ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-305/2018 от 17.05.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

№ 3а-305/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кемеровский областной суд

В составе: председательствующего судьи Пушкаревой Н.В., при секретаре Куйлибаевой З.К.,

с участием прокурора Гейер Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

17 мая 2018 года

административное дело по административному иску Акционерного общества «Каскад-Энерго» о признании недействующим Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области № 458 от 07 декабря 2017 года «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области» в части установления нормативов для Анжеро-Судженского городского округа,

У С Т А Н О В И Л:

Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее РЭК КО, РЭК) 07 декабря 2017 года принято Постановление №458 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области».

Приложением №2 для ряда муниципальных образований, включая Анжеро-Судженский городской округ, установлены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области с применением метода аналогов в многоквартирных домах:

с изолированными стояками:

- с полотенцесушителями 0,0544 Гкал на куб.м.,

- без полотенцесушителей 0,0536 Гкал на куб.м.;

2) с неизолированными стояками:

- с полотенцесушителями 0,0580 Гкал на куб.м.,

- без полотенцесушителей 0,0548 Гкал на куб.м. (л.д. 78-80)

Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru, 08 декабря 2017 года (л.д. 81).

АО «Каскад-энерго» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 07 декабря 2017 года № 458 в части установления нормативов для Анжеро-Судженского городского округа и не соответствующим Жилищному кодексу РФ, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее также - Правила N 306) с момента принятия. Поскольку установленные оспариваемые нормативы регулирующим органом необоснованно занижены, что нарушает права Общества при осуществлении предпринимательской деятельности, влечет образование убытков.

Представители административного истца ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали, представили дополнительные пояснения.

Представители Региональной энергетической комиссии Кемеровской области ФИО3, ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного истца, предоставили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснил, что по поручению руководителя РЭК разрабатывал оспариваемый норматив. Исходные данные запрашивались только у ресурсоснабжающих организаций. Показания приборов учета снимались по состоянию на 01 сентября 2015 года и 30 мая 2016 года.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Гейер Е.И., полагавшей заявленные требования, подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Согласно пункту 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.66 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 года № 371, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области утверждает норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с пунктами 10, 13, 19 Правил нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды; по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306.

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил N 306).

Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил.

Описание последовательности и формулы расчета при определении объема выборки, необходимой для применения метода аналогов, приведены в Приложении к Правилам (формулы 1 - 4).

Согласно пункту 11 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различии в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Согласно формуле 2 приложения N 1 Правил N 306 объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен составить не менее 10 домов.

В силу пункта 36 Правил N 306 после формирования объема выборки многоквартирных или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.

Пунктом 37 Правил N 306 предусмотрено, что в отношении холодного и горячего водоснабжения, а также отопления показания приборов учета снимаются – первого и последнего числа отопительного периода

Из материалов дела следует, что АО «Каскад», являясь теплоснабжающей организацией, оказывает услуги по горячему водоснабжению на территории г. Анжеро-Судженска. До принятия оспариваемого постановления регулирующей организацией для Общества на 2017 год был установлен норматив 0,06291.

Постановление №458 было принято на заседании правления РЭК 07 декабря 2017 года с соблюдением установленной процедуры, что следует из выписки из протокола №66 от 07 декабря 2017 года (т. 1 л.д. 82-83), оспариваемый норматив для Анжеро-Судженского городского округа был установлен методом аналогов.

Основанием установления норматива послужило экспертное заключение экспертной группы РЭК КО от 06 декабря 2017 года (т. 1 л.д. 101-173).

Согласно письму РЭК КО от 23 января 2017 года №М-5-5/178-02 «О нормативах расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» направленному в адрес руководителей организаций в сфере теплоснабжения, указанным лицам предложено в срок до 28 февраля 2017 года предоставить исходные данные: значение средней температуры холодной воды в системе водопровода, за пять лет, информацию о продолжительности отопительного и неотопительного периода, значение температуры горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, в части расхода тепла в системе ГВС по многоквартирным и жилым домам (т. 2 л.д. 159-160)

В ответ на данное письмо в адрес РЭК поступила информация от ООО «Техснаб» г. Мыски (выборка по 36 объектам), ОАО «СДЭК» (г. Березовский -446 домов, ж.р. Кедровка, Промышленновский, ст. Латыши - 197), ООО «Энергоресурс» (Беловский муниципальный район-186), ОАО «Знамя» (Киселевский городской округ -11), ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС»-61).

Согласно сводным статистическим данным, размещенным на сайте http://dom/mingkh.ru на территории Кемеровской области по данным 2017 года расположено 14 528 многоквартирных домов.

01 марта 2017 года в адрес руководителей организаций в сфере теплоснабжения было направлено письмо №5-5/1274-02 «О проведении измерений и снятии показаний приборов учета» в котором указано, что РЭК ведется работа по расчету нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для расчета методом аналогов необходимо снять показания приборов учета, согласно разработанному плану проведения измерений и снятия показаний приборов учета. Предложено к дате, указанной в прилагаемом плане обеспечить доступ к приборам учета тепловой энергии и пригласить компетентных специалистов для сопровождения. В план вошли объекты, расположенные в г. Калтан, г. Осинники, г. Мыски, в г. Кемерово, ж.р. Кедровка, Промышленновский район, ст. Латыши, г. Березовский, г. Киселевск, Беловский район (т. 2 л.д. 166-167).

Согласно актам проведения изменений и снятия показаний приборов учета №1, 3, 4-6, 8-9 указанные мероприятия были проведены 06-07 марта 2017 года, за период начало-окончание отопительного периода 2015-2016 гг.

Определяя оспариваемый норматив, эксперты РЭК пришли к выводу об определении его значения по городам Кемерово и Новокузнецк расчетным методом ввиду недостаточности представленной информации, по второй группе муниципальных образований была представлена информация по 484 опробированным домам, в связи с чем был применен метод аналогов. Так был определен минимальный объем выборки по группам домов, который составил:

для домов с изолированными стояками:

- с полотенцесушителями - 31 дом, минимальный объем выборки составил 8 домов,

-без полотенцесушителей – 17 домов, минимальный объем выборки – 13 домов,

2) для домов с неизолированными стояками:

- с полотенцесушителями - 210 домов, минимальный объем выборки составил 13 домов,

-без полотенцесушителей – 64 дома, минимальный объем выборки – 12 домов.

Исходя из указанных данных, экспертами были установлены нормативы расхода тепловой энергии используемой для подогрева холодной воды.

Давая оценку доводам административного истца о несоответствии Постановления РЭК в оспариваемой части требованиям законодательства, суд приходит к следующему.

Пункты 31 - 32(2) Правил N 306, устанавливают порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки.

Так информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг.

Предусмотренный Правилами №306 порядок сбора информации регулятором был нарушен, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств того, что регулирующим органом предпринимались действия по формированию объема выборки каждого типа многоквартирных домов или жилых домов.

Кроме того, представленное письмо от 23 января 2017 года свидетельствует о том, что информация запрашивалась от организаций в сфере теплоснабжения, в распоряжении которых проектная документация по жилому фонду отсутствует. Обращение к исполнителям коммунальных услуг с целью установления значимых данных по фактическому состоянию предусмотрено Правилами только в случае отсутствия необходимых сведений в проектной документации, о чем регулятору в установленном порядке должно быть доведено по запросу органами местного самоуправления.

В силу пункта 36 Правил N 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.

В отношении отопления показания приборов учета снимаются первого и последнего числа отопительного периода, в отношении холодного и горячего водоснабжения - первого и последнего числа любого месяца отопительного периода (пункт 37 Правил N 306).

При снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются: а) показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг; б) адрес многоквартирного дома или жилого дома; в) число проживающих жителей; г) количество квартир; д) общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома; е) дата и время снятия показаний приборов учета; ж) количество этажей; з) температура и давление природного или сжиженного углеводородного газа, измеряемые в точке, расположенной перед прибором учета, фактическое барометрическое давление - при определении расхода природного или сжиженного углеводородного газа (пункт 38 Правил N 306 в редакции от 17 декабря 2014 г.).

При обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов (пункт 40 Правил N 306).

На основании измерений объема (количества) потребления коммунальных ресурсов приборами учета определяется месячная (среднемесячная) величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов (пункт 41 Правил N 306).

Как следует из представленных в материалы дела доказательств и показаний допрошенного свидетеля процедура снятия показаний приборов учета регулятором также была нарушена.

Согласно актам проведения измерений и снятия приборов учета от 06 и 07 марта 2017 года периодом снятия показаний указано начало – окончание отопительного периода 2015-2016 года, даты, на которые снимались показания, не указаны. Согласно показаниям свидетеля ФИО5 показания фиксировались на 01 сентября 2015 года и 30 мая 2016 года.

Суд полагает, что указанные даты не соответствуют определенным Правилами датам, привязанным к отопительному периоду, кроме того регулятором не принято во внимание, что определение начала и окончание отопительного сезона входит в компетенцию органа местного самоуправления на территории конкретного муниципального образования. Указанные даты могут быть отличными от 15 сентября и 15 мая текущего года. Кроме того, невозможность снятия показаний приборов учета в сроки установленные пунктом 37 Правил N 306 регулятором не доказана.

Согласно показаниям свидетеля, необходимые данные, предусмотренные п. 38 Правил при снятии приборов учета: число проживающих жителей, количество квартир, общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, а также помещений входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах или жилых домах, этажность, не фиксировались.

Довод административного ответчика, что указанная информация при определении данного норматива не влияет на его значения, суд отклоняет, поскольку Правилами сбор данной информации включен в число обязательных данных подлежащих фиксации и учету.

Поскольку РЭК КО в нарушение положений пунктов 9, 9(1), 31, 32, 32(1), 33 Правил N 306 не приняты все необходимые меры для формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов или жилых домов, в том числе по Анжеро-Судженскому городскому округу, по снятию показаний приборов учета и по истребованию необходимых сведений от органов местного самоуправления, управляющих компаний, товариществ собственников жилья, потребителей, иных ресурсосберегающих организаций суд полагает, что оспариваемое Постановление противоречит указанным выше Правилам, а также жилищному законодательству.

Таким образом, оспариваемое Постановление нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку не обеспечивает реализацию принципа обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности ресурсоснабжающей организации, в связи с чем подлежит признанию недействующим.

В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Руководствуясь ст. 175-179, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Акционерного общества «Каскад-энерго» удовлетворить.

Признать недействующим Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 07 декабря 2017 года № 458 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области» в части установления нормативов для Анжеро-Судженского городского округа с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

В окончательной форме решение принято 18 мая 2018 года.

Председательствующий: Пушкарева Н.В.