Дело ***а-301/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,
при секретаре Сигаревой Е.Е.,
с участием представителя административного истца <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
административный истец <данные изъяты> обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном их рыночной стоимости размере. Также в иске содержится ходатайство о возмещении административному истцу понесенных по делу судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что указанные выше земельные участкипринадлежат административному истцу на праве собственности. Установленная Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** кадастровая стоимость земельных участковс кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>., с кадастровым номером *** – <данные изъяты>. и является завышенной, что подтверждается отчетами об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, поскольку размер земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Представители административного истца <данные изъяты> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. До судебного заседания от истца в суд поступило уточненное исковое заявление, в котором указано, что истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в размере, определенном заключением эксперта, также содержится ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Административные ответчики Правительства Алтайского края, Управление Росреестра по Алтайскому краю, заинтересованныелицаАдминистрацияг.Барнаула, Администрация <адрес>,ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю,надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в рассмотрении дела не направили, об отложении разбирательства дела не просили.
При этом от Правительства Алтайского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю, Администрации <адрес> до судебного заседания представлены письменные отзывы на иск.
В соответствии со ст.ст.150,247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с п.п.1,5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу абз.4 п.4 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>,категория земель – земли населенных пунктов – для эксплуатации административного здания с гаражом,что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости(л.д.215-217 т.1).
Также <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов – для эксплуатации нежилых зданий (земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.218-220 т.1).
Таким образом, установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края, включая земельные участки с кадастровыми ***, утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***«Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края».
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость,содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляетв отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты>., в отношении земельного участка с кадастровым номером ***– <данные изъяты>., (л.д.213,214 т.1).
В соответствии с п.п.1, 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
<данные изъяты> с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ДД.ММ.ГГ в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимостивышеуказанных земельных участков. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГ***<данные изъяты> отклонено (л.д.151-153 т.1).
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, представлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГ***, составленный оценщиком <данные изъяты> (л.д.15-80 т.1), который не принят не принят к рассмотрению комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра. Также Правительством Алтайского края и Администрацией <адрес> указано на несоответствие представленного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В отношении представленного административным истцом отчета об оценке земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГ***, составленный оценщиком <данные изъяты> (л.д.85-149 т.1), замечаний со стороны административных ответчиком и заинтересованных лиц не поступало.
В связи с возникшими сомнениями в достоверности представленного административным истцом отчета о рыночной стоимости земельного участка, расположенного в <адрес>, по настоящему делу была назначена и проведена судебная экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГ***ДД.ММ.ГГ, составленному экспертом <данные изъяты> отвечающему требованиям ст.4 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рыночная стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГ земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты>. (л.д.2-54 т.2).
В силу ст.62, ч.8 ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со ст.84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Исследовав отчет об оценке от ДД.ММ.ГГ***, составленный оценщиком <данные изъяты> а также заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оценщиками приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельных участков; содержащиеся в отчете и заключении экспертизы сведения дают представление о местоположении объектов – аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанного объекта недвижимости; в отчете и заключении приведен анализ всех необходимых факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. Отчет о рыночной стоимости земельного участка и заключение эксперта получены в предусмотренном законом порядке, соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, проведены компетентными специалистами в области оценки, в связи с чем суд находит указанную в отчете о рыночной стоимости и заключении эксперта величину рыночной стоимости земельных участков достоверной.При этом суд принимает во внимание, что административными ответчиками и заинтересованным лицом возражений относительно содержащихся в отчете о рыночной стоимости от ДД.ММ.ГГ***, составленный оценщиком <данные изъяты> и заключении судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГ***.ДД.ММ.ГГ, составленному экспертом <данные изъяты> выводов не заявлено, доказательства иной рыночной стоимости земельных участков суду не представлены.
Учитывая, что установление кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной имеет для административного истца, являющегося в силу ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога, правовое значение, суд удовлетворяет требования <данные изъяты>.
В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административным истцом ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.
Кроме того, административным истцом заявлено требование о возмещении ему судебных расходов в размере <данные изъяты>., в том числе <данные изъяты> – расходы по оплате государственной пошлины, <данные изъяты>. – расходы по оплате производства оценки, <данные изъяты>. – расходы по оплате производства судебной экспертизы, <данные изъяты>. – расходы на оплату услуг представителя.
В соответствии с ч.1 ст.103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым в силу абз.2 ст. 106 настоящего кодекса относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 настоящего Кодекса (ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном, в том числе главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п.4 названного Постановления следует, что в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек.
Установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для данной категории споров досудебный порядок урегулирования спора предусматривает предоставление заявителем отчета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности.
В подтверждение несения расходов по оплате производства оценки истец представил договор от ДД.ММ.ГГ***, задание на оценку, акт сдачи-приемки услуг по договору, а также и акт от ДД.ММ.ГГ*** и платежное поручение от ДД.ММ.ГГ*** об оплате <данные изъяты>. <данные изъяты> на счет оценочной <данные изъяты> (л.д.154-159,168 т.1).
Также представлена копия платежного поручения от ДД.ММ.ГГ*** об оплате <данные изъяты><данные изъяты>. за производство судебной экспертизы на счет <данные изъяты> (л.д.66 т.2).
В ходе рассмотрения административного дела в качестве итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки судом приняты результаты оценки, содержащиеся в вышеуказанных отчетеот ДД.ММ.ГГ***, составленный оценщиком <данные изъяты> и заключению от ДД.ММ.ГГ***.ДД.ММ.ГГ, составленному экспертом <данные изъяты> и свидетельствующие о допущенном при установлении кадастровой стоимости земельных участков существенном расхождении с рыночной стоимостью.
Помимо этого, при обращении в суд с заявленными требованиями административным истцом по платежному поручению от ДД.ММ.ГГ*** оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>. (л.д.4 т.1).
Таким образом, заявление административного истца о взыскании судебных расходов, связанных с подготовкой отчетов об оценке земельных участков в размере <данные изъяты>., оплатой производства судебной экспертизы – <данные изъяты>. и оплатой государственной пошлины в размере <данные изъяты>. подлежит удовлетворению.
Относительно правомерности предъявления требования о возмещении судебных расходов по оплате расходов на представителя суд приходит к следующему выводу.
Статьей 48Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
Согласно ст.112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В подтверждение оплаты услуг представителя административным истцом представлен договор на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГ, заключенный между <данные изъяты> (исполнитель) и <данные изъяты> (заказчик), согласно которому исполнитель обязуется оказать заказчику юридические услуги по установлению кадастровой стоимости земельных участков(кадастровые ***) равной рыночной. При этом исполнитель обязуется подготовить и подать необходимые документы в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Алтайскому краю, представлять интересы заказчика при рассмотрении комиссией вопроса об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной; при недостижении положительного результата при рассмотрении спора комиссией подготовить и подать административный иск в алтайский краевой суд, представлять интересы заказчика при рассмотрении спора в Алтайском краевом суде. Стоимость услуг определена в размере <данные изъяты>. (л.д.165-166 т.1). Также представлено платежное поручение от ДД.ММ.ГГ*** об оплате <данные изъяты> на счет <данные изъяты> за юридические услуги <данные изъяты>. (л.д.167 т.1).
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя на реализацию требования ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В данном случае при определении размера вознаграждения суд исходит из существа рассмотренного спора, объема проделанной работы представителя, обращение в комиссию о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю и обращение в Алтайский краевой суд, его участие в одном судебном заседании и его длительность (18 мин.), а также с учетом возражений административного ответчика и заинтересованного лица о несоответствии заявленной суммы требованиям разумности, в связи с чем считает возможным возместить истцу расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>., полагая, что такая сумма на оплату услуг представителя соответствует требованиям разумности и справедливости, рыночным ставкам оплаты услуг по аналогичному делу, обеспечивает баланс прав лиц, участвующих в деле.
При определении ответчика, за счет которого необходимо произвести возмещение расходов истца, суд исходит из следующего.
Постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края" утверждены, в том числе, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми ***, принадлежащих административному истцу на праве собственности.
Пунктами 2 - 4 ст.22 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О Правительстве Алтайского края» установлено, что Правительство Алтайского края является правопреемником Администрации Алтайского края. Оно формируется в срок не позднее ДД.ММ.ГГ. До сформирования Правительства Алтайского края полномочия высшего органа исполнительной власти Алтайского края осуществляет Администрация Алтайского края.
На основании Указа Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О сформировании Правительства Алтайского края» с ДД.ММ.ГГ сформировано Правительство Алтайского края.
В связи с изложенным, именно с Правительства Алтайского края в пользу <данные изъяты> подлежат взысканию судебные расходы в общей сумме <данные изъяты> что в полной мере согласуется с правовой позицией, изложенной в п.31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" о том, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Поскольку Правительство Алтайского края не является юридическим лицом, следовательно, в силу ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации данные расходы подлежат взысканию с Правительства Алтайского края за счет казны субъекта Российской Федерации.
Доводы административного ответчика Правительства Алтайского края об отсутствии оснований для удовлетворения заявления <данные изъяты> отклоняются, поскольку не содержат поводов для освобождения Правительства Алтайского края от бремени несения судебных расходов, и основаны на ошибочном толковании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление <данные изъяты> к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>.
Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка – ДД.ММ.ГГ.
Взыскать с Правительства Алтайского края в пользу <данные изъяты> судебные расходы в размере <данные изъяты> за счет средств казны Алтайского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Судья Ю.В.Гончарова