ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2/2024 от 16.01.2024 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№3а-2/2024

10OS0000-01-2023-000127-90

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2024 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

при секретаре Сафоновой М.В.,

с участием прокурора Ильмаста А.Н.,

представителя административных истцов и заинтересованных лиц Галкиной С.А., Смирновой Т.А., Ананьевой Ю.М., Кравченок В.Ф., Щербаковой Н.В., Закопайко Е.Л., Прончагиной Е.В. - Суржко Г.А.,

представителей административного ответчика Орса Е.В., Пупышевой М.А., Константинова О.Н.,

представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» - Семоевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-2/2024 по административному исковому заявлению Гоголевой Жанны Петровны о признании недействующими постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 года №175 «О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» (территория оказания услуг - Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский и Сортавальский муниципальные районы)» и от 22 ноября 2022 года №136 «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую населению обществом с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» и административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Земля плюс» о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 года №175 «О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» (территория оказания услуг - Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский и Сортавальский муниципальные районы)»,

УСТАНОВИЛ:

Иск предъявлен Гоголевой Ж.П. по тем основаниям, что постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее – Госкомитет) от 20.12.2018 №175 обществу с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» (далее – Общество) установлены тарифы на тепловую энергию (территория оказания услуг - Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский и Сортавальский муниципальные районы)» согласно приложению №1 (далее – Постановление №175 от 20.12.2018). Постановлением Госкомитета от 22.11.2022 №136 Обществу установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую населению, согласно приложению (далее – Постановление №136 от 22.11.2022). Административный истец является потребителем коммунальной услуги отопления на территории Сортавальского городского поселения. По мнению административного истца, указанные нормативные правовые акты приняты Госкомитетом с нарушением норм федерального законодательства, нарушают ее права и законные интересы.

В обоснование требований Гоголева Ж.П. указывает, что в Постановление №175 от 20.12.2018 были внесения изменения Постановлением от 21.02.2023 №7, которое, как следует из протокола заседания правления Госкомитета от 21.02.2023 №7, принято во исполнение Предписания ФАС России от 29.12.2022 №СП/118495/22 (далее – Предписание). Согласно п.2 Предписания Госкомитету необходимо было исключить из НВВ Общества на 2022г. «Расходы на покупку энергетических ресурсов (топливо на технологические цели)» затраты на природный газ в размере 979,64 тыс.руб. и из неподконтрольных расходов 2022г. расходы на «Обязательное страхование» в размере 142,1 тыс.руб. Пунктом 3 Предписания предписывалось провести дополнительный анализ и расчет расходов, включенных в НВВ Общества на 2019-2022гг. и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении, исключив выявленные не подтвержденные (экономически необоснованные расходы (доходы) из НВВ Общества по статьям затрат: «Ремонт основных средств» на 2019 год, «Расходы на оплату иных работ и услуг» в части статьи «Содержание автотранспорта» и «Услуги связи» на 2019 год, «Оплата труда» на 2019 год, «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера на 2019 год, «Страховые взносы (отчисления)» на 2019-2023гг. В п.4 Предписания указано Госкомитету по результатам исполнения п.2 и 3 Предписания пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов Общества 2019 года, величину НВВ Общества на 2019-2023гг. и пересмотреть (установить) тарифы на услуги теплоснабжения, обеспечив введение их в действие с 01.03.2023 в соответствии с положениями Основ ценообразования, Методических указаний и Предписанием. Из протокола заседания Правления от 21.02.2023 №7 не усматривается, что Госкомитет выполнил требования Предписания и исключил выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из НВВ Общества. Указанное противоречит ч.1 ст.7, ч.1 ст.10 Федерального закона «О теплоснабжении», п.22, абз.2-3 п.51 Основ ценообразования, п.7 и п.11 Методических указаний №760-э и повлекло установление тарифа на тепловую энергию с 01.03.2023 в размере 4700,88 руб. /Гкал – в необоснованно завышенном размере.

Постановлением Госкомитета №136 от 22.11.2022 тарифы на тепловую энергию, поставляемую Обществом населению, дополнительно дифференцированы по территории поселений в установленных границах (минимальный тариф установлен для потребителей Ильинского сельского поселения – 2536,33 руб./Гкал, максимальный – на территориях Сортавальского, Хелюльского городских поселений, Кааламского и Хаапалампинского сельских поседений, Лахденпохского городского поселения, Мийнальского, Элисенваарского, Куркиекского, Хийтольского, Салминского, Харлусского сельского поселений, д.Рауталахти, Олонецкого городского поселения – 4045,42 руб. /Гкал., в иных поселениях – 2930,21 руб. /Гкал, 3552,52 руб./Гкал, 3789,59 руб./Гкал, 3917,72 руб./Гкал). В отсутствие соответствующего закона субъекта РФ фактически установлены отдельные категории (группы) потребителей льготных регулируемых тарифов, поставляемых населению Обществом, что противоречит ч.13-15 ст.10, ч.3 и ч.4 ст.11 Федерального закона «О теплоснабжении», п.23 Основ ценообразования, п.52 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения,

Гоголева Ж.П. просила признать недействующими со дня принятия Постановление №175 от 20.12.2018 и Постановление №136 от 22.11.2022.

ООО «Земля плюс» вступило в дело в качестве административного соистца с требованиями о признании недействующим со дня принятия Постановления №175 от 20.12.2018 по основаниям, указанным Гоголевой Ж.П. в административном иске.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Галкина С.А., Смирнова Т.А., Ананьева Ю.М., Кравченок В.Ф., Щербакова Н.В., Закопайко Е.Л., Прончагина Е.В. (по их ходатайствам), ООО «Петербуртеплоэнерго», Министерство финансов Республики Карелия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Административный ответчик в возражениях на иск указал, что Гоголева Ж.П. в иске не сослалась на то, каким образом оспариваемые нормативные правовые акты нарушают ее права. В рамках дела №3а-25/2023 Постановление №175 от 20.12.2018, в том числе, в редакции Постановления №7 от 21.02.2023, признано недействующим с момента принятия, тем самым, исключено из системы правового регулирования. Во исполнение Предписания Госкомитет провел дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в НВВ Общества на 2019-2022гг, соответствующий анализ отражен в экспертном заключении. Ошибочной является позиция Суржко Г.А. о запрете при исполнении Предписания пересматривать иные расходы, включенные в НВВ. Госкомитет письменно проинформировал ФАС России об исполнении Предписания, представив копию Постановления №7 от 21.02.2023, копию протокола заседания правления от 21.02.2023 №7, экспертное заключение от 14.02.2023. Замечаний по исполнению Предписания от ФАС России не поступало. В части принятия Постановления №136 от 22.11.2022 сослались на п.2.2. ч.1 ст.8 Закона о теплоснабжении, п.5 (3) Основ ценообразования. Указали, что установленные Постановлением №136 от 22.11.2022 тарифы приняты с учетом ограничения роста тарифов утвержденными предельными индексами изменения размеры платы граждан за коммунальные услуги. Население оплачивает тепловую энергию по тарифам, дифференцированным по поселениям. В иске просят отказать.

Заинтересованное лицо - ФАС России - в отзыве на иск указало, что по результатам оценки представленных Госкомитетом материалов ФАС России пришла к выводу о надлежащем исполнении органом регулирования Предписания.

Заинтересованное лицо - Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в отзыве на иск полагала обоснованной позицию по делу Госкомитета. Указало, что Постановление №136 от 22.11.2022 не устанавливает льготные тарифы для отдельных категорий (групп) потребителей, в данной части позиция истца основана на неправильном толковании норм права.

Заинтересованное лицо – ООО «Петербуртеплоэнерго» в отзыве на иск поддержало позицию Госкомитета.

В судебных заседаниях Суржко Г.А., представляющий на основании доверенностей интересы административных истцов, а также заинтересованных лиц Галкиной С.А., Смирновой Т.А., Ананьевой Ю.М., Кравченок В.Ф., Щербаковой Н.В., Закопайко Е.Л., Прончагиной Е.В., заявленные исковые требования поддержал. В дополнительных пояснениях указал, что исполняя Предписание, Госкомитет был не вправе выходить за пределы выводов, послуживших основанием для вынесения соответствующего Предписания, в частности, производить расчет НВВ, включая в нее дополнительные расходы на топливо на технологические цели, на оплату труда, на уплату отчислений на страховые взносы. Данные деяния Госкомитета, который также не исключил из НВВ экономически необоснованные расходы (доходы), привели к увеличении НВВ и установлению Постановлением №175 от 20.12.2018 на период с 01.02.2023 по 31.12.2023 тарифа не тепловую энергию в необоснованно завышенном размере. Обществу устанавливались единые тарифы на тепловую энергию на территории Олонецкого, Лахденпохского, Питкярантского и Сортавальского районов Республики Карелия. Установление на один период регулирования в отношении одной группы потребителей (население) разных величин тарифов не предусмотрено действующим законодательством. Дифференциация тарифов по параметрам, определенным п.23 Основ ценообразования, Госкомитетом не обоснована. Перед принятием Постановления №136 от 22.11.2022 не проводились анализ, экспертиза, обосновывающие размер установленных населению тарифов. В нарушение п.52 Правил регулирования Госкомитетом установлены экономически необоснованные тарифы для отдельной группы потребителей в рамках дела об установлении экономически обоснованных тарифов, в отсутствие соответствующего федерального закона или закона субъекта РФ, которыми были бы установлены лица, имеющие право на льготы.

Представитель административного ответчика Орса Е.В. и Пупышева М.А., Константинов О.Н., действующие на основании доверенностей, в судебных заседаниях по иску возражали, поддержали доводы возражений на иск.

Представитель заинтересованного лица - ООО «Петербургтеплоэнерго» Семоева И.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании изложенную в отзыве позицию поддержала.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, тарифные дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8 ст.213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания).

В соответствии со ст.ст.7,8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Соответствующим органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен и тарифов в Республике Карелия согласно постановлению правительства Республики Карелия от 01.11.2010 №232-П является Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.

ООО «Петербургтеплоэнерго» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги по теплоснабжению на территории Лахденпохского, Олонецкого, Питкярантского и Сортавальского муниципальных районов Республики Карелия.

Гоголева Ж.П. является потребителем коммунальной услуги отопления, оказываемой ООО ««Петербургтеплоэнерго», проживает по адресу: Республика Карелия, Сортавальский район, г.Сортавала, ул.Кирова, д.13, кв.35.

ООО «Земля плюс» расположено по адресу: Республика Карелия, г.Сортавала, ул.Вяйнемяйнена, д.6, оплату тепловой энергии производит в пользу ООО «Петербургтеплоэнерго».

Заинтересованные лица-граждане проживают в жилых помещениях, расположенных на территории Олонецкого, Сортавальского и Лахденпохского муниципальных районов, также являются потребителями коммунальной услуги отопления, оказываемой ООО ««Петербургтеплоэнерго».

Госкомитетом 20.12.2018 принято постановление №175 «О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» (территория оказания услуг - Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский и Сортавальский муниципальные районы)», которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25.12.2018.

Указанным нормативным правовым актом Обществу установлены тарифы на тепловую энергию, которые действуют с 01.01.2019 по 31.12.2023, а также установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов (Приложение №2). Для Общества на период 2019-2023 гг. сформированы тарифы с использованием метода индексации установленных тарифов.

По тарифам, установленным Постановлением №175 от 20.12.2018, счета за тепловую энергию оплачивает ООО «Земля Плюс», то есть является субъектом отношений, регулируемых данным нормативным правовым актом, и исходя из положений ч.1 ст.4, ч.1 ст.208 КАС РФ вправе заявить административный иск о признании его недействующим.

Постановлением Госкомитета №136 от 22.11.2022 ООО «Петербургтеплоэнерго» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую населению, согласно приложению, на период с 01.12.2022 по 31.12.2023. Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 24.11.2022.

Гоголева Ж.П. и заинтересованные лица – граждане не являются субъектами отношений, которые регулирует Постановление №175 от 20.12.2018 и, следовательно, его положения не могут нарушать их права, свободы и законные интересы, Гоголева Ж.П. согласно ч.1 ст.4, ч.1 ст.208 КАС РФ вправе заявлять требования о признании недействующим Постановления №136 от 22.11.2022.

Постановления №175 от 20.12.2018 и №136 от 22.11.2022 приняты полномочным органом в пределах своей компетенции, в форме и виде, предусмотренном законодательством, опубликованы в установленном действующим законодательством порядке, по указанным основаниям не оспариваются.

Рассматривая по существу требования о признании недействующим Постановления №175 от 20.12.2018, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.22 Основ ценообразования, п.7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Пунктом 11 Методических указаний предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

Согласно п.71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В Постановление №175 от 20.12.2018 неоднократно Госкомитетом вносились изменения, в том числе в 2023 году Постановлением №7 от 21.02.2023 (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27.02.2023) и Постановлением №54 от 05.10.2023 (принято во исполнение решения Верховного суда Республики Карелия от 16.06.2023 по делу №3а-25/2023 (с учетом определения судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 07.09.2023), опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 06.10.2023).

Постановлением №7 от 21.02.2023 размер базового уровня подконтрольных расходов на 2019 год (Приложение №2) увеличен с 208 331,09 тыс.руб. до 208 414,39тыс руб.; Приложение №1 (Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Обществом) и Приложение №4 (Тарифы на горячую воду Общества в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) (территория оказания услуг Олонецкий муниципальный район, Видлицкое сельское поселение) Постановления №175 от 20.12.2018 изложены в иной редакции, в том числе, одноставочные тарифы на тепловую энергию и на горячую воду в части компонента на тепловую энергию на период с 01.03.2023 по 31.12.2023 установлены в размере 4700,88 руб./Гкал. Постановление №7 от 21.02.2023 вступило в силу с 01.03.2023.

Как следует из представленных материалов, Постановлением №7 от 21.02.2023 изменения в Постановление №175 от 20.12.2018 внесены во исполнение предписания ФАС России от 29.12.2022 №СП/118495/22.

Пунктом 51 Основ ценообразования установлено, что пересмотр тарифов и (или) долгосрочных параметров осуществляется органом регулирования тарифов по заявлению регулируемой организации при наличии, в том числе, решения или предписания федерального органа регулирования тарифов, предусматривающее необходимость пересмотра тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов.

Согласно Предписанию, Госкомитету указано на необходимость исключения из НВВ Общества 2022 года «Расходы на покупку энергетических ресурсов (топливо на технологические цели) затрат на природный газ в размере 979,64 тыс.руб. и из неподконтрольных расходов Общества 2022 года расходов на «обзательное страхование» в размере 142,1 тыс. руб. (п.2)

Пунктом 3 Предписания предписывалось провести дополнительный анализ и расчет расходов, включенных в НВВ Общества на 2019-2022гг. и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части Предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принимались решения, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией расчетов и документов) в соответствии с п.29 Правил регулирования, исключив выявленные (не подтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из НВВ Общества по статьям затрат: «Ремонт основных средств» на 2019 год, «Расходы на оплату иных работ и услуг» в части статьи «Содержание автотранспорта» и «Услуги связи» на 2019 год, «Оплата труда» на 2019 год, «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера» на 2019 год, «Страховые взносы (отчисления)» на 2019-2023гг.

В п.4 Предписания указано Госкомитету по результатам исполнения п.2 и 3 Предписания пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов Общества 2019 года в соответствии с положениями Основ ценообразования, величину НВВ Общества на 2019-2023гг. и пересмотреть (установить) тарифы на услуги теплоснабжения, обеспечив введение их в действие с 01.03.2023 в соответствии с положениями Основ ценообразования, Методических указаний и Предписанием

В силу прямого действия пп.5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 331 от 30 июня 2004 г., пп. «а» п.30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 543 от 27 июня 2013 г., предписание ФАС России об устранении нарушений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) обязательно для исполнения исполнительными органами субъектов Российской Федерации, в данном случае Госкомитетом.

В ходе исполнения Предписания Госкомитет 07.02.2023 запрашивал у Общества дополнительные документы, которые были представлены 10.02.2023.

Согласно экспертному заключению от 14.02.2023 при расчете расходов на природный газ на 2022 год Госкомитет руководствовался положениями Приказа ФАС России от 02.06.2021 №545/21, учитывал данные о фактической объемной теплоте сгорания газа 8114,5 ккал/м3, распределении объема газа по 1 и 2 полугодию 2022 года (62,16% и 37,84%), в связи с чем по статье «Топливо на технологические цели» к дополнительному учету на 2022 год учел расходы в размере 71,96 тыс.руб. Соответствующие расчеты представлены в экспертном заключении, с которыми у суда нет оснований не согласиться.

Расходы на «Обязательное страхование» в размере 142,1 тыс. руб. исключены из неподконтрольных расходов Общества 2022 года, что отражено в расчетах, содержащихся в экспертном заключении.

Во исполнение п.3 Предписания Госкомитет, в том числе на основании представленных Обществом документов, провел дополнительный расчет расходов (в том числе на оплату труда и уплату отчислений на страховые взносы) включенных в НВВ Общества на 2019-2022гг., подробный анализ документов и материалов приведен в экспертном заключении. Принимая во внимание указание в Предписании на необходимость проведения дополнительного анализа и расчета расходов, включенных в НВВ Общества на 2019-2022гг. с учетом мотивировочной части Предписания, суд отклоняет доводы административного иска о том, что Госкомитет вышел за пределы выводов Предписания при его исполнении.

Согласно экспертному заключению к дополнительному учету в НВВ Общества на 2023 год подлежат экономически обоснованные расходы в размере 7270,29 тыс. руб., НВВ на 2023 год составит 1193671,85 тыс.руб.

Как следует из представленных документов, Госкомитет 01.03.2023 проинформировал ФАС России об исполнении Предписания, представив копию Постановления №7 от 21.02.2023, копию протокола заседания правления Госкомитета от 21.02.2023 №7, экспертное заключение от 14.02.2023.

Согласно письменных объяснений ФАС России, по результатам оценки представленных Госкомитетом материалов ФАС России пришла к выводу о надлежащем исполнении Госкомитетом Предписания.

Оценивая представленные доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд отклоняет доводы стороны истца о неисполнения (ненадлежащем исполнении) Госкомитетом Предписания и, соответственно, нарушении Госкомитетом при этом норм законодательства, имеющего большую юридическую силу.

При этом суд, рассматривая по существу требования истцов, исходит из следующего.

Согласно ч.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Истцы оспаривают Постановление №175 от 20.12.2018.

Постановление №7 от 21.02.2023 предметом оспаривания в рамках настоящего дела не является.

Представитель истцов настаивал на заявленной формулировке исковых требований – о признании недействующим со дня принятия Постановления №175 от 20.12.2018.

Постановление №175 от 20.12.2018 и Постановление №175 от 20.12.2018 в редакции Постановления №7 от 21.02.2023 по существу являются различными нормативными правовыми актами, что согласуется с разъяснениями, содержащимися в п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – Постановление Пленума).

Соответственно, обстоятельства, связанные с установлением размера базового уровня операционных расходов при принятии Постановления №7 от 21.02.2023 не являются предметом исследования и оценки при рассмотрении настоящего административного дела, а именно при разрешении требований о признаний недействующим постановления №175 от 20.12.2018 в первоначальной редакции. Иных доводов о том, что постановление №175 от 20.12.2018 в первоначальной редакции не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, со стороны административных истцов не заявлено, и при рассмотрении административного дела не установлено,

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для признания недействующим Постановления №175 от 20.12.2018.

Рассматривая по существу требования о признании недействующим Постановления №136 от 22.11.2022, суд приходит к следующему.

Одним из принципов государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (п.1 ч.1 ст. 7 Закона о теплоснабжении).

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию. В соответствии с ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно ст.157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов).

Постановлением №136 от 22.11.2022 на период с 01.12.2022 по 31.12.2023 Обществу установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую населению в следующем размерах (с учетом НДС): Лахденпохское городское, Мийнальское, Элисенваарское, Куркиекское, Хийтольское сельские поселения – 4045,42 руб./ Гкал; Сортавальское, Хелюльское городские, Кааламское, Хаапалампинское сельские поселения – 4045,42 руб./ Гкал; Питкярантское городское поселение – 2930,21 руб. /Гкал; Ляскельское сельское поселение - 3917,72 руб./Гкал; Импилахтинское сельское поселение - 3789,59 руб. /Гкал; Салминское сельское поселение, дер. Рауталахти Харлуского сельского поселения – 4045,42 руб. /Гкал; Олонецкое городское поселение – 4045,42 руб. /Гкал; Видлицкое, Туксинское, Куйтежское, Коткозерское, Мегрегское, Михайловское сельские поселения – 3552,52 руб. /Гкал; Ильинское сельское поселение – 2536,33 руб. /Гкал

Согласно Закону Республики Карелия от 01.12.2004 №825-ЗРК «О муниципальных районах в Республике Карелия» в состав Лахденпохского муниципального района входят Лахденпохское городское, Мийнальское, Элисенваарское, Куркиекское, Хийтольское сельские поселения, в состав Сортавальского муниципального района - Вяртсильское городское поселение, Кааламское, Хаапалампинское сельские поселения, Сортавальское городское поселение, в состав Олонекого муниципального района - Олонецкое городское поселение, Мегрегское, Куйтежское, Туксинское, Ильинское, Видлицкое, Коткозерское, Михайловское, Коверское сельские поселения, в состав Питкярантского муниципального района (ныне – округа (Закон Республики Карелия от 28.04.2023 №2837-ЗРК) - Питкярантское городское поселение, Импилахтинское, Ляскельское, Салминское, Харлуское сельские поселения.

Согласно пояснениям представителей административного ответчика Постановлением №136 от 22.11.2022 установлены тарифы, дифференцированные между поселениями; при установлении тарифов соблюдены положения ст.157.1 ЖК РФ; тарифы для населения были установлены Обществу впервые в сентябре 2011 года, исходя из тарифов, которые были ранее установлены другим многочисленным теплоснабжающим организациям на территориях Лахденпохского, Сортавальского, Питкярантского и Олонецкого районов Республики Карелия, где Общество начало осуществлять деятельность по теплоснабжению (тарифы устанавливались либо идентичные ранее установленным либо усредненные по поселению); затем тарифы индексировались.

Пунктами 3, 4 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, в том числе и тарифы на тепловую энергию.

В соответствии с п. 5(3) Основ ценообразования, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, предусмотренным пунктом 4 данного документа.

Исходя из положений п.3 Основ ценообразования, при смене организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, подлежат определению тарифы в отношении регулируемого вида деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно п.12 и п.13 Правил установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого в том числе по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных п.15 и п.16 данных Правил. Пунктом 28 Правил определено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).

В нарушение вышеназванных положений доказательств проведения анализа, экспертизы, обосновывающей размер установленного для отдельных потребителей тарифа, Госкомитетом не представлено. Суд отмечает, что это относится как к тарифам, установленным Постановлением №136 от 22.11.2022, так и к утвержденным ранее Обществу для населения, в том числе, впервые постановлением Госкомитета №153 от 19.09.2011

В качестве исключения из правила, установленного п.3 Основ ценообразования, п.21 Основ ценообразования предусматривает, что в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в порядке правопреемства в полном объеме приобрела права и обязанности организации, осуществлявшей регулируемые виды деятельности, применяются тарифы, установленные для реорганизованной организации, до утверждения для организации-правопреемника цен (тарифов) в установленном порядке.

Доказательств того, что Общество в 2011 году стало правопреемником всех прежних ресурсоснабжающих организаций, ранее предоставлявших услуги по отоплению, не представлено. Тем самым, правовых оснований для применения в отношении Общества с 20.09.2011 тарифов на тепловую энергию, установленных ранее в отношении около 20 организаций, не имелось. Кроме того, анализ установленных постановлением Госкомитета №153 от 19.09.2011 тарифов не свидетельствует об их полной идентичности тарифам, установленным ранее прежним теплоснабжающим организациям (Ляскельское сельское поселение Питкярантского района, Кааламское сельское поселение Сортавальского района, Олонецкое городское поселение и Ильинское сельское поселение Олонецкого района).

В установленном порядке (в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов) по настоящий момент Обществу не утверждались Госкомитетом тарифы на тепловую энергию, поставляемую населению. Представитель Общества не отрицал, что с заявлениями об установлении тарифов для населения Общество не обращалось.

Экономического обоснования установления Постановлением №136 от 22.11.2022 тарифов на тепловую энергию для населения органом регулирования в представленных суду материалах не приведено.

Доводы представителей Госкомитета о том, что фактически Постановлением №136 от 22.11.2022 индексировались ранее установленные тарифы, суд отклоняет, поскольку ответчиком не представлены доказательства тому, что индексация была проведена им не к произвольно установленному тарифу, а к экономически обоснованному.

В силу ч.14 ст.10 Закона о теплоснабжении наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Пункт 52 Правил предусматривает, что установление для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель осуществляется в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов). При установлении для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов повышение регулируемых тарифов для других потребителей не допускается. Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные регулируемые тарифы устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Соответствующего закона в Республике Карелия не принято.

В нарушение п.52 Правил тарифы на тепловую энергию для населения Постановлением №136 от 22.11.2022 установлены в рамках дела об установлении экономически обоснованных тарифов, в отсутствие соответствующих федерального закона либо закона Республики Карелия, определяющих льготную категорию населения.

В силу ст.94 Основ ценообразования, абз.2 пп. «в» п.134 Методических указаний единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.

Обществу устанавливались единые тарифы на тепловую энергию (мощность) на территории Олонецкого, Лахденпохского, Питкярантского и Сортавальского районов Республики Карелия. Установление на один период регулирования в отношении одной группы потребителей (население) разных величин тарифов не предусмотрено действующим законодательством.

Действительно, статусом единой теплоснабжающей организации Общество было наделено приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия №396 от 07.11.2023, однако издание данного приказа фактически подтвердило данный статус Общества, несвоевременность наделения его данным статус явилось следствием бездействия указанного министерства, выводы о чем содержатся в решении Арбитражного суда Республики Карелия от 18.07.2023 и постановлении Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023 (дело №А26-10557/2022).

Доводы стороны ответчика о дифференциации тарифов для населения по поселениям суд отклоняет в силу следующего.

В силу ч.3 и ч.4 ст.11 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования.

Согласно п.23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы по следующим параметрам в соответствии с методическими указаниями:а) вид теплоносителя (вода, пар); б) параметры теплоносителя; в) системы теплоснабжения; г) схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям, подключение к центральному тепловому пункту, подключение к индивидуальному тепловому пункту); ж) категории (группы) потребителей (покупателей); з) территории поселений, городских округов в установленных границах.

При этом дифференциация тарифов по параметрам, определенным п.23 Основ ценообразования, в частности, категории (группе) потребителей, органом регулирования не обоснована.

Установление на один период регулирования в отношении одной группы потребителей (населения) разных величин тарифов не предусмотрено действующим законодательством в сфере теплоснабжения, не учитывает особенности определения тарифов для единой теплоснабжающей организации.

Кроме того, в силу п.25 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.

Определив разные величины тарифов для разных групп потребителей, Госкомитет не привел экономического обоснования этой разницы в размерах тарифов.

Доводы стороны ответчика на положения ст.157.1 ЖК РФ и постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400, которым утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, суд отклоняет, поскольку, как указано выше, Госкомитетом не представлено экономического обоснования уменьшения тарифа для одной группы населения по отношению к другой группе.

Оценивая вышеуказанное в совокупности, суд приходит к выводу о признании недействующим Постановления №136 от 22.11.2022. Исходя из положений п.38 Постановления Пленума суд признает данный нормативный правовой акт недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.

Согласно ст.111 КАС РФ понесенные Гоголевой Ж.П. расходы по уплате государственной пошлине при оспаривании Постановления №136 от 22.11.2022 в размере 300 руб. подлежат возмещению административным ответчиком.

Поскольку при вступлении в дело в качестве соистца ООО «Земля плюс» не уплатило государственную пошлину за подачу административного иска о признании недействующим Постановления №175 от 20.12.2018, в удовлетворении указанных требований судом отказано, с ООО «Земля плюс» на основании ч.2 ст.114 КАС РФ подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4500 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Гоголевой Жанны Петровны удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 22 ноября 2022 года №136 «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую населению обществом с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго», в остальной части требований отказать.

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Земля плюс» оставить без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Земля плюс» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 500 рублей.

Обязать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в своем официальном печатном издании.

Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам в пользу Гоголевой Жанны Петровны расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е.Иванова

Мотивированное решение составлено 25.01.2024