Дело № 3а–303/2022
УИД 26 ОS0000-04-2022-000151-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ставрополь 27 мая 2022 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Шишовой В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к <…> о ликвидации организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее Главное управление) обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском к <…>о ликвидации организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что <…>зарегистрирована в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и ст. 10 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Организация создана по решению учредительного собрания (протокол от 15 мая 2017 года).
Решение о государственной регистрации Организации при создании принято 13 октября 2017 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю.
Сведения о государственной регистрации юридического лица при создании, внесены органом Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц 23 октября 2017 года (ОГРН <…>, ИНН <…>, КПП <…>).
28 марта 2022 года в Главное управление поступило обращение руководителя <…>о том, что Организация религиозную деятельность не осуществляет, по указанному в ЕГРЮЛ адресу не находится, количество участников не соответствует установленному действующему законодательству (3 участника).
Руководствуясь п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст. 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», Главное управление обратилось в Ставропольский краевой суд с заявлением о ликвидации <…>и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
От представителя административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю Черкашиной Ж.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
От руководителя <…>поступило заявление, в котором он просит рассмотреть дело без его участия, не возражает против удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению административного дела в их отсутствие.
Исследовав материалы настоящего административного дела, представленные письменные доказательства, суд находит административные исковые требований подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами, при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций.
Согласно Положению о Главном управлении Министерства юстиции Российской федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, а также Перечню Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденному приказом Минюста России № 25 от 03 марта 2014 года, уполномоченным органом является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы по субъектам Российской Федерации.
На территории Ставропольского края таким органом является Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее – Главное Управление).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения, регулируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Закон №125-ФЗ).
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации (п. 1 ст. 8 Закона №125-ФЗ).
Из материалов административного дела следует, что <…>создана по решению учредительного собрания (протокол №1 от 15 мая 2017 года). Учредительным собранием Организации принято решение о создании Организации, об утверждении устава, избран руководящий и контрольно-ревизионного орган, представитель, уполномоченный вести переговоры о государственной регистрации организации.
13 октября 2017 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю приято распоряжение №<…> о государственной регистрации некоммерческой организации.
Межрайонной ИФНС России №11 по Ставропольскому краю 23 октября 2017 года внесена запись о государственной регистрации (ОГРН <…>) и постановке на налоговый учет ИНН <…>КПП <…>.
28 марта 2022 года в Главное управление поступило обращение руководителя <…>о том, что Организация религиозную деятельность не осуществляет, по указанному в ЕГРЮЛ адресу не находится, количество участников не соответствует установленному действующему законодательству (3 участника).
Согласно п.1 ст. 10 Закона №125-ФЗ религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 Устава центр создан с целью<…>.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (п.3 ст. 8 Закона 125-ФЗ).
Как следует из обращения руководителя <…>Организация религиозную деятельность не осуществляет, по указанному в ЕГРЮЛ адресу не находится, количество участников не соответствует установленному действующему законодательству (3 участника).
В соответствии с п.9 ст. 8 Закона №125-ФЗ религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех рабочих дней с момента таких изменений.
Документы для внесения изменений в сведения об адресе Организации в Главное управление не представлены. Таким образом, выявлено несоответствие сведений об адресе Организации в нарушение п.9 ст. 8 Закона №125-ФЗ и п.1 ст. 5 Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кроме того, в соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» к грубым нарушениям следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительным документом.
Порядок ликвидации юридических лиц определяет ст. 61-64 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п.3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в том числе по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии с п. 7.1 Устава Организация может быть ликвидирована по решению Общего собрания или по решению суда. Общее собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 участников Организации, решение принимается единогласно (п. 3.1.3 Устава). Принять решение о добровольной ликвидации по решению общего собрания Организации не представляется возможным, поскольку отсутствует необходимое количество участников для принятия решения.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации <…> предъявлено в суд уполномоченным органом.
Прекращение деятельности<…> в случае ее ликвидации влечет за собой исключение Организации из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в указанный реестр соответствующих записей.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к <…>о ликвидации организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.
Ликвидировать<…> и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер <…>).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, через Ставропольский краевой суд, принявший решение по первой инстанции.
Мотивированное решение изготовлено в день вынесения, 27 мая 2022 года.
Председательствующий судья В.Ю. Шишова