ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-301/2016 от 16.06.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

№ 3а-301/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кемеровский областной суд

В составе: председательствующего Пронченко И.Е.

при секретаре Хайминой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июня 2016 года административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СПМ-База» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, КУГИ Кемеровской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «СПМ-База» обратилось в суд с административным исковым заявлением и просят установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером , площадью 8 350 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства складской базы, расположенного в <адрес>, в размере его рыночной стоимости в сумме 3 125 379 рублей.

Требования мотивированы тем, что истец является арендатором указанного земельного участка. Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка составляет 16 953 506 рублей. Согласно отчету независимого оценщика, рыночная стоимость указанного земельного участка на дату определения кадастровой стоимости составляет 3 125 379 рублей. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение. Согласно требованиям ст. 66 п.3 ЗК РФ допускается установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Административный истец вправе заявить указанные требования, поскольку полагает, что его права затрагиваются как собственника земельного участка, земельный налог, уплачиваемый собственником земельного участка, определяется из налоговой базы, как установленная законодательством и определяется как кадастровая стоимость такого участка, которая значительно превышает его рыночную стоимость.

Представитель ООО «СПМ-База» Южанина А.С., действующая на основании доверенности от 14.01.2016, представившая диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № 976 от 04.07.2003, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель КУГИ по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра», в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, приобщенный к материалам дела.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.

Представитель администрации г.Кемерово в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

В соответствии с требованиями статьи 247 ч.4 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу требований статьи 2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Статьей 3 указанного Закона определено понятие оценочной деятельности.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 абз.1, 9, 31, 32 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

Как следует из материалов дела, ООО «СПМ-База» обращалось 28.03.2016 в установленном законом порядке с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению указанных споров (л.д. 28).

Согласно ответу Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (л.д. 29), истцу отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости. При указанных обстоятельствах заявитель имел право на обращение в суд с указанными требованиями.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований истца.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).

Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно абзацу 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, ООО «СПМ-База» является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью 8 350 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства складской базы, расположенного в <адрес>, что подтверждает договор аренды земельного участка № 45-04-с/10 от 21.04.2010 и дополнительное соглашение к указанному договору от 08.04.2010 (л.д. 12-21).

Согласно кадастровой справке от 25.04.2016, кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на 01.08.2014, сведения о которой были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015, и составляет 16 953 506 рублей (л.д.22).

Согласно кадастровому делу, предоставленному ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области (л.д. 158-178), следует, что земельный участок является учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 06.03.2013.

Истцом предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленного ООО «Эксперт Реал» № Ф-0/02/16 от 10.02.2016. Указанный отчет составлен на дату 01.08.2014, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 8 350 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства складской базы, расположенного в <адрес>, на дату определения кадастровой стоимости 01.08.2014 г. составляет 3 125 379 рублей (л.д. 30-89).

В отношении данного отчета Экспертным советом НП СОО «Сибирь» представлено экспертное заключение № 230/03/016 от 17.03.2016, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № Ф-0/02/16 от 10.02.2016 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждает итоговую рыночную стоимость объекта оценки, определенную оценщиком в отчете на дату оценки (л.д.90-110).

Оценивая в совокупности полученные по делу доказательства, суд приходит к следующему:

Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земельного участка утверждены на основании решения от 25.11.2015 № 4-2/3904 об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области (л.д.156-157),определенные по состоянию на 01 августа 2014 года.

Судом установлено, что земельный участок является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 06.03.2013, кадастровая стоимость определена на дату по состоянию 01.08.2014, сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015, что подтверждается кадастровым делом и кадастровой справкой.

Согласно сведениям, содержащимся в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка на дату оценки, оценщиком дана характеристика объекта оценки с учетом локальных особенностей его расположения, учтены факторы и характеристики, влияющие на его стоимость. Приведены объекты-аналоги, с учетом требований ФСО № 3,4,7 и Федерального закона «Об оценочной деятельности». Оценщиком учтены ценообразующие факторы и обоснованно применена соответствующая корректировка.

При этом, административными ответчиками и заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо доказательств относительно величины установленной экспертом рыночной стоимости спорного земельного участка.

В обоснование заявленных требований истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав истца, поскольку он обязан к оплате суммы за аренду, которая рассчитана исходя из его кадастровой стоимости, в связи с чем, истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.

При таких обстоятельствах требования ООО «СПМ-База» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ООО «СПМ-База» - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 8 350 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства складской базы, расположенного в <адрес>, в размере равной его рыночной стоимости в сумме 3 125 379 рублей, определенной по состоянию на 01.08.2014.

Датой обращения ООО «СПМ-База» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости считать 28.03.2016.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 18.06.2016.