ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2/2024 от 22.01.2024 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-2/2024 (3а-31/2023)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего Чаднова О.В.,

при секретаре Ткаченко А.В.,

с участием представителей административного истца АО «Корякэнерго» Волгаевой А.А., Лукьяненко Е.Ю., Ерохина А.Н., представителей административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Лебедевой К.Ю. и Болелой Г.В., прокурора Колосовой Е.С.,

рассмотрев в городе Петропавловске-Камчатском 22 января 2024 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Корякэнерго» о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 28 ноября 2022 года № 445 «О внесении изменений в приложение к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 октября 2019 года № 233 «Об утверждении инвестиционной программы АО «Корякэнерго» в сфере теплоснабжения в Усть-Камчатском сельском поселении Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2020-2049 годы»,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Корякэнерго» (далее – АО «Корякэнерго», общество) обратилось в Камчатский краевой суд с административным иском о признании недействующим нормативного правового акта – постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее – РСТ) от 28 ноября 2022 года № 445 «О внесении изменений в приложение к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 октября 2019 года № 233 «Об утверждении инвестиционной программы АО «Корякэнерго» в сфере теплоснабжения в Усть-Камчатском сельском поселении Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2020-2049 годы» (далее - Постановление № 445).

В обоснование иска указало, что 27 августа 2019 года между Усть-Камчатским сельским поселением в лице Управления имущественных и земельных отношений, АО «Корякэнерго» и Камчатским краем в лице Правительства Камчатского края было заключено концессионное соглашение № 260619/0364669/01 в отношении объектов теплоснабжения и централизованной системы горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края.

11 ноября 2022 года между сторонами было подписано дополнительное соглашение № 19С242001-Д02 к концессионному соглашению. Дополнительное соглашение было подписано на основании полученных согласований от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Камчатского края, Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, Управления имущественных и земельный отношений администрации Усть-Камчатского муниципального района, Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю.

АО «Корякэнерго» был сформирован проект изменений в инвестиционную программу и направлен в РСТ для утверждения изменений в инвестиционную программу. 28 ноября 2022 года административным ответчиком было принято Постановление № 445 «О внесении изменений в приложение к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 октября 2019 года № 233 «Об утверждении инвестиционной программы АО «Корякэнерго» в сфере теплоснабжения в Усть-Камчатском сельском поселении Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2020-2049 годы».

Вместе с тем, в результате принятого РСТ решения значения объемов финансирования инвестиционной программы в значительной мере отличаются от объемов финансирования, определенных концессионным соглашением и ранее согласованных РСТ параметров.

Общая стоимость финансирования за весь период реализации всех мероприятий соответствует концессионному соглашению с учетом дополнительного соглашения и составляет 677 079, 53 тыс. руб. с учетом НДС.

Так, в отношении мероприятия, указанного в пункте 2.2 инвестиционной программы «Строительство сетей системы ЦО микрорайон Новый», объем финансирования не соответствует параметрам концессионного соглашения. В концессионном соглашении предусмотрена стоимость в размере 31 049,23 тыс. руб., РСТ утверждена сумма 16 074 тыс. руб., дефицит составляет 9 476,10 тыс. руб.;

- в отношении мероприятия, указанного в пункте 2.3 инвестиционной программы «Строительство котельной № 1 микрорайон Погодный»». В концессионном соглашении предусмотрена стоимость в размере 385 474,17 тыс. руб., РСТ утверждена сумма 411 274,17 тыс. руб., избыток составляет 25 800 тыс. руб.;

- в отношении мероприятия, указанного в пункте 3.2.2 инвестиционной программы «Реконструкция котельной № 18 микрорайона Новый», объем финансирования не соответствует параметрам концессионного соглашения. В концессионном соглашении предусмотрена стоимость в размере 47 016,04 тыс. руб., РСТ утверждена сумма 34 093,37 тыс. руб., дефицит составляет 12 922,67 тыс. руб.;

- в отношении мероприятия, указанного в пункте 3.2.2 инвестиционной программы «Модернизация котельной № 17 микрорайон Новый», объем финансирования не соответствует параметрам концессионного соглашения. В концессионном соглашении предусмотрена стоимость в размере 31 049,23 тыс. руб., РСТ утверждена сумма 16 074 тыс. руб., дефицит составляет 14 975,23 тыс. руб.;

- в отношении мероприятия, указанного в пункте 3.2.3 инвестиционной программы «Модернизация котельной № 15 микрорайон Новый»». В концессионном соглашении предусмотрена стоимость в размере 41 906,13 тыс. руб., РСТ утверждена сумма 53 480,13 тыс. руб., избыток составляет 11 574 тыс. руб.

При наличии дефицита фактические значения финансирования будут превышать плановые, в связи с чем не будут приняты к учету. При этом, в случае установленного избытка объемов финансирования к учету будут приниматься фактические значения, что также приведет к исключению из учета указанных объемов.

Общая стоимость мероприятий и общий объем источников финансирования составляют 677 079,53 тыс. руб.

Вместе с тем, общий объем источников финансирования (капитальные вложения и амортизация) установлен административным ответчиком в размере 654 334,78 тыс. руб. с учетом НДС. Таким образом, дефицит составил 22 744,75 тыс. руб. с учетом НДС.

Кроме того, в нарушение абзаца 3 пункта 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, при корректировке установленных тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение на 2023 год РСТ была отклонена часть финансирования мероприятий концессионного соглашения, сложившаяся по результатам отчетного 2021 года, в результате чего выпадающие объемы финансирования инвестиционной программы для АО «Корякэнерго» за 2020-2021 годы составили 23 248,25 тыс. руб. Исключение сумм из тарифов было произведено по мероприятиям, по которым были внесены изменения в концессионное соглашение, срок их реализации не завершен, не учтены изменения стоимости мероприятий.

Формулой корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, установленной пунктом 53 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13 июня 2013 № 760-э, не предусмотрен расчет такой корректировки в отдельности по мероприятиям, а только по совокупности предусмотренных инвестиционной программой средств на её реализацию.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» у органа регулирования отсутствовали основания для исключения сумм расходов по мероприятием концессионного соглашения.

В дополнениях к административному исковому заявлению представителем административного истца АО «Корякэнерго» Волгаевой А.А. указано, что в нарушение подпункта «е» пункта 15 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 410, утвержденная Постановлением № 445 редакция инвестиционной программы не содержит полного объема средств, необходимых на реализацию мероприятий концессионного соглашения в течение всего срока его действия, а включает в себя реализацию мероприятий только с 2022 года. В результате принятых изменений, финансирование мероприятий предусмотрено в сумме 556 038, 16 тыс. руб., в то время как концессионным соглашением предусмотрено 677 079,54 тыс. руб. Таким образом, объем средств на реализацию мероприятий по концессионному соглашению, начатых ранее 2022 года, не был учтен административным ответчиком. Приведенные в административном исковом заявлении расчеты являются анализом административного истца о наступлении негативных последствий в связи с принятием оспариваемого постановления об утверждении инвестиционной программы, не соответствующей концессионному соглашению. Факт снятия с административного истца средств, предусмотренных концессионным соглашением, подтверждается экспертным заключением РСТ по результатам проверки обоснованности расчетов для утверждения тарифов в сфере теплоснабжения АО «Корякэнерго» потребителям Усть-Камчатского сельского поселения на 2020-2024 годы, где в пункте 1.4 таблицы 5 фактическая нормативная прибыль 2021 года отклонена РСТ в размере 25 377 тыс. руб.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Корякэнерго» Волгаева А.А. административный иск с учетом дополнений поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям. Указала, что инвестиционная программа должна соответствовать заключенному концессионному соглашению. Вместе с тем, утвержденная инвестиционная программа не соответствует пунктам 6, 15, 18, абзацу 5 пункта 45 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ и пункту 1 статьи 44 Федерального закона «О концессионных соглашениях».

Представители административного истца АО «Корякэнерго» Лукьяненко Е.Ю. и Ерохин А.Н. в судебном заседании также поддержали доводы административного искового заявления, также указав на несоответствие утвержденной инвестиционной программы заключенному концессионному соглашению.

Представители административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Лебедева К.Ю. и Болелая Г.В. в судебном заседании исковые требования не признали. Указали, что изменения в инвестиционную программу утверждены в соответствии с требованиями Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 410 (далее – Правила № 410).

В возражениях на административное исковое заявление руководитель Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Лопатникова М.В. указала, что при принятии оспариваемого постановления административным ответчиком полностью соблюден порядок принятия нормативных правовых актов. При принятии решения об утверждении изменений в инвестиционную программу АО «Корякэнерго» в сфере теплоснабжения в Усть-Камчатскому сельском поселении Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2020-2049 годы РСТ действовала в рамках действующего законодательства в сфере тарифного регулирования. Изменения в концессионное соглашение, внесенные дополнительным соглашением от 11 ноября 2022 года, затрагивали прошедший 2021 год, текущий 2022 год и будущий период. Пунктом 45 Правил № 410 внесение изменений в стоимость мероприятий прошедших годов не предусмотрено. Внесение изменений в стоимость мероприятий 2020 и 2021 годов могло повлечь пересмотр тарифов за 2020-2022 годы, что не предусмотрено действующим законодательством. Отсутствие в утвержденной инвестиционной программе показателей 2020 и 2021 годов влияния на учет прибыли на инвестиционные мероприятия в размере, указанном в действующей редакции концессионного соглашения, при расчете тарифов на последующие годы не оказывает.

Заинтересованные лица УФАС России по Камчатскому краю, Правительство Камчатского края, Усть-Камчатское сельское поселение участия в судебном заседании не принимали.

В отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Усть-Камчатского сельского поселения – руководитель Управления имущественных и земельных отношений администрации Усть-Камчатского муниципального района Скромова Е.А. указала, что у административного ответчика отсутствовали основания для исключения сумм расходов по мероприятиям концессионного соглашения, повлекшее изменение объемов финансирования инвестиционной программы. Дополнительно указала, что концессионер выполнил все свои обязательства в рамках соглашения по реконструкции мини-котельных.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела, заслушав заключение прокурора Колосовой Е.С., полагавшей административное исковое заявления обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, предусматривает собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.

В силу пункта 4 части 1 статьи 4 Федерального закона № 190-ФЗ инвестиционная программа подлежит согласованию и утверждению в соответствии с правилами и с учетом требований к их содержанию, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 410 утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (далее – Правила № 410).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 410 утверждение инвестиционных программ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).

В инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов (пункт 6 Правил № 410).

Инвестиционная программа регулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются системы централизованного теплоснабжения (отдельные объекты таких систем), содержит основные мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (пункт 18 Правил № 410).

Пунктом 45 Правил № 410 установлено, что регулируемая организация имеет право обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) с заявлением о внесении изменений в инвестиционную программу.

Внесение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 33, 37 - 42 настоящих Правил. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) обязан принять решение об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу, или об отказе в утверждении соответствующих изменений в срок до 20 ноября года, в котором регулируемой организацией было подано заявление о внесении изменений в инвестиционную программу.

В случае внесения изменений в схему теплоснабжения регулируемая организация обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для внесения изменений в инвестиционную программу (пункт 46 Правил № 410).

В силу пункта 48 Правил № 410 решение о внесении изменений в инвестиционную программу подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами для опубликования актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации или актов органов местного самоуправления. Уведомление о внесении изменений в инвестиционную программу направляется уполномоченным органом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органы местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями по регулированию тарифов) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в инвестиционную программу.

Изменение расходов регулируемой организации, возникшее в связи с принятием указанного решения, учитывается при установлении (корректировке) тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

На момент издания оспариваемого нормативного правового акта исполнительным органом государственной власти Камчатского края, уполномоченным на утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, являлась Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края, действовавшая на основании Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 424-П (далее – Положение, в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого Постановления № 445).

Как следует из материалов дела, 29 августа 2019 года Усть-Камчатское сельское поселение, в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Усть-Камчатского муниципального района (Концедент) с одной стороны, и АО «Корякэнерго» (Концессионер) с другой стороны, Субъект Российской Федерации – Камчатский край, от имени которого выступает Правительство Камчатского края, с третье стороны заключили концессионного соглашение в отношении объектов теплоснабжения и централизованной системы горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края, № 260619/0364669/01 (далее – Соглашение).

По условиям Соглашения Концессионер обязуется реконструировать имеющееся движимое и недвижимое имущество, в том числе осуществить переустройство, модернизацию и замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более эффективным оборудованием, а также создать имущество, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать Концеденту, и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии и горячего водоснабжения в Усть-Камчатском сельском поселении, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный Соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.

Плановый объем инвестиций, подлежащих выполнению, объем и источники привлекаемых Концессионером средств определяются согласно инвестиционным программам Концессионера, утверждаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) (пункт 3.2 Соглашения).

В течение 1 года с момента заключения Соглашения Концессионер обязан за свой счет разработать и предоставить на согласование Концеденту и в уполномоченный орган инвестиционные программы развития систем теплоснабжения на каждый год действия Соглашения.

Постановлением Региональной службы от 30 октября 2019 года № 233 утверждена инвестиционная программа АО «Корякэнерго» в сфере теплоснабжения в Усть-Камчатском сельском поселении Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2020-2049 годы.

Согласно выписке из протокола заседания Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 1 июля 2022 года № 38, 21 июня 2022 года в адрес РСТ представлено заявление АО «Корякэнерго» о предварительном согласовании изменений долгосрочных параметров регулирования, установленных в качестве условий заключенного концессионного соглашения от 27 августа 2019 года № 260619/0364669/01. Внесение изменений в долгосрочные параметры регулирования обусловлены актуализацией схемы теплоснабжения Усть-Камчатского сельского поселения.

Представленным проектом предусмотрено следующее:

- изменение периода реализации мероприятий (изменен год окончания реализации мероприятия с 2049 года на 2027 год);

- исключение отдельных мероприятий;

- увеличение предельного размера финансирования с 527 235,73 тыс. руб. до 677 079,54 тыс. руб., отклонение составляет 149 843,80 тыс. руб. (с НДС);

- изменение в тарифном источнике финансирования мероприятий;

- изменение объема полезного отпуска тепловой энергии. Письмом от 30 июня 2022 года № 1606/03 были представлены согласованные 29 июня 2022 года Усть-Камчатским сельским поселением долгосрочные параметры регулирования.

Экспертами РСТ проведен анализ доработанного предложения. Замечания к предлагаемым изменениям долгосрочных параметров регулирования, в части изменения с 2022 года базового уровня операционных расходов и нормативного уровня прибыли отсутствуют. Основания для отказа в согласовании данных изменений значений долгосрочных параметров регулирования отсутствуют.

Правлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края принято решение предоставить предварительное согласие на изменение значений долгосрочных параметров регулирования концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения от 27 августа 2019 года № 260619/0364669/01 в части изменения с 2022 года базового уровня операционных расходов и нормативного уровня прибыли согласно представленному АО «Корякэнерго» предложению (т.1 л.д. 130-133).

21 июля 2022 года АО «Корякэнерго» обратилось в УФАС России по Камчатскому краю с заявлением о согласовании внесения изменений в концессионное соглашение № 260619/0364669/01, в обоснование указав следующее.

В соответствие с заданием Концессионеру необходимо выполнить 15 мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации существующих объектов с целью снижения их износа, общей стоимостью 527 235 730 рублей, в том числе НДС 20%.

Основные характеристики создаваемых, модернизируемых и реконструируемых объектов соглашения в конкурсной документации и Соглашении указаны в соответствии со схемой теплоснабжения Усть-Камчатского сельского поселения до 2029 года, утвержденной постановлением администрации Усть-Камчатского муниципального района от 3 июня 2019 года № 281, как приблизительные.

Постановлением администрации Усть-Камчатского муниципального района от 19 августа 2021 года № 342 утверждена актуализированная по состоянию на 19 августа 2021 года схема теплоснабжения Усть-Камчатского сельского поселения до 2029 года. Актуализированная схема уточняет на весь период своего действия присоединенную нагрузку и установленную мощность действующих, а также реконструируемых мини-котельных и центральной котельной № 1 микрорайона «Погодный».

Технико-экономические характеристики объектов концессионного соглашения, в том числе установленная мощность генерирующего оборудования, являются существенными условиями концессионного соглашения. Увеличение установленной мощности генерирующего оборудования центральной котельной № 1 увеличивает стоимость строительства как за счет роста стоимости теплотехнического и вспомогательного оборудования, так и за счет необходимости строительства здания котельной увеличенной площади.

Кроме того, необходимость разработки проектной документации с учетом сейсмичности площадки, выделенной для строительства центральной котельной № 1, влечет увеличение вложений для строительства указанного объекта с 115 500 тыс. руб. до 385 474,172 тыс. руб. и перенос сроков завершения строительства на 2027 год.

Сметная стоимость строительства сетей ЦО микрорайона «Новый» составляет 32 454,24 тыс. руб. при начальной стоимость по концессионному соглашению 20 000 тыс. руб. Увеличение стоимости обусловлено увеличением протяженности сетей с 800 до 940 метров.

Реконструкция котельной № 20 не требует капитальных затрат в связи со снижением нагрузки. Увеличение стоимости модернизации котельной № 17, котельной № 15 обусловлена увеличением установленной мощности генерирующего оборудования.

Суммарная стоимость согласованных мероприятий по созданию объекта соглашения составляет 677 079,54 тыс. руб. с НДС против 527 235,73 тыс. руб. по концессионному соглашению (т.1 л.д. 140-154).

27 июля 2022 года УФАС России по Камчатскому краю, рассмотрев заявление АО «Корякэнерго», приняло решение о согласовании изменений условий концессионного соглашения (т.1 л.д. 138-139).

16 сентября 2022 года Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края принято решение о возможности согласования дополнительного соглашения к концессионному соглашению 260619/0364669/01 (т.1 л.д. 125-126).

11 ноября 2022 года между Усть-Камчатским сельским поселением, АО «Корякэнерго» и Субъектом Российской Федерации – Камчатским краем заключено дополнительное соглашение № 19С242001-Д02 к концессионному соглашению от 27 августа 2019 года № 260619/0364669/01 (т.1 л.д. 98-122).

В соответствии с дополнительным соглашением стороны договорились о внесении изменений в абзац 2 пункта 3.9 Концессионного соглашения, установив предельный размер расходов на реконструкцию, модернизацию и создание объекта Соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия Соглашения Концессионером, в сумме 677 079 542,00 рублей, а также изменений в состав и описание объекта Соглашения, перечень мероприятий по реконструкции объекта Соглашения, объемы работ, сроки их выполнения, размер инвестиций, долгосрочные параметры регулирования деятельности Концессионера, объем валовой выручки, получаемой Концессионером в рамках реализации Концессионного соглашения.

28 ноября 2022 года административным ответчиком принято оспариваемое постановление № 445 о внесении изменений в приложения к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 октября 2019 года № 233 «Об утверждении инвестиционной программы АО «Корякэнерго» в сфере теплоснабжения в Усть-Камчатском сельском поселении Усть-Камчатского муниципального района на 2020-2049 годы.

Согласно тексту Постановления № 445 изменения внесены в приложения 1, 5 Постановления № 233, которые изложены в редакции согласно приложениям 1, 2 Постановления № 445; Постановление № 233 дополнено приложением 6, которое изложено в редакции согласно приложению 3 к настоящему Постановлению.

Текст постановления Службы по тарифам от 28 ноября 2022 года № 445 опубликован 2 декабря 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2022 года - в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные Ведомости» (Спецвыпуск № 11).

Обращаясь с настоящим административным иском об оспаривании Постановления № 445, административным истцом в качестве основного довода о несогласии с оспариваемым постановлением указано на исключение из инвестиционной программы, утвержденной постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 октября 2019 года № 233, расходов на реализацию мероприятий по Концессионному соглашению за 2020-2021 годы.

При сравнительном анализе сведений, содержащихся в дополнительном соглашении к концессионному соглашению 260619/0364669/01 и Приложении 1 к Постановлению № 445, установлено следующее:

- Пункт 2.2 инвестиционной программы «Строительство сетей системы ЦО микрорайон Новый». Согласно дополнительному соглашению № 19С242001-Д02 к концессионному соглашению срок реализации программы установлен на период 2020-2022 годы. Общий объем планируемых затрат составляет 32 454,24 тыс. руб., из них за 2020 год – 1500 тыс. руб., 2021 год – 27 976,10 тыс. руб., 2022 год – 2 978,14 тыс. руб. Постановлением № 445 установлены расходы на реализацию мероприятий в размере 2 978,14 тыс. руб. на 2022 год;

- Пункт 2.3 инвестиционной программы «Строительство котельной № 1 микрорайон Погодный». Согласно дополнительному соглашению срок реализации программы установлен на период 2020-2027 годы. Общий объем планируемых затрат составляет 385 474,17 тыс. руб., из них за 2020 год – 12 300 тыс. руб., 2022 год – 54 443,45 тыс. руб., 2023 год – 63 800 тыс. руб., 2024 год – 63 800 тыс. руб., 2025 год – 63 800 тыс. руб., 2026 год – 63 700 тыс. руб., 2027 год – 63 630,72 тыс. руб. Постановлением № 445 общий объем расходов на реализацию мероприятий установлен в размере 373 174, 17 тыс. руб. Разница с дополнительным соглашением составляет 12 300 тыс. руб. в связи с исключением из текста постановления затрат за 2020 год в указанном объеме;

- Пункт 3.2.1 инвестиционной программы «Реконструкция котельной № 18 микрорайона Новый». Дополнительным соглашением предусмотрен срок реализации указанного мероприятия в 2020-2021 годах. Планируемые затраты составляют 47 016,04 тыс. руб., в том числе за 2020 год – 2 000 тыс. руб., 2021 год – 45 016,04 тыс. руб. Постановлением № 445 внесены изменения в инвестиционную программу, в соответствии с которыми расходы на реализацию мероприятий в прогнозных ценах составляют 0 руб.;

- Пункт 3.2.2 инвестиционной программы «Модернизация котельной № 17 микрорайон Новый». Дополнительным соглашением к Концессионному соглашению предусмотрено проведение указанного мероприятия в 2020-2021 годах, планируемые затраты 31 049,23 тыс. руб. (2020 год – 1500 тыс. руб., 2021 год – 29 549,23 тыс. руб.). При этом Постановлением № 445 расходы на реализацию указанного мероприятия установлены в размере 0 рублей, начиная с 2022 года. Сведений о расходах на реализацию мероприятия в 2020-2021 году Постановление № 445 не содержит;

- Пункт 3.2.3 инвестиционной программы «Модернизация котельной № 15 микрорайон Новый». Дополнительным соглашением срок проведения мероприятия установлен в 2020-2022 году. Планируемые затраты составляют 41 906,13 тыс. руб., из них в 2020 году – 1 200 тыс. руб., в 2022 году – 40 706,13 тыс. руб. Постановлением № 445 установлены следующие показатели: окончание реализации мероприятий – 2022 год; расходы на реализацию мероприятий – 40 706,13 тыс. руб. в 2022 году. Разница составляет 1 200 тыс. руб. – затраты за 2020 год.

В ходе изучения представленных материалов установлено, что инвестиционная программа АО «Корякэнерго» в сфере теплоснабжения в Усть-Камчатском сельском поселении Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2020-2049 годы в редакции Постановления № 445, которым внесены изменения в первоначальное Постановление № 233, не содержит сведений о расходах на реализацию мероприятий по концессионному соглашению от 27 августа 2019 года № 260619/0364669/01 на 2020-2021 годы.

Вместе с тем, в силу положений части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации инвестиционные программы концессионера должны содержать мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона. Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ концессионера, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 14 Правил № 410, в инвестиционной программе регулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются системы централизованного теплоснабжения, дополнительно содержатся сведения об объеме расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта, по предоставлению концессионеру государственных или муниципальных гарантий, размер принимаемых концедентом на себя расходов, размер платы концедента по концессионному соглашению на каждый год срока действия концессионного соглашения.

Объем средств, необходимых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, устанавливается с учетом укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и включает в себя все расходы, связанные с проведением мероприятий инвестиционной программы, в том числе расходы на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером (подпункт «е» пункта 15 Правил № 410).

Согласно подпункту «д» пункта 17 Правил № 410 инвестиционная программа должна содержать информацию об исполнении инвестиционной программы за предыдущий год (в случае наличия утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ), в котором указываются плановые и фактические сроки реализации мероприятий инвестиционной программы.

В силу пункта 18 Правил № 410 инвестиционная программа регулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются системы централизованного теплоснабжения (отдельные объекты таких систем), должна содержать основные мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Таким образом, в концессионное соглашение включаются основные мероприятия, указанные в схеме теплоснабжения, в последующем утверждаемые в инвестиционной программе, в том числе в части соблюдения графика их реализации и финансовых расходов.

Иные сроки реализации мероприятий, нежели те, которые предусмотрены концессионным соглашением и схемой, не могут быть установлены в инвестиционной программе.

В нарушение указанных выше требований Правил № 410, Федерального закона от «О концессионных соглашениях», оспариваемым постановлением в инвестиционную программу АО «Корякэнерго» в сфере теплоснабжения в Усть-Камчатском сельском поселении Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2020-2049 годы внесены изменения, полностью исключившие сведения о фактических расходах на реализацию мероприятий по Концессионному соглашению за 2020, 2021 годы, при том, что началом срока проведения ряда мероприятий является 2020 год.

В соответствии с положениями части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Вместе с тем, административным ответчиком доказательств обоснованности исключения из инвестиционной программы АО «Корякэнерго», утвержденной постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 октября 2019 года № 233, сведений о фактических расходах на реализацию мероприятий по Концессионному соглашению за 2020-2021 годы, вопреки требованиям части 9 статьи 213 КАС РФ, не представлено.

Доводы административного ответчика со ссылкой на положения пункта 45 Правил № 410 о невозможности внесения изменений в стоимость мероприятий за прошедшие периоды в данном случае не имеет правового значения, поскольку оспариваемым Постановлением № 445, учитывая его изложение, показатели финансирования за 2020-2021 годы были полностью исключены из инвестиционной программы АО «Корякэнерго», что свидетельствует о несоответствии утверждённой редакции инвестиционной программы подпункту «д» пункта 17 Правил № 410.

При этом, в соответствии с подпунктом «д» пункта 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включает такой показатель, как утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию).

Из представленного в материалах дела экспертного заключения по результатам проверки обоснованности расчетов для утверждения тарифов в сфере теплоснабжения АО «Корякэнерго» потребителям Усть-Камчатского сельского поселения на 2020-2024 годы (корректировка тарифов на 2023 год) следует, что при корректировке необходимой валовой выручки учитывались показатели за 2021 год, в связи с чем доводы административного ответчика о том, что отсутствие в утвержденной инвестиционной программе показателей 2020 и 2021 годов влияния на учет прибыли на инвестиционные мероприятия при расчете тарифов на последующие годы не оказывает и не нарушает прав административного истца, не могут быть признаны судом обоснованными (т.7 л.д. 220-223).

Исследовав представленные доказательства в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление № 445 не соответствует требованиям статьи 44 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», положениям Правил № 410.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 и части 1 статьи 216 КАС РФ суд самостоятельно определяет дату, с которой положения нормативного правового акта не применяются.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 38 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснил, что при удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 КАС РФ).

Поскольку признание недействующим Постановления № 445 с иного момента, чем его принятия, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим со дня принятия.

Оснований для возложения, в соответствии с частью 4 статьи 261 КАС РФ, на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт не имеется, поскольку с 7 апреля 2023 года утверждение инвестиционных программ в сфере теплоснабжения не входит в полномочия Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, в связи с утверждением Правительством Камчатского края нового Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края (Постановление Правительства Камчатского края от 7 апреля 2023 года № 204-П).

Из материалов дела следует, что административным истцом при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей (т.1 л.д. 14), которая на основании части 1 статьи 111 КАС РФ подлежит возмещению административному истцу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление акционерного общества «Корякэнерго» удовлетворить.

Признать недействующим постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 28 ноября 2022 года № 445 «О внесении изменений в приложение к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 октября 2019 года № 233 «Об утверждении инвестиционной программы АО «Корякэнерго» в сфере теплоснабжения в Усть-Камчатском сельском поселении Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2020-2049 годы» с даты его принятия.

Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края в пользу акционерного общества «Корякэнерго» государственную пошлину в размере 4 500 рублей.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные Ведомости» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2024 года.

Судья Камчатского

краевого суда О.В. Чаднов