ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-305/19 от 15.05.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

3а-305/2019 120а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск 15 мая 2019 г.

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при секретаре Гурулевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гордеева И.М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Гордеева И.М., будучи собственником, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами , , , , , , , , , , , , , , расположенных по адресу: <адрес>.

Заявленное требование мотивировал тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанного недвижимого имущества не соответствует их рыночной стоимости, а это влечёт взимание с административного истца экономически необоснованного налога на имущество физических лиц.

Просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости:

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 9 717 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 60 724 000 руб.;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 662 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 184 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 3 807 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 4 550 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 59 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 59 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 117 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 39 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 564 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 4 043 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 9 382 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 160 000 руб. по состоянию на <дата>.

Административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Постановлением Правительства Красноярского края от 18.01.2012 N 15-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края, по состоянию на 01.06.2011, в том числе, в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами

Поскольку Правительством Красноярского края до настоящего времени не утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки вышеназванных объектов капитального строительства Красноярского края, то суд полагает возможным восстановить административному истцу Гордееву И.М. срок на обращение в суд с настоящими административными исковыми требованиями.

Разрешая дело по существу, суд исходит из следующего.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Право на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности собственника объекта недвижимости, закреплено в ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности.

В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Согласно п.1 ст. 402 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 01.11.2018 N 6-2108 "Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", датой начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2019 года.

Исходя из положений Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.

Статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

В связи с изложенным, суд полагает, что у административного истца имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащих ему объектов капитального строительства для целей пересмотра утвержденной в отношении них кадастровой стоимости, так и права на обращение в суд по вопросу установления в отношении таких объектов недвижимости кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости. Иное противоречило бы смыслу закона, нарушало права и законные интересы собственника как налогоплательщика.

Как установлено судом, административный истец Гордеев И.М. является собственником следующих объектов недвижимости:

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 4347,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Кадастровая стоимость на <дата> в размере 45 833 999,23 руб. (т. 1, л.д. 9-10);

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 10 507,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость на <дата> в размере 289 923 133,94 руб. (т. 1, л.д. 11-14);

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 314 кв.м., расположенного по адресу<адрес> Кадастровая стоимость на <дата> в размере 3 555 948,59 руб. (т. 1, л.д. 15-16);

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 81,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Кадастровая стоимость на <дата> в размере 1 516 698,38 руб. (т. 1, л.д. 17-18);

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1 861,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Кадастровая стоимость на <дата> в размере 17 249 462,12 руб. (т. 1, л.д. 19-20);

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1 846,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Кадастровая стоимость на <дата> в размере 21 176 236,77 руб. (т. 1, л.д. 21-22);

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 20,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Кадастровая стоимость на <дата> в размере 475 134, 44 руб. (т. 1, л.д. 23-24);

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 20,2 кв.м, расположенного по адресу<адрес> Кадастровая стоимость на <дата> в размере 146 763,71 руб. (т. 1, л.д. 25-26);

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 50,4 кв.м, расположенного по адресу<адрес> Кадастровая стоимость на <дата> в размере 604 096,67 руб. (т. 1, л.д. 27-28);

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 15,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Кадастровая стоимость на <дата> в размере 295 533,14 руб. (т. 1, л.д. 29-30);

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 127,9 кв.м., расположенного по адресу<адрес> Кадастровая стоимость на <дата> в размере 1 771 663,13 руб. (т. 1, л.д. 31-32);

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1 459,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Кадастровая стоимость на <дата> в размере 20 211 365,65 руб. (т. 1, л.д. 33-34);

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1 994,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Кадастровая стоимость на <дата> в размере 27 627 694,33 руб. (т. 1, л.д. 33-34);

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 70,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Кадастровая стоимость на <дата> в размере 846 832,6 руб. (т. 1, л.д. 37-38).

Постановлением Правительства Красноярского края от 18.01.2012 N 15-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края, по состоянию на 01.06.2011, в том числе, в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами

Объекты капитального строительства – нежилые здания с кадастровыми номерами , , в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением, не вошли, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки эти объекты не были сформированы и учтены в государственном кадастре недвижимости.

Их кадастровая стоимость определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 18.01.2012 N 15-п.

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером утверждена на основании акта определения кадастровой стоимости № б/н от <дата>.

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером утверждена на основании акта определения кадастровой стоимости № б/н от <дата>.

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером утверждена на основании акта определения кадастровой стоимости № б/н от <дата>.

Вышеназванные сведения о кадастровой стоимости в отношении объектов капитального строительства внесены в государственный кадастр недвижимости.

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке , , , от <дата>, выполненные ООО «Оценочная компания «ПаритетЪ» (т. 1, л.д. 45-193, т. 2, л.д. 1-155). Согласно указанным отчётам:

- кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 9 717 000 руб. по состоянию на <дата>;

- кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 60 724 000 руб. по состоянию на <дата>;

- кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 662 000 руб. по состоянию на <дата>;

- кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 184 000 руб. по состоянию на <дата>;

- кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 3 807 000 руб. по состоянию на <дата>;

- кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 4 550 000 руб. по состоянию на <дата>;

- кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 59 000 руб. по состоянию на <дата>;

- кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 59 000 руб. по состоянию на <дата>;

- кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 117 000 руб. по состоянию на <дата>;

- кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 39 000 руб. по состоянию на <дата>;

- кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 564 000 руб. по состоянию на <дата>;

- кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 4 043 000 руб. по состоянию на <дата>;

- кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 9 382 000 руб. по состоянию на <дата>;

- кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 160 000 руб. по состоянию на <дата>.

Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Судом исследованы отчеты об оценке , , , от <дата> (т. 1, л.д. 45-193, т. 2, л.д. 1-155). Установлено, что оформление и содержание данных отчетов об оценке соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в указанных отчетах, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости нежилых зданий подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов капитального строительства – нежилых зданий, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, затрагивают права административного истца. Они подлежат защите путём установления кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества должна быть определена в следующем размере:

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 9 717 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 60 724 000 руб.;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 662 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 184 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 3 807 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 4 550 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 59 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 59 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 117 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 39 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 564 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 4 043 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 9 382 000 руб. по состоянию на <дата>;

- нежилое здание с кадастровым номером в размере 160 000 руб. по состоянию на <дата>.

Заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объектов капитального строительства подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.

Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 24 следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд – <дата>.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд

РЕШИЛ:

Восстановить Гордеева И.М. срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами

Административное исковое заявление Гордеева И.М., – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 4347,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 9 717 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 10 507,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 60 724 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 314 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 662 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 81,6 кв.м., расположенного по адресу<адрес>, в размере его рыночной стоимости – 184 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1 861,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, стр. 11, в размере его рыночной стоимости – 3 807 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1 846,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 4 550 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 20,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 59 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 20,2 кв.м, расположенного по адресу<адрес>, в размере его рыночной стоимости – 59 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 50,4 кв.м, расположенного по адресу<адрес>, в размере его рыночной стоимости – 117 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 15,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 39 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 127,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 564 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1 459,1 кв.м., расположенного по адресу<адрес>, в размере его рыночной стоимости – 4 043 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1 994,5 кв.м., расположенного по адресу<адрес>, в размере его рыночной стоимости – 9 382 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 70,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 160 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами считать <дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский