ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-300/19 от 04.07.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-300/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 июля 2019 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,

при секретаре Силенок О.В.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А.,

представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности,

представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Буматика» о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 27 декабря 2018 года № СЭД-46-04-38-49 «Об утверждении инвестиционной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019-2021 годы ООО «Буматика» (Краснокамский район)»,

УСТАНОВИЛ:

приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 27.12.2018 № СЭД-46-04-38-49 утверждена инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019-2021 годы ООО «Буматика» (Краснокамский район) с общим объемом финансирования 7168, 8 тыс. рублей (без НДС) за счет прибыли, направленной на инвестиции. Приказ опубликован 22.01.2019 на официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края: http://mtre.permkrai.ru/.

Общество с ограниченной ответственностью «Буматика» (далее - ООО «Буматика», Общество) обратилось в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим полностью со дня принятия приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 27.12.2018 № СЭД-46-04-38-49 «Об утверждении инвестиционной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019-2021 годы общества с ограниченной ответственностью «Буматика» (Краснокамский район)», также административным истцом было заявлено требование о признании недействующим со дня принятия постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 27 декабря 2018 года № 57-о «О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «Буматика» (Краснокамский район)» в ред. постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 января 2019 года № 1-о «О внесении изменений в приложения 1, 3 постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 27 декабря 2018 года № 57-о «О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «Буматика» (Краснокамский район)».

Определением суда от 18.06.2019 прекращено производство по административному делу в части требований ООО «Буматика» о признании недействующим со дня принятия постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 27 декабря 2018 года № 57-о «О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «Буматика» (Краснокамский район)» в ред. постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 января 2019 года № 1-о «О внесении изменений в приложения 1, 3 постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 27 декабря 2018 года № 57-о «О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «Буматика» (Краснокамский район)».

В обоснование заявленных требований о признании недействующим приказа РСТ Пермского края от 27.12.2018 № СЭД-46-04-38-49, с учетом уточненного административного искового заявления (л.д. 178-180 том 2), Общество указало, что при принятии регулирующим органом 27.12.2018 Приказа № СЭД-46-04-38-49 допущено нарушение процедуры утверждения инвестиционной программы, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424, поскольку регулирующий орган вместо отправления инвестиционной программы на доработку самовольно утвердил измененную и не согласованную с регулируемой организацией инвестиционную программу, тем самым превысил свои полномочия. Инвестиционная программа, представленная на утверждение органу тарифного регулирования, была разработана на срок до 2028 года, то есть на срок действия концессионного соглашения, включала мероприятия и объем инвестиций, с учетом условий данного соглашения.

В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований, изложенных в первоначальном и дополнительном иске в части признания недействующим Приказа от 27.12.2018 № СЭД-46-04-38-49, настаивал, просил признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим со дня принятия.

Региональная служба по тарифам Пермского края переименована в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – Министерство по тарифам Пермского края) на основании Указа губернатора Пермского края от 17.10.2018 № 99.

Представитель административного ответчика с требованиями истца не согласился по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, региональный оператор ПКГУП «Теплоэнерго», будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, участия своего представителя в судебном заседании не обеспечили.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела и материалы тарифного дела в 1 томе, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания).

Предельные тарифы, инвестиционные и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Федерального закона № 89-ФЗ).

В рамках компетенции, предусмотренной положениями пунктов 1.1, 3.4.4 и 5.5 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018 № 631-п, Министерство по тарифам Пермского края, являясь исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов), вправе устанавливать тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (тарифы на услуги по утилизации) исходя из Основ ценообразования и Правил регулирования тарифов; утверждать инвестиционные и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа и официально опубликован в порядке, определенном указом губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края».

ООО «Буматика» (ИНН **) осуществляет деятельность по обработке и утилизации неопасных отходов, обработке и утилизации опасных отходов и прочих отходов, не включенных в другие группировки.

10.12.2018 ООО «Буматика» обратилось с заявлением и представило документы по формированию тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов методом индексации, а также представила в составе пакета документов на утверждение инвестиционную программу, разработанную на период 2018-2018 годов.

Приказом от 27.12.2018 № СЭД-46-04-38-49 регулирующим органом утверждена инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019-2021 годы ООО «Буматика» (Краснокамский район) с общим объемом финансирования 7168, 8 тыс. рублей (без НДС) за счет прибыли, направленной на инвестиции.

Суд считает, что при утверждении инвестиционной программы на 2019-2021 годы органом тарифного регулирования допущено нарушение порядка утверждения инвестиционной программы, установленного Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424 (далее - Правила разработки и утверждения инвестиционных программ).

Как следует из положений концессионного соглашения от 18.12.2017, заключенного между администрацией Краснокамского муниципального района от имени муниципального образования «Краснокамский муниципальный район» и ООО «Буматика», объем инвестиций в размере 200000 тыс. рублей направлен на рекультивацию и реконструкцию полигона захоронения твердых бытовых отходов г. Краснокамск. Работы по рекультивации включают, в том числе, работы на 4-ой карте участка захоронения отходов, строительство которой осуществляется в порядке реконструкции полигона, при этом работы выполняются поэтапно, по мере заполнения карт участков захоронения, окончательная рекультивация полигона установлена в период со дня получения заключения государственной экологической экспертизы Проектной документации до 31.12.2030 (пункты 4.3, 4.6, 4.7, 9.3, Приложение 6 к соглашению).

Министерство по тарифам Пермского края при утверждении инвестиционной программы на период 2019 - 2021 годы исходило из периода действия установленных тарифов. Общий объем финансирования определен органом регулирования в размере 7168, 8 тыс. рублей (без НДС) за счет прибыли, направленной на инвестиции. При этом на 2019 год учтены фактические расходы Общества на рекультивацию полигона и приобретение оборудования в сумме 2329, 32 тыс. рублей. На 2020 год учтены расходы инвестиционного характера в размере 2384, 43 тыс. рублей и на 2021 год – 2455 тыс. рублей, данные суммы проиндексированы с учетом индексов роста цен согласно Прогнозу Минэкономразвития РФ.

В то время как ООО «Буматика» объем финансирования в части реконструкции участка захоронения отходов – строительство 4-ой карты и модернизации комплексной системы очистки сточных вод полигона ТБО был определен Обществом в размере 10169, 50 тыс. рублей. На рекультивацию полигона заложена сумма в размере 159322, 01 тыс. рублей, также были заложены средства на мероприятия по подготовке проектной документации для реализации мероприятий инвестиционной программы 961, 86 тыс. рублей.

Представитель административного истца в судебном заседании не отрицал, что в инвестиционную программу были заложены планируемые затраты, так как проектная документация еще не прошла согласования в установленном законом порядке.

Совокупный анализ положений пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 5(1), 8, 11, 11(2), 11 (3), 14, 16, 17, 19, 20, 26, 29, 38 Правил разработки и утверждения инвестиционных программ позволяет суду прийти к выводу, что инвестиционные программы утверждаются для операторов по обращению с ТКО, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО на основании территориальной схемы обращения с отходами, в том числе, в соответствии с концессионным соглашением, на срок действия концессионного соглашения, но не менее, чем срок действия тарифов регулируемой организации. Расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы указываются планируемые, если проектная документация в отношении строительства, реконструкции объектов не утверждена. Проект инвестиционной программы, как и его доработка в случае не обоснованности расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы, разрабатываются регулируемой организацией.

Региональная служба по тарифам Пермского края по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы ООО «Буматика» на соответствие требованиям раздела II настоящих Правил при выявлении не обоснованности расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы вправе была истребовать у регулируемой организации обосновывающие расчеты и (или) направить Обществу уведомление об отказе в утверждении проекта инвестиционной программы с описанием выявленных несоответствий и приложением проекта инвестиционной программы.

После получения доработанного проекта инвестиционной программы с учетом устранения указанных уполномоченным органом замечаний по инвестиционной программе утвердить проект инвестиционной программы, либо передать вопрос на разрешение согласительной комиссии.

Вместе с тем, на доработку регулируемой организации инвестиционная программа не передавалась, РСТ Пермского края утвердила проект инвестиционной программы, внеся в него свои корректировки, что свидетельствует о нарушении процедуры утверждения инвестиционной программы и не соответствии Приказа от 27.12.2018 № СЭД-46-04-38-49 требованиям Правил разработки и утверждения инвестиционных программ, что влечет признание его недействующим.

Указание административного ответчика о том, что 10.12.2018 была представлена инвестиционная программа, аналогичного содержания инвестиционной программы, представленной 05.06.2018, при утверждении тарифов на 2018 год, которая направлялась на доработку, не освобождало орган регулирования от выполнения предусмотренного Правилами разработки и утверждения инвестиционных программ порядка, при том, что ранее инвестиционная программа Обществу была утверждена только на 2018 год.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого Приказ от 27.12.2018 № СЭД-46-04-38-49 должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку он был принят с нарушением порядка его принятия, то подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

Исходя из положений статьи 215 КАС РФ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном источнике правовой информации Министерства по тарифам Пермского края.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Буматика» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 27 декабря 2018 года № СЭД-46-04-38-49 «Об утверждении инвестиционной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019-2021 годы ООО «Буматика» (Краснокамский район)».

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном источнике правовой информации Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 8 июля 2019 года.

Судья (подпись)