Дело № 3а-306/2019
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Нижний Новгород 12 марта 2019 года
Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сорокина М.С.,
при секретаре судебного заседания Обалине В.С.,
с участием: прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области - Зудина ФИО16,
представителя ФИО3 ФИО17 - ФИО6 ФИО18,
председателя территориальной избирательной комиссии Володарского района Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии № 21 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания ФИО10 области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21, - ФИО7 ФИО19,
ФИО1 ФИО20,
представителя Нижегородского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России - ФИО8 ФИО4,
представителей избирательной комиссии Нижегородской области - ФИО9 ФИО21, ФИО11 ФИО22,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО23 об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Володарского района Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии № 21 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21, от 20 февраля 2019 года № 287 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 21 ФИО1 ФИО24, выдвинутого избирательным объединением Нижегородское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 11 января 2019 года № 91/1186-6 «О назначении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созывапо одномандатному избирательному округу № 21» на 14 апреля 2019 года назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созывапо одномандатному избирательному округу № 21.
Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 11 января 2019 года № 91/1187-6 «О возложении полномочий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созывапо одномандатному избирательному округу № 21» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 21 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Володарского района Нижегородской области (далее также - окружная избирательная комиссия № 21).
Постановлением окружной избирательной комиссии № 21 от 20 февраля 2019 года № 287 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 21 ФИО1 ФИО25, выдвинутого избирательным объединением Нижегородское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России» (далее также - постановление окружной избирательной комиссии № 21 от 20 февраля 2019 года № 287) кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21 зарегистрирован ФИО2, выдвинутый избирательным объединением Нижегородское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России.
Постановлением окружной избирательной комиссии № 21 от 27 февраля 2019 года № 288 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 21 ФИО3 ФИО27, выдвинутого Нижегородским региональным отделением КОММУНИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21 зарегистрирован ФИО3, выдвинутый Нижегородским региональным отделением КОММУНИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ФИО3, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по тому же одномандатному избирательному округу, что и ФИО2, обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором ставит вопрос о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии № 21 от 20 февраля 2019 года № 287.
В обоснование заявленных требований ФИО3 указывает на то, что обжалуемое постановление окружной избирательной комиссии принято с существенным нарушением норм Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ), Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З «О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» (далее также - Закон Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З), поскольку:
копия паспорта гражданина Российской Федерации и диплома о высшем профессиональном образовании, представленные ФИО2 в окружную избирательную комиссию № 21, содержат только надпись «Копия верна» и подпись неизвестного человека, так как расшифровка подписи и дата заверения копии отсутствуют;
в поданных ФИО2 в окружную избирательную комиссию № 21 сведениях по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, в разделе «Сведения о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях» не указан идентификационный номер налогоплательщика в отношении его несовершеннолетнего ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В ходе рассмотрения дела представителем ФИО3 - ФИО6 представлены дополнительные основания к административному исковому заявлению, в которых указано на то, что заявление о согласии баллотироваться кандидата ФИО2 не отвечает требованиям пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 2 статьи 37 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З, поскольку вместо обязательства «в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата» ФИО2 в заявлении обязуется «сложить с себя обязанности, несовместимые со статусом депутата», что не является равнозначными понятиями, так как обязанности можно сложить, а деятельность при этом не прекратить.
Окружная избирательная комиссия № 21 представила в суд отзыв, в котором просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Нижегородское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России представило в суд отзыв, в котором просило в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Избирательная комиссия Нижегородской области представила в суд отзыв, в котором просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В судебном заседании представитель ФИО3 - ФИО6 просил административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем и дополнительно указанным основаниям.
В судебном заседании председатель окружной избирательной комиссии № 21 - ФИО7 просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В судебном заседании ФИО2 просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В судебном заседании представитель Нижегородского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России - ФИО8 просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В судебном заседании представители избирательной комиссии Нижегородской области - ФИО9, ФИО11 просили в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Зудина А.Н., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Поскольку материалами дела подтверждается, что ФИО3 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по тому же одномандатному избирательному округу, что и ФИО2, при этом им не пропущен установленный административным процессуальным законом срок на подачу административного искового заявления, на основании части 10 статьи 239, части 4 статьи 240 КАС РФ он вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Приходя к выводу о соблюдении административным истцом процессуального срока на подачу административного искового заявления, суд исходит из того, что в материалах дела имеется подлинник почтового конверта, в котором административное исковое заявление поступило в суд и на котором имеется штамп организации почтовой связи, датированный 1 марта 2019 года, оснований не доверять которому у суда не имеется.
Согласно пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу положений подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 3.2 части 8 статьи 44, частью 6 статьи 91 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, ФИО3 исходит из того, что в данном случае имелись предусмотренные подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основания для отказа в регистрации кандидата ФИО2
Оценив доводы административного истца, возражения на них административного ответчика и заинтересованных лиц во взаимосвязи с представленными в материалы административного дела доказательствами, включая письменные доказательства и показания свидетеля ФИО13, по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:
копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Как установлено пунктом 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
Аналогичные нормы закреплены в частях 2, 4, 5, 14 статьи 37 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З. При этом иной порядок изготовления и заверения копии паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, данным законом не предусмотрен.
Из материалов дела следует, что ФИО2 5 февраля 2019 года было подписано заявление, поданное в составе иных документов избирательным объединением Нижегородское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России в избирательную комиссию Нижегородской области, в котором он дал согласие выдвинувшему его избирательному объединению баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21.
В данном заявлении ФИО2, среди прочего, указал о себе следующие сведения:
серию, номер и дату выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, наименование и код органа, выдавшего паспорт;
сведения о профессиональном образовании с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании.
Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 6 февраля 2019 года № 94/1214-6 «О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением Нижегородское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России по одномандатным избирательным округам на дополнительных выборах Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21» был заверен прилагаемый список кандидатов в депутаты, включающий в себя единственного кандидата ФИО2, уполномоченному представителю избирательного объединения была выдана копия заверенного списка кандидатов, копия заверенного списка кандидатов и копия заявления кандидата, включенного в список кандидатов, о согласии баллотироваться в окружную избирательную комиссию № 21.
7 февраля 2019 года с 11 часов 00 минут до 11 часов 15 минут ФИО2 в окружную избирательную комиссию № 21 были представлены документы для его выдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва от избирательного объединения Нижегородское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России, о чем ему выдано соответствующее подтверждение.
Из подтверждения усматривается, что в составе указанных документов ФИО2 были, в том числе, представлены:
заверенная кандидатом копия паспорта гражданина Российской Федерации (на 11 л. в 1 экз.);
заверенная кандидатом копия диплома о высшем профессиональном образовании (на 4 л. в 1 экз).
Рассмотрев представленные документы, а также документы, представленные ФИО2 11 февраля 2019 года для его регистрации в качестве кандидата, окружная избирательная комиссия № 21 посчитала их соответствующими требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З и приняла постановление от 20 февраля 2019 года № 287, о признании незаконным которого ставит вопрос административный истец.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами административного истца о незаконности оспариваемого постановления по мотиву ненадлежащего заверения ФИО2 копий паспорта гражданина Российской Федерации и диплома о высшем профессиональном образовании.
Так, по делу достоверно установлено, что 7 февраля 2019 года ФИО2 были лично представлены в окружную избирательную комиссию № 21 документы для выдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21, в том числе копии паспорта гражданина Российской Федерации и диплома о высшем профессиональном образовании.
Одновременно с указанными копиями ФИО2 в окружную избирательную комиссию № 21 были предъявлены подлинники паспорта и диплома, которые были проверены членом окружной избирательной комиссии № 21 ФИО12 на предмет идентичности оригиналов и копий документов.
После того, как членом комиссии ФИО12 была установлена идентичность оригиналов и копий документов, копии паспорта и диплома заверялись в ее присутствии лично самим ФИО2 путем проставления на каждом листе надписи «Копия верна» и собственноручной подписи.
Сомнений в достоверности и в соответствии представленных копий документов их оригиналам у члена комиссии ФИО12 не возникло, поскольку представленные копии были идентичны оригиналам, а данные паспорта и диплома полностью совпадали со сведениями о них, указанными кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться. Данные копии заверялись лично ФИО2 в ее присутствии.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, пояснениями ФИО2, свидетельскими показаниями ФИО12
Таким образом, оснований полагать, что кандидатом не была исполнена предусмотренная законом обязанность по представлению заверенных копий указанных документов, у суда не имеется.
Суд принимает во внимание, что ни нормы Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, ни нормы Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З не содержат как требований к способу заверения кандидатом копий представляемых документов, так и положений о последствиях в виде отказа в регистрации кандидата за несоблюдение какого-либо из способов их заверения.
Ссылки же административного истца на нормы ГОСТ Р 7.0.8-2013, ГОСТ Р 7.0.97-2016 правового значения для настоящего дела не имеют, поскольку к спорным правоотношениям они применению не подлежат.
Анализ положений избирательного законодательства, в том числе статьи 33 и пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что смысл требований, установленных положениями статьи 33 указанного закона, состоит в обеспечении полной и объективной информированности избирательной комиссии о данных лица, претендующего на регистрацию в качестве кандидата, то есть в обеспечении возможности идентифицировать лицо, обратившееся с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты, и установить, сообщает ли это лицо достоверные сведения о себе и не имеется ли у него ограничений пассивного избирательного права.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, избирательная комиссия располагала достоверными сведениями о паспорте кандидата (серии, номере и дате выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, наименовании и коде органа, выдавшего паспорт) и о профессиональном образовании кандидата (организации, осуществляющей образовательную деятельность, годе ее окончания и реквизитах документа об образовании), а также копиями его паспорта и диплома, заверенными в установленном порядке самим кандидатом, которые безусловно позволяли идентифицировать личность ФИО2 и убедиться в отсутствии у него ограничений пассивного избирательного права, в связи с чем установленных законом оснований для отказа в регистрации кандидата у окружной избирательной комиссии № 21 в данном случае не имелось.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о незаконности постановления окружной избирательной комиссии № 21 от 20 февраля 2019 года № 287 ввиду того, что ФИО2 в сведениях по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, не был указан идентификационный номер налогоплательщика в отношении его несовершеннолетней дочери ФИО5
В силу положений пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Формы справок, по которым предоставляются указанные сведения, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа)».
По делу установлено, что 7 февраля 2019 года ФИО2 в окружную избирательную комиссию № 21 были представлены:
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (в отношении себя и несовершеннолетней дочери ФИО5 - на 8 л. в 1 экз.);
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (в отношении себя и несовершеннолетней дочери ФИО5 - на 6 л. в 1 экз.).
В материалах дела имеются вышеуказанные справки, со всей очевидностью свидетельствующие о том, что все эти сведения составлены кандидатом ФИО2 по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546.
Действительно, в данных справках, составленных в отношении несовершеннолетней дочери ФИО5, не заполнена графа ИНН.
Вместе с тем, информация об ИНН отнесена Указом Президента Российской Федерации к сведениям о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях (раздел 1 Справки), а не к сведениям об имуществе и расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (разделы 2 и 3 Справки).
Следовательно, в силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ неуказание кандидатом в депутаты сведений об ИНН своего несовершеннолетнего ребенка в качестве самостоятельного основания для отказа в регистрации кандидата законодателем не рассматривается.
Более того, как следует из ответа на судебный запрос УФНС России по Нижегородской области, ИНН запрашиваемому лицу был присвоен 5 сентября 2012 года ИФНС России по Советскому району г. Нижнего Новгорода, основанием для постановки на учет послужили сведения, полученные от регистрирующего органа в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, информация о выдаче свидетельства о постановке на учет указанному в запросе физическому лицу в Едином государственном реестре налогоплательщиков отсутствует.
Таким образом, суд соглашается с не опровергнутыми в ходе рассмотрения дела доводами ФИО2 о том, что ему не было известно о наличии у его несовершеннолетней дочери ИНН, что в соответствии со сноской 5 к соответствующей графе раздела 1 Справки (указывается при наличии) освобождало его от обязанности заполнять соответствующую графу.
Что касается дополнительно указанного административным истцом основания к отмене оспариваемого постановления, заключающегося в несоответствии заявления о согласии баллотироваться кандидата ФИО2 требованиям пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 2 статьи 37 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З (вместо обязательства «в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата» ФИО2 в заявлении обязуется «сложить с себя обязанности, несовместимые со статусом депутата»), то оно повлечь удовлетворение административного искового заявления не может в силу следующего.
Согласно пункту 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 указанного Федерального закона (заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу), представляет в организующую выборы избирательную комиссию документы, указанные в данном пункте.
В силу положений пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 2 статьи 37 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З заявление о согласии баллотироваться должно содержать обязательство выдвинутого лица в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
При этом форма заявления о согласии баллотироваться ни Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, ни Законом Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З не утверждена.
Форма заявления о согласии баллотироваться приведена в приложении № 3 к Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправлении, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6 (далее также - Методические рекомендации). Данная форма предусматривает в заявлении наличие такой графы как «Обязуюсь в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую (указывается наименование выборной должности/наименование выборного органа)».
В материалы дела представлена копия заявления кандидата ФИО2 о согласии баллотироваться, в котором он указал, что в случае избрания депутатом он обязуется в пятидневный срок со дня получения извещения об избрании его депутатом сложить с себя обязанности, несовместимые со статусом депутата Законодательного Собрания, и представить в избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих, что им в трехдневный срок со дня получения извещения было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.
Данное заявление кандидата ФИО2 о согласии баллотироваться было представлено в избирательную комиссию Нижегородской области в порядке, предусмотренном пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в составе документов для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутых избирательным объединением Нижегородское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
Из подтверждения о приеме следует, что указанные документы, включая заявление кандидата ФИО2 о согласии баллотироваться, представлены в избирательную комиссию Нижегородской области уполномоченным представителем избирательного объединения 5 февраля 2019 года, а 6 февраля 2019 года избирательная комиссия Нижегородской области приняла постановление о заверении списка кандидатов. Данное постановление не обжаловалось, не отменялось и незаконным не признавалось.
Изложенное свидетельствует о том, что заявление кандидата ФИО2 о согласии баллотироваться представлено в избирательную комиссию в установленном законом порядке, а, следовательно, в силу пункта 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ данный кандидат считается выдвинутым, а избирательная комиссия - уведомленной о выдвижении кандидата с момента представления им документов, указанных в пунктах 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 названного Федерального закона, то есть с 7 февраля 2019 года.
Суд, оценив содержание заявления ФИО2 о согласии баллотироваться, приходит к выводу о том, что вне зависимости от того, какими именно словами и выражениями было написано в заявлении намерение кандидата ФИО2 в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания Нижегородской области (прекратить деятельность либо сложить с себя обязанности), избирательная комиссия в установленном порядке была уведомлена о его выдвижении.
При этом использованные в заявлении ФИО2 слова и выражения не вводили кого-либо в заблуждение, не искажали действительный передаваемый ими смысл о намерении кандидата в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания Нижегородской области, а также не допускали их неоднозначного или какого-либо иного толкования.
Возможное же формальное несоответствие заявления ФИО2 о согласии баллотироваться форме данного документа, приведенной в Методических рекомендациях, основанием для отказа в регистрации кандидата ФИО2 послужить не могло, так как требования к форме такого заявления законом не установлены, притом что в силу положений подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является наличие документов, оформленных именно с нарушением требований настоящего Федерального закона либо иного закона.
Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6 законом не является, а приведенная в нем форма заявления носит рекомендательный характер, ее несоблюдение основанием для отказа в регистрации кандидата не является.
В целом доводы административного истца и его представителя о незаконности постановления окружной избирательной комиссии № 21 от 20 февраля 2019 года № 287 не свидетельствуют, поскольку они вышеприведенных выводов суда не опровергают и на наличие у окружной избирательной комиссии № 21 оснований для отказа в регистрации кандидата ФИО2 применительно к представленным им документам не указывают.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО3 требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 180 КАС РФ, Нижегородский областной суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 ФИО28 об отмене постановления территориальной избирательной комиссии <адрес> Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии № 21 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21, от 20 февраля 2019 года № 287 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 21 ФИО1 ФИО29, выдвинутого избирательным объединением Нижегородское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда М.С. Сорокин
Решение в окончательной форме принято 12 марта 2019 года