ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-303/2022 от 20.06.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2022-000060-20

№ 3а-303/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 июня 2022 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Бобиной Д.А.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А.,

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» о признании не действующими в части постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16 декабря 2020 г. № 259-т и постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 24 ноября 2021 г. № 204-т,

установил:

Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края принято постановление от 16 декабря 2020 г. № 259-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский муниципальный округ)».

Пунктом 1 постановления определены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «Теплосервис» для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов согласно Приложению 1 к настоящему Постановлению. Базовый уровень операционных расходов установлен в размере 6883,9 тыс.руб.

Пунктом 2 постановления ООО «Теплосервис» установлены тарифы согласно Приложению 2 к настоящему Постановлению.

Согласно Приложению 2 для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения установлен тариф одноставочный, руб.\Гкал с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 1976,59; с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 2097,91; с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 2097,91; с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 2023,46; с 01.01.2023 по 30.06.2023 - 2023,46; с 01.07.2023 по 31.12.2023 - 2371,17; с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 2371,17; с 01.07.2024 по 31.12.2024 - 1839,76; с 01.01.2025 по 30.06.2025 - 1839,76; с 01.07.2025 по 31.12.2025 - 3156,86; для населения - с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 1976, 59; с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 2097,91; с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 2097,91; с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 2023,46; с 01.01.2023 по 30.06.2023 - 2023,46; с 01.07.2023 по 31.12.2023 - 2371,17; с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 2371,17; с 01.07.2024 по 31.12.2024 - 1839,76; с 01.01.2025 по 30.06.2025 - 1839,76; с 01.07.2025 по 31.12.2025 - 3156,86.

Указанные тарифы действуют с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г. (пункт 3 Постановления).

Данное постановление опубликовано в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 52, 28 декабря 2020 г.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 24 ноября 2021 г. № 204 внесены изменения в Приложение 2 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16 декабря 2020 г. № 259-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский муниципальный округ)».

Данное постановление опубликовано в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 49, 6 декабря 2021 г.

ООО «Теплосервис» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим со дня принятия Приложения 1 к Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16 декабря 2020 г. № 259-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский муниципальный округ)», Приложения 1 к Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 24 ноября 2021 г. № 204-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский муниципальный округ)» в части установления базового уровня операционных расходов.

В обоснование заявленных требований указывает, что при определении базового уровня операционных расходов регулятор необоснованно не принял во внимание расчеты и документы, представленные ООО «Теплосервис» в подтверждение планируемых расходов, а именно: необоснованно снижены базовый уровень затрат Общества по статье «Электроэнергия» на 1151,1 тыс.руб., вместо заявленных 526,2 тыс.кВт регулятором учтено 482 тыс.кВт; снижены затраты по статье «Топливо» на 1562,3 тыс.руб. в объеме 263,8 тыс.куб.м. Не учтена ставка начальника котельной и снижена численность административно-управленческого персонала с 4 до 2 единиц, что повлекло снижение подконтрольных расходов по строке ФОТ и неподконтрольных в части отчислений на социальные нужды с 49396 руб. до 37810,12 руб. В составе операционных расходов, в том числе расходов на ремонт основных средств, расходов на оплату работ, услуг сторонних организаций административным истцом были заявлены: расходы по договору от 5 апреля 2019 г. на проведение режимоналадки, из которых включено в расчет 115935,14 руб.; расходы по договору на проведение спецоценки условий труда ООО «***» 24400 руб.; расходы по счету за химреагенты 48600 руб.; расходы по счету за химреагенты ИП С. 14840,24 руб.; расходы по договору с НПО «***» на энергоаудит 30000 руб. Полагает, что расходы административного истца неправомерно уменьшены и не были включены в необходимую валовую выручку Общества, тем самым тарифы на тепловую энергию установлены с нарушением принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, закрепленных в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190 – ФЗ «О теплоснабжении», положений пунктов 33, 40, 42, 44, 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075, а базовый уровень операционных расходов определенный регулирующей организацией был снижен на 3 330,90 руб. Впоследствии, 19 апреля 2021 г. ООО «Теплосервис» обратилось с заявлением о корректировке тарифа на 2022 год. Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 24 ноября 2021 г. № 204-т для ООО «Теплосервис» были установлены тарифы с применением индекса, при этом объем необходимой валовой выручки был снижен на 2 550,7 тыс.руб., а экономически обоснованные расходы не учтены. Таким образом, при установлении долгосрочных параметров для Общества были нарушены требования законодательства, что повлекло установление для регулируемой организации необоснованных тарифов.

В ходе рассмотрения дела ООО «Теплосервис» уточнило свои требования, просит признать не действующими со дня принятия Приложение 1 и Приложение 2 к Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16 декабря 2020 г. № 259-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский муниципальный округ)», Приложение 2 к Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 24 ноября 2021 г. № 204 «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский муниципальный округ)» в части установления базового уровня операционных расходов.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительных пояснениях.

Представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска. В письменных возражениях ссылаются на то, что в материалах тарифного дела ООО «Теплосервис» представлен расчет расходов на электрическую энергию, согласно которому фактические затраты на электрическую энергию за 2019 г. составили 3020, 10 тыс. руб (482, 4 тыс. кВтч, 6,26 руб./ кВтч). Согласно фактическим данным удельный расход электроэнергии за 2019 г. составил 31.4 кВтч/Гкал. Плановые затраты на 2021 г. согласно расчету организации составили 3520,28 тыс. руб (526, 2 тыс. кВтч, 6,69 руб./кВтч). Фактические затраты организации подтверждены актами энергопотребления за 2019 г., а именно за январь, февраль, март, май, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, а также оборотно – сальдовой ведомостью (далее – ОСВ), по счету 20 за 2019 г., согласно ОСВ фактичекские затраты на электроэнергию составили 3020,1312 тыс.руб. При определении плановых затрат на электроэнергию был проведен анализ фактических затрат на электроэнергию за 2018, 2019 годы, а также затраты принятые органом регулирования на 2020 год. Так удельный расход электроэнергии за 2018 год составил 30,9 кВтч/Гкал, за 2019 год 31,4 кВтч/Гкал, утвержденный на 2020 год – 30,9 кВтч/Гкал. Поскольку в материалах тарифного дела акты энергопотребления за 2019 г. были представлены не в полном объеме оценить экономическую обоснованность фактического расхода электроэнергии в полном объеме не представляется возможным.На основании всей совокупности имеющихся данных удельный расхложд электроэнергии принят на уровне утвержденного на 2020 г. в размере 30, 9 кВтч/Гкал. Плановый объем электроэнергии рассчитан исходя из удельного расхода электроэнергии и выработки тепловой энергии. Разногласия при определении планового объема топлива заключаются в том, что организацией расход газа рассчитывается исходя из большей выработки, чем определённой Министерством. Выработка тепловой энергии принятая для расчета организацией, на 2,036 тыс. Гкал больше, чем учтена Министерством при расчете тарифов на тепловую энергию на 2021 г. Данное отклонение связано с тем, что органом регулирования не учтены потери тепловой энергии на 2021 г. в полном объеме, заявленном организацией. Нормативные потери тепловой энергии в установленном порядке утверждены не были, в расчет приняты на уровне потерь, учтенных при расчете тарифов на 2020 г. Кроме того, специалистом Министерства проведен анализ и корректировка представленного расчета нормативной численности административно-управленческого персонала в соответствии с Рекомендациями, утвержденными Приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. № 74.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Масленниковой И.А., считавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд пришел к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее- Закон о теплоснабжении).

Пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении определено, что регулированию в сфере теплоснабжения подлежат, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациями.

В силу части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона.

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Пермском крае в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. № 631-п «Об утверждении Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края» является Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края.

Как усматривается из материалов дела, постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16 декабря 2020 г. № 259-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский муниципальный округ)» и Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 24 ноября 2021 г. № 204-т «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16 декабря 2020 г. № 259-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский муниципальный округ)» приняты уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 1.1, 2.5, 4.2.2, 5.5, 5.6 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. № 631-п), опубликованы в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» соответственно № 52, 28 декабря 2020 г. и № 49, 6 декабря 2021 г.

Процедура и порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов административным истцом не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Расчет долгосрочных тарифов для ООО «Теплосервис» на 2021 - 2025 годы произведен методом индексации установленных тарифов.

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075 (далее - Основы ценообразования), при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа, и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Согласно пункту 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 настоящего документа с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 настоящего документа и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации.

Величина расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя определяется в соответствии с пунктом 61 настоящего документа.

Пунктом 61 Основ ценообразования установлено, что расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 настоящего документа.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В разделе расходы на приобретение энергетических ресурсов по строке «расходы на электрическую энергию» (п. 33) ООО «Теплосервис» заявило плановые расходы на 2021 год в сумме 3520,30 тыс.руб.

В соответствии с пунктом 40 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания № 760-э) расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя на каждый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются до начала долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 26, 27 настоящих Методических указаний.

Пунктом 27 Методических указаний 760-э определена формула для расчета расходов на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РРi, как произведение Vi,z - объема потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемого с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования, на ЦРi,z - плановую (расчетную) стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования.

Устанавливая размер соответствующих расходов в сумме 2512,67 тыс.руб., Министерство исходило из объема полезного отпуска теплоэнергии 10,217 тыс.Гкал (в соответствии с заявкой организации), объема потерь теплоэнергии в сетях 1,010 тыс.Гкал (вместо заявленного организацией 3,046 тыс.Гкал), удельного расхода электроэнергии 30,9 кВтч/Гкал (вместо заявленного организацией 38,6 кВтч/Гкал) и тарифа на электроэнергию на 2021 год 7,03 руб. (вместо заявленного организацией 6,69 руб.). Данный подход суд признает правильным, соответствующим установленному порядку регулирования.

Расчет объема электрической энергии произведен Министерством как произведение объема отпуска теплоэнергии на удельный расход электрической энергии на производство 1 Гкал теплоэнергии: 11,227 тыс.Гкал (включая объем полезного отпуска теплоэнергии 10,217 тыс.Гкал и объем потерь теплоэнергии в сетях 1,010 тыс.Гкал) х 30,9 кВтч/Гкал = 357,5 тыс.кВтч.

При этом обоснованно не принят заявленный организацией объем потерь теплоэнергии в сетях 3,046 тыс.Гкал, исходя из следующего.

Согласно части 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.

В силу статьи 90 Основ ценообразования при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом, то есть в размерах, не превышающих утвержденный в установленном порядке объем потерь.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 117 Методических указаний № 760-э, согласно которому в НВВ регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, в числе прочего включаются расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случая, предусмотренного пунктом 118 Методических указаний).

Пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии утверждает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из пояснений Министерства следует, что норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии ООО «Теплосервис» на 2021 год не утвержден в связи с отсутствием заявки организации. Административный истец не оспаривает что не подал заявку в установленном порядке на утверждение норматива технологических потерь при передаче тепловой энергии, в связи с чем данный норматив не был утвержден в установленном законом порядке и не мог быть установлен в заявленном ООО «Теплосервис» размере 3,046 тыс.Гкал.

Проверяя обоснованность применения Министерством показателя удельного расхода электроэнергии, суд исходит из следующего.

Принимая удельный расход электроэнергии в размере 30,9 кВтч/Гкал, Министерство исходило из фактических данных организации за 2018 год: расход электроэнергии 433,21 тыс.кВтч / объем фактической выработки тепла 14,02 тыс.Гкал = удельный расход электроэнергии 30,9 кВтч/Гкал.

Принять фактические данные иных периодов Министерство не имело возможности. ООО «Теплосервис» осуществляет регулируемую деятельность с середины 2017 года, в связи с чем данные за часть 2017 года не содержат необходимой информации о фактическом потреблении энергии за полный период регулирования.

Представленные с заявкой данные о фактическом потреблении энергии за 2019 год не могли быть приняты тарифным органом для расчета, поскольку являются неполными в связи с отсутствием информации о потреблении энергии за апрель, июнь, июль, август 2019 года. Факт отсутствия этих сведений в переданных Министерству документах административный истец не оспаривает, полагая, что Министерство обязано было запросить недостающие документы. Этот довод административного истца в суд находит несостоятельным. Обязанность предоставления необходимого комплекта документов в тарифный орган в силу пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения лежит на регулируемой организации. Право тарифного органа запросить дополнительные документы у организации в соответствии с пунктом 20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не исключает возможности установить тариф по представленным с заявкой документам. При этом дополнительные документы у организации запрашивались и предоставлены организацией в октябре 2020 года, но не содержат требуемой информации. ООО «Теплосервис», являясь коммерческой организацией, осуществляет экономическую деятельность по своему усмотрению и несет риск неисполнения требований к представляемой для утверждения тарифа документации, в том числе риск принятия регулирующим органом решения без учета обстоятельств, которые невозможно установить из имеющихся документов.

Обосновать размер заявленного организацией удельного расхода электроэнергии - 38,6 кВтч/Гкал в судебном заседании представители ООО «Теплосервис» не смогли. Как плановый показатель, это значение не могло быть принято, поскольку рассчитано с учетом неутвержденного объема потерь теплоэнергии в сетях в размере 3,046 тыс.Гкал и завышенного планируемого размера расходов электроэнергии 526,2 тыс.кВтч, который значительно превышает фактические данные организации за предыдущие периоды.

Таким образом, расходы ООО «Теплосервис» на электрическую энергию в сумме 2512,67 тыс.руб. обоснованно включены в базовый уровень текущих расходов организации исходя из расчетных объемов приобретаемого ресурса 357,5 тыс.кВтч и цены 7,03 руб., что соответствует требованиям пунктов 31, 38 Основ 1075.

Учитывая, что данные расходы регулируемой организации являются плановыми, то возникшие фактические расходы при их экономическом обосновании могут быть учтены в последующих периодах регулирования в соответствии с правилами, установленными пунктом 13 Основ ценообразования.

В разделе расходы на приобретение энергетических ресурсов по строке «расходы на топливо» (п. 32) ООО «Теплосервис» заявило плановые расходы на 2021 год в сумме 11599,30 тыс.руб. Министерство установило размер соответствующих расходов в сумме 9436,48 тыс.руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: 1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии; 2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение; 3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Расходы на приобретение топлива рассчитываются по формуле, предусмотренной пунктом 26 Методических указаний 760-э, как произведение удельного расхода топлива на плановую (расчетную) цену на топливо и на плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Методических указаний.

Административный истец оспаривает принятый Министерством объем отпуска тепловой энергии в размере 11,579 тыс.Гкал (включая объем полезного отпуска теплоэнергии 10,217 тыс.Гкал, расход на технологические нужды 0,352 тыс.Гкал и объем потерь теплоэнергии в сетях 1,010 тыс.Гкал), считая необходимым принять объем технологических потерь при передаче тепловой энергии в размере 3,046 тыс.Гкал.

Оценка данному доводу дана выше при расчете расходов регулируемой организации на электроэнергию. ООО «Теплосервис» в установленном законом порядке нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии не утверждены, поэтому фактические потери тепловой энергии в размере 3,046 тыс.Гкал на участке теплотрассы от узлов учета ООО «Теплосервис» до границ балансовой принадлежности обоснованно не учтены регулирующей организацией.

Административный истец оспаривает произведенный Министерством расчет численности административно-управленческого персонала, из которого исчислены плановые на 2021 год подконтрольные расходы по строке «расходы на оплату иных работ (услуг), выполняемых по договорам» (п. 13), включенные в базовый уровень операционных расходов ООО «Теплосервис».

Вместо заявленной ООО «Теплосервис» численности административно-управленческого персонала 4 человека и цехового персонала (начальник котельной) 1 человек Министерство приняло общую для этих категорий расчетную численность административно-управленческого персонала 2,4 человека (пункт 7 раздела 8 экспертного заключения).

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 37 Методических указаний 760-э при расчете базового уровня операционных расходов учитываются расходы на оплату труда. Указанные расходы определяются методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV настоящих Методических указаний. При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Главой IV Методических указаний 760-э определены следующие подходы к расчету оплаты труда.

Пунктом 24 Методических указаний 760-э предусмотрено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают оплату труда и отчисления на социальные нужды.

В силу пункта 32 Методических указаний 760-э для расчета расходов, указанных в пунктах 24 - 30 настоящих Методических указаний, используются материалы в соответствии с перечнем, установленным пунктом 2 приложения 3 к настоящим Методическим указаниям. Объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28 - 31 Основ ценообразования.

При расчете численности руководителей, специалистов и служащих Министерство руководствовалось пунктом 1.9 Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 2. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных Приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. № 74, согласно которому в случае если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.

Согласно таблице 1 пункта 2.1.1 названных Рекомендаций при среднесписочной численности работников до 150 человек нормативная численность административно-управленческого аппарата, осуществляющего общие функции управления, составляет от 11 до 13 человек.

Таблицей 2 пункта 2.1.2 Рекомендаций на количество персональных компьютеров до 8 - 10 единиц предусмотрена нормативная численность административно-управленческого аппарата, осуществляющего программное обеспечение и системное администрирование вычислительной техники, от 0,5 до 1 человека.

Поскольку фактически численность работников организации составляет 15 человек, количество персональных компьютеров 3 единицы, используя метод интерполяции, Министерство обоснованно приняло нормативную численность административно-управленческого аппарата, осуществляющего общие функции управления, в количестве 1,2 человек (12/150 x 15 = 1,2), и, осуществляющего программное обеспечение и системное администрирование вычислительной техники, в количестве 0,188 человек (0,5/8 x 3 = 0,188), а общая нормативная численность административно-управленческого персонала составила 1,388 человек (1,2 + 0,188).

Численность руководителей, осуществляющих производственные функции управления, к которым относится ставка начальника котельной, определяется в соответствии с разделом 2.2 Рекомендаций следующим образом:

- таблицей 3 на организацию подготовки производства для организаций с мощностью оборудования до 15 Гкал/ч протяженностью тепловых сетей до 20 км нормативная численность руководителей - 1 человек, в связи с чем Министерством для ООО «Теплосервис» на протяженность сетей 3,64 км принято 0,182 человека (1/20х3,64=0,182);

- таблицей 5 на организацию ремонта и наладки оборудования и сооружений для организаций с мощностью оборудования до 15 Гкал/ч протяженностью тепловых сетей до 20 км нормативная численность руководителей - 1 человек, в связи с чем Министерством для ООО «Теплосервис» на протяженность сетей 3,64 км принято 0,182 человека (1/20х3,64=0,182);

- таблицей 6 на организацию обслуживания и ремонта контрольно-измерительных приборов, средств автоматики, электрохозяйства и газового хозяйства на количество котельных до 15 единиц предусмотрен 1 человек, в связи с чем Министерством для ООО «Теплосервис» на 1 котельную принято 0,067 человек (1/15х1=0,067);

- таблицей 7 на энергонадзор для организаций с количеством потребителей от 500 до 1500 и объемом отпуска теплоэнергии до 150 тыс.Гкал предусмотрено 2 человека, в связи с чем Министерством для ООО «Теплосервис» на объемом отпуска теплоэнергии 10,217 тыс.Гкал принято 0,067 человек (1/150х10,217=0,136);

- таблицей 8 на сбыт энергии для организаций с количеством потребителей от 500 до 1500 и объемом отпуска теплоэнергии до 50 тыс.Гкал предусмотрено 2-3 человека, в связи с чем Министерством для ООО «Теплосервис» на объемом отпуска теплоэнергии 10,217 тыс.Гкал принято 0,409 человек (2/50х10,217=0,409).

Всего нормативная численность персонала ООО «Теплосервис», выполняющего производственные функции управления, составляет 0,976 человек (0,182 + 0,182 + 0,067 + 0,136 + 0,409).

Таким образом, общая численность административно-управленческого персонала обоснованно принята Министерством в количестве 2,4 человека (из расчета: 1,388 + 0,976).

Применение Рекомендаций, утвержденных Приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. № 74, соответствует требованиям пункта 32 Методических указаний 760-э к экономической обоснованности объемов работ (услуг) и приложения 4.9 к Методическим указаниям 760-э, которым предусмотрен учет нормативной численности работников.

Начальник котельной, как руководитель, осуществляющий производственные функции управления, обоснованно учтен тарифным органом не по факту наличия одной ставки, а в расчетном размере норматива 0,976 человек, поскольку должностной инструкцией «начальника котельной пос. Карьер-Известняк» подтверждается соответствующий руководящий характер деятельности этого работника, а нормативы для расчета численности руководителей, осуществляющих производственные функции управления, предусмотрены разделом 2.2 Рекомендаций.

Расчет нормативной численности, представленный ООО «Теплосервис» с заявкой на утверждение тарифа, необоснованно произведен из количества производственного персонала 23 человека, поскольку по штатному расписанию в котельной ООО «Теплосервис» 15 человек производственного персонала, и таблицами 1, 2 Рекомендаций предусмотрен учет списочной численности работников.

При определении базового уровня операционных расходов (2021 год) в подконтрольные расходы Министерством не включены понесенные в 2020 году расходы ООО «Теплосервис» на химреагенты по счету ИП С. на сумму 14,840 тыс руб., на минеральный концентрат по счету ООО «***» на сумму 48,6 тыс.руб., на пусконаладку и монтаж по договорам с ИП П. от 02.04.2020 № 01/20 на сумму 66,622 тыс.руб. и от 14.10.2020 № 06/20 на сумму 70 тыс.руб., на оценку условий труда по счету ООО «***» на сумму 24,4 тыс.руб., на энергоаудит по договору с НПО «***» 30 тыс.руб. Кроме того, расходы ООО «Теплосервис» на проведение режимоналадки (планировали по договору от 05.04.2019 с ООО «***» 596,546 руб., фактически услуги оказаны по договору от 15.10.2020 с ООО «***» на сумму 528387,43 руб.) учтены в размере фактически понесенных в 2020 году расходов 115,935 тыс.руб. вместо заявленных 596,546 руб.

Ответчиком включены в расчет базового уровня операционных расходов (2021 год) расходы на приобретение сырья и материалов 0 руб., расходы на ремонт основных средств 189,4 тыс.руб. (включая 115,935 тыс.руб. на проведение режимоналадки и 73,48 тыс.руб. на эксплуатационные материалы), расходы на оплату услуг производственного характера 12 тыс.руб., расходы на оплату иных работ (услуг) 1784,84 тыс.руб., расходы на обучение персонала 36,4 тыс.руб., прочие расходы (спецодежда) 33,4 тыс.руб.

В соответствии с пунктом 3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28 - 31, 40 - 42, 44 и 58 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075.

Согласно пункту 40 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.

Пунктом 41 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Подпунктом «а» пункта 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями.

Последовательный порядок применения информации о ценах определен пунктом 28 - 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В силу положений пунктов 15 и 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, регулируемая организация представляет в тарифный орган необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа.

В соответствии с пунктом 2 приложения 3 к Методическим указаниям 760-э смета расходов (приложение 4.6) является обязательной частью материалов по формированию необходимой валовой выручки методом экономически обоснованных расходов. Пунктом 3 примечания к таблице Смета расходов в приложении 4.6 Методических указаний 760-э предусмотрено, что к таблице прилагаются дополнительные материалы, содержащие обоснованный расчет по каждой статье затрат (с указанием плановых (расчетных) цен, экономически обоснованных объемов и применяемых индексов, норм и нормативов расчета) с учетом приложений 4.4, 4.7 - 4.10.

При этом, в соответствии с пунктом 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Невключение Министерством расходов на материалы (соль, химреагенты), пусконаладку и оценку условий труда в объем расходов на первый период долгосрочного периода регулирования обусловлено тем, что регулируемой организацией не представлен расчет расходов исходя из плановых значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), а из представленных в качестве обосновывающих материалов документов (счетов и платежных поручений) невозможно определить экономически обоснованный объем расходов сырья и материалов на каждый год долгосрочного периода в связи с отсутствием аналогичных затрат в предыдущие периоды регулирования.

При этом, Министерство правомерно исходило из отсутствия экономического обоснования для включения заявленных расходов на каждый год в полном объеме, поскольку из пояснений административного истца следует, что расходы на соль, химреагенты, оценку условий труда и режимоналадку не являются ежегодными, организация несет эти расходы раз в три-пять лет. Включение таких расходов в полном объеме в базовый уровень на каждый год приведет к необоснованному увеличению объема их возмещения за пятилетний период регулирования.

Исключая из состава расходов затраты на соль и химреагенты, тарифный орган правомерно учел, что в нарушение предписаний пунктов 15 и 16 Правил регулирования тарифов ООО «Теплосервис» не представило документальное подтверждение экономической обоснованности объема материалов, а именно: расхода материалов на определенный период времени или объем отпуска тепла и цены за единицу соответствующих материалов. Из представленных с заявкой счетов и платежных поручений установить экономическую обоснованность невозможно. В предыдущем долгосрочном периоде регулирования (2017 - 2020 годы) ООО «Теплосервис» были установлены плановые ежегодные расходы на техническую соль в размерах от 13,3 тыс.руб. до 14,4 тыс.руб. (всего в сумме 55,6 тыс.руб.), о соответствующих фактических расходах за 2018 и 2019 годы ООО «Теплосервис» не отчиталось. В связи с этим понесенные в 2020 году расходы не могли быть признаны в полном объеме планируемыми ежегодными расходами организации на основании фактически данных за предыдущие периоды регулирования.

В подтверждение расходов на оценку условий труда ООО «Теплосервис» представило счет и платежное поручение на сумму 24,4 тыс.руб., из которых невозможно установить количество аттестованных рабочих мест и регулярность несения таких расходов. В предыдущие периоды регулирования организация такие расходы не несла.

Из пояснений административного истца следует, что затраты на соль и химреагенты, оценку условий труда не являются ежегодными, в связи с чем включение заявленных сумм в базовый уровень операционных расходов, принимаемый на пять лет, приведет к пятикратному увеличению в сравнении с обоснованным размером, что противоречит принципу экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций (пункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ).

Как уже указано судом выше отсутствие необходимых документов не влечет безусловную обязанность Министерства запросить их у заявителя. Обязанность предоставления необходимого комплекта документов в тарифный орган в силу пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения лежит на регулируемой организации. При этом дополнительные документы у организации запрашивались и предоставлены организацией в октябре 2020 года, но не содержат требуемой информации. ООО «Теплосервис», являясь коммерческой организацией, осуществляет экономическую деятельность по своему усмотрению и несет риск неисполнения требований к представляемой для утверждения тарифа документации, в том числе риск принятия регулирующим органом решения без учета обстоятельств, которые невозможно установить из имеющихся документов.

При определении расходов на режимоналадку (115,935 тыс.руб. вместо заявленных 596,546 тыс.руб.) ввиду отсутствия экономического обоснования их объема и применяемой цены тарифный орган правомерно исходил из фактически подтвержденных затрат ООО «Теплосервис» по данной статье за 2020 год (115,935 тыс.руб.) с применением к ним индекса потребительских цен на 2021 - 2024 годы. Общая сумма возмещаемых таким образом (за пять лет) расходов соответствует заявке организации и превышает объем фактически понесенных организацией расходов на эти работы по договору с ООО «***» от 15.10.2020 на сумму 528387,43 руб. (сумма после перезаключения договора с другим лицом). Включение расходов на режимоналадку в базовый уровень операционных расходов регулируемой организации в полном объеме при отсутствии необходимости их ежегодного несения противоречит принципу экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций (пункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ). Довод административного истца о необходимости несения данных расходов раз в три года не свидетельствует об ошибочности действий Министерства, поскольку данные расходы могут быть учтены регулирующим органом в последующих периодах регулирования по правилам пункта 13 Основ ценообразования. Довод административного ответчика о нарушении порядка заключения договора на режимоналадку (по смыслу пунктов 5.12, 11.2 Положения о закупке товаров работ услуг ООО «Теплосервис» договоры на сумму свыше 300 тыс.руб. заключаются на торгах) не дает оснований для отказа от учета расходов организации в полном объеме, являющихся обязательными в силу требования пункта 5.3.7 Приказа Минэнерго России от 2 апреля 2003 г. № 4358. Экономическую обоснованность цены работ тарифный орган вправе проверить методом экспертных оценок.

Расходы ООО «Теплосервис» на пусконаладку и монтаж по договорам с ИП П. от 02.04.2020 № 01/20 на сумму 66,622 тыс.руб. и от 14.10.2020 № 06/20 на сумму 70 тыс.руб. обоснованно не включены в базовый уровень операционных расходов в связи с наличием в штате организации работника - слесаря по КИПиА 5 разряда. Предметом договоров с ИП П. является выполнение ремонта средств измерения и контроля, приборов КИП и А на котельной п. Карьер - Известняк, поверка средств измерения и контроля. Вместе с тем, приказом Минтруда России от 30 сентября 2020 г. № 685н «Об утверждении профессионального стандарта «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» ремонт, регулировка, испытания и сдача систем автоматики отнесены к трудовым функциям слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике 5 разряда (п. 3.4). Следовательно, включение данных расходов одновременно с оплатой труда работника, выполняющего те же трудовые функции, повлечет двойной учет затрат на указанные работы.

Отказывая во включении в базовый уровень операционных расходов затрат ООО «Теплосервис» на энергоаудит по договору с НПО «***» в сумме 30 тыс.руб., Министерство обоснованно исходило из отсутствия необходимости в проведении соответствующего вида работ. В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" энергетическое обследование проводится в добровольном порядке. Документов, обосновывающих необходимость проведения энергетического обследования для дальнейшего осуществления регулируемой деятельности, заявителем в тарифный орган не представлено. Поскольку энергоаудит не является обязательным мероприятием для теплоснабжающей организации, расходы на его проведение не полежали включению в подконтрольные расходы ООО «Теплосервис».

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые положения постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16 декабря 2020 г. № 259-т не противоречат Закону о теплоснабжении, Основам ценообразования в сфере теплоснабжения и иным нормативным правовым актам и методическим указаниям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Следовательно, оснований для признания недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16 декабря 2020 г. № 259-т не имеется и требования ООО «Теплосервис» о признании недействующим приложения № 1 к данному постановлению не подлежат удовлетворению.

В порядке корректировки на плановый период 2022 года ООО «Теплосервис» заявило выпадающие доходы по расходу электроэнергии 504,5 тыс.руб., расходы на проведение режимоналадки в оставшейся части 412,45243 тыс.руб. по договору от 15.10.2020 с ООО «***», расходы на химреагенты по счету ИП С. на сумму 14,840 тыс руб., расходы на минеральный концентрат по счету ООО «***» на сумму 48,6 тыс.руб., всего на сумму 980,39 тыс.руб. Кроме того, административный истец оспаривает невключение в выпадающие доходы организации затрат на пусконаладку и монтаж по договорам с ИП П. от 02.04.2020 № 01/20 на сумму 66,622 тыс.руб. и от 14.10.2020 № 06/20 на сумму 70 тыс.руб., а также на оценку условий труда по счету ООО «***» на сумму 24,4 тыс.руб.

При проведении корректировки на 2022 год тарифный орган не учел заявленные регулируемой организацией выпадающие доходы, учел необоснованно полученные доходы -121,3 тыс.руб., одновременно снизил объем НВВ на -2550,7 в связи с уменьшением объема отпуска теплоэнергии и ограничениями на рост тарифа. При этом тариф с 1 июля 2022 г. установлен в размере 2232,18 руб./Гкал, т.е. на 6,4% больше ранее установленного для ООО «Теплосервис» тарифа с 1 июля 2021 г. в размере 2097,91 руб./Гкал.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Корректировка необходимой валовой выручки учитывает отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации (подпункт «а» пункта 52 Основ ценообразования).

В силу пункта 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.

Согласно пункту 12 Методических указаний 760-э, в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, расходы, связанные с подключением объектов капитального строительства заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и определенные в соответствии с пунктом 172 настоящих Методических указаний, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ключевой ставке Банка России, увеличенной на 4 процентных пункта.

Отрицательная корректировка НВВ на 2022 год на 2550,7 тыс.руб. произведена Министерством в связи с снижением расчетного полезного отпуска ООО «Теплосервис» с 10,217 тыс.Гкал в 2021 году до 9,010 тыс.Гкал в 2022 году с одновременным ростом операционных расходов, что повлекло значительное увеличение стоимости отпускаемой единицы тепловой энергии. При отсутствии оспариваемой корректировки рост тарифа ООО «Теплосервис» составляет 145%, что следует из представленного административным ответчиком расчета анализ платы граждан по Александровскому округу (т. 1 л.д. 94). Административным истцом данный расчет не опровергнут. Вследствие этого Министерство произвело отрицательную корректировку экономически обоснованных расходов ООО «Теплосервис» на 2022 год для обеспечения соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400, которым ограничены пределы роста платы граждан за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400, применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса, в том числе в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 4 настоящего документа.

Из приведенных положений следует, что превышение утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации среднего индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги недопустимо.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 г. № 3073-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2022 год. В соответствии с названным распоряжением средний индекс для Пермского края в 2022 году составляет 4,4 %. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 2490-р и указом губернатора Пермского края от 14 декабря 2021 г. № 175 утвержден предельно допустимый размер отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов 2%, что в совокупности с индексом изменения составляет 6,4%.

Учитывая, что установленный ООО «Теплосервис» на второе полугодие 2022 года размер тарифа 2232,18 руб./Гкал на 6,4% больше ранее установленного тарифа с 1 июля 2021 г. в размере 2097,91 руб./Гкал, суд признает действия регулирующего органа по отрицательной корректировке НВВ на 2022 год обоснованными.

Отказывая в проведении корректировки на фактический расход электрической энергии в заявленном ООО «Теплосервис» объеме 34,3 тыс.кВтч (392,2 тыс.кВтч факт за 2020 год - 357,9 тыс.кВтч расчет на 2020 год), Министерство исходило из отсутствия документального подтверждения оплаты счетов за потребляемую электрическую энергию (изменение объема расхода электрической энергии на 2022 год до 374 тыс.кВтч связано с появлением у организации нормативно установленного размера потерь). Вместе с тем, с заявлением на корректировку регулируемая организация представила счета-фактуры от ПАО «Пермэнергосбыт» за 2020 год на объем потребления электроэнергии 392,16 тыс.кВтч, что превышает установленный на каждый год долгосрочного периода базовый уровень расхода тепловой энергии 357,5 тыс.кВтч. Учитывая, что организация не ведет иной деятельности, кроме регулируемой, а также то, что объем израсходованной ООО «Теплосервис» электроэнергии в 2020 году определен в счетах энергоснабжающей организации, суд находит необоснованным отказ тарифного органа от включения в корректировку на 2022 год разницы между расчетным и фактическим объемом расходов электрической энергии на выработку.

Заявленные ООО «Теплосервис» к возмещению в качестве выпадающих доходов суммы, уплаченные за химреагенты по счету ИП С. 14,840 тыс.руб. и техническую соль (минеральный концентрат) по счету ООО «***» 48,6 тыс.руб. отклонены Министерством в связи с отсутствием расчета необходимого для деятельности организации объема этих материалов. Вместе с тем, несение данных расходов обусловлено требованиями к химической очистке котельных установок и водоподготовке тепловых сетей, нормативно закрепленными в разделах 4.3 и 4.8 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229. Следовательно, осуществление ООО «Теплосервис» регулируемой деятельности без указанного сырья невозможно. Иной деятельности, кроме регулируемой, ООО «Теплосервис» не осуществляет. При указанных обстоятельствах, полный отказ тарифного органа от возмещения указанных расходов противоречит принципу обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункт 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении"). В соответствии с пунктом 11 Методических указаний 760-э необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности. При этом отсутствие расчета ежегодного объема материалов не имеет решающего значения, поскольку спорные суммы расходов при включении в корректировку не повторяются каждый год долгосрочного периода.

В заявке на корректировку тарифа ООО «Теплосервис» просило включить выпадающие доходы на проведение режимоналадки в оставшейся части 412,45243 тыс.руб. по договору от 15.10.2020 с ООО «***», в чем ему было отказано регулирующим органом. Учитывая, что установленный Министерством базовый уровень операционных расходов по строке «ремонт основных средств» за пять лет долгосрочного периода включает возмещение фактических расходов ООО «Теплосервис» на режимоналадку в сумме 528,38743 тыс.руб. в полном объеме (115,935 тыс.руб. ежегодно с учетом последующей индексации), оснований для включения этой же суммы в корректировку выпадающих расходов суд не усматривает, в связи с чем признает действия тарифного органа в этой части обоснованными.

Доводы административного истца о невключении в выпадающие доходы организации затрат на пусконаладку и монтаж по договорам с ИП *** от 02.04.2020 № 01/20 на сумму 66,622 тыс.руб. и от 14.10.2020 № 06/20 на сумму 70 тыс.руб., а также затрат на оценку условий труда по счету ООО «***» на сумму 24,4 тыс.руб., суд находит необоснованными. Согласно пункту 51 Основ ценообразования пересмотр тарифов и (или) долгосрочных параметров осуществляется органом регулирования тарифов по заявлению регулируемой организации. В заявленную сумму выпадающих доходов 980,39 тыс.руб. указанные затраты организацией не включены. Следовательно у Министерства не имелось оснований для включения этих расходов в корректировку тарифа на 2022 год. При этом ООО «Теплосервис» не лишено возможности заявить расходы на оценку условий труда 24,4 тыс.руб. по счету ООО «***» при корректировке тарифа на 2023 год в порядке, предусмотренном пунктом 13 Основ ценообразования. Вместе с тем, затраты ООО «Теплосервис» на пусконаладку и монтаж по договорам подряда с ИП П. не могут быть признаны обоснованными в связи с наличием с штате регулируемой организации работника с теми же трудовыми функциями, на что суд указывал выше.

Установленные судом нарушения дают основания для отмены оспариваемого постановления Министерства от 24 ноября 2021 г. № 204-т, несмотря на то, что это не приведет к увеличению тарифа, установленного в предельно допустимом размере относительно предыдущего периода регулирования.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 7, части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктам 13, 52 Основ ценообразования, что свидетельствует о наличии оснований для признания недействующими тарифов на 2022 год, утвержденных приложением к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 24 ноября 2021 г. № 204-т «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16 декабря 2020 г. № 259-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский муниципальный округ)».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые положения изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим со дня его принятия. Также суд учитывает, что признание оспариваемых положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Учитывая, что признание недействующим в части оспариваемого Приказа Министерства влечет неурегулированность правоотношений в рассматриваемой сфере, что может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд, с учетом заявленных исковых требований, возлагает на Министерство обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский муниципальный округ), заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Судебные расходы административного истца на оплату государственной пошлины, понесенные ООО «Теплосервис» при подаче административного искового заявления, подлежат возмещению ответчиком Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края пропорционально объему удовлетворенных требований в сумме 4500 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня принятия приложение к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 24 ноября 2021 г. № 204-т «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16 декабря 2020 г. № 259-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский муниципальный округ)».

В остальной части требований общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» о признании недействующим приложения № 1 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16 декабря 2020 г. № 259-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский муниципальный округ)» - отказать.

Возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обязанность принять в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом не действующим, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда.

Взыскать с Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» расходы на оплату государственной пошлины в сумме 4500 руб.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении подлежит опубликованию в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья (подпись)

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-303/2022 Пермского краевого суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 4 июля 2022 г.