ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-301/19 от 14.08.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2019 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.

при секретаре Лобановой А.В.

с участием прокурора Трофимова А.А.,

представителя административного истца Богатырева М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 4.3, 4.4, 4.7 положения «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО Майский сельсовет Адамовского района», утверждённого решением Совета депутатов МО Майский сельсовет Адамовского района Оренбургской области от 3 сентября 2018 г. № 219,

установил:

Решением Совета депутатов муниципального образования Майский сельсовет Адамовского района Оренбургской области от 3 сентября 2018 г. № 219 утверждено положение «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Майский сельсовет Адамовского района».

В разделе 4 положения регламентирован порядок предоставления в конкурсную комиссию документов.

В частности, в пункте 4.3 указано, что гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию, в том числе: справку об отсутствии судимости; программу (концепцию) развития муниципального образования Майский сельсовет Адамовского района.

Пунктом 4.4 предусмотрено, что документы, указанные в пункте 4.3 положения, подаются в конкурсную комиссию одновременно.

Пункт 4.7 положения устанавливает, что приём документов на участие в конкурсе осуществляется в течение 10 дней после опубликования решения о проведении конкурса.

Решение опубликовано на официальном сайте Совета депутатов Майский сельсовет Адамовского района Оренбургской области и является нормативным правовым актом, что не оспаривается сторонами.

ФИО1 обратился в Оренбургский областной суд с настоящим иском, полагая, что положение «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО Майский сельсовет Адамовского района» в части возложения на кандидатов обязанности представить на конкурс не предусмотренную федеральным законом программу (концепцию) развития муниципального образования Майский сельсовет Адамовского района, и в части, обязывающей кандидата представить все необходимые документы, в том числе сведения об отсутствии судимости, одновременно в течение 10 дней после опубликования решения о проведении конкурса, являются незаконным. Полагает, что оспариваемые положения противоречат статье 32 Конституции Российской Федерации, статье 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России», части 2.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Оспариваемые нормы нарушают пассивное избирательное право административного истца, поскольку после официального опубликования сведений о проведении конкурса на должность главы муниципального образования Майский сельсовет Адамовского района, он, как лицо, желающее участвовать в конкурсе, не смог в десятидневный срок предоставить в комиссию сведения об отсутствии судимости. Такие справки по правилам Административного регламента МВД РФ выдаются в течение одного месяца.

Просил суд признать противоречащими действующему законодательству и недействующими пункт 4.3 в части предоставления «программы (концепции) развития муниципального образования Майский сельсовет Адамовского района» в обязательном порядке; пункт 4.4, пункт 4,7 положения «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО Майский сельсовет Адамовского района», утверждённого решением Совета депутатов МО Майский сельсовет Адамовского района Оренбургской области от 3 сентября 2018 г. № 219.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Богатырёв М.Е. заявленные требования поддержал.

В судебном заседании представитель Совета депутатов муниципального образования Майский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, Глава муниципального образования Майский сельсовет Адамовского района Оренбургской области не присутствовали, о явке в суд извещены надлежащим образом.

Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив доводы сторон, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего иск необоснованным, суд приходит к выводу о признании нормативного правового акта в оспариваемой части не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по следующим основаниям.

В силу положений Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12). Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ). Названный закон предусматривает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1, 4 статьи 7).

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок избрания главы муниципального образования предусмотрен частью 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно пункту 2 которой он избирается в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию (пункт 5 статьи 36). При этом в силу части 2.1 этой же статьи порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.

В Оренбургской области избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, предусмотрено частью 2 статьи 16 Закона Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области».

В муниципальном образовании Майский сельсовет Адамовского района Оренбургской области статьёй 26 Устава муниципального образования также установлено, что глава сельсовета избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Порядок проведения указанного конкурса утверждён решением Совета депутатов МО Майский сельсовет Адамовского района Оренбургской области.

В соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Таким образом, введение профессиональных требований к кандидату и дополнительных требований применительно к конкурсу на замещение должности главы муниципального образования, являющегося высшим должностным лицом муниципального образования и возглавляющего местную администрацию, относится к компетенции представительного органа муниципального образования.

Суд считает несостоятельным утверждения административного истца о том, что оспариваемые нормы содержат трудновыполнимое условие о предоставлении справки о наличии (отсутствии) судимости в течение 10 дней после опубликования решения о проведении конкурса и обязывают претендента предоставить не предусмотренную законом программу развития муниципального образования, поскольку указанные нормы не противоречат действующему федеральному законодательству в сфере избирательного права, соответствуют законодательству субъекта Российской Федерации.

Как указано в приведённых выше законоположениях Федерального значения, порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.

Оспариваемое положение в части требований о предоставлении концепции развития района регламентирует критерии оценки претендентов на должность главы города, которые направлены на объективную оценку их профессиональных характеристик и выявление соответствия либо несоответствия кандидатов требованиям, являющимся предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Оспариваемый закон издан правомочным органом в пределах предоставленных полномочий, нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта не установлено, не противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, поэтому оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении административных требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 4.3, 4.4, 4.7 положения «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО Майский сельсовет Адамовского района», утверждённого решением Совета депутатов МО Майский сельсовет Адамовского района Оренбургской области от 3 сентября 2018 г. № 219 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию административной коллегии Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда И.Ф. Селютина