ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-305/2023 от 12.12.2023 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 декабря 2023 года по делу № 3а-305/2023

Верховный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Хавчаева Х.А.,

при секретаре судебного заседания Муртузалиеве Р.И.,

с участием прокурора Дибирова Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Наметуллаева П.Н. об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования,

установил:

решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» Республики Дагестан (далее – Собрание депутатов) от 01.02.2016 г. № 24-1, зарегистрированным Управлением Министерства юстиции России по Республике Дагестан <дата>. принят Устав муниципального образования «город Дербент» Республики Дагестан (далее также – Устав).

Решением Собрания депутатов от 18.04.2023 г. № 40-2 «О внесении изменения в Устав муниципального образования «город Дербент» в Устав внесены следующие изменения: часть 1 статьи 23 изложена в следующей редакции: «Представительный орган местного самоуправления городского округа – Собрание депутатов состоит из 25 депутатов, избираемых населением городского округа на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов сроком на пять лет».

Указанное Решение зарегистрировано Управлением Министерства юстиции России по Республике Дагестан <дата> гос.рег. и опубликовано в издании «Дербентские новости» от 18.05.2023 г. № 19 (93473).

Наметуллаев П.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Собрания депутатов от 18 апреля 2023 г. № 40-2 «О внесении изменения в Устав муниципального образования «город Дербент».

В обоснование заявленных требований указано, что в ранее действовавшей редакции Уставом было установлено, что Собрание депутатов состоит из 35 депутатов. Аналогичное установлено и частью 2 статьи 1 действующего Регламента Собрания депутатов городского округа «город Дербент», утвержденного Решением Собрания депутатов от 31.03.2022 г. № 33-2. Однако оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Регламенту. Уменьшение количества депутатов с 35 до 25 ухудшает право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, так как сокращает количество представителей населения, уполномоченных от имени избирателей представлять их интересы в органах публичной власти, а также в иных организациях по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В письменных возражениях председатель Собрания депутатов Мирзоев Г. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что Решением Собрания депутатов от 07.03.2023 г. № 39-3 проект нормативного правового акта одобрен и назначены публичные слушания на <дата> Проект оспариваемого нормативного правового акта был обсужден на публичных слушаниях, каждому из участвующих лиц была предоставлена возможность изложить свое мнение по рассматриваемому вопросу и обосновать свою позицию; по результатам публичных слушаний 150 человек из присутствовавших 154 человек поддержали данный проект. В последующем на сессии Собранием депутатов принято Решение от 18.04.2023 г. № 40-2 о внесении изменения в Устав в полном соответствии с установленным порядком. По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, численность постоянного населения городского округа «город Дербент» по состоянию на <дата> составляет 126626 человек. Согласно ч.6 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 20 человек – при численности населения от 30000 до 100000 человек; 25 человек – при численности населения от 100000 до 500000 человек; 35 человек – при численности населения свыше 500000 человек. При таком положении оспариваемый нормативный правовой акт об уменьшении количества депутатов с 35 до 25 не противоречит закону и не нарушает права истца.

В письменных возражениях представитель Главы городского округа «город Дербент» Курбанова М.А. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, отказать в удовлетворении заявленных требований, приводя аналогичные доводы.

В судебное заседание административный истец Наметуллаев П.Н., его представитель, представители административных ответчиков: Собрания депутатов ГО «город Дербент», администрации ГО «город Дербент», Главы ГО «город Дербент», представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции России по Республике Дагестан не явились, извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", об отложении не просили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Дибирова Д.М., полагавшего административный иск подлежащим отказу в удовлетворении, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч.2 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003) Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

В силу части 1 статьи 44 данного закона уставом муниципального образования должны определяться: формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления (п.3); структура и порядок формирования органов местного самоуправления (п.4); срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц (п.7); порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования (10).

Согласно ч.2 ст.44 данного закона уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Часть 3 статьи 44 данного закона установлено, что устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм права устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеющими прямое действие и применяющимися на всей территории муниципального образования.

Статей 44 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 регламентирован порядок внесения изменения и дополнений в устав муниципального образования.

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении (часть 4).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования (часть 5).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (часть 6).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований уведомления о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предусмотренного частью 6 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (часть 8).

Судом установлено, что Уставом МО «город Дербент» в редакции от 07.03.2023 г. было предусмотрено, что Собрание депутатов состоит из 35 депутатов, избираемых населением городского округа на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов сроком на пять лет.

Аналогичная норма была предусмотрена статьей 2 Регламента Собрания депутатов, утвержденного Решением Собрания от 31.03.2022 № 33-2, согласно которой Собрание депутатов состоит из 35 депутатов, избираемых населением городского округа на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов сроком на пять лет.

Оспариваемым Решением Собрания депутатов от 18.04.2023 № 40-2 в часть 1 статьи 23 Устава внесены изменения, уменьшив количество депутатов с 35 до 25.

Установлено, что 07.03.2023 г. Собранием депутатов принято Решение № 39-3 «О проекте Решения «О внесении изменения в Устав муниципального образования «город Дербент» и утвержден Порядок проведения публичных слушаний по проекту данного Решения, назначенных на 10-00 час. 28 марта 2023 г., опубликованные на официальном сайте Собрания депутатов ГО «город Дербент».

28 марта 2023 г. в администрации г.Дербента состоялись публичные слушания по проекту Решения Собрания депутатов «О внесении изменения в Устав муниципального образования «город Дербент» от 7 марта 2023 года № 39-3».

Из протокола публичных слушаний усматривается, что на публичных слушаниях присутствовало 154 человека, в том числе административный истец Наметуллаев П.Н. Публичные слушания проведены в соответствии с «Порядком проведения публичных слушаний по проекту Решения Собрания депутатов городского округа «город Дербент» «О проекте Решения «О внесении изменения в Устав муниципального образования «город Дербент» Республики Дагестан», утвержденным Решением Собрания депутатов от 07.03.2023 № 39-3. В протоколе публичных слушаний отражены мнения выступивших лиц, в том числе Наметуллаева П.Н. За одобрение данного проекта проголосовало 150 человек, против – 4 человека, воздержавшихся не имелось. По итогам публичных слушаний принято решение одобрить Решение Собрания депутатов «О проекте Решения «О внесении изменения в Устав муниципального образования «город Дербент» от 7 марта 2023 года № 39-3» и вынесено соответствующее заключение.

В последующем данный вопрос внесен на рассмотрение 40-го заседания сессии Собрания депутатов, и Решением Собрания депутатов от 18 апреля 2023 года № 40-2 в часть 1 статьи 23 Устава внесено соответствующее изменение, за которое единогласно проголосовали все 28 присутствовавших депутатов, что составляет более две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа.

Вышеуказанный нормативный правовой акт зарегистрирован в установленном порядке Управлением Министерства юстиции России по Республике Дагестан <дата> гос.рег. № RU , опубликован в издании «Дербентские новости» от 18.05.2023 г. № 19 (93473) и размещен на официальном сайте.

Таким образом, порядок принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта, установленный статьей 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и статьей 44 Устава городского округа «город Дербент» не нарушен.

В соответствии с ч.6 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 20 человек – при численности населения от 30000 до 100000 человек; 25 человек – при численности населения от 100000 до 500000 человек; 35 человек – при численности населения свыше 500000 человек.

Из сведений территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, представленных административными ответчиками, следует, что численность постоянного населения городского округа «город Дербент» по состоянию на 01.07.2023 г. составляет 126626 человек.

Административный истец и его представитель в судебном заседании не оспаривали данное обстоятельство, вышеуказанные сведения являются открытыми и общедоступными.

Из этого следует, что численность депутатов представительного органа в данном муниципальном образовании не должна составлять менее 25 депутатов, верхний предел не ограничен.

При таком положении суд соглашается с доводами административных ответчиков о том, что представительный орган муниципального образования самостоятелен в определении конкретной численности депутатов данного представительного органа в тех пределах, которые установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Уставом, и уменьшение количества депутатов с 35 до 25 не нарушает права истца и не противоречит закону.

Довод административного истца о том, что внесенные в Устав изменения противоречат статье 2 Регламента Собрания депутатов, в которой численность депутатов указана 35, не может служить основанием для удовлетворения административного иска, поскольку в системе муниципальных нормативных правовых актов именно устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы. Положения же Регламента Собрания депутатов до внесения в него изменений должны применяться в части, не противоречащей Уставу.

Кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела Регламент Собрания депутатов, принятый Решением от 31.03.2022 № 39-2, на который ссылается административный истец, уже утратил силу в связи с принятием Собранием депутатов Решения от 19.09.2023 №1-2 «Об утверждении нового Регламента Собрания депутатов городского округа «город Дербент».

Согласно п.2 ч.1 данного Регламента количественный состав Собрания депутатов определяется Уставом муниципального образования «город Дербент».

Таким образом, каких-либо противоречий между оспариваемым нормативным правовым актом и действующим Регламентом Собрания депутатов не имеется.

Довод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, поскольку не прошел антикоррупционную экспертизу прокуратурой г.Дербента, также не может быть признан обоснованным.

В силу ч.6 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 настоящей статьи, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.8 ст.43 Устава ГО «город Дербент» муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, либо изменение или прекращение существующих правоотношений и действующие независимо от изменения или прекращения регулируемых общественных отношений, подлежат проверке на соответствие законодательству и антикоррупционной экспертизе, проводимой прокуратурой города Дербент.

Между тем оспариваемый нормативный правовой акт не относится к вышеуказанной категории нормативных правовых актов.

Кроме того, из письма первого заместителя прокурора г.Дербента Боева Н.Л. от <дата> в адрес Председателя Собрания депутатов ГО «город Дербент» Мирзоева Г.М. усматривается, что прокуратурой города изучены проекты решения «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Дербент» (в ч.5 ст.46 Устава – об официальном опубликовании МНПА помимо печатного издания еще в сетевом издании); решения «О проекте решения «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Дербент» (в ч.1 ст.23 Устава – снижении количественного состава представительного органа ГО). Представленные проекты не противоречат положениям федерального законодательства, коррупциогенных факторов не содержат, в связи с чем замечания и предложения отсутствуют.

С учетом вышеизложенного суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Наметуллаева П.Н.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Наметуллаева П.Н. об оспаривании нормативного правового акта – Решения Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 18 апреля 2023 года № 40-2 «О внесении изменения в Устав муниципального образования «город Дербент» отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26 декабря 2023 года.

Судья Верховного суда

Республики Дагестан Х.А.Хавчаев