Дело №3а-300/2023
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 13 декабря 2023 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н., при секретаре судебного заседания Сохраннове И.Н.,
с участием прокурора Назаровой П.А., административного истца индивидуального предпринимателя Боярова Д.Д., представителя административного истица Вифлеемского А.Б., представителя Правительства Нижегородской области Бисиной П.С., представителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Сазановой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Боярова Д.Д. о признании недействующим постановление Правительства Нижегородской области от 25 ноября 2022 года №976 «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]) и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Правительства Нижегородской области от 25 ноября 2022 года №976 установлены границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]) и утверждены требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон». Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 ноября 2022 года.
Постановление Правительства Нижегородской области от 25 ноября 2022 года №976 содержит зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]), координаты характерных точек границ территорий зон охраны (ОЗ (участок 1), ОЗ (участок 2), ЗРЗ) объекта культурного наследия «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря», требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]).
ИП Бояров Д.Д. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента издания постановление Правительства Нижегородской области от 25 ноября 2022 года №976 «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]) и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ИП Бояров Д.Д. является собственником земельного участка с кадастровым номером [номер], который включен в границы охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения, установленные постановлением Правительства Нижегородской области от 25 ноября 2022 года №976 «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]) и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон».
Особенность расположения земельного участка указывает на невозможность оказывать негативное воздействие на восприятие объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» и не может причинить какой-либо вред сохранности архитектурного комплекса
По мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт, устанавливающий границы зон охраны объекта культурного наследия в части установления границы, принадлежащего административному истцу земельного участка, принят без должного правового и фактического обоснования и в нарушении порядка разработки, согласования и утверждения зон охраны объектов культурного наследия.
В судебном заседании административный истец ИП Бояров Д.Д., его представитель Вифлеемский А.Б. заявленные требования поддержали, просили административное исковое заявление удовлетворить по указанным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель Правительства Нижегородской области Бисина П.С. возражала против удовлетворения административного искового заявления, указала на то, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Правительство Нижегородской области действовало в пределах предоставленных полномочий, нормативный правовой акт не противоречит действующему федеральному и региональному законодательству Российской Федерации и Нижегородской области.
Представитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Сазанова Ю.В. с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения были установлены в соответствии с действующим законодательством.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Назаровой П.А., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области, Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.
Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят:
1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;
2) нормативные правовые акты Губернатора области;
3) нормативные правовые акты Правительства области;
4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.
Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты Правительства области принимаются в форме постановлений.
Согласно статье 32 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Постановления Правительства принимаются в порядке, установленном Регламентом. Постановления Правительства имеют общеобязательный характер. Постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.
Датой официального опубликования постановления Правительства считается первая публикация его текста в газете «Нижегородские новости» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года №73-ФЗ).
Памятники истории и культуры в силу статей 3 и 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ относятся к объектам культурного наследия и подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты культурного наследия регионального значения, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
В силу статей 33-39 этого же Федерального закона к числу мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия относится установление зоны охраны объектов культурного наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, согласование таких проектов в случаях и порядке, установленных данным Федеральным законом. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В соответствии со статьей 9.1 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации): государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением: ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения; выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, сохранение, использование и популяризация, а также государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ статьи 33 в совокупности с пунктами 3 и 4 статьи 9.2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия федерального, регионального значения относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения также не является полномочием Российской Федерации, перечисленным в статье 9.1 указанного Федерального закона.
Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 02 февраля 2016 года №14-З «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области» (действующего на дату издания оспариваемого постановления), к полномочиям Правительства Нижегородской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе, принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и осуществление контроля за их исполнением; разработка, утверждение и реализация государственных программ Нижегородской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; установление порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; определение порядка принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр); принятие решений об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, утверждение требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон в порядке, установленном настоящим Законом; принятие решений об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), утверждение требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия; осуществление иных полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и законами Нижегородской области.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Правительство Нижегородской области является органом, который на момент издания оспариваемого постановления обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта, который в соответствии с требованиями законодательства размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 ноября 2022 года.
Судом установлено, что «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря», местонахождение объекта: [адрес], [адрес], поставлен на государственную охрану решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 31 августа 1993 года №288-м «Об объявлении находящихся на территории г. Нижнего Новгорода объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры регионального значения».
В состав объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» входят: Крестовоздвиженский собор, Келейный корпус, Келейный корпус, Келейный корпус, Трапезная, Фрагмент восточной кирпичной ограды с угловой башней, Больничный корпус с домовой церковью, Келейный корпус, Келейный корпус, Келейный корпус, Келейный корпус, Келейный корпус (колокольный), Фрагмент северной кирпичной ограды.
Сведения о памятнике градостроительства и архитектуры регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за номером 521420059910005.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» данный памятник является объектом культурного наследия регионального значения.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 ноября 2022 года №976 установлены границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]) и утверждены требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон».
Постановление Правительства Нижегородской области от 25 ноября 2022 года №976 содержит зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]), координаты характерных точек границ территорий зон охраны (ОЗ (участок 1), ОЗ (участок 2), ЗРЗ) объекта культурного наследия «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря», требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]).
Определение зон охраны, режимов использования земель и земельных участков и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон, обеспечивающих сохраннее объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» было осуществлено на основании научно-проектной документации «Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» по адресу: [адрес]», разработанной ИП Смагиной А.С. по заказу ООО «Велес НН».
Как следует из материалов дела, ИП Бояров Д.Д. является собственником земельного участка с кадастровым номером [номер], общая площадь 2 866 кв.м., адрес объекта установлен относительно ориентира расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], вид разрешенного использования: «под административное здание и двор».
Данный земельный участок расположен в границах охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря».
Согласно статье 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта), объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия (пункт 2 статьи 34 Федерального закона №73-ФЗ).
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения. Решение о прекращении существования зон охраны указанных объектов культурного наследия принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Зоны охраны объекта культурного наследия прекращают существование без принятия решения о прекращении существования таких зон в случае исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Федерального закона №73-ФЗ).
Порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года №972.
Согласно пункту 2 Положения на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Материалы историко-культурных исследований формируются на основании следующих данных:
историко-культурный опорный план населенного пункта, на территории которого находится объект культурного наследия либо группа объектов культурного наследия, или фрагмент указанного плана;
сведения об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, установленных территориях и зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории предполагаемого проектирования зон охраны, в отношении которой проведены историко-культурные исследования;
материалы ранее разработанных проектов зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории населенного пункта, в отношении которого проведены историко-культурные исследования, либо на межселенных территориях в случае, если историко-культурные исследования проведены в отношении отдельно расположенного объекта культурного наследия;
материалы ландшафтно-визуального анализа композиционных связей объекта (объектов) культурного наследия, окружающей застройки и ландшафтного окружения;
иные материалы, необходимые для обоснования и разработки проекта зон охраны объектов культурного наследия (пункт 4 Положения).
Проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.
Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков (пункт 6 Положения).
Проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения (пункт 12 Положения).
На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.
В целях согласования с Министерством культуры Российской Федерации границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, представляет в Министерство культуры Российской Федерации: проект правового акта об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в указанных границах; проект зон охраны объекта культурного наследия; сведения о результатах рассмотрения проектов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченном в области государственной охраны объектов культурного наследия; заключение государственной историко-культурной экспертизы (пункт 14 Положения).
На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия (пункт 15 Положения).
В силу пункта 21 Положения, изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия (за исключением случаев исправления технической ошибки) в порядке, установленном настоящим Положением.
Согласно статье 16 Закона Нижегородской области от 02 февраля 2016 года №14-З «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области» (действующего на дату издания оспариваемого постановления), границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия:
1) в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - Правительством Нижегородской области по представлению регионального органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
2) в отношении объектов культурного наследия регионального значения - Правительством Нижегородской области по представлению регионального органа охраны объектов культурного наследия;
3) в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - Правительством Нижегородской области по представлению регионального органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области, на территории которого находится объект культурного наследия.
Таким образом, ранее действовавшее и действующее законодательство предусматривает, что границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения могли быть утверждены соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению регионального органа охраны объектов культурного наследия при наличии проекта зон охраны объекта культурного наследия, положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Судом установлено, что состав зон охраны объекта культурного наследия, границы зон охраны, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон определены проектом зон охраны на основе материалов историко-культурных исследований. Соответствие данного проекта Положению о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденному постановлением правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года №972, подтверждено положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы проведенной в период с 04.08.2022 года по 09.08.2022 года, дополнительно с 24.08.2022 года по 28 августа 2022 года.
Из указанного следует, что требования действовавшего законодательства, на момент издания оспариваемого постановления, в части наличия проекта зон охраны объекта культурного наследия, положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, были соблюдены.
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 34 Федерального закона №73-ФЗ).
Проекты зон охраны объекта культурного наследия являются предметом государственной историко-культурной экспертизы, которая проводится, в том числе в целях определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия (статья 28 Федерального закона №73-ФЗ).
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 года №972 (далее - Положение №972).
Согласно пункту 9 Положения №972, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом следующих требований:
а) запрещение строительства объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и (или) природной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды);
б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;
в) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов);
г) сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов;
д) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;
е) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также сохранности охраняемого природного ландшафта;
ж) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.
Согласно пункту 10 Положения №972, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в том числе единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, устанавливаются с учетом следующих требований:
а) ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;
б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;
в) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
г) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
д) сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
е) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта;
ж) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.
Согласно пункту 11 Положения №972, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта, в том числе единой зоны охраняемого природного ландшафта, устанавливаются с учетом следующих требований:
а) запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм);
б) сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта;
в) сохранение сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
г) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта;
д) иные требования, необходимые для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта.
Таким образом, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности могут предусматривать ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.
Основанием для принятия оспариваемого нормативного правового акта послужило заключение государственной историко-культурной экспертизы, подготовленное экспертами Бахаревой Н.Н., Зеленовой С.В. Месечан Э.И. и оформленное актом 28 августа 2022 года (экспертиза проведена в период с 04.08.2022 года по 09.08.2022 года, дополнительно с 24.08.2022 года по 28 августа 2022 года).
Объектом экспертизы послужил проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]), выполненный в 2022 году ИП Смагиной А.С. по заказу ООО «Велес НН».
Целью данного проекта являлось установление зон охраны, режимов использования земель и земельных участков и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон, обеспечивающих сохранение объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]) в окружающей его исторической среде на сопряженной с ним территории, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации с сфере охраны объектов культурного наследия.
Целью экспертизы являлось определение соответствия проекта зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
Порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, к которым относится, в том числе проект зон охраны, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федеральный закон № 73-ФЗ).
В развитие указанной номы Правительством Российской Федерации принято постановление от 15.07.2009 года №569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» (далее – Положение об экспертизе).
Пунктом 6 Положения об экспертизе, утвержденного указанным актом, установлено, что экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
При этом экспертная комиссия должна состоять из 3 и более экспертов (пункт 11(2) Положения об экспертизе).
Заключение экспертизы оформляется в виде акта (пункт 19 Положения об экспертизе).
Пунктом 29 Положения об экспертизе рассмотрение заключения экспертизы и прилагаемых к нему документов и материалов отнесено к компетенции органа охраны объектов культурного наследия.
Орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы и приложений к нему обязан их размещать на официальном сайте органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для общественного обсуждения (абзац 4 пункта 29 Положения об экспертизе).
На территории Нижегородской области органом исполнительной власти, реализующим полномочия в сфере государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия, является Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, действующее на основании Положения об Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.02.2006 года №25.
Пунктом 3.20 указанного Положения к функциям управления отнесено размещение заключения государственной историко-культурной экспертизы, проведение которой организовано управлением, на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Оспариваемое постановление Правительства Нижегородской области от 25.11.2022 года №976 принято на основе научно-проектной документации - проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]) выполненного ИП Смагиной А.С. по заказу ООО «Велес НН» в 2022 году и представленного в адрес Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.
Как следует из материалов административного дела, 12 мая 2022 года в адрес Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области от ООО «Велес НН» поступила на рассмотрение и согласование научно-проектная документация с приложением Акта государственной историко-культурной экспертизы (период проведения – с 25.02.2022 по 05.04.2022), который в соответствии с Положением об экспертизе был размещен на официальном сайте органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для общественного обсуждения.
Данная научно-проектная документация была отклонена Управлением ввиду наличия недостатков.
Впоследствии, после устранения недостатков научно-проектной документации, в адрес Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области поступила на рассмотрение и согласование научно-проектная документация с приложением Акта государственной историко-культурной экспертизы (период проведения – с 04.08.2022 по 09.08.2022, дополнительно с 24.08.2022 по 28.08.2022, государственные эксперты Зеленова С.В., Бахарева Н.Н., Месечан Э.И.).
В основу принятия постановления Правительства Нижегородской области от 25.11.2022 года №976 положен Акт государственной историко-культурной экспертизы (период проведения – с 04.08.2022 по 09.08.2022, дополнительно с 24.08.2022 по 28.08.2022), о чем указано в пояснительной записке к проекту данного постановления.
Судом установлено, что акт государственной историко-культурной экспертизы (период проведения – с 04.08.2022 по 09.08.2022, дополнительно с 24.08.2022 по 28.08.2022) прошел процедуру общественного обсуждения.
В соответствии с пунктом 29 Положения об экспертизе, акт был размещен на официальном сайте органа охраны объектов культурного наследия (Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием периода общественных обсуждений с 01 по 21 сентября 2022 года.
Пунктом 30 Положения об экспертизе предусмотрено, что орган охраны объектов культурного наследия рассматривает предложения, поступившие в течение 15 рабочих дней со дня размещения заключения экспертизы.
Датой поступления предложений считается дата регистрации обращения в органе охраны объектов культурного наследия (абзац 2 пункта 30 Положения об экспертизе).
За время общественного обсуждения акта государственной историко-культурной экспертизы замечаний и предложений в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области не поступило.
Орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы и приложения к нему, в течение 10 рабочих дней (в отношении заключения экспертизы, указанного в абзаце втором или третьем пункта 29 данного Положения, - в течение 3 рабочих дней) со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети «Интернет» размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия (абзац 3 пункта 30 Положения об экспертизе).
Согласно указанному пункту сводка предложений должна содержать позицию уполномоченного органа по направленным предложениям. Однако никаких предложений по данному акту не поступало, порядок размещения сводки с «нулевым» результатом Положением об экспертизе не предусмотрен.
Из указанного следует, что общественные обсуждения являются лишь составной частью порядка принятия оспариваемого постановления. Общественные обсуждения, по своей сути, представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение заключения государственной историко-культурной экспертизы. При этом результаты общественных обсуждений носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 16 Закона Нижегородской области от 02.02.2016 года №14-З «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области» решение об установлении зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения принимается Правительством Нижегородской области по представлению регионального органа охраны объектов культурного наследия.
Одной из основных задач Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области является разработка нормативных правовых актов в целях эффективной реализации государственной политики в области государственной охраны объектов культурного наследия (пункт 2.3 Положения об Управлении охраны объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.02.2006 года №25).
Реализуя данное полномочие Управлением охраны объектов культурного наследия был разработан проект постановления Правительства Нижегородской области «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]) и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон», который был принят Правительством Нижегородской области 25 ноября 2022 года.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, в том числе, в части установления границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря», а также порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, в том числе, в части определения соответствия проекта зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, был соблюден и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере охраны объектов культурного значения.
Вышеуказанные выводы нашли свое подтверждение в ходе проведения судебной историко-культурной экспертизы, подготовленной экспертом ООО «Центр производства предварительных исследований и судебных экспертиз» Кочетовой К.В. (Заключение эксперта №066КВЭ/23 от 18 сентября 2023 года).
Из имеющегося в материалах административного дела Заключения эксперта №066КВЭ/23 от 18 сентября 2023 года следует, что по результатам проведенного инструментального исследования расстояния от границ «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]) до утвержденных координат характерных точек границ территорий зон охраны (ОЗ (участок 1), ОЗ (участок 2), ЗРЗ) объекта культурного наследия «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря», изучения истории и сохранившихся архивных изображений данного архитектурного ансамбля был сделан вывод: установление границ территории и зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]), утвержденных приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области от 04 августа 2022 года №259 «Об утверждении границы и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес])» и постановлением Правительства Нижегородской области от 25 ноября 2022 года №976 «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]) и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон» соответственно и включением в указанные границы территории и зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]) земельного участка с кадастровым номером [номер], является обоснованным.
Представитель административного истца Вифлеемский А.Б., административный истец ИП Бояров Д.Д. в судебном заседании возражали относительно заключения эксперта, указывая на то, что судебная историко-культурная экспертиза не соответствует требованиям законодательства о государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. При этом считают, что эксперт не соответствует требованиям законодательства и не имеет права на проведение историко-культурной экспертизы, в связи с отсутствием его аттестации Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Оценив полученное по итогам проведения судебной историко-культурной экспертизы заключение по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что вопреки доводам административного истца, его представителя, оно составлено с соблюдением требований статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объекта исследования – земельного участка и его местоположения относительно объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря», приведено взаимное расположение объектов исследования на карте, описание процесса исследования, выводы эксперта сделаны с применением общенаучных методов, а также частнонаучных методов историко-архитектурных исследований.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде судебной историко-культурной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об экспертной деятельности требованиям – имеющей высшее образование по специальности «Искусствоведение», квалификация – искусствовед (историк искусств) ученую степень кандидата искусствоведения, длительный стаж работы по специальности, а также предупрежденной об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда не имеется.
Доводы административного истца, его представителя о том, что компетенция эксперта, проводившего судебную экспертизу, не подтверждена, а именно, не представлены документы, подтверждающие наличие у эксперта аттестации Министерства культуры Российской Федерации на проведение государственной историко-культурной экспертизы, суд находит несостоятельными.
Согласно статье 12 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 приведенного Федерального закона, определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет. Указанные требования предъявляются к экспертам государственных судебно-экспертных учреждений. Квалификация эксперта Кочетовой К.В., работающей не в государственном экспертном учреждении, подтверждена представленными к заключению экспертизы документами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта №066КВЭ от 18 сентября 2023 года является надлежащим доказательством, подтверждающим обоснованность включения земельного участка с кадастровым номером [номер] в зону охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря», установленную постановлением Правительства Нижегородской области от 25 ноября 2022 года №976 «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]) и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон».
Доказательств, опровергающих достоверность выводов эксперта, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено и в материалах дела не имеется.
Каких-либо сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта, неполноты или неясности заключения эксперта судом не установлено, в связи с чем, оснований для назначения дополнительной либо повторной экспертизы, суд не находит.
Ходатайств о назначении дополнительной либо повторной экспертизы не поступило.
Оценивая доводы административного истца о том, что оспариваемые границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения – «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» препятствуют использованию объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, по назначению - не позволяют реализовать весь комплекс прав в отношении объектов недвижимости, суд считает их необоснованными, поскольку само по себе наличие ограничений в использовании объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, не препятствует использованию данных объектов по назначению.
При этом следует учитывать, что имеется возможность в случаях и порядке, установленных законодательством, согласовать с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области проведение землеустроительных, земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и его зоны охраны.
Из системного толкования подпункта 8 пункта 2 статьи 33, пункта 4 статьи 35, пунктов 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что и положениями Федерального закона не исключается проведение землеустроительных, земляных работ, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, при обеспечении сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом постановление Правительства Нижегородской области от 25 ноября 2022 года №976 «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]) и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон», не противоречит действовавшим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом, суд учитывает принцип необходимости соблюдения при осуществлении деятельности по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения баланса частных и публичных интересов. Оспариваемое постановление направлено на обеспечение эффективной государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения и соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере охраны объектов культурного наследия. По настоящему делу доказательств, объективно подтверждающих нарушение оспариваемым нормативным правовым актом каких-либо прав либо законных интересов административного истца, не представлено.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Боярова Дениса Дмитриевича по настоящему делу должно быть отказано в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Боярова Дениса Дмитриевича о признании недействующим постановление Правительства Нижегородской области от 25 ноября 2022 года №976 «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского женского монастыря» ([адрес]) и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон», отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме принято 25 декабря 2023 года.
Судья областного суда В.Н. Нуждин