ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-303/2022 от 28.03.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2022-000052-46 Дело № 3А-303/2022

015а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 марта 2022 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,

с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» ФИО1, представителя министерства тарифной политики Красноярского края ФИО2, прокурора Васильевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-303/2022 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» о признании не действующим приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 9 декабря 2021 года № 706-в «О внесении изменений в Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 16.12.2020 № 851-в «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» (Ачинский район, п. Малиновка, ИНН <***>)»,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 9 декабря 2021 года № 706-в «О внесении изменений в Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 16.12.2020 № 851-в «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» (Ачинский район, п. Малиновка, ИНН <***>)» (далее – Приказ от 9 декабря 2021 года № 706-в) произведена корректировка тарифов на 2022 год на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» (далее – ООО «Ачинский РЖКС»).

Приказ от 9 декабря 2021 года № 706-в опубликован 13 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 22 декабря 2021 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» № 97. В соответствии с пунктом 3 данного Приказа он вступил в силу через 10 дней после официального опубликования.

ООО «Ачинский РЖКС» обратилось с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия Приказ от 9 декабря 2021 года № 706-в; возложении на министерство тарифной политики Красноярского края обязанности принять замещающий нормативный правовой акт.

Требования мотивированы тем, что решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2021 года с ООО «Ачинский РЖКС» в пользу ПАО «Красноярскэнергосбыт» взыскана задолженность по оплате электроэнергии за сентябрь-ноябрь 2019 года в размере 2850960, 53 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 37255 рублей. Данная сумма распределена министерством тарифной политики Красноярского края в необходимую валовую выручку ООО «Ачинский РЖКС» на 2022 и 2023 годы. В тариф на водоотведение включено 539850 руб., в тариф на холодную воду – 2348560 руб. При в тарифе на холодную воду на 2022 год учтено 624000 рублей, вместо требуемых на этот год 1174000 рублей, поскольку органом регулирования в целях сохранения индекса роста тарифа произведено сглаживание тарифа на 550000 рублей, с чем административный истец не согласен.

Представитель административного истца ООО «Ачинский РЖКС» ФИО1, действующие на основании доверенностей, настаивала на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что задолженность по оплате электроэнергии образовалась перед ПАО «Красноярскэнергосбыт» образовалась вследствие того, что в тарифы для ООО «Ачинский РЖКС» изначально не были включены в достаточном объеме денежные средства на оплату электроэнергии. Сам порядок распределения взысканной задолженности в необходимую валовую выручку по отдельным видам регулируемой деятельности (водоотведение - 539850 руб., холодная вода – 2348560 руб.) административным истцом не оспаривается.

Представитель министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) ФИО2, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано на необоснованность доводов административного истца, в также на то, что оспариваемый приказ полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Министерства и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Прокурор – прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Васильева О.В. в своем заключении полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно части 1 статьи 31 указанного Федерального закона в сфере водоснабжения подлежат государственному регулированию тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере Утверждение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 3.15 данного Положения к компетенции Министерства отнесено утверждение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая и органы тарифного регулирования, не предусмотрено принятие иных правовых актов, оспариваемый нормативный правовой акт об установлении тарифов принят и оформлен приказом РЭК, что соответствует положениям части 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777.

На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности, являются: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (подпункты 4 и 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

На основании части 1 статьи 33 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение вышеприведенных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

Согласно пунктам 30, 33 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов (долгосрочные тарифы).

Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка (далее - НВВ) регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

При установлении тарифов с применением метода индексации НВВ регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации. Тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов сроком не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом (пункты 73, 74 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования НВВ регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, подлежат ежегодной корректировки с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений; такая корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания) и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 Основ ценообразования, а также с учетом положений пункта 78 данного документа.

Согласно пункту 85 Методических указаний расчет необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении тарифов с применением метода индексации осуществляется по формуле, учитывающей величину изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания тарифов, рассчитанную в соответствии с приведенными в пункте 42 Методических указаний формулами 5 и 6, с учетом экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки.

В силу пункта 90 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Корректировка НВВ и тарифов, установленных с применением метода индексации, производится по формуле 32, которой предусмотрена величина изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания.

Таким образом, величина изменения НВВ, проводимого в целях сглаживания, является обязательным элементом формул, как при установлении тарифов с применением метода индексации до начала очередного долгосрочного периода на каждый год долгосрочного периода, так и при последующей корректировке НВВ при установлении тарифов с применением метода индексации. Предусмотренный законодательством механизм сглаживания тарифов заключается в том, что в целях недопущения резкого роста тарифов вследствие применения метода индексации, исключенные из НВВ денежные средства, подлежат учету (возврату) в последующие годы долгосрочного периода регулирования в рамках ежегодной корректировки НВВ и тарифов.

Судом установлено, что ООО «Ачинский РЖКС» является организацией, осуществляющей питьевое водоснабжение потребителей в отдельных населенных пунктах Ачинского района Красноярского края.

Приказом Министерства от 16 декабря 2020 года № 851-в были установлены долгосрочные параметры регулирования ООО «Ачинский РЖКС» на долгосрочный период регулирования 2021 - 2025 годы для формирования тарифов на питьевую воду с использованием метода индексации установленных тарифов, а также долгосрочные тарифы на питьевую воду для потребителей ООО «Ачинский РЖКС» на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2025 года.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2021 года с ООО «Ачинский РЖКС» в пользу ПАО «Красноярскэнергосбыт» взыскана задолженность по оплате электроэнергии за сентябрь-ноябрь 2019 года в размере 2850960,53 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 37255 рублей.

ООО «Ачинский РЖКС» просило орган регулирования включить данную сумму в полном объеме в НВВ при корректировке НВВ и тарифов на 2022 год.

При корректировке НВВ на 2022 год Министерство с учетом суммы выплаченной по указанному решению суда задолженности произвело корректировку расходов ООО «Ачинский РЖКС» на электрическую энергию, учтенную в тарифе на питьевую воду.

Определяя величину изменения НВВ на 2022 год, Министерство в целях соблюдения предельно допустимой величины роста тарифов (12% по отношению к ранее действующему тарифу) и равномерного роста тарифов в 2023-2025 годах частично исключило из НВВ на 2022 год выпадающие доходы за 2021 год в сумме 550000 руб. (5% от НВВ).

Учитывая вышеприведенные нормы законодательства в сфере тарифного регулирования, Министерство правомерно определило величину сглаживания НВВ на 2022 год «-550000 руб.». При этом, исключенные из НВВ на 2022 год денежные средства подлежат возврату в последующие годы долгосрочного периода регулирования (2023-2025 годы) в рамках ежегодной корректировки НВВ и тарифов.

Судом проверен представленный Министерством расчет корректировки НВВ на 2022 год, выполненный по формуле 32 Методических указаний. Данный расчет административным истцом не оспаривался. Оснований не согласиться с расчетом у суда не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку Приказ от 9 декабря 2021 года № 706-в в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.

Учитывая, что решение состоялось не в пользу административного истца, его судебные расходы на оплату государственной пошлины возмещению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» о признании не действующим приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 9 декабря 2021 года № 706-в «О внесении изменений в Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 16.12.2020 № 851-в «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» (Ачинский район, п. Малиновка, ИНН <***>)» - отказать.

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 11 апреля 2022 года