ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-304/20 от 21.01.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

дело № 3а-85/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Махачкала 21 января 2021 года

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,

при секретаре судебного заседания Омарове Г.О.,

с участием прокурора Гаджимагомедова М.Г.,

представителя административного истца Шамсудиновой П.М. по доверенности Салаутдиновой Б.А., представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности Джалилова Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шамсудиновой П.М. об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

Шамсудинова П.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5 Постановления Правительства Республики Дагестан от 20 января 2014 г. № 12 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Дагестан». В обоснование указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, <адрес>. В соответствии с пунктом 5 вышеприведенного Порядка мониторинг технического состояния многоквартирных домов осуществляется один раз в год – в срок до 1 сентября календарного года. Однако согласно п.8 ст.11 Закона Республики Дагестан от 09.07.2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан» орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, и результатов мониторинга технического состояния подготавливает предложения, содержащие сведения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, которые направляются в уполномоченный орган не позднее 15 июня года, предшествующего планируемому. Таким образом, согласно действующему порядку мониторинг технического состояния многоквартирных домов проводится до 1 сентября, но на основании сведений администрации муниципального образования и результатов мониторинга технического состояния подготавливаются и направляются предложения по разработке проекта региональной программы капитального ремонта до 15 июня. Следовательно, конечный срок проведения мониторинга технического состояния дольше чем направляются его результаты. Указанные несоответствия нарушают права истицы, поскольку из-за неопределенной ситуации с проведением мониторинга технического состояния многоквартирных домов она не знает, когда именно будет проведен и опубликован указанный отчет по мониторингу технического состояния ее дома, на основании каких сведений была произведена актуализация в отношении ее дома.

В судебном заседании представитель административного истца Салаутдинова Б.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить их по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.

Представитель Правительства Республики Дагестан Джалилов Н.Г. в судебном заседании административное исковое заявление не признал и пояснил, что ранее законом Республики Дагестан № 57 от 9 июля 2013 года «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан» было предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, и результатов мониторинга технического состояния подготавливает предложения, содержащие сведения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, которые направляются в уполномоченный орган не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому. Этот же срок был установлен пунктом 5 оспариваемого Порядка. В последующем в закон внесены изменения: слова «не позднее 1 сентября» заменены словами «не позднее 15 июня», однако, соответствующие изменения не были внесены в оспариваемое постановление Правительства РД. В связи с этим Министерством Юстиции РД направлено письмо на имя Председателя Правительства РД с просьбой внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РД № 12 от 20 января 2014 г. с целью приведения его в соответствие с законом РД № 57.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, просившего удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, которыми в том числе устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (пункт 2).

Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В развитие приведенных положений федерального законодательства принят Закон Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан» (далее также – Закон РД № 57), а также Постановление Правительства Республики Дагестан от 20 января 2014 года № 12 «Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Дагестан (далее - Порядок).

Статьей 11 вышеуказанного закона установлен следующий порядок формирования и утверждения региональной программы капитального ремонта.

Для формирования региональной программы капитального ремонта лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, ежегодно не позднее 1 апреля года, предшествующего планируемому, представляют в органы местного самоуправления информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют, по форме, утвержденной уполномоченным органом (часть 6).

Орган местного самоуправления обобщает поступившую информацию в установленном уполномоченным органом порядке, а также собирает информацию о многоквартирных домах, находящихся в муниципальной и (или) государственной собственности, и о многоквартирных домах, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в срок, установленный частью 6 настоящей статьи. Обобщенная информация обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, представляется органом местного самоуправления в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан не позднее 15 мая года, предшествующего планируемому (часть 7).

Орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, и результатов мониторинга технического состояния подготавливает предложения, содержащие сведения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, которые направляются в уполномоченный орган не позднее 15 июня года, предшествующего планируемому (часть 8).

Уполномоченный орган на основании предложений, представленных органом государственного жилищного надзора Республики Дагестан, в течение одного месяца со дня их поступления подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в Правительство Республики Дагестан (часть 9).

Правительство Республики Дагестан утверждает региональную программу капитального ремонта не позднее одного месяца с даты поступления ее проекта от уполномоченного органа (часть 10).

Частью 11 предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже одного раза в год, которая осуществляется в порядке, предусмотренном частями 6-10 этой статьи.

В развитие п.2 ч.1 ст.167 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также вышеприведенных положений регионального законодательства Постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 января 2014 года № 12 утвержден Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Дагестан (далее - Порядок).

В силу ч.1 ст.14 Закона РД № 57 и п.14 Порядка мониторинг технического состояния многоквартирных домов осуществляется органом государственного жилищного надзора – Государственной жилищной инспекцией Республики Дагестан.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что в рамках мониторинга проводятся мероприятия по:

оценке технического состояния строительных конструкций (фундамент, подвальные помещения, несущие и ненесущие стены, плиты перекрытий, крыша, кровельное покрытие, лестничные марши и лестничные площадки, крыльца и выходы из подвальных помещений, другое), систем инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома (лифтовое оборудование, внутридомовые инженерные системы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, канализации, вентиляция, система мусороудаления, другое) и элементов благоустройства (отмостки, детские, спортивные площадки в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом);

выявлению технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой, электрической энергии, горячей и холодной воды, природного газа в многоквартирном доме;

определению эксплуатационного ресурса объекта мониторинга и предельных сроков проведения капитального ремонта многоквартирного дома.

Оспариваемым пунктом 5 Порядка предусмотрено, что мониторинг осуществляется один раз в год – в срок до 1 сентября календарного года.

Вышеуказанный срок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов соответствовал положениям Закона РД № 57 в редакции от 29.12.2018 г.

Между тем Законом Республики Дагестан от 21 февраля 2019 года № 8 в Закон РД № 57 внесены изменения, в том числе в части 8 статьи 11 слова «не позднее 1 сентября» заменены словами «не позднее 15 июня».

Однако Правительство Республики Дагестан не привело оспариваемый пункт 5 Порядка в соответствие с частью 8 статьи 11 Закона РД № 57 в части срока проведения органом государственного жилищного надзора мониторинга технического состояния многоквартирных домов.

Данное обстоятельство не оспаривал в судебном заседании и представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан Джалилов Н.Г., подтвердивший несоответствие оспариваемого пункта 5 Порядка соответствующим положениям Закона РД № 57 и представивший в суд письмо врио министра юстиции Республики Дагестан Сефикурбанова К.С. от 19.01.2021 г. № 19-04-238 на имя Председателя Правительства Республики Дагестан Амирханова А.Г., в котором указывается на несоответствие пункта 5 Порядка вышеприведенным положения части 8 статьи 11 Закона РД № 57 и содержится просьба в кратчайшие сроки внести изменения в вышеуказанный Порядок.

Таким образом, доводы административного истца о несоответствии пункта 5 Порядка нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, нашли подтверждение, в связи с чем суд считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствие с разъяснениями, содержащимися в п.38
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.

Как следует из статьи 2 Закона Республики Дагестан от 21 февраля 2019 года № 8, изменения, внесенные этим законом в часть 8 статьи 11 Закона РД № 57, вступают в силу со дня его официального опубликования.

Официальное опубликование и вступление в силу данного закона имело место 21 февраля 2019 г. - первого размещения на интернет-портале правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), что соответствует положениям статьи 59 Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 N 8 (ред. от 10.11.2020) "О нормативных правовых актах Республики Дагестан".

В судебном заседании представитель истца просила не рассматривать вопрос о возмещении судебных расходов, в связи с чем данный вопрос судом не разрешен.

Согласно ч.1 ст.114.1 КАС РФ заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением административного дела, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Шамсудиновой П.М. удовлетворить.

Признать недействующим с 21 февраля 2019 г. пункт 5 Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Дагестан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 января 2014 г. № 12.

Возложить на Правительство Республики Дагестан обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное судом недействующим положение оспариваемого нормативного правового акта.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 1 февраля 2021 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Х.А.Хавчаев