ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-302/20 от 10.02.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 3а-31/2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

10 февраля 2021 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Сухаревой С.И.

при секретаре Астрейко М.Н.

с участием прокурора Соловьевой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-31\2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Вектор» о признании недействующим с момента вступления в силу судебного акта постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12.08.2014 № 698 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Шуваловским пр., Парашютной ул., проектируемыми проездами, в Приморском районе» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №... и №..., расположенных по адресу установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Правительством Санкт-Петербурга 12.08.2014 принято постановление № 698 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Шуваловским пр., Парашютной ул., проектируемыми проездами, в Приморском районе» (далее – Постановление № 698), опубликовано 19.08.2014 на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга по адресу: www.gov.spb.ru.

Постановлением № 698 утверждён проект планировки, в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве собственности административному истцу.

Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Вектор» обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... с момента вступления в силу судебного акта названное Постановление № 698.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что в соответствии с проектом планировки территории (приложения № №3, 5) для указанных земельных участков административного истца, расположенным на территории, которой присвоен №... в проекте планировки территории, в качестве функционального назначения объектов капитального строительства, допустимых к размещению, установлено: «для сельскохозяйственного использования». Согласно проекту планировки территории, земельные участки отнесены к застроенным земельным участкам. В силу действующего Закона Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», в отношении территории, где расположены названные земельные участки, установлена функциональная зона «ЗЖД» - зона среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.

Согласно действующей редакции Постановления Правительства Санкт- Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», земельные участки находятся в территориальной зоне «ТЗЖ2» - жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.

Таким образом, установление в отношении территории, где расположены принадлежащие административному истцу земельные участки, функционального назначения объектов капитального строительства «для сельскохозяйственного использования», не соответствует действующему Генеральному плану Санкт-Петербурга и постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», ввиду чего Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.08.2014 № 698 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Шуваловским пр., Парашютной ул., проектируемыми проездами, в Приморском районе» противоречит указанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также положениям части 3 статьи 9, части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым Генеральный план является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документация по планировке территории должна подготавливаться на основании документов территориального планирования (Генеральный план, Правила землепользования и застройки), то есть не может им противоречить.

Административный истец ссылается также на то, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права, свободы и законные интересы, поскольку административный истец приобрел в собственность земельные участки в целях осуществления на них жилого среднеэтажного или многоэтажного строительства, что в полном объеме соответствует и допускается требованиями действующего Генерального плана и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга». В связи с необходимостью (согласно действующим Правилам землепользовании и застройки, п. 1.2.9 Приложения № 1) обеспечить проектируемый административным истцом многоквартирный дом объектами социальной инфраструктуры (школы, сады, поликлиники и т.д.), административный истец обратился в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Управление строительными проектами», которое, в свою очередь, обратилось в Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в целях подтверждения возможности размещения на земельных участках амбулаторно-поликлинического учреждения, дошкольного образовательного учреждения и школы. В ответ на указанные обращения Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга не усмотрел возможность размещения на земельных участках вышеуказанных объектов социальной инфраструктуры, обосновав это тем, что для земельных участков проектом планировки территории установлено функциональное назначение объектов капитального строительства - «для сельскохозяйственного использования», и до внесения изменений в проект планировки территории в этой части возведение на рассматриваемой территории объектов социальной инфраструктуры недопустимо. Таким образом, в силу того, что размещение объектов социальной инфраструктуры на земельных участках в настоящее время невозможно, а также принимая во внимание положения п. 1.2,9 Приложения № 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», административный истец лишён возможности получить в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство в отношении земельных участков, что подтверждается также уведомленим Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга от <дата>№..., от <дата>№... об отказе в выдаче разрешения на строительство, со ссылкой на то, что оспариваемым постановлением установлено разрешенное использование указанных земельных участков: «для сельскохозяйственного использования». Невозможность осуществления на земельных участках жилищного строительства, которое допустимо с точки зрения действующих Генерального плана и Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, является ограничением принадлежащих административному истцу правомочий собственника, установленных в ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д.3-9 том 1, 85-86 том 2).

Административный истец в лице представителя <...> на основании доверенности от <дата> в судебное заседание явился, на удовлетворении заявленных требований настаивал, дополнительно пояснил, что установление функционального назначения объектов капитального строительства размещаемых на участке №... оспариваемым проектом планировки территории «для сельскохозяйственного использования» не соответствует материалам по обоснованию проекта планировки территории, а также Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга и Генеральному плану Санкт-Петербурга в редакции, действовавших на момент утверждения проекта планировки территории. Так, в соответствии со стр.15-16 тома 1 материалов по обоснованию земельный участок №... относился к функциональной и территориальной зоне зеленых насаждений общего и ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры (Р2, ТР2).Указанные функциональная и территориальная зоны не предполагали возможность размещения объектов сельскохозяйственного назначения, что следует из статьи 49 Закона Санкт-Петербурга № 29-10 от 16.02.2009 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга». Следовательно, проект планировки территории в части земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... не соответствует Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга и Генеральному плану Санкт-Петербурга как в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Постановления № 698, так и действующей на момент рассмотрения административного спора редакции, что является нарушением положений статей 45 и 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Представитель административного ответчика, Правительства Санкт-Петербурга <...> действующий на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание явился, в удовлетворении требований иска просил отказать, ссылаясь на соблюдение уполномоченным органом порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, его соответствия требованиям правовых норм, имеющих большую юридическую силу; представил возражения на административный иск (том 1, л.д.89-95, том 2 л.д.46-50).

Кроме того, административный ответчик также ссылался на то, что утвержденная оспариваемым Постановлением № 698 документация по планировке и межеванию территории соответствует требованиям действовавшей в период ее разработки и утверждения редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером №... был образован и поставлен на кадастровый учет <дата>, то есть после подготовки документации по планировке и межеванию территории и проведения публичных слушаний. В период подготовки и утверждения оспариваемого Постановлением от <дата>№... не существовало земельного участка с кадастровым номером №..., который был образован и поставлен на кадастровый учет <дата>, то есть после утверждения документации по планировке и межеванию территории. В соответствии с действовавшей в 2012 году редакцией Генерального плана Сакт-Петербурга (Закон Санкт-Петербурга от 22.12.2005 №728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга») территория, на которой в <дата> году был образован земельный участок с кадастровым номером №..., а в <дата> году был образован земельный участок с кадастровым номером №..., относилась к функциональной зоне рекреационного назначения «Р2». Согласно действовавшей в указанный период времени редакции Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга (Закон Санкт-Петербурга 16.02.2009 №29-10) рассматриваемая часть территории входила в территориальную зону «ТР2» (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры). В составе оспариваемой документации по планировке и межевания территории в сооответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации были образованы земельные участки и установлены красные линии кварталов и улично-дорожной сети. В период подготовки документации по планировке и межеванию рассматриваемой территории существовал земельный участок с кадастровым мером №... площадью 164833,93 кв.м., имевший вид разрешенного пользования: «для сельскохозяйственного использования» и находившийся долевой собственности <...> и иных физических лиц. Из части земельного участка с кадастровым номером №... в <дата> году был образован еще один земельный участок с кадастровым номером №... площадью 40350 кв.м, который постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата>№... был изъят у <...> для государственных нужд Санкт-Петербурга в целях строительства <адрес> Оставшаяся часть существовавшего в <дата> году земельного участка с кадастровым номером №..., находившегося в долевой собственности <...> и других физических лиц и имевшего вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» была учтена в разрабатываемой документации по планировке территории, включена в состав образуемого квартала №... как «застроенный земельный участок» с условным №... и с функциональным назначением объектов капитального строительства на участке «для сельскохозяйственного использования», что соответствовало существовавшему виду разрешенного использований указанного земельного участка. В состав квартала №... вошли две территориальные зоны «ТЗЖ2» и «ТР2». <адрес> в составе квартала №... был организован по земельному участку с кадастровым номером №... Красные линии внутриквартального проезда были установлены:

левая граница внутриквартального проезда - по границе территориальных зон «ТЗЖ2» и «ТР2».

правая граница внутриквартального проезда - по территории земельного участка с кадастровым номером №.... На девяти земельных участках квартала №... в территориальной зоне «ТЗЖ2» проектом планировки и межевания территории предусматривалось размещение девяти многоквартирных домов.

При образовании земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... не были приняты во внимание ни разработанный и прошедший процедуру публичных слушаний проект планировки и межевания территории, ни утвержденная оспариваемым постановлением документация по планировке и межеванию территории. Таким образом, утвержденная оспариваемым постановлением документация по планировке и межеванию территории была подготовлена в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании Генерального плана Санкт-Петербурга и Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга в редакциях, действовавших в период подготовки и утверждения документации по планировке и межеванию территории.

Кроме того, в силу переходного положения, установленного пунктом 4.6 Приложения № 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки» при противоречии утвержденного оспариваемым постановлением проекта планировки и межевания территории и Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, до 01.03.2021 подлежит применению обжалуемый проект планировки и межевания территории. При этом административный истец с целью соблюдения баланса частных и публичных интересов вправе самостоятельно в соответствии с положениями статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в установленном Законом Санкт-Петербурга № 4-5 от 22.01.2015 N 4-5 "О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге, порядке внесения изменений в такую документацию, порядке отмены такой документации или ее отдельных частей, порядке признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга", Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2020 N 781 "Об утверждении Положения о порядке подготовки заключения, содержащего сведения о наличии или отсутствии оснований и соблюдении или несоблюдении условий для принятия решения об отмене документации по планировке территории или ее отдельных частей, решения о признании отдельных частей документации по планировке территории не подлежащими применению" и приказом Комитета по градостроительству и архитектуре от 30.09.2020 № 1-08-89 порядке, инициировать процедуру отмены оспариваемой в части документации по планировке территории в отношении указанных земельных участков, самостоятельно разработать документацию по внесению изменений в ранее утвержденную и оспариваюмую в части документацию по планировке и межеванию территории в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 N 438 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территории".

Представитель заинтересованного лица Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие (л.д.74, 129 том 2), представил письменный отзыв на административный иск (л.д. 44-45 том 2), в котором указал, что по сведениям региональной информационной системы Санкт-Петербурга «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» (сайт www.rgis.spb.ru) градостроительный регламент территориальных зон, установленных на территории, в границах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами №... и №..., Правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 не соответствует документации по планировке территории (проектам планировки и межевания), утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.08.2014 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Шуваловским пр., Парашютной ул., проектируемыми проездами, в Приморском районе».

Согласно утвержденной документации по планировке территории земельные с кадастровыми номерами участки №... и №... расположены в границах земельного участка №... в составе проекта межевания, определенного проектом планировки для сельскохозяйственного использования. Согласно Правилам землепользования и застройки на территорию земельного участка №... установлены две территориальные зоны: зона рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры (ТР2), и жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (ТЗЖ2).

Градостроительными регламентами в составе Правил землепользования и застройки указанных территориальных зон не предусмотрена возможность образования земельных участков с видом разрешенного использования: «для сельскохозяйственного использования».

Земельный участок с кадастровым номером №... полностью находится в территориальной зоне ТЗЖ2. Земельный участок с кадастровым номером №... расположен в 2-х территориальных зонах: основная часть в ТЗЖ2 и шириной более 8 м. - в ТР2.

Такое образование земельного участка с кадастровым номером №... противоречит требованиям к образуемым земельным участкам, установленным частью 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом погрешности (4,98 м.), установленной Правилами землепользования и застройки.

В результате раздела земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №..., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» <дата> образованы земельные участки с кадастровыми номерами:

№...

№..., путем раздела которого <дата> образован в том числе земельный участок №....

Земельный участок №... прошел кадастровый учет <дата>, его границы были утверждены распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 24.06.2011 № 4332-рк (способ образования - раздел земельного участка №...). <дата> на исходный земельный участок №... было зарегистрировано право общей долевой собственности физических лиц: <...> и <...> Впоследствии земельный участок №... в государственную собственность не переходил. Сведения об основаниях образования земельных участков №..., №... и №... отсутствуют.

Земельный участок с кадастровым номером №... имел вид разрешенного использования: «для сельскохозяйственного использования», что соответствовало требованиям пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Информация об основаниях установления земельным участкам №... и №... вида разрешенного использования: «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» отсутствует. Данный вид разрешенного использования соответствует основным видам разрешенного использования, установленным градостроительными регламентами для территориальной зоны ТЗЖ2, и не относиться к видам разрешенного использования, определенных для территориальной зоны ТР2.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Соловьевой В.В., полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, приходит к следующему.

Согласно пункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землёй находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить данному кодексу.

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определён статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Частями 1 и 19 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Статьёй 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено (с учётом особенностей осуществления градостроительной деятельности в городе федерального значения Санкт-Петербурге), что полномочия в области градостроительной деятельности, предусмотренные частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 24.11.2009 №508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», установлены разграничения полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 данного закона к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга отнесено утверждение документации по планировке территории Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 3.2. Регламента Правительства, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 №100, Правительство издает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Порядок официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в 2014 году установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 №865 (в редакции от 05.05.2012). Указанным постановлением №865 установлено, что источниками официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга являются, в том числе:

- официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gov.spb.ru);

- газета "Кто строит в Санкт-Петербурге", журнал "Каталог Российского аукционного дома/The Catalogue of the Auction house of the Russian Federation" - для правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов в сфере проектирования, реконструкции, строительства, капитального ремонта.

- газеты «Невское время», «Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга» - для правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов в сфере проектирования, реконструкции, строительства, капитального ремонта.

Распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре от 21.02.2012 №219 «О подготовке документации по планировке территории, ограниченной Шуваловским пр., Парашютной ул., проектируемыми проездами, в Приморском районе» опубликовано в издании «Невское время» от 22.02.2012.

Из материалов дела следует, что документация по планировке и межеванию территории рассматривалась, согласовывалась и проверялась в порядке, установленном действовавшим в указанный период времени постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 №596 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий» (далее – Постановление № 596). В соответствии с требованиями пунктов 2.8 и 2.9 указанного Постановления №596 разработанная документация по планировке территории согласована с уполномоченными органами государственной власти. По результатам проверки разработанной и согласованной документации по планировке территории на соответствие требованиям статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Комитет по градостроительству и архитектуре заключением от 19.11.2012 №1-4-72719/2 направил документацию на публичные слушания. Информационное сообщение о месте и времени проведения публичных слушаний было размещено в издании «Невское время» от 24.11.2012 №211(5189). Экспозиция документации была организована с 10.12.2012 по 21.12.2012 в здании администрации Приморского района. Публичные слушания по проекту планировки и межевания территории проведены в период с 24.12.2012 по 27.12.2012. Протокол публичных слушаний подготовлен 18.12.2012. Заключение о публичных слушаниях опубликовано в издании «Кто строит в Петербурге» (Специальный выпуск от 29.12.2012 №14(99). После проведения публичных слушаний по проекту документации по планировке и межеванию территории, в соответствии с пунктом 2.8 действовавшей указанный период времени редакции Постановления №596, подготовка и согласование проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга об утверждении разработанной документации по планировке территории осуществлялись в порядке, установленном постановлением Правительства от 16.12.2003 №100 «Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга». Принятое Правительством 12.08.2014 постановление об утверждении документации по планировке территории внесено в Реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга 18.08.2014 (регистрационный №16816) и опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru.

Таким образом, постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.08.2014 № 698 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Шуваловским пр., Парашютной ул., проектируемыми проездами, в Приморском районе» принято уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме и официального опубликовано, что не оспаривалось сторонами по делу.

Указанным Постановлением № 698 утверждён проект планировки, в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... по адресу: <адрес>.

Административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №... и №..., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от <дата>, согласно которым в отношении названных земельных участков сделаны записи о государственной регистрации права собственности административного истца от <дата>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» (л.д.37-44 том 1).

В соответствии с проектом планировки и межевания территории (Приложения № 3, 5) для земельных участков, принадлежащих административному истцу, расположенным на территории, которой присвоен №... в проекте планировки территории, в качестве функционального назначения объектов капитального строительства, допустимых к размещению, установлено: «для сельскохозяйственного использования». Согласно проекту планировки территории, земельные участки отнесены к застроенным земельным участкам.

Законом Санкт-Петербурга от 13.07.2015 N 421-82 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" утверждена новая редакция части Генерального плана Санкт-Петербурга, устанавливающего границы функционального зонирования территории, в соответствии с которой территория, в границах которой расположены земельные участки, принадлежащие административному истцу, расположены в функциональной зоне «ЗЖД» - зона среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.

Действующая в настоящее время редакция Закона Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», в отношении территории, где расположены земельные участки административного истца, не изменила функциональную зону «ЗЖД» - зону среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.

Как следует из материалов дела, градостроительный регламент территориальных зон, установленных на территории, в границах которой расположены земельные участки №... и №..., Правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 не соответствует документации по планировке территории (проектам планировки и межевания), утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.08.2014 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Шуваловским пр., Парашютной ул., проектируемыми проездами, в Приморском районе».

В силу утвержденной документации по планировке территории земельные участки с кадастровыми номерами №... и №... расположены в границах земельного участка №... в составе проекта межевания, определенного проектом планировки для сельскохозяйственного использования. Согласно Правилам землепользования и застройки на территорию указанных земельных участков установлены территориальные зоны:

зона рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры (ТР2),

жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (ТЗЖ2).

Градостроительными регламентами в составе Правил землепользования и застройки указанных территориальных зон не предусмотрена возможность образования земельных участков с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования».

Земельный участок с кадастровым номером №... полностью находится в территориальной зоне ТЗЖ2. Земельный участок с кадастровым номером №... расположен в 2-х территориальных зонах: основная часть в ТЗЖ2, шириной более 8 м. - в ТР2.

Указанным земельным участкам с кадастровыми номерами №... и №... установлен вид разрешенного использования: «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».

Генеральный план Санкт-Петербурга в силу части 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации является документом территориального планирования субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга.

Статьёй 2 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 778-116 «Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», действовавшего на дату принятия оспариваемого постановления, установлено, что Генеральный план Санкт-Петербурга является единым документом территориального планирования субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.

Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Согласно пункту 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Последнее, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из совокупности положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

В части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

С учетом изложенного, суд находит заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что установление в отношении территории, где расположены принадлежащие административному истцу земельные участки, функционального назначения объектов капитального строительства «для сельскохозяйственного использования», не соответствует Генеральному плану и Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» (далее - Правила), то есть оспариваемые положения Постановления № 698 противоречат вышеназванным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права административного истца, что является основанием для признания недействующими оспариваемых положений Постановления № 698.

Ссылки представителя административного ответчика о том, что в рассматриваемом случае, проект планировки и межевания территории в период разработки (в 2012 г.) и утверждения (2014 г.) соответствовал требованиям действовавших редакций Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генерального плана Санкт-Петербурга и Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, при этом на момент утверждения оспариваемого Постановления № 698 земельные участки с кадастровыми номерами №... и №... были образованы соответственно в 2014 и 2017 годах без учета утвержденной оспариваемым постановлением документации по планировке и межеванию территории, не могут быть приняты во внимание, поскольку право собственности административного истца на указанные земельные участки не оспорено, а оснований для проверки оспариваемого постановления на предмет соответствия его утратившим силу нормативным правовым актам у суда не имеется.

Довод административного ответчика о том, что проект планировки с проектом межевания территории применяется только в части, не противоречащей нормам, имеющим большую юридическую силу, при этом в настоящее время не истёк расчётный срок реализации Генерального плана Санкт-Петербурга, в течение которого данный проект подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством, в связи с чем права административного истца не нарушает, не может быть оценён судом как обоснованный.

Действительно, пунктом 4.5. приложения № 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2017 №550 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524», установлено, что проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории за границами объединённых зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утверждённые до вступления в силу Правил, приводятся в соответствие с Правилами до окончания расчётного срока Генерального плана Санкт-Петербурга в порядке, установленном действующим законодательством.

До приведения указанных проектов планировки территории, проектов планировки с проектами межевания территории в соответствие с Правилами, в случае противоречия между указанными проектами планировки территории, проектами планировки с проектами межевания территории и Правилами применяются проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории.

Внесение изменений в утверждённые проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории осуществляется в соответствии с Правилами, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.

Пунктом 4.6 данного приложения установлено, что в случае если проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории в границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утверждённые до вступления в силу Правил, противоречат установленным в Правилах предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых Законом о зонах охраны установлены требования к градостроительным регламентам, и(или) режимам использования земель в границах территорий указанных зон, применяются Правила.

В случае если проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории в границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утверждённые до вступления в силу Правил, соответствуют установленным в Правилах предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых Законом о зонах охраны установлены требования к градостроительным регламентам, а также режимам использования земель в границах территорий указанных зон, указанные проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории применяются в соответствии с пунктом 4.5 настоящего приложения.

Как указано выше в силу переходного положения, установленного пунктом 4.6 Приложения №1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524 при противоречии утвержденного оспариваемым постановлением проекта планировки и межевания территории и Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, до 01.03.2021 подлежат применению обжалуемые проект планировки и проект межевания территории.

Подпунктом 7 пункта 1 Приложения 1 к Закону Санкт-Петербурга № 728-99 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 19.12.2018 №763-161) установлен расчетный срок Генерального плана Санкт-Петербурга - 01.03.2021.

Вместе с тем, неистечение расчётного срока реализации Генерального плана Санкт-Петербурга не является основанием для вывода об отсутствии нарушения права административного истца, и не лишает административного истца права требовать в судебном порядке признать оспариваемые нормы недействующими.

Следует также отметить, что из объяснений представителя административного ответчика следует, что работа по приведению оспариваемых положений Постановления № 698 в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга и Правилами землепользования и застройки Правительством Санкт-Петербурга не ведется.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.04.2014 N 12-П, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности, не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

Таким образом, действующим законодательством допускается применение ранее принятой градостроительной документации в части, не противоречащей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Из пункта 4 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» следует, что документация по планировке (застройке) территории Санкт-Петербурга, утвержденная до вступления в силу данного закона, действует в части, не противоречащей Генеральному плану Санкт-Петербурга.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска о признании недействующим оспариваемого постановления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №... и №..., расположенных по адресу установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир <адрес>, почтовый адрес ориентира: <адрес>, как противоречащих Генеральному плану Санкт-Петербурга.

Доводы административного ответчика о том, что в соответствующем квартале нормативы по озеленению территории выдерживаются за счет земельного участка №..., в границах которого расположены земельные участки административного истца, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

В материалах по обоснованию проекта планировки территории указано, что процент озеленения территории обеспечивается за счет внутриквартальных зеленых насаждений, расположенных на территории общего пользования.

При этом земельный участок №... по проекту планировки территории в соответствии с проектом планировки территории является образованным застроенным земельным участком, находящимся в частной собственности ООО «Комтех» (стр. 10 том 1 материалов по обоснованию).

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Образованный земельный участок, находящийся в частной собственности, не может относится к территории, которой может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц.

Заслуживает также внимания довод администартивного истца о том, что в границах квартала, в отношении которого разработан проект планировки территории, площадь территории общего пользования, занятой зелеными насаждениями, составляет 13,82 Га (стр. 51 том 2 материалов по обоснованию) при нормативной потребности в 9,62 Га (стр. 53 тома 2 материалов по обоснованию), следовательно, озелененность территории соблюдается за счет территорий общего пользования без учета озеленения на образованных земельных участках, находящихся в собственности административного истца.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 08.10.2007 N 430-85 "О зеленых насаждениях общего пользования" (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2010 N 410-92) территории зеленых насаждений общего пользования являются территориями общего пользования и могут включать земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга; земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена; земельные участки, переданные в собственность внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. Земельный участок №... по проекту планировки территории находился в частной собственности. При приведении редакции Генерального плана Санкт-Петербурга в 2015 году и принятии Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга в 2016 году в соответствии с федеральным и региональным законодательством указанный земельный участок, включающий земельные участки административного истца, исключен из функциональной зоны Р2 и в большей степени из территориальной зоны ТР2.

Ссылки административного ответчика о том, что признание недействующим в части оспариваемого Постановления № 698 в судебном порядке приведет к нарушению баланса государственных, общественных и частных интересов, в связи с чем административный истец вправе самостоятельно обратиться в административном порядке об отмене документации по планировке территории, суд находит несостоятельными.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О и от 25 февраля 2016 года N 242-О).

Суд полагает, что согласование частных и публичных прав и интересов, установлением между ними разумного и справедливого баланса достигается, в том числе на публичных слушаниях при принятии положений Генерального плана и Правил землепользования и застройки, изменяющих функциональные и территориальные зоны, а также путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49, глава VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае административный истец как собственник земельных участков, находящихся в функциональной зоне ЗЖД, территориальной зоне Т3Ж2, имеющий разрешенный вид использования земельных участков: «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», лишен возможности в виду действия оспариваемого Постановления №698 использовать данные земельные участки для строительства среднеэтажных и многоэтажных домов, а также лишен возможности использовать земельные участки в сельскохозяйственных целях в виду действия указанных положений Генерального плана Санкт-Петербурга (подпункт 7.1 пункта 3.1 Положения о территориальном планировании (Приложение №1 к
Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 (ред. от 19.12.2018, с изм. от 06.03.2019) "О Генеральном плане Санкт-Петербурга"), Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга и разрешенного вида использования земельных участков, при этом административный ответчик не заявляет об изъятии указанных земельных участков у истца для государственных или муниципальных нужд.

Следует также отметить, что обращение в суд без использования административных способов защиты права, не является основанием для отказа в судебной защите нарушенного права.

С учётом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его недействующим полностью или в части со дня принятия или с иной определённой судом даты, и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», о том, что, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, суд считает, что, поскольку оспариваемые положения применялись, порождая правовые последствия (являлись основанием возникновения и изменения правоотношений, связанных, в частности, с формированием земельных участков для размещения объектов инженерной инфраструктуры и целей рекреации, выделением красными линиями территорий общего пользования, определением размещения объектов инженерной инфраструктуры и установлением их охранных зон), оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим с момента вступления в силу настоящего решения.

В связи с удовлетворением требований иска, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым распределить судебные расходы. Поскольку при подаче административного иска административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей, то с административного ответчика в пользу административного истца в счёт возврата уплаченной государственной пошлины надлежит взыскать указанную сумму.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковые требования ООО «Специализированный застройщик «Вектор» удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.08.2014 № 698 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Шуваловским пр., Парашютной ул., проектируемыми проездами, в Приморском районе» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №... и №..., расположенных по адресу установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир <адрес>, почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Взыскать в пользу ООО «Специализированный застройщик «Вектор» с Правительства Санкт-Петербурга расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность опубликовать решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gov.spb.ru).

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья С.И.Сухарева