ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-304/2022УИД25О0000-01-2022-000377-16 от 12.07.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-304/2022УИД 25OS0000-01-2022-000377-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2022 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,

при секретаре Салмине В.А.,

с участием представителя административного истца Скокшина М.А. – Берёзкиной Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скокшина Максима Александровича к Правительству Приморского края, министерству финансов Приморского края, министерству строительства Приморского края, министерству образования Приморского края, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 14 января 2016 года удовлетворены исковые требования Уссурийского городского прокурора Приморского края в защиту интересов Скокшина М.А., на Администрацию Приморского края возложена обязанность обеспечить Скокшина М.А., благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда Приморского края по договорам найма специализированного жилого помещения не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Уссурийского городского округа Приморского края, на территории Уссурийского городского округа Приморского края.

2 августа 2016 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее - МОСП УФССП России по Приморскому краю) возбуждено исполнительное производство №.

Определением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 27 августа 2021 года утверждено мировое соглашение по гражданскому делу по исковому заявлению Уссурийского городского прокурора в интересах Скокшина М.А. к Администрации Приморского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, производство по делу прекращено.

10 сентября 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП России по Приморскому краю исполнительное производство № прекращено в связи с утверждением судом мирового соглашения между взыскателем и должником.

Скокшин М.А. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, и просил присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ....

В обоснование заявленных требований указал, что на основании вышеуказанного решения суда на Администрацию Приморского края (ныне Правительство Приморского края) возложена обязанность по обеспечению его благоустроенным жилым помещением, решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от14 января 2016 года длительное время не было исполнено. В результате нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок он лишен гарантированного законом права на жилище, что отражается на качестве и уровне его жизни, он вынужден был ночевать у знакомых, на работе, арендовать жилое помещение. Заявленная к взысканию компенсация ... состоит из морального вреда – ... и ... - уплаченных ею за коммерческий наём жилого помещения за период с 15 апреля 2018 года по 1 августа 2021 года.

До рассмотрения дела по существу суд привлёк к участию в деле в качестве административных соответчиков министерство финансов Приморского края, министерство строительства Приморского края, министерство образования Приморского края, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, в качестве заинтересованного лица - Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю.

Административный истец Скокшин М.А. в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте судебного заседания. В его отсутствие его интересы представляет Берёзкина Е.Г., действующая на основании доверенности.

Представители административных ответчиков министерства строительства Приморского края, министерства образования Приморского края, министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, представитель заинтересованного лица МОСП УФССП России по Приморскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайства, возражения по существу административного искового заявления до начала рассмотрения дела от них не поступали.

Представитель административного ответчика Правительства Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания административный ответчик извещён надлежащем образом, просил рассмотреть административное дело в отсутствие его представителя. Согласно представленным возражениям на административное исковое заявление административный ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал, указав, что административным истцом пропущен срок подачи настоящего административного иска. С момента вынесения последнего судебного акта по делу, исполнительное производство по которому прекращено 10 сентября 2021 года, и до подачи настоящего административного искового заявления (подано 01 июня 2022 года) прошло более шести месяцев. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.

Представитель административного ответчика министерства финансов Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания административный ответчик извещён надлежащем образом, просил рассмотреть административное дело в отсутствие его представителя. Представили отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что министерство финансов Приморского края возражает против удовлетворения административных исковых требований. Указали, что доказательства нарушений при исполнении судебного акта должностными лицами органов исполнительной власти в материалах дела отсутствуют. С 2019 года вступил в действие Закон Приморского края от 24 декабря 2018 года № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Приморского края», согласно которому в целях выполнения обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот реализуются дополнительные меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом. В связи с получением Скокшиным М.А. денежного сертификата, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность было утверждено мировое соглашение, на основании которого 10 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем МООИП по Приморскому краю вынесено постановление о прекращении исполнительного производства № ,возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Фрунзенским районным судом города Владивостока по делу № 2-1037/16 об обеспечении Скокшина М.А. жилым помещением. Полагают, что шестимесячный сроксо дня окончания производства по исполнению судебного акта по делу № 2-1037/16 истёк 9 марта 2021 года. Поскольку административное исковое заявление Скокшина М.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, поступило в суд 1 июня 2022 года, то есть, после истечения шестимесячного срока, основания для присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отсутствуют. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.

Заинтересованным лицом МОСП УФССП России по Приморскому краю по запросу суда представлена копия материалов исполнительного производства № 4428/14/37/25.

В соответствии со статьями 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Представитель административного истца Скокшина М.А. – Берёзкина Е.Г. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении, представила заявление о восстановлении срока подачи административного искового заявления пояснила, что фактически шестимесячный срок для обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку с первичным административным исковым заявлением к тем же сторонам и по тем же основаниям Скокшин М.А. обратился 10 февраля 2022 года, согласно штемпелю почтового уведомления о вручении исковое заявление со всеми, документами было направлено во Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края 18 февраля 2022 года, вручено 9 марта 2022 года. Также административным ответчикам административное исковое заявление вместе со всеми документами было направлено 18 февраля 2022 года и вручено 21 февраля 2022 года. Определением судьи Приморского краевого суда от 1 апреля 2022 года административное исковое заявление оставлено без движения, определением судьи от 11 мая 2022 года административное исковое заявление возвращено административному истцу. При этом, во исполнение определения судьи от 01 апреля 2022 года об оставлении административного искового заявления без движения ею на электронную почту Приморского краевого суда направлялись реквизиты банка и доверенность представителя, которые судом не были получены. После чего административный истец обратился повторно в суд с тем же административным иском по тем же основаниям. Просит восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок подачи административного искового заявления.

Представитель административного истца Берёзкина Е.Г. дополнительно пояснила, что Скокшин М.А. в связи с длительным неисполнением указанного решения суда вынужден нести дополнительные расходы на оплату аренды жилого помещения, из-за отсутствия собственного жилья испытывает неудобства; сумма ... – часть суммы заявленной к взысканию, является именно компенсацией за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, а сумму ... просит взыскать за коммерческий наём жилого помещения.

Выслушав объяснения представителя административного истца Скокшина М.А. – Берёзкиной Е.Г., исследовав материалы административного дела и материалы гражданского дела № 2-1037/2016, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11 июня 2022 года № 183-ФЗ) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации)взыскатели, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной властисубъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Частью 3 статьи 258 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 4) общая продолжительность неисполнения судебного акта.

В силу пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11) действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Согласно пункту 55 указанного постановления при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления от лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (абзац введён Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2021 года № 23 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

Как установлено в суде и подтверждается материалами административного дела, решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 14 января 2016 года удовлетворены исковые требования Уссурийского городского прокурора Приморского края в защиту интересов Скокшина М.А., на Администрацию Приморского края возложена обязанность обеспечить Скокшина М.А. благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда Приморского края по договорам найма специализированного жилого помещения не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Уссурийского городского округа Приморского края, на территории Уссурийского городского округа Приморского края.

1 июля 2016 года Фрунзенским районным судом города Владивостока Приморского края был выдан исполнительный лист серии ФС № 007872439.

2 августа 2016 года МОСП УФССП России по Приморскому краю на основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство №. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

3 октября 2016 года постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП по Приморскому краю в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с Администрации Приморского края взыскан исполнительский сбор в размере ....

8 августа 2017 года за неисполнение решения суда в повторно установленный срок Администрация Приморского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде штрафа в размере ....

В последующем, судебными приставами-исполнителями МООИП по Приморскому краю в отношении Администрации Приморского края неоднократно выносились требования об исполнении исполнительного документа в установленный срок. За неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, постановлениями начальника отдела – старшего судебного пристава МООИП по Приморскому краю от 13 декабря 2017 года, 30 мая 2018 года, 11 октября 2018 года, 13 марта 2019 года, 7 августа 2019 года, 14 июня 2021 года Администрация Приморского края (в настоящее время Правительство Приморского края) была привлечена к административной ответственности, за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере по ....

Доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, подтверждающих уважительность причин его неисполнения в срок, установленный действующим законодательством для исполнения решения суда, административными ответчиками не предоставлено.

Отсутствие свободных жилых помещений на территории Уссурийского городского округа Приморского края либо недостаточность денежных средств на строительство и приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут являться исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда, поскольку его исполнение является гарантией защиты прав граждан.

В то же время, из материалов гражданского дела № 2-1037/2016 следует, что 27 августа 2021 года определением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края утверждено мировое соглашение по гражданскому делу по исковому заявлению Уссурийского городского прокурора Приморского края в интересах Скокшина М.А. к Правительству Приморского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, заключенное между Скокшиным М.А. и Правительством Приморского края, по условиям которого взыскатель отказывается в полном объеме от требования к должнику о возложении на него обязанности предоставить взыскателю благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории Уссурийского городского округа Приморского края и согласен на однократное получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом, выдаваемом по форме, утверждённой Правительством Приморского края, сроком действия шесть месяцев с даты его выдачи, в размере, рассчитанном в соответствии со статьёй 13 Закона № 433-K3 на дату выдачи сертификата, являющемся неизменным на весь срок его действия, в свою очередь должник, в лице руководителя уполномоченного органа в области образования, в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу определения суда об утверждении мирового соглашения подписывает сертификат и в течение трёх рабочих дней со дня подписания сертификата уведомляет посредством телефонной, почтовой связи или электронной почты с использованием информационно-телекоммуникационных сетей о возможности его получения и осуществляет выдачу сертификата взыскателю.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП по Приморскому краю от 10 сентября 2021 года в связи с утверждением судом мирового соглашения между взыскателем и должником, исполнительное производство № прекращено.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что административными ответчиками длительное время не были приняты надлежащие меры к своевременному исполнению вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока от 14 января 2016 года.

Решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 14 января 2016 года вступило в законную силу 16 февраля 2016 года, исполнительное производство № 2 августа 2016 года. Продолжительность неисполнения решения Фрунзенского районного суда города Владивостока от 14 января 2016 года с момента возбуждения исполнительного производства (2 августа 2016 года) на дату вынесения судебным приставом-исполнителем МООИП по Приморскому краю постановления о прекращении исполнительного производства (10 сентября 2021 года) составляет 5 лет 1 месяц 8 дней, с момента вступления решения суда в законную силу - 5 лет 6 месяцев 25 дней. Такой срок исполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.

Из материалов дела следует, что неисполнение судебного акта произошло по причинам, не зависящим от взыскателя.

Учитывая вышеизложенное, суд признаёт установленным факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок и полагает возможным в целях защиты права Скокшина М.А. присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.

Положениями главы 24.1 БК РФ предусмотрено исполнение судебных актов за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, в разумный срок исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 данного Закона, в соответствии со статьёй 6 БК РФ понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

В данном случае в Приморском крае таким органом является министерство финансов Приморского края.

Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве финансов Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 24 сентября 2019 года № 616-па, министерство финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.

В соответствии с пунктом 2.1.2 раздела II указанного Положения, министерство финансов Приморского края осуществляет проектирование предельных объёмов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.

Согласно пунктам 2.1.3., 2.1.8. Постановления Администрации Приморского края от 18 октября 2019 года № 681-па «Об утверждении Положения о министерстве строительства Приморского края» министерство строительства Приморского края осуществляет полномочия в области строительства, а именно организует проведение строительства (реконструкции) и капитального ремонта (за исключением профилактического ремонта в процессе эксплуатации) объектов капитального строительства, организует разработку проектной и сметной документации объектов капитального строительства, осуществляет мониторинг за ходом строительства и вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств краевого бюджета, в пределах своей компетенции; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, в частности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; главного администратора и администратора доходов краевого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Полномочиями по обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, в пределах своей компетенции, установленной законами Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», от 24.12.2018 № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» наделено министерство образования Приморского края, что предусмотрено пунктом 21.48 Положения о министерстве образования Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31.10.2019 № 708-па.

Согласно пункту 2.1.1.35 постановления Администрации Приморского края от 06 октября 2019 года № 646-па «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Приморского края» министерство имущественных и земельных отношений Приморского края осуществляет полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Приморского края, в частности приобретает жилые помещения в собственность Приморского края для лиц, включенных в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением, в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Приморского края.

Реализация подпрограммы № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2020 - 2027 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильём и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2020-2027 годы, утверждённой постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2019 года № 945-па, обеспечивается ответственными исполнителями: министерством имущественных и земельных отношений Приморского края, министерством образования Приморского края, министерством строительства Приморского края.

Пунктом 3 статьи 4 Закона о компенсации предусмотрено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счёт средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Учитывая, что министерство строительства Приморского края, министерство образования Приморского края, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края являются главными распорядителями и получателями средств краевого бюджета, предусмотренных на их содержание и на реализацию возложенных на них функций, но не имеют полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, обязанность по выделению денежных средств, необходимых министерству образования Приморского края, министерству строительства Приморского края и министерству имущественных и земельных отношений Приморского края для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена на министерство финансов Приморского края, решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит исполнению Приморским краем в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края.

Положениями статьи 2 Закона о компенсации предусмотрено, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности и справедливости.

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению, суд учитывает меры, принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, общую продолжительность нарушения, значимость его последствий для административного истца, а также, что соблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одна из главных гарантий соблюдения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.

С учётом принципов разумности, справедливости, обстоятельств дела, суд считает необходимым присудить в пользу административного истца компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в ..., в удовлетворении остальной части данного административного искового требования надлежит отказать.

В рамках данного спора не могут быть рассмотрены требования о компенсации расходов, уплаченных административным истцом по договору найма (аренды) жилого помещения в размере ....

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 разъяснено, чтокомпенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов.

Давая оценку доводам административных ответчиков Правительства Приморского края и министерства финансов Приморского края о пропуске Скокшиным М.А. шестимесячного срока на обращение с административным иском в суд, поскольку исполнительное производство прекращено 10 сентября 2021 года, а административный исковое заявление поступило в Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края 1 июня 2022 года, в Приморский краевой суд 7 июня 2022 года, суд приходит к следующему:

Положениями части 8 статьи 3 3акона о компенсации, части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Согласно части 3 статьи 253 КАС РФ пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления о присуждении компенсации, оставления его без движения или возвращения.

Поскольку возбужденное в пользу административного истца исполнительное производство № было прекращено 10 сентября 2021 года, административное исковое заявление должно было быть подано в суд не позднее 10 марта 2022 года.

Административное исковое заявление Скокшина М.А. в соответствии с требованиями части 1 статьи 251 КАС РФ подано через Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края, принявший в первой инстанции решение, (сдано в почтовое отделение 16 мая 2022 года) поступило 1 июня 2022 года, входящий номер 6152-Г. В Приморский краевой суд административное исковое заявление Скокшина М.А. поступило 7 июня 2022 года, входящий номер 1-6018.

Представитель административного истца Скокшина М.А. – Берёзкина Е.Г. обратилась с заявлением о восстановлении срока на подачу административного иска, указав, что данное административное исковое заявление повторное и срок на обращение с данным административным исковым заявлением в Приморский краевой суд пропущен Скокшиным М.А. по уважительной причине.

Как следует из документов, приложенных к заявлению о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи административного искового заявления в суд, ранее Скокшин М.А. обращался с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Административное исковое заявление согласно почтовому уведомлению о вручении сдано было в почтовое отделение 18 февраля 2022 года и поступило во Фрунзенский районный суд города Владивостока 24 марта 2022 года, входящий номер 2324-Г. В Приморский краевой суд административное исковое заявление Скокшина М.А. поступило 29 марта 2022 года, входящий номер 1-3447. Таким образом, первый раз Скокшин М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в установленный законом срок шесть месяцев со дня окончания исполнительного производства.

Определением судьи Приморского краевого суда от 1 апреля 2022 года административное исковое заявление Скокшина М.А. было оставлено без движения на срок до 22 апреля 2022 года, заявителю необходимо было указать в административном исковом заявлении, либо приложении к нему реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. В связи с тем, что по состоянию на 11 мая 2022 года указанные требования не были исполнены, определением Приморского краевого суда от 11 мая 2022 года административное исковое заявление Скокшину М.А. было возвращено.

Согласно части 1 статьи 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные КАС РФ. В случае если процессуальные сроки не установлены КАС РФ, они назначаются судом.

В силу части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, такой срок может быть восстановлен.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, в заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин (часть 2 статьи 95 КАС РФ).

Согласно представленной в материалы дела копии электронного отправления на официальную почту Приморского краевого суда – justice@primkraiysud.ru, представителем административного истца Берёзкиной Е.Г. в адрес Приморского краевого суда во исполнение определения суда от 1 апреля 2022 года об оставлении административного искового заявления без движения направлялись реквизиты банка, доверенность представителя. Отсутствие сведений о поступлении банковских реквизитов суд расценивает как независящее от лица обстоятельство, в силу которого административный иск был возвращен, и лицо было лишено возможности своевременно обратиться с данным иском в суд.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд признает причину пропуска процессуального срока уважительной, и считает возможным его восстановить.

Согласно части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 178, 180, 259 КАС РФ, суд

решил:

восстановить Скокшину Максиму Александровичу процессуальный срок подачи административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Административное исковое заявление Скокшина Максима Александровича к Правительству Приморского края, министерству финансов Приморского края, министерству строительства Приморского края, министерству образования Приморского края, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, - удовлетворить частично.

Взыскать с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу Скокшина Максима Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ... (сто пятнадцать тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления – отказать.

Решение в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Г.А. Поломошнова

Мотивированное решение суда составлено 26 июля 2022 года