Дело № 3а-302/2019
Мотивированное решение изготовлено 14.11.2019г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 8 ноября 2019 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при участии помощника ФИО1,
с участием прокурора Бекеневой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Муниципальному Совету Ярославского муниципального района о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района,
установил:
Решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 29 ноября 2018 года № 87 утверждены Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения.
Решениями Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 28 марта 2019 года № 14 в Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения вносились изменения.
Согласно Карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне – Т2 (зона автомобильного транспорта).
ФИО2 обратился с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне – Т2.
В обоснование административного иска указано, что земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности административного истца. Ранее указанный земельный участок находился в двух территориальных зонах: Ж3 (зона усадебной застройки) и Р1 (зона территории пользования водными объектами), что противоречило градостроительному законодательству.
По заявлению административного истца градостроительной комиссией было принято решение от 09 августа 2018 года об отнесении данного земельного участка к территориальной зоне ОД 1 (зона делового и коммерческого назначения). Вместе с тем, согласно оспариваемого решения Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 29 ноября 2018 года № 87 земельный участок по неизвестным причинам был отнесен к зоне Т2 (зона автомобильного транспорта), чем нарушена процедура принятия нормативного правового акта.
ФИО2 считает, что отнесение земельного участка к территориальной зоне – Т2 нарушает его права и законные интересы как собственника объекта недвижимости, препятствуя узаконению построенного на нем нежилого помещения.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 требования поддержал в полном объеме.
Представитель Муниципального Совета Ярославского муниципального района ФИО4 в суде не возражал против заявленных требований. Пояснил, что оспариваемый нормативный акт принят представительным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, законодательству, имеющему большую юридическую силу, он не противоречит. Вместе с тем, в процессе принятия нормативного правового акта произошла техническая ошибка, в результате которой вопреки решению градостроительной комиссии земельный участок с кадастровым номером № был отнесен к территориальной зоне – Т2 вместо ОД1. В настоящее время по заявлению ФИО2 вновь запущена процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить требования, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта, помимо нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, подлежат выяснению обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 29 ноября 2018 года № 87 утверждены Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения. Данное решение опубликовано в издании «Деловой вестник» и размещено на сайте Администрации Ярославского муниципального района.
Согласно Карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения земельный участок, находящийся в собственности ФИО2, с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне Т2 (зона автомобильного транспорта).
Проверяя соблюдение процедуры подготовки и утверждения данных Правил суд приходит к следующим выводам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50, при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Составной частью Правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 5 и 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.
Материалами дела установлено, что постановлением Главы Ярославского муниципального района от 25 февраля 2015 года №997 создана градостроительная комиссия Ярославского муниципального района, утверждено Положение о градостроительной комиссии, ее состав и Порядок направления в градостроительную комиссию Ярославского муниципального района предложений заинтересованных лиц.
Постановлением Главы Ярославского муниципального района от 25 мая 2018 года №1155 организовано проведение публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района с 25 мая по 25 июля 2018 года, а также утвержден Порядок учета предложений и участия граждан в обсуждении указанного проекта.
Согласно пункту 1 утвержденного Порядка со дня опубликования проекта Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения граждане вправе участвовать в его обсуждении в следующих формах: проведении собраний по месту жительства, проведении публичных слушаний и иных формах, не противоречащих действующему законодательству.
Судом установлено, что ФИО2, как собственник земельного участка с кадастровым номером №, в ходе обсуждения проекта Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения, реализуя свое право, обратился с предложением о внесении изменений в данный проект в градостроительную комиссию Ярославского муниципального района в части отнесения указанного земельного участка к территориальной зоне ОД 1 (зона делового и коммерческого назначения).
Решением градостроительной комиссии Ярославского муниципального района от 09 августа 2018 года предложение ФИО2 было одобрено и рекомендовано для внесения изменений в проект Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения.
В силу пункта 10 Положения о градостроительной комиссии Ярославского муниципального района решения комиссии учитываются при подготовке в установленном порядке проектов правовых актов органов местного самоуправления.
Вместе с тем, в нарушении части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Положения о градостроительной комиссии Ярославского муниципального района при подготовке проекта Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения не учтено предложение заинтересованного лица ФИО2, одобренное решением градостроительной комиссии.
В соответствии с оспариваемым решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области земельный участок с кадастровым номером № без всякого обоснования отнесен к территориальной зоне Т2 (зона автомобильного транспорта).
Предложение ФИО2 в соответствии с решением градостроительной комиссии признано соответствующим требованиям действующего законодательства, коллегиальным органом не отклонялось, должно было учитываться представительным органом местного самоуправления при обсуждении проекта Правил землепользования и застройки.
Принимая во внимание приведенные положения закона и установленные по делу обстоятельства, суд считает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушена процедура его принятия в части прав и законных интересов административного истца.
Проверяя данный нормативный правовой акт на предмет соответствия его актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с картой функциональных зон, являющейся приложением к Генеральному плану Ивняковского сельского поселения отнесен к функциональной зоне населенных пунктов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Из положений пунктов 2,5-8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Расположение земельного участка с кадастровым номером № в территориальной зоне Т2 (зона автомобильного транспорта) соответствует функциональному назначению территории, установленному Генеральным планом.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт при проведении процедуры его принятия нарушает права административного истца как правообладателя земельного участка, то данный правовой акт следует признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в издании «Деловой вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, Главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района, утвержденные решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 29 ноября 2018 года № 87, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне – зона автомобильного транспорта (Т2).
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в издании «Деловой вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Нуждин С.В.