ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-302/20 от 30.10.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66OS0000-01-2020-000212-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

30 октября 2020 года

Номер производства 3а-302/2020

Свердловский областной суд в составе:

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У.

с участием прокурора Войновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное производство 3а-302/2020 по административному исковому заявлению Товарищества собственников жилья «Ленина 5»

о признании нормативного правового акта не действующим в части,

установил:

Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года
№ 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы (далее – Региональная программа).

Приложением к Региональной программе капитального ремонта является перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах (далее – Перечень).

Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru 29 апреля 2014 года.

Впоследствии в указанный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения постановлениями Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП, от 22 декабря 2016 года № 905-ПП, от 05 июля 2017 года № 493-ПП, от 21 декабря 2017 года № 1007-ПП, от 10 августа 2018 года № 508-ПП, от 08 ноября 2018 года № 772-ПП, от 27 сентября 2019 года № 632-ПП, от 16 января 2020 года № 1-ПП, от 26 марта 2020 года № 174-ПП, от 27 августа 2020 года № 578-ПП.

Товарищество собственников жилья «Ленина 5» (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с самостоятельным административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия строк 25583, 25584 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 – 2044 годах – Приложения к постановлению Правительства Свердловской области от 27 сентября 2019 года № 632–ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 – 2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306–ПП» в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 5, корпуса 3, 4 на 2039 – 2041 годы.

Согласно уточненным требованиям административные истцы просят признать не действующим со дня принятия строки 25826, 25827 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 – 2044 годах - Приложения к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 – 2044 годы, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306–ПП в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года № 578-ПП в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 5, корпуса 3, 4 на 2039 – 2041 годы.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <...>

Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП капитальный ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов был предусмотрен на 2015-2017 г.г.

Постановлением Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года № 905-ПП капитальный ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов перенесен на 2018-2020 г.г.

Постановлением Правительства Свердловской области от 27 сентября 2019 года № 632-ПП капитальный ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов перенесен на 2039-2041 г.г.

Последующими Постановлениями Правительства Свердловской области от 16 января 2020 года № 1-ПП; от 26 марта 2020 года № 174-ПП; от 27 августа 2020 года № 578-ПП данный перечень в очередной раз изложен в новой редакции, капитальный ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов предусмотрен на 2039-2041 г.г.

Между тем, решения о переносе планового периода проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов на более поздний срок – 2039-2041, не соответствует действующему жилищному законодательству, поскольку принято в отсутствии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах.

В связи с чем, административный истец считает нарушенным своё право оспариваемым нормативным правовым актом, принятым в нарушение части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Определением Свердловского областного суда от 04 августа 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство культуры Российской Федерации, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга.

От Правительства Свердловской области поступили возражения, в которых представитель административного ответчика просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Свердловской области, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В частности, административный ответчик указал, что многоквартирные дома по адресу: <...> корпуса 3 и 4 в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП, как самостоятельные многоквартирные дома включены не были.

Первоначальная редакция Региональной программы предусматривала капитальный ремонт комплекса зданий (корпус А (4 секции), Б (3 секции), В (3 секции), Г, Д, корпус-вставка), которые носили единый милицейский адрес – <...>, были установлены плановые периоды: - в 2015-2017 г.г. – в части фасада, фундамента, внутридомовых инженерных систем и подвальных помещений; - в 2036 -2038 г.г. – в части ремонта крыши.

Впоследствии, решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 мая 2014 года по делу № А60-9822/2014 фактическими адресами корпуса Б и Д объявлены адреса «<...>» и «<...>».

Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП в указанный Перечень включены многоквартирные дома, расположенные по пр. Ленина, д. 5 корпуса 3 и 4 (номер строки Перечня 67 и 68) с плановым периодом проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2015 – 2017 годах.

Многоквартирные дома были отнесены к объекту культурного наследия регионального значения «Комплекс жилых зданий (конструктивизм): корпус А (4 секции); корпус Б (3 секции); корпус В (3 секции), корпус Г, корпус Д, корпус-вставка».

Указывает, что изменение плановых периодов проведения капитального ремонта, сначала на 2018-2020 года, позднее на 2039-2041 года, спорных многоквартирных домов осуществлялось, с учетом имеющихся сведений о плановой стоимости объектов культурного наследия, отсутствия предмета охраны объекта культурного наследия в спорных домах.

Кроме того, полагает, что административный истец не является лицом, в отношении которого применяется оспариваемый нормативный правовой акт, а также не является субъектом правоотношений, регулируемых Региональной программой.

От заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в материалы административного дела поступил отзыв, в котором, разрешение вопроса об удовлетворении либо отказе в удовлетворении административных исковых требований заинтересованное лицо оставляет на усмотрение суда, указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Свердловской области и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

От заинтересованного лица Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области поступил отзыв, в котором изложены возражения против доводов административного истца.

В частности представитель заинтересованного лица пояснил, что Фонд является одним из исполнителей Региональной программы и, основываясь на ее содержании, организует работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Постановлением администрации города Екатеринбурга от 06 ноября 2014 года
№ 3391 принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, по адресу: <...> корпуса 3 и 4.

Виды работ и плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах установлены в Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 – 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306 – ПП (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 26 марта 2020 года № 174–ПП).

В соответствии с пунктами 25583, 25584 (для корпусов 3 и 4 соответственно) Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 – 2044 годах, в отношении спорных многоквартирных домов Региональной программой запланировано в 2039 - 2041 годы проведение следующих видов работ по капитальному ремонту: ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, услуги строительного контроля.

В настоящее время действует Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2018 – 2020 годы, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 31 августа 2017 года № 643 – ПП.

В указанном плане отсутствуют многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 5, корпуса 3 и 4.

Краткосрочные планы на последующие плановые периоды в настоящее время еще не утверждены.

Именно с наступления года, указанного в Краткосрочном плане на соответствующий период у Фонда будут возникать обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресу:
г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 5, корпуса 3 и 4.

Учитывая, что спорные многоквартирные дома входят в состав объекта культурного наследия – комплекс жилых зданий (конструктивизм), что следует из пунктов 667, 670 Перечня объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и расположенных на территории Свердловской области, размещенном на официальном сайте Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, к ремонту многоквартирных домов, отнесенных к объектам культурного наследия, предъявляются особые требования, регламентируемые Федеральным законом №73 – ФЗ.

В связи с чем, Фонд полагает, что перенос срока проведения капитального ремонта на более поздний срок спорных многоквартирных домов связан именно с необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования, так как собранных средств фонда капитального ремонта недостаточно для финансирования всех необходимых работ, с учетом его статуса как объекта культурного наследия.

От заинтересованного лица - Министерства энергетики и жилищно–коммунального хозяйства Свердловской области поступили возражения, суть которых сводится к следующему: многоквартирные жилые дома по адресу: г. Екатеринбург,
пр. Ленина, д. 5, корпуса 3 и 4 входят в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс жилых зданий (конструктивизм): корпус А (4 секции); корпус Б (3 секции); корпус В (3 секции), корпус Г, корпус Д, корпус-вставка.

В Региональную программу спорные многоквартирные дома включены при ее формировании на общих основаниях, весь комплекс зданий, с единым милицейским адресом – <...>, Постановлением Правительства Свердловской области от 18 августа 2015 года № 756-ПП, в Региональную программу внесены изменения, предусматривающие организацию капитального ремонта отдельно в отношении многоквартирных домов, с присвоенными милицейскими адресами, соответственно – <...>.

Между тем, к ремонту многоквартирных домов, отнесенных к объектам культурного наследия, предъявляются особые требования, предусмотренные Федеральным законом № 73 – ФЗ.

При этом проведение капитального ремонта общего имущества в спорных многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, в более ранние годы, чем 2039-2041 годы не представляется возможным в силу требований Федерального закон № 73 – ФЗ.

Утверждение предмета охраны объектов культурного наследия и получение задания на проведение работ в отношении объектов культурного наследия в установленном порядке является необходимыми и обязательными условиями для начала работ (подготовительных работ) по организации ремонта в отношении спорных домов.

В дополнениях к отзыву указали, что ТСЖ «Ленина 5» по их мнению, не является лицом, в отношении которого применялся оспариваемый правовой акт, а также субъектом правоотношений, регулируемых Региональной программой, полагают, что правовое положение административного истца не изменялось положениями оспариваемого нормативного правового акта.

От заинтересованного лица - Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области поступили письменные объяснения, в которых указано, что перенос сроков, проведения капитального ремонта объектов культурного наследия регионального значения, расположенных по адресам: <...>, кор. 3 и 4, входящих в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс жилых зданий (конструктивизм)», с Управлением не согласовывался.

От Министерства культуры Российской Федерации также поступили письменные пояснения, согласно которым, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) содержатся сведения об объекте культурного наследия регионального значения «Комплекс жилых зданий (конструктивизм)», 1920 - 1930 гг., 1959 г. (вид объекта - ансамбль), расположенном по адресу: <...>, и объектах, входящих в его состав.

Данный объект принят на государственную охрану решением исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 18 февраля 1991 года № 75 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области» и зарегистрирован в Реестре приказом Минкультуры России от 13 октября 2017 года № 2183-р с присвоением ему регистрационного номера 661721004760005.

Сведения об объектах, входящих в состав указанного ансамбля, содержатся в Реестре, соответственно, местонахождение объекта культурного наследия: Екатеринбург, просп. Ленина, д. 5: «Корпус Б (3 секции), 1920-1930 гг., вид объекта культурного наследия – памятник; акт о регистрации и регистрационный номер объекта в Реестре: 661711004760025 (приказ Минкультуры России от 03 октября 2017 года № 109460-р); «Корпус Д», 1920-1930 гг., вид объекта культурного наследия – памятник; акт о регистрации и регистрационный номер объекта в Реестре: 661711004760015 (приказ Минкультуры России от03 октября 2017 года № 109560-р).

Содержащиеся в реестре адресные ориентиры объектов культурного наследия не позволяют однозначно соотнести его с объектами недвижимого имущества, расположенными по адресу: <...>, корп. 4.

В судебном заседании приняли участие представитель административного истца ФИО1, который поддержал заявленные требования, с учетом уточнений, и просил суд признать не действующими со дня принятия строки 25826, 25827 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 – 2044 годах - Приложения к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 – 2044 годы, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306–ПП в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года № 578-ПП в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 5, корпуса 3, 4 на 2039 – 2041 годы и обязать Правительство Свердловской области организовать обеспечение проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных по адресу <...> и корпус 4, в течение 10 месяцев с момента вступления в силу судебного решения по настоящему делу. Взыскать с Правительства Свердловской области судебные расходы по оплате государственной пошлины.

Представители Правительства Свердловской области ФИО2,
заинтересованных лиц - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области ФИО3, Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области – ФИО4 поддержали доводы письменных возражений; просили в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Иные лица, участвующие в деле, - Министерство культуры Российской Федерации, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Администрация г. Екатеринбурга, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и заблаговременно.

Министерство культуры Российской Федерации, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в направленных в адрес суда письменных отзывах, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение, суд рассматривает административное дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле лиц, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Войновой О.А., полагавшего необходимым удовлетворить административные исковые требования, суд приходит к следующим выводам.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1);

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а" пункта 2);

форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт "б" пункта 2);

процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 2);

правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу (подпункт "г" пункта 2);

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Товарищество собственников жилья является объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Товарищество собственников жилья обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью (пункт 6 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации); представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами (пункт 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, согласно паспорту Региональной программы, ее источниками являются, в том числе сформированные за счет ежемесячных взносов на капитальный ремонт собственников помещений, а ее участниками, в том числе - организации, осуществляющие управление многоквартирными домами; товарищества собственников жилья; жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, другие специализированные потребительские кооперативы; собственники помещений в многоквартирных домах.

Как следует из протокола от 12 июля 2010 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, корп. 4, собственники решили создать товарищество собственников жилья «Ленина 5» при объединении многоквартирных домов на общем земельном участке по адресу: <...> и <...>. ТСЖ «Ленина 5» зарегистрировано в качестве юридического лица 26 июля 2010 года, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра юридических лиц.

Соответственно ТСЖ «Ленина 5» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, чьи права свободы и законные интересы могут быть нарушены оспариваемым нормативным правовым актом.

Предметом проверки в рамках рассматриваемого административного дела является законность постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы" с Приложением к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы – Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах, в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года № 578-ПП.

Согласно требованиям части 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств по соблюдению требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе соблюдению требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии оспариваемого постановления, суд установил следующее.

Пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (часть 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На территории Свердловской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее – Закон № 127-ОЗ).

Порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта установлены статьей 7 Закона № 127-ОЗ:

-подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется на основании решения, принимаемого Правительством Свердловской области (пункт 2);

-непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется уполномоченным органом; в ее подготовке принимают участие уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, исполнительный орган государственной власти Свердловской области, уполномоченный на проведение мониторинга технического состояния многоквартирных домов, и региональный оператор (пункт 3);

-подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется на основе информации и сведений, представленных уполномоченному органу в установленном порядке (пункты 4, 5);

-уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проект региональной программы капитального ремонта и информацию о сроке, в течение которого в уполномоченный орган могут быть направлены замечания и предложения по данному проекту; уполномоченный орган дорабатывает проект региональной программы капитального ремонта с учетом поступивших замечаний и предложений и направляет его в Правительство Свердловской области (пункт 7);

-региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Свердловской области (пункт 8);

-размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 9).

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от
14 марта 2008 года № 189-ПП непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.

Судом установлено, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области была представлена на рассмотрение Правительства Свердловской области и утверждена
22 апреля 2014 года постановлением Правительства Свердловской области № 306-ПП в соответствии с установленным Регламентом, что подтверждает выписка из протокола.

Постановление оформлено в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке.

Постановлением Правительства Свердловской области № 578-ПП от 27 августа 2020 года внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 № 306-ПП.

Указанный нормативный акт принят в соответствии с установленным Регламентом, что подтверждается выпиской № 32 от 03 сентября 2020 года из протокола заседания Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года.

Постановление оформлено в надлежащей форме, опубликовано на «Официальном интернет – портале правовой информации Свердловской области» (www.pravo.gov66.ru) 28 августа 2020 года и на «Официальном интернет – портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 04 сентября 2020 года.

Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят компетентным органом с соблюдением формы, процедуры принятия и опубликования и по этим основаниям не оспаривается административным истцом.

Проверяя оспариваемый в части нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующее.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения такого ремонта, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на его проведение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности его проведения (и), формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 статьи 168 названного кодекса).

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Исключения из данного правила определены в приведенной норме их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.

В силу части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с указанным кодексом.

В развитие приведенных положений федерального законодательства Правительством Свердловской области принят Закон № 127-ОЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона № 127-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений (пункт 1 статьи 10 названного регионального закона).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:

1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;

3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным федеральным законом (срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме);

4) в порядке, установленном нормативным правовым актом Свердловской области, принимаемым Правительством Свердловской области, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Судом установлено, что постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, а которую был включен многоквартирный дом по адресу: <...> плановый период проведения капитального ремонта (ремонт фасада, ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений установлен 2015 – 2017 годы, ремонт крыши установлен 2036 – 2038 годы (строка 76).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 мая 2014 года по делу № А60-9822/2014 заявленные требования ТСЖ «Ленина 5» удовлетворены. Справки департамента от 24 декабря 2013 гола № 879, 880 признаны недействительными.

На департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества.

Фактическими адресами корпуса Б и Д объявлены адреса: «<...>» и «<...>»

Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП "О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП» плановый период проведения капитального ремонта домов, расположенных по адресу: <...> и <...> установлен 2015 - 2017 годы (строки 67-68).

Постановлением Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года
№ 905-ПП; Постановлением Правительства Свердловской области от 05 июля 2017 года № 493-ПП; Постановлением Правительства Свердловской области от 21 декабря 2017 года № 1007-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы», плановый период проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...>, <...> установлен 2018 – 2020 годы (строки 21458-21459; строки 21173-21174; строки 21139-21140).

Постановлением Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года № 508-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП» изменен срок планового проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...>, <...> установлен на 2039 – 2041 годы (строки 25521 – 25522).

Этот же период проведения капитального ремонта указанного общего имущества многоквартирных домов по адресу: <...> предусмотрен Постановлениями Правительства Свердловской области от 27 сентября 2019 год № 632-ПП (строки 25583, 25584) и от 27 августа 2020 год № 578-ПП (строки 25826-25827).

Алгоритм по внесению в Региональную программу изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период, четко регламентирован частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и данный порядок административным ответчиком не соблюден, поскольку решение о переносе периода проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по адресу: <...> на более поздний срок общим собранием собственников помещений дома не принималось.

Довод представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что в 2017 году многоквартирные дома по адресу: <...> были отнесены к объекту культурного наследия регионального значения, в связи с чем, ремонт объекта культурного наследия необходимо осуществлять с учетом требований Федерального закона № 73-ФЗ при продолжительных сроках проведения ремонтных работ и при кратном удорожании стоимости капитального ремонта, подлежит отклонению на основании следующего.

Действительно, в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) содержатся сведения об объекте культурного наследия регионального значения «Комплекс жилых зданий (конструктивизм)», 1920 - 1930 гг., 1959 г. (вид объекта - ансамбль), расположенном по адресу: <...>, и объектах, входящих в его состав.

Данный объект принят на государственную охрану решением исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 18 февраля 1991 года № 75 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области» и зарегистрирован в Реестре приказом Минкультуры России от 13 октября 2017 года № 2183-р с присвоением ему регистрационного номера 661721004760005.

Сведения об объектах, входящих в состав указанного ансамбля, содержатся в Реестре, соответственно, местонахождение объекта культурного наследия: Екатеринбург, просп. Ленина, д. 5: «Корпус Б (3 секции), 1920-1930 гг., вид объекта культурного наследия – памятник; акт о регистрации и регистрационный номер объекта в Реестре: 661711004760025 (приказ Минкультуры России от 03 октября 2017 года № 109460-р); «Корпус Д», 1920-1930 гг., вид объекта культурного наследия – памятник; акт о регистрации и регистрационный номер объекта в Реестре: 661711004760015 (приказ Минкультуры России от03 октября 2017 года № 109560-р).

Общие положения Жилищного кодекса Российской Федерации о порядке содержания общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, применяются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Однако, цели содержания и сохранения многоквартирного дома, признанного объектом культурного наследия, различны, поскольку целью содержания общего имущества в многоквартирном доме, включающего в себя, в том числе, капитальный ремонт, обеспечивает безопасные и благоприятные условия проживания граждан, в то время как целью сохранения признается неизменность особенностей объекта, являющегося предметом охраны.

Между тем, признание многоквартирных домов по адресу: город Екатеринбург,
пр-кт Ленина д. 5 корпуса 3, 4 объектами культурного наследия не является тем обстоятельством, с которым жилищное законодательство в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома позволяет вносить в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменения, предусматривающие перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период.

Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления, в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, по адресу: <...>, по административному делу не установлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и как следствие, нарушают права административного истца на проведение капитального ремонта в сроки, предшествующие актуализации Региональной программы оспариваемым нормативным правовым актом, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемое положение нормативного правового акта признается не действующим, суд учитывает, что оно применялось лишь к собственникам помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу <...>, порождая для них правовые последствия, следовательно, оспариваемое положение Перечня к Региональной программе подлежит признанию не действующим со дня принятия.

Судом установлено, что последняя актуализация Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области нашла свое отражение в постановлении Правительства Свердловской области
от 27 августа 2020 года № 578-ПП.

Административные исковые требования истца о возложении обязанности на административного ответчика организовать обеспечение проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных по адресу <...>, в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворению не подлежат, поскольку согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Вместе с тем таких оснований по делу не имеется.

Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

По настоящему делу судебные расходы состоят из государственной пошлины оплаченной административным истцом при обращении в суд с административным иском, что подтверждается платежным поручением № 55 от 08 апреля 2020 года.

Поскольку решение суда состоялось в пользу административного истца, в соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Свердловской области подлежат взысканию в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) руб.

Руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать не действующим со дня принятия строки 25826, 25827 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 – 2044 годах, с указанием перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества и планового года проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и работ - Приложение к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 – 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306–ПП в редакции с изменениями от 27 августа 2020 года № 578-ПП, в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <...> и <...> на 2039 – 2041 годы.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Правительства Свердловской области в пользу Товарищества собственников жилья « Ленина 5» (ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2020 года.

Судья С.Н. Полевщикова