусмотрено, что в договоре ресурсоснабжения также предусматривается следующее условие: обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию не позднее 26-го числа расчетного месяца. В отношении договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности) указанные обязательства устанавливаются с учетом требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике и Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе в части получения исполнителем показаний приборов учета электрической энергии, установленных в многоквартирном доме, с использованием интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
Аналогичные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N643, которым утверждены типовые договоры в области горячего водоснабжения; Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N645, которым утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения.
В данных типовых договорах предусмотрен раздел "Порядок осуществления учета поданной (полученной) воды", в соответствии с которым определяются объем поданной (полученной) горячей воды исходя из объема потребления горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды согласно показаниям приборов учета (или расчетным способом) и количество поданной холодной воды в соответствии с данными учета фактического потребления ресурса по показаниям приборов учета (или расчетным способом).
Пунктом 27 постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N808 "Об организации теплоснабжения в РФ" установлено, что в договоре теплоснабжения определяются порядок и периодичность передачи документов и данных коммерческого учета фактически потребленной тепловой энергии и (или) теплоносителя.
Учитывая, что объем предоставленных коммунальных ресурсов подлежит учету, является одним из составляющих расчета размера субсидии, получатель субсидии обязан подтвердить достоверность данных об объеме предоставленных услуг.
Суд полагает, что достоверность данных об объеме предоставленных коммунальных услуг, в случае, если между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем услуг заключен соответствующий договор, может и должен быть подтвержден документом приемки поставленных коммунальных услуг. Доводы истца о том, что исполнителям услуг выставляются счета-фактуры, которые последние могут не подписать, не могут служить основанием для освобождения получателя субсидии соответствующим образом подтверждать объемы предоставленных услуг.
Довод истцов, что Порядок № 450-п не предусматривает, какие действия должна предпринять ресурсоснабжающая организация, если исполнитель не будет подписывать акты приемки, не может служить основанием для признания оспариваемой нормы недействующей, поскольку полномочием регулировать отношения между ресусоснабжающей организацией и исполнителем услуг ответчик не наделен. Указанной нормой ответчик устанавливает одно из условий предоставления субсидий. Данное условие является обоснованным, поскольку объем предоставленных услуг является одним из составляющих расчета размера субсидий (пункт 3.7.4.4.). Сведения об объеме предоставленных услуг должны подтверждаться и быть достоверными.
Таким образом, подпункт пункт 3.7.3.2 Порядка не возлагает на истцов дополнительных обязанностей, выходящих за требования, предусмотренные федеральным законодательством, в связи с чем подлежит отклонению довод истцов об ограничении названным пунктом Порядка их прав на получение субсидий.
Пунктом 3.7.4.5 Порядка № 450-п предусмотрено, что Агентство принимает к начислению субсидии в разрезе домов (поадресно), отдельно по каждому виду услуг в отдельно взятом муниципальном образовании (поселении), отдельно по каждому тарифу, нарастающим итогом с учетом предыдущих месяцев, в следующем порядке:
а) по объемам коммунальных ресурсов (услуг):
- в случае, если фактические значения больше плановых значений, то к начислению принимаются плановые значения;
- в случае, если фактические значения меньше плановых значений, то к начислению принимаются фактические значения;
б) по размеру субсидий:
- в случае, если фактические значения больше плановых значений, то к начислению принимаются плановые значения;
- в случае, если фактические значения меньше плановых значений, то к начислению принимаются фактические значения.
Суммы принятых начислений в разрезе домов (поадресно) образуют всего сумму субсидий по Получателю субсидии подлежащих перечислению в соответствии с пунктом 3.12 Порядка.
Истцы считают, что приведенная норма противоречит статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации о полном возмещении недополученных доходов в связи с применением льготных тарифов.
Представители ответчика и заинтересованного лица считают, что требования истцов в этой части основаны на неправильном толковании приведенной нормы. Указывают, что пункт 3.7.4.5 Порядка № 450-п никоим образом не нарушает прав получателей субсидии на полное возмещение недополученных доходов. Фактический объем предоставленных услуг и фактические размеры субсидий учитываются Агентством и служат основанием для заключения дополнительных соглашений в соответствии с пп. «б» п. 3.10.5 Порядка №450-п, которым предусмотрено заключение дополнительных соглашений при наличии сверхплановых субсидий по предыдущим периодам.
Суд считает необоснованными доводы истцов, оспаривающих пункт 3.7.4.5 Порядка № 450-п по следующим основаниям.
Пунктом 3.7.2 Порядка № 450-п предусмотрено, что размер субсидии определяется в соответствии с методикой формирования прогноза, определения размера субсидии на возмещение недополученных доходов или финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, являющейся приложением N 2 к настоящему Порядку (далее - Методика).
В соответствии с указанной Методикой Агентство в целях расчета сумм субсидий на календарный год для определения в последующем годовой потребности субсидий и заключения Соглашений с Получателями субсидий формирует прогнозную сумму субсидий в разрезе Получателей субсидий (далее - Прогноз) (пункт 2.1 Методики).
Лимит субсидий на расчетный финансовый год формируется в соответствии с пунктом 3.2 настоящей Методики в разрезе Получателей субсидий по видам услуг с помесячным распределением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (пункт 3.3 Методики). Лимит субсидий изменяется (корректируется) в случаях, определенных в подпункте 3.7.3 Порядка.
Размер субсидии в Соглашениях устанавливается не более Лимита субсидий в разрезе Получателей субсидий, утвержденного пунктом 3.3 настоящей Методики (пункт 3.4 Методики).
Таким образом, Агентство в течение финансового года не может увеличить размер субсидии, установленный в соглашении о предоставлении субсидии, даже если из предоставленных получателем субсидии сведений за месяц следует, что объем предоставленных услуг фактически превышает запланированный, поскольку указанное будет означать нарушение запрета, установленного пунктом 3.4 Методики (не превышать запланированной суммы лимита субсидии). В этой связи, пунктом 3.7.4.5 Порядка № 450-п и предусмотрено, что в случае, если фактические значения по объемам коммунальных ресурсов (услуг), предоставленных в прошедшем месяце, больше плановых значений, то к начислению принимаются плановые значения.
Такое регулирование не нарушает права истцов на полное возмещение недополученных доходов, исходя из следующего.
Согласно пункту 3.5.4 Методики фактический объем поставки субсидируемых коммунальных ресурсов (услуг) выгружается в РГИС ЖКХ за указанный в пункте 2.2 настоящей Методики период.
В соответствии с пунктом 2.2 Методики для определения объемов в Прогнозе по Получателю субсидии за базовый объем принимаются все фактические объемы по субсидируемым видам коммунальных ресурсов (услуг) в период календарного года (с 1 января по 31 декабря) прошедшего года без учета корректировок, объемов по перерасчетам, не приходящимся на данный период, загруженные в разрезе домов в АСЮЛ из РГИС ЖКХ, а также объемы планируемых к подключению домов, по информации, представляемой в Агентство Получателем субсидии.
Таким образом, все фактические объемы по субсидируемым видам коммунальных ресурсов (услуг) в период календарного года (с 1 января по 31 декабря) прошедшего года будут учтены Агентством при формировании прогнозной суммы субсидий в последующем.
Выделение в текущем финансовом году дополнительных ассигнований сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, связанных с оплатой превышения фактически сложившихся объемов над плановой величиной, законодательством не предусмотрено.
Кроме того, пунктом 3.7.4.5 Порядка № 450-п предусмотрены основания, условия заключения дополнительных соглашений о предоставлении субсидий. Так, пунктами «а», «б» «з» пункта 3.7.4.5 Порядка № 450-п предусмотрено заключение дополнительных соглашений в следующих случаях: а) изменение объемов коммунальных ресурсов (услуг) в текущем финансовом году, при наличии лимитов бюджетных обязательств по заявлению Получателя субсидии; б) наличие сверхплановых субсидий по предыдущим периодам, при наличии лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с пунктом 3.10.8 настоящего Порядка; з) при приведении суммы субсидии по Соглашению к соответствию с фактическими данными при закрытии субсидируемого периода.
Таким образом, довод истцов, что применение оспариваемого пункта 3.7.4.5 Порядка № 450-п позволяет Агентству не учитывать фактические значения объемов предоставленных услуг и фактические размеры субсидий, предусматривая возможность исходить только из плановых значений указанных данных, и тем самым нарушать права истцов на полное возмещение недополученных доходов, является необоснованным.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое условие предоставления субсидии не противоречит федеральному законодательству, предусмотрено его нормами и не нарушает прав и законных интересов истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
В данном случае суд приходит к выводу о признании приведенных выше оспариваемых положений недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку оспариваемые нормы применялись. Из пояснений представителей истцов и заинтересованного лица следует, что после принятия Приказа № 218-ОД от 20 мая 2021 г., которым внесены изменения в Порядок № 450-п, между сторонами заключались новые Соглашения о предоставлении субсидий, с учетом норм Порядка № 450 –п в новой редакции.
В связи с частичным удовлетворением требований о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу каждого из административных истцов сумму государственной пошлины, уплаченной ими при подаче административных исковых заявлений.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые заявления публичного акционерного общества «Якутскэнерго» и акционерного общества «Теплоэнергосервис» к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) об оспаривании нормативного правового акта в части, удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 3 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) № 450-п от 27 сентября 2017 г. (в редакции от 20 мая 2021 года) об утверждении Порядка предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги в части слов: «настоящий приказ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года».
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (в редакции от 20 мая 2021 года), утвержденный Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) № 450-п от 27 сентября 2017 г. в части, а именно:
- пункт 1.3 в той части, в какой данный пункт не предусматривает такую цель предоставления субсидий как возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
-пункт 3.8.1 в части слов: «соглашение заключается на обеспеченный лимитами бюджетных обязательств период (на соответствующий финансовый год и плановый период)»;
-пункт 3.10.2 в части слов «при наличии бюджетных средств».
В остальной части исковых требований отказать.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в пользу ПАО «Якутскэнерго» государственную пошлину в размере 4 500 рублей.
Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в пользу АО «Теплоэнергосервис.» государственную пошлину в размере 4 500 рублей.
На решение может быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Судья Верховного Суда РС(Я): З.С. Дьяконова
Решение принято в окончательной форме 18 января 2022 года.