Дело №3а-303 /20
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 14 августа 2020 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ларионовой Н.И.,
с участием представителя административного ответчика – ФИО2, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Смурова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО8 о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год,
УСТАНОВИЛ:
14 сентября 2017 года министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-463/17 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также - приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17, Перечень 2018).
Приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2018 включен объект недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].
ФИО3 (далее также – административный истец) обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в указанной части названного нормативного правового акта.
Как указал административный истец, объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности, не отвечает признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ, оснований для включения указанного объекта недвижимости в перечень, отсутствуют.
Указал, что данное нежилое помещение находится в многоквартирном доме, который в свою очередь расположен на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0040196:40, с видом разрешенного использования: «под многоквартирный дом».
Указанное помещение используется административным истцом исключительно для личных некоммерческих нужд.
Административный ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области представило в суд отзыв на административное исковое заявление ФИО3, в котором указало, что согласно акту [номер] обследования помещения П2 (кадастровый номер [номер], расположенное по адресу: [адрес]) от 03.07.2017, составленного представителями Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, зафиксировано, что помещение используется как «Салон-парикмахерская» (бытовые услуги). Кроме того, имеется вывеска юридической компании «ДоброЛюбов», что свидетельствует о нахождении офиса данной организации. Акт подтвержден фотоматериалом.
Актом обследования [номер] от 16.03.2018 зафиксировано, что помещение используется в качестве парикмахерской. Кроме того, на почтовом ящике расположена вывеска юридической компании «<данные изъяты>» с указанием контактов.
Согласно акту [номер] от 19.07.2018 обследования земельного участка по адресу: [адрес], составленного Нижегородским отделением КП НО «Нижтехинвентаризация», установлено, что на входе в помещение имеется вывеска о наличии парикмахерской.
Считает, что помещение отвечает критерию фактического использования, предусмотренного п.п.2 п.1 ст.378.2 Налогового кодекса РФ и было правомерно включено в перечень недвижимого имущества на 2018 год.
На основании изложенного, просит административному истцу ФИО3 ФИО9 в удовлетворении административного иска отказать (л.д.75-78).
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области, обсудив доводы административного искового заявления, отзыва на административное исковое заявление, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года № 169 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах:
для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации – 2 процента (пункт 2.2);
для прочих объектов налогообложения – 0,5 процента (пункт 2.3).
Из материалов дела следует, что ФИО3 на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: нежилое помещение с кадастровым номером [номер], общей площадью 13,3 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 19.02.2020 (л.д. 28-30).
Указанный объект недвижимости включен в пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня на 2018.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО3 является надлежащим административным истцом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области № 326-13-463/17 от 14.09.2017, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие. Данный приказ размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Административным истцом компетенция Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области на издание оспариваемого нормативного правового акта не оспаривалась.
Проверив приказ № 326-13-463/17 от 14.09.2017 в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.
Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015г. №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:
- сведения государственного кадастра недвижимости;
- сведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
- документы технического учета (инвентаризации);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], общей площадью 13,3 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет назначение и наименование «нежилое помещение», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра [номер] от 19.02.2020 (л.д.28-30).
Указанное помещение расположено в здании с кадастровым номером [номер], назначение и наименование здания – многоквартирный дом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 19.02.2020 (л.д.31-32).
Земельный участок под объектом капитального строительства с кадастровым номером [номер], на котором расположен многоквартирный дом, в котором находится принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером [номер], и месторасположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: [адрес], имеет вид разрешенного использования «под многоквартирный дом», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 17.02.2020 (л.д.26-27).
Из экспликации площади помещения, содержащейся в техническом паспорте помещения, составленного по состоянию на 30.12.2014, следует, что в помещении расположены: зал и санузел (л.д.105).
Таким образом, исходя из назначения нежилого помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание, в котором расположено помещение, объект с кадастровым номером [номер] не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указал административный ответчик, согласно акту [номер] обследования помещения П2 (кадастровый номер [номер], расположенное по адресу: [адрес]) от 03.07.2017, составленного представителями Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, зафиксировано, что помещение используется как «Салон-парикмахерская» (бытовые услуги). Кроме того, имеется вывеска юридической компании «ДоброЛюбов», что свидетельствует о нахождении офиса данной организации. Акт подтвержден фотоматериалом.
Актом обследования [номер] от 16.03.2018 зафиксировано, что помещение используется в качестве парикмахерской. Кроме того, на почтовом ящике расположена вывеска юридической компании «<данные изъяты>» с указанием контактов.
Согласно акту [номер] от 19.07.2018 обследования земельного участка по адресу: [адрес], составленного Нижегородским отделением КП НО «Нижтехинвентаризация», установлено, что на входе в помещение имеется вывеска о наличии парикмахерской.
Рассматривая вопрос о фактическом использовании объекта в качестве административно-делового или торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, суд приходит к следующему.
Акты обследований [номер] и [номер] составлены 16 марта 2018 г. и 19 июля 2018 г., соответственно, то есть позже издания приказа [номер] от 14 сентября 2017 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».
Следовательно, названные доказательства (акты) не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств по данному делу, в котором оспаривается исключительно Перечень на 2018 год.
Кроме того, на акт [номер] от 16.03.2018 имеется ссылка только в отзыве административного ответчика, суду данный акт представлен не был.
Согласно акту обследования помещения [номер], составленному 3 июля 2017 г. представителями Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, с приложением фотоматериала (л.д.39-40), помещение П2 по адресу: [адрес], используется как «Салон-парикмахерская». На входной двери имеется информация о режиме работы и прейскурант цен на предоставляемые услуги.
На момент обследования помещение сдается в полном объеме под парикмахерскую по договору аренды с собственником помещения.
Из фотоснимков усматривается непосредственное оказание мастером парикмахерских (бытовых) услуг в момент обследования помещения.
Как следует из представленных в материалы дела документов, договор аренды помещения П2 по адресу: [адрес], был заключен 19 июня 2017 г.
По данному договору арендодатель (ФИО3) передает за плату во временное владение и пользование помещение П2 площадью 13,3 кв.м арендатору (ФИО1) (л.д.44-49).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основной вид деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 – предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (код ОКВЭД 96.02)
Таким образом, объект недвижимого имущества с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и обоснованно включен административным ответчиком в Перечень 2018 по основанию использования помещения для оказания бытовых услуг (парикмахерских) населению.
Вместе с тем, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований ФИО3 по следующим основаниям.
Как указывалось выше, акт обследования административным ответчиком был составлен 3 июля 2017 г., то есть в период действия договора аренды.
Представителем административного истца в материалы дела представлено соглашение от 12.07.2017 о расторжении договора аренды от 19.06.2017 (л.д.110).
Суд критически относится к содержанию пункта 1 соглашения, в котором указано в качестве причины расторжения договора длительное отсутствие в арендуемом помещении электричества и воды.
При отсутствии названных коммуникаций оказание парикмахерских услуг невозможно, а согласно имеющимся фотоснимкам, такие услуги 3 июля 2017 года оказывались.
Однако указанное соглашение о расторжении договора от 19.06.2017 имеется, никем не оспорено, доказательств, опровергающих факт расторжения договора, суду не представлено.
Кроме того, в пункте 1.3 договора аренды от 19.06.2017 срок действия договора указан «по 30 августа 2017 г.».
Что касается отражения в акте [номер] от 03.07.2017 информации о вывеске юридической компании «<данные изъяты>», то указанная информация не изменяет обстоятельства дела и не влияет на выводы суда, поскольку из акта следует, что помещение сдается в аренду под парикмахерскую в полном объеме.
Следовательно, юридическая компания «Добролюбов» не может располагаться в спорном помещении П2.
Также, согласно представленной представителем административного истца копии письма, подлинник которого имеется в материалах административного дела №3а-[номер], Юридическая компания «<данные изъяты>» 21.07.2017 сообщила, что офис Юридической компании «<данные изъяты>» - ООО «<данные изъяты>» никогда не располагался по адресу: [адрес].
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что после расторжения договора аренды помещение П2 с кадастровым номером [номер], по адресу: [адрес], перестало отвечать требованиям ст.378.2 НК РФ как помещение, фактически используемое для оказания бытовых услуг населению.
Вместе с тем, суд допускает, что указанные обстоятельства о расторжении договора аренды на момент издания приказа 14 сентября 2017 г. административному ответчику известны не были. В связи с чем, пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14 сентября 2017 г. № 326-13-463/17 подлежит признанию недействующим с 1 января 2018 г.
Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3 ФИО10 удовлетворить.
Признать недействующим пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14 сентября 2017 г. № 326-13-463/17, с 01.01.2018.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда Н.В. Гущева
Решение в окончательной форме принято 24 августа 2020 года.