Дело 3а-2/2022 УИД 34OS0000-01-2020-000361-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 14 февраля 2022 года
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Антропова Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гончаренко Е.Л.,
с участием прокурора прокуратуры Волгоградской области Еланскова В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об оспаривании нормативных правовых актов в части и возложении обязанности,
установил:
Среднеахтубинской районной Думой Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области 30 июня 2020 года принято решение № 14/156 «Об утверждении генерального плана городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области» недействующим с момента его принятия.
Нормативный правовой акт опубликован в печатном издании «Звезда» № 51 (11901) от 7 июля 2020 года.
Среднеахтубинской районной Думой Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области 30 июня 2020 года принято решение № 14/157 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области».
Нормативный правовой акт опубликован в печатном издании «Звезда» № 51 (11901) от 7 июля 2020 года.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими генерального плана и правил землепользования и застройки городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <.......>, принадлежащего ФИО1, к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач, поскольку ранее указанный земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: размещение индивидуального жилого дома, и исключение спорного участка из границ р.п. Средняя Ахтуба. Также просил восстановить нарушенные права и устранить допущенные нарушения путем включения спорного земельного участка в границы городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
ФИО5 и ФИО3 обращаясь в суд, просили признать недействующим генеральный план городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами <.......>, <.......> принадлежащие им, исключены из границ населенного пункта р.п. Средняя Ахтуба, поскольку они относятся к зоне экстенсивного природопользования природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». Просили восстановить нарушенные права и устранить допущенные нарушения путем включения спорных земельных участков в границы городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в обосновании которого указала, что на праве собственности ей принадлежит земельный участок с кадастровым номером <.......>, относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: для производства сельхозпродукции. На основании генерального плана и правил землепользования и застройки городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на территории данного земельного участка не планируется развитие жилой застройки. Просила признать не действующими указанные нормативные правовые акты в части принадлежащего ей земельного участка.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО6 поддержали заявленные требования, просили признать решение Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 30 июня 2020 года №14/156 и постановление Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 30 июня 2020 года №14/157 незаконными, обязав административного ответчика устранить допущенные нарушения в отношении земельных участков, принадлежащих истцу на праве собственности.
Представитель административных истцов ФИО2, ФИО3, ФИО4 – ФИО7 исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объёме.
Представитель Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области ФИО8 возражала против удовлетворения исковых требований, просила в удовлетворении отказать, в судебном заседании пояснила, что оспариваемые акты были приняты в соответствии с действующим законодательством.
Представитель административного ответчика Администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области ФИО9 возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в удовлетворении отказать, в судебном заседании пояснила, что нарушений при принятии нормативных актов допущено не было.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2).
В силу части 15 статьи 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 КАС РФ).
Проверяя в силу части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, и вступления их в силу, суд приходит к следующим выводам.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 Закона № 131-ФЗ.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). В силу пункта 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статей 24, 25 ГрК РФ, порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки – положениями статей 31 - 33 ГрК РФ.
Согласно статье 2 Закона Волгоградской области № 1040-ОД Фрунзенское является сельским поселением в составе Среднеахтубинского района.
В части 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33, части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных части 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).
В силу части 4 статьи 14 Закона № 131-ФЗ только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с части 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Закон Волгоградской области от 28 ноября 2014 г. № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» (далее – Закон Волгоградской области № 156-ОД) закрепил за сельскими поселениями в Волгоградской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19, 24, 26, 31, 33.1, 33.2 и 38 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ.
Согласно пункта 3 статьи 29 Устава Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (в редакции от 2 ноября 2017 года № 46/289) муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их обнародования.
Часть 2 статьи 47 Закона N 131-ФЗ предусматривает, что под официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования, как это закреплено частью 3 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), регулирующего отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляющего основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, свободу поиска, получения, передачи и распространения информации (пункты 1 и 3 статьи 4).
Муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления, относятся к информации о деятельности органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 1 Федерального закона N 8-ФЗ).
Перечень способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренный статьей 6 вышеуказанного Федерального закона, не является исчерпывающим и предусматривает, в том числе, такие способы доступа к информации как обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации, размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет", размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах, ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 Постановления от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснил, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
По смыслу приведенных нормативных положений, при наличии в муниципальном образовании печатного периодического издания, используемого в целях размещения правовой информации о деятельности органов местного самоуправления, доведение до сведения населения принятых нормативных правовых актов должно в обязательном порядке осуществляться с использованием такого издания, то есть, путем официального опубликования, что не исключает возможности применения иных способов обеспечения доступа к информации в целях доведения его до сведения населения и ознакомления с его содержанием. Установленный Уставом муниципального образования порядок обнародования акта должен обеспечивать возможность доведения его до сведения населения и ознакомления с его содержанием.
Из материалов дела следует, что согласно Соглашения между органом местного самоуправления поселения (р.п. Средняя Ахтуба) и органом местного самоуправления муниципального района (Среднеахтубинский муниципальный район Волгоградской области) о передаче осуществления части положений от 25 декабря 2019 года, оно закрепляет передачу администрации района осуществление части полномочий органа местного самоуправления, в том числе: разработка и утверждение генерального планов и правил застройки и землепользования поселения, утверждение на основе генеральных планов поселения документов по планировке территории.
Указанное Соглашение опубликовано в печатном издании «Звезда» № 2 (11953) и вступило в законную силу лишь 15 января 2021 года.
Таким образом, доказательства официального опубликования указанного нормативного правового акта до 30 июня 2020 года, то есть до принятия оспариваемых нормативных правовых актов, административными ответчиками в нарушение требований части 9 статьи 213 КАС РФ не представлены, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что Соглашение между органом местного самоуправления поселения (р.п. Средняя Ахтуба) и органом местного самоуправления муниципального района (Среднеахтубинский муниципальный район Волгоградской области) о передаче осуществления части положений от 25 декабря 2019 года являлось не вступившим в законную силу на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Как разъяснено в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
При установленных обстоятельствах и в силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ решения Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области 30 июня 2020 года № 14/156 «Об утверждении генерального плана городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области» и № 14/157 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области» признаются судом не действующими полностью со дня их принятия, поскольку они приняты на основании Соглашения, не вступившего в силу, и они не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
Кроме того, суд считает оспариваемые нормативные правовые акты недействующие ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом в соответствии с частью 4 статьи 7 названного закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа определен статьей 24 ГрК РФ, в которой указано на обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ.
Частью 2 статьи 25 ГрК РФ предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в следующих случаях:
1) в соответствии с документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации планируется размещение объектов регионального значения на территориях поселения, городского округа;
2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;
3) на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.
Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283 предусматривается, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В ходе рассмотрения дела Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области представлены результаты выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, которым выявлено включение в границы населенного пункта лесных участков, находившихся в федеральной собственности.
В данном случае судом установлено, что в нарушение норм статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана утвержден без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1, части 12 статьи 25 ГрК РФ, пунктов 4, 20 и 23 Положения о согласовании, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 3 февраля 2010 года N 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана р.п. Средняя Ахтуба, предусматривающего включение в границы населенного пункта лесных участков, является существенным нарушением порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Таким образом, установив, что при подготовке проекта Генерального плана нарушена предусмотренная ГрК РФ процедура согласования, а также документально подтвержден факт наложения границ населенного пункта на участки лесного фонда, оспариваемые решения об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки приняты неуполномоченным органом, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания указанных нормативных правовых актов недействующими.
Кроме того, согласно пункту 4.3 постановления Правительства Волгоградской области от 17 марта 2014 г. N 111-п "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования и подготовки заключений на них" органы исполнительной власти и уполномоченный орган рассматривают проект документа территориального планирования муниципального образования, расположенного на территории Волгоградской области, и подготавливают заключения о согласовании (об отказе в согласовании) указанного проекта либо сообщения об отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации случаев согласования с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации документов территориального планирования муниципального образования (далее именуются - сообщения).
В случае поступления в уполномоченный орган хотя бы от одного органа исполнительной власти заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования муниципальных образований, расположенных на территории Волгоградской области, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней проводит согласительное совещание с представителями этого органа исполнительной власти с целью выработки единой позиции по указанному проекту и в течение двух рабочих дней со дня проведения согласительного совещания готовит протокол согласительного совещания (пункт 4.7 Постановления № 111-п).
В течение двух рабочих дней со дня истечения срока, установленного пунктом 4.3 настоящего Положения, или со дня подготовки протокола согласительного совещания уполномоченный орган подготавливает проект сводного заключения о согласовании проекта документа территориального планирования муниципальных образований, расположенных на территории Волгоградской области, а также проект постановления Администрации Волгоградской области об его утверждении и направляет их в Администрацию Волгоградской области в установленном порядке (пункт 4.8 Постановления № 111-п).
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Волгоградской области от 25 мая 2020 года № 296-п отказано в согласовании проекта генерального плана городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в связи с имеющимися замечаниями комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области, комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и комитета сельского хозяйства Волгоградской области.
Постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 18 июня 2020 года № 355 создана согласительная комиссия по урегулированию замечаний администрации Волгоградской области по проекту генерального плана городского поселения р.п. Средняя Ахтуба.
Из протокола согласительной комиссии от 23 июня 2020 года следует, что замечания, указанные комитетом архитектуры и градостроительства Волгоградской области и комитетом сельского хозяйства Волгоградской области устранены. Кроме того, постановлено: направить главе Среднеахтубинского муниципального района проект генерального плана р.п. Средняя Ахтуба для принятия решения о направлении проекта на утверждение. Между тем, нарушения, указанные комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области устранены не были.
При этом, в нарушение пункта 4.8 постановления Правительства Волгоградской области от 17 марта 2014 г. N 111-п "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования и подготовки заключений на них" проект сводного заключения на основании генерального плана с внесенными изменениями не составлялся, решение об утверждении сводного заключения о согласовании проекта генерального плана городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области не принималось.
С учетом изложенного суд полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с нарушением установленной процедурой их принятия, затрагивают и нарушают права и законные интересы административных истцов и заинтересованных лиц.
Между тем, признавая генеральный план и правила землепользования и застройки городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области недействующими, суд считает необходимым обратить внимание на следующее.
Документами территориального планирования муниципальных образований согласно статьям 9, 18 ГрК РФ являются генеральные планы.
Генеральные планы городских округов содержат в себе карты функционального зонирования, которые в соответствии со статьями 1, 23 ГрК РФ определяют границы и функциональное назначение территории муниципального образования.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Таким образом, территориальное планирование предполагает сочетание частных и публичных интересов и необходимость учета развития территорий при осуществлении градостроительной деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 г. № 13-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2153-О, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 г. №671-О, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 1453-О, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. № 443-О, Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции РФ закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 ЗК РФ, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением.
В соответствии с частью 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Таким образом, установление функционального зонирования генеральным планом направлено на устойчивое развитие территории, соблюдение интересов жителей р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области.
Кроме того, согласно части 4 статьи 9 ГрК РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
С учетом изложенного, установление соответствующих видов функционального зонирования, генерального плана направлено на обеспечение возможности развития территории, а отсутствие обозначения указанных объектов местного значения приведет к невозможности впоследствии изъятия указанных участков для муниципальных нужд и обеспечения населения гарантируемыми законодательством благоприятными условиями проживания.
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории, исходя из планов развития территории городского округа в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения.
Тем самым, генеральный план как документ территориального планирования может не соответствовать фактическому использованию земельного участка, поскольку определяет перспективное развитие территории.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <.......>, принадлежащий ФИО1, раздел которого произведен на <.......> земельных участка без оформления документации по планировке территории, согласно оспариваемому Генеральному плану не находится на территории населенного пункта р.п. Средняя Ахтуба, а отнесен к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения.
Доводы административного истца о том, что указанный земельный участок располагался в границах населенного пункта р.п. Средняя Ахтуба и не может быть выведен за его пределы опровергается заключением экспертизы, согласно которой спорный земельный участок частично располагался в границах городского поселения р.п. Средняя Ахтуба, а включение такого участка в границы населенного пункта не допускается.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).
Статьей 87 ЗК РФ предусмотрено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
При таких обстоятельствах, каких-либо нарушений при отнесении административным ответчиком спорного земельного участка к землям указанной категории не имеется.
Так же не противоречит требованиям законодательства изменение категории земельного участка, принадлежащего ФИО4, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории, исходя из планов развития территории городского округа в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения.
Поскольку генеральный план является первичным по отношению к правилам землепользования и застройки, то Правила землепользования и застройки муниципального образования должны соответствовать Генеральному плану муниципального образования, поэтому отнесение административным ответчиком территории к определенной функциональной зоне не свидетельствует о нарушении прав граждан.
При этом, в соответствии с пунктом 16 статьи 24 ГрК РФ, заинтересованные физические и юридические лица не лишены возможности обратиться к главе местной администрации с предложениями внести изменения в генеральный план. Процедура внесения изменений в генеральный план четко обозначена статьями 9, 24 и 25 ГрК РФ и является идентичной процедуре принятия генерального плана.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе, природных парков.
Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения и являются собственностью субъектов Российской Федерации, находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 5, 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
В силу статей 2, 5 Закона Волгоградской области от 7 декабря 2001 г. № 641-ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области», территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 5 июня 2000 г. № 404 «О создании государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Законом Волгоградской области от 6 декабря 1999 г. № 335-ОД «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области», а также во исполнение Закона Волгоградской области от 17 апреля 1998 г. № 167-ОД «Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы», постановления Главы администрации Волгоградской области от 20 ноября 1998 г. № 623 «О координации работ по реализации Закона Волгоградской области «Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы» на основании представления Государственного комитета по охране окружающей среды Волгоградской области от 24 сентября 1999 г. № 1175/1 на территории Волгоградской области создано Государственное бюджетное учреждение «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».
Пунктом 1 постановления главы администрации Волгоградской области от 26 апреля 2002 г. № 339 «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» утверждены прилагаемые границы государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами <.......> принадлежащие ФИО2 и ФИО3, как на момент их формирования, так и на момент их приобретения в 2014 г. и 2012 г. соответственно, входили в состав особо охраняемых природных территорий субъекта Российской Федерации – Волгоградской области, были исключены из границ населенного пункта р.п. Средняя Ахтуба, поскольку относятся к зоне экстенсивного природопользования природного парка «Волго-Ахтубинская пойма».
Федеральный законодатель в порядке реализации возложенных на него полномочий предусмотрел в ЗК РФ, в его пункте 2 и подпункте 1 пункта 5 статьи 27 - что земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанных в пункте 4 данной статьи, ограничиваются в обороте и, соответственно, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества», в абзаце 2 пункта 8 статьи 28, установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе особо охраняемых природных территорий и объектов.
Пунктом 5 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также установлен запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий.
Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 г. № 917 «Об утверждении Положения о природном парке «Волга-Ахтубинская пойма» впервые были определены ограничения оборота земель, входящих в границы природного парка, особый режим данных территорий введен со дня образования природного парка в 2000 г.
Все земельные участки, находящиеся в границах природного парка и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания закона являются собственностью Волгоградской области, и администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области не имела полномочий на распоряжение землями особо охраняемой природной территории Волго-Ахтубинской поймы, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Волгоградской области. Документов, подтверждающих передачу таких полномочий, не представлено, содержащиеся в материалах дела акты согласования к таковым не относятся.
Таким образом, отсутствие в границах населенного пункта р.п. Средняя Ахтуба спорных земельных участков не противоречит каким-либо нормам действующего законодательства.
Учитывая изложенное, проанализировав оспариваемый Генеральный план и Правила землепользования и застройки на предмет их соответствия положениям ГрК РФ, исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что допущенные многочисленные нарушения процедуры принятия указанных актов являются существенными и достаточными для признания оспариваемых нормативных правовых акта недействующими, что является основанием для удовлетворения административных исковых заявлений в этой части, отказав в требованиях об устранении нарушения закона в части изменения разрешенного использования спорных земельных участков и включении их в границы населенного пункта.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что при их принятии нарушена процедура, считает необходимым признать оспариваемые акты недействующими со дня их принятия.
Исходя из положений статьи 215 КАС РФ, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов печатном издании и сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об оспаривании нормативно-правового акта в части и возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать решение Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 30 июня 2020 года № 14/156 «Об утверждении генерального плана городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области» недействующим с момента его принятия.
Признать решение Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 30 июня 2020 года № 14/157 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области» недействующим с момента его принятия.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Среднеахтубинскую районную Думу Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области устранить нарушения закона в части изменения разрешенного использования земельных участков, включить земельные участки, принадлежащие ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в границы населенного пункта р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области отказать.
Возложить на Среднеахтубинскую районную Думу Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области обязанность опубликовать в течение одного месяца вступившее в законную силу решение суда на официальном сайте муниципального образования Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области http://www.sredneahtubinskij.volganet.ru и в издании МАУ Редакция «Газета Звезда».
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.
Судья Е.А. Антропов