ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-306/20 от 16.03.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 3а-87/2021г.

г. Махачкала 16 марта 2021 г.

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,

при секретаре судебного заседания Магомаевой С.И.,

с участием представителя административного истца Юсупова М.Ю. по доверенности Абдулаевой К.Р.,

представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности Джалилова Н.Г.,

представителя заинтересованного лица Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Гаджимаммаева Т.Р.,

представителя заинтересованного лица ООО «Управляющая компания «УО-16» Алиева К.Г.,

прокурора Дибирова Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ю. М. Ю. об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175 «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», официально опубликованным в издании «Дагестанская правда», № 120-126, 22.04.2014 г., утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее – Перечень).

Согласно вышеуказанной Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Хуршилова, д. 9, был включен в Перечень (позиция 2748) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2017-2019 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), теплоснабжения (3), водоснабжения (4), крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), утепление и ремонт фасада (10); в плановый период 2023-2025 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (5); в плановый период 2032-2034 гг. – работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11); в плановый период 2038-2040 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 «О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, 03.02.2020 г., была осуществлена актуализация Программы, в утвержденной редакции которой многоквартирный жилой дома № 29 по ул.Абдулхамида Юсупова (прежний адрес – ул.Хуршилова, д.9) г. Махачкалы включен в Перечень (позиция 2159) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2032-2034 гг. – работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8); в плановый период 2038-2040 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, 14.10.2020 г., Программа изложена в новой редакции, согласно которой вышеуказанный многоквартирный жилой дом № 29 по ул. Абдулхамида Юсупова г. Махачкалы включен в Перечень (позиция 2233) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2032-2034 гг. – работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8); в плановый период 2035-2037 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), теплоснабжения (3), водоснабжения (4), водоотведения (5), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), утеплению и ремонту фасада (10); в плановый период 2038-2040 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1).

Юсупов М.Ю. обратился в суд с административным иском к Правительству Республики Дагестан и с учетом уточнения своих требований просил признать недействующей строку 2233 Перечня (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219) в части: исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2017-2019 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3), работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2); работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; переноса работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2032-2034 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (5) из планового периода 2023-2025 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; исключения работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2032-2034 гг.; исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2); работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2038-2040 гг.

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что перенос сроков планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме и сокращение их перечня, в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществлен при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме.

В ходе судебного разбирательства к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан, Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и ООО «УО-16».

В судебном заседании представитель административного истца Юсупова М.Ю. по доверенности Абдулаева К.Р. заявленные уточненные требования поддержала, просила удовлетворить их по доводам, приведенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности Джалилов Н.Г. и заинтересованного лица Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности Гаджимаммаев Т.Р. в судебном заседании заявленные уточненные административные исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что оспариваемая административным истцом актуализация Программы произведена в соответствии с действующим законодательством на основании сведений о техническом состоянии многоквартирного дома, представленных администраций ГОсВД «город Махачкала». При этом перенос сроков ремонта и сокращение перечня ремонтных работ в многоквартирном доме были обусловлены изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений других многоквартирных домов, включенных в Перечень. В этой связи решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 29 по ул. Абдулхамида Юсупова г. Махачкалы на изменение сроков ремонтных работ и сокращение их перечня, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требовалось.

Представитель заинтересованного лица ООО «Управляющая компания «УО-16» в лице ее руководителя Алиева К.Г. в судебном заседании заявленные административные исковые требования просил удовлетворить, полагая перенос сроков ремонтных работ в многоквартирном доме необоснованным, поскольку конструктивные элементы дома и его внутридомовые инженерные системы требуют ремонта.

Административный истец Юсупов М.Ю., представители заинтересованных лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан, администрации ГОсВД «город Махачкала», извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В развитие приведенных положений федерального законодательства принят Закон Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».

В соответствии с частью 1 статьи 13 вышеуказанного закона очередность и плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в региональную программу, определяются уполномоченным органом по каждому виду услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с настоящей статьей.

Очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяются в соответствии с нормативно-технической документацией в области строительной деятельности, с учетом предложений собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома, которая исчисляется с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, а также с учетом последней даты осуществления соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (части 2 и 3).

Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из вышеуказанных, установленных статьей 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 критериев, предусмотрено также паспортом Региональной программы по проведению капитального ремонта имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 – 2040 годы.

Как усматривается из материалов административного дела административный истец Юсупов М.Ю. является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме № 29 по ул. Абдулхамида Юсупова (прежний адрес – ул.Хуршилова, д.9) в г. Махачкале Республики Дагестан.

В результате внесенных постановлениями Правительства Республики Дагестан от 28.01.2020 г. № 10 и 14.10.2020 г. № 219 изменений произошло сокращение объема ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) ремонтных работ и увеличение срока их проведения, в том числе, оспариваемые административным истцом по настоящему административному делу: исключение работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2017-2019 гг.; перенос работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3), работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2); работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; перенос работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2032-2034 гг.; перенос работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (5) из планового периода 2023-2025 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; исключение работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2032-2034 гг.; исключение работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2); работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2038-2040 гг.

Рассмотрев материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное оспариваемое административным истцом сокращение перечня ремонтных работ и изменение сроков их проведения в многоквартирном жилом доме № 29 по ул. Абдулхамида Юсупова г. Махачкала произведено произвольно, в отсутствие правовых и фактических оснований для принятия такого решения.

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.

Аналогичное правовое регулирование содержится в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 09.07.2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».

При этом, как установлено судом, решение о переносе установленных в Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) сроков капитального ремонта общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не принималось.

Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании о том, что перенос сроков капитального ремонта многоквартирного дома произведен в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд находит необоснованными.

В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений дома может быть произведено, если внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Между тем, из постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 «О внесении изменений постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175» и паспорта Программы не усматривается, что внесенные в нее изменения в части переносов сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и сокращение перечня планируемых ремонтных работ обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, приоритетный характер таких ремонтных работ в соответствии с частью 3.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Программой не закреплен.

В этой связи вышеуказанный довод о том, что в принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного дома № 29 по ул. Абдулхамида Юсупова г. Махачкала решения о переносе на более поздние сроков капитального ремонта дома не было необходимости в связи с переносом на более ранние сроков ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения и лифтового оборудования в других многоквартирных домах на территории Республики Дагестан, не может быть признан обоснованным.

Кроме того, в соответствии со сведениями о техническом состоянии многоквартирного дома № 29 по ул. Абдулхамида Юсупова г. Махачкала по состоянию на 2020 г., данный дом, введенный в эксплуатацию в 1994 году, имеет износ кровли 47%, предельный срок проведения капитального ремонта – 2028 год, однако в результате проведенной актуализации срок проведения капитального ремонта перенесен на плановый период 2032-2034 гг.; износ фасада 40%, предельный срок проведения капитального ремонта – 2030 год, однако перенесен на плановый период 2035-2037 гг.; износ внутридомовых инженерных систем водоснабжения и водоотведения 40%, предельный срок проведения капитального ремонта – 2029 год, однако перенесен на плановый период 2035-2037 гг.; износ внутридомовой инженерной системы электроснабжения 33%, предельный срок проведения капитального ремонта 2035 год, однако перенесен на плановый период 2038-2040 гг.; износ внутридомовой инженерной системы теплоснабжения 47%, предельный срок проведения капитального ремонта – 2028 год, однако перенесен на плановый период 2035-2037 гг. Этим опровергаются доводы представителя административного ответчика в судебном заседании о том, что актуализация Программы, результаты которой оспариваются административным истцом по настоящему административному делу, проведена в соответствии со сведениями о степени износа конструктивных элементов дома, представленных администрацией ГОсВД «город Махачкала».

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые Юсуповым М.Ю. положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219) противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем нарушают права административного истца на проведение ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) ремонтных работ в запланированные сроки, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат признанию недействующими с даты их принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

административное исковое заявление Юсупова М.Ю. удовлетворить.

Признать недействующей со дня принятия строку 2233 подраздела «город Махачкала» Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219, в части:

- исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2017-2019 гг.;

- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3), работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2); работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.;

- переноса работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2032-2034 гг.;

- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (5) из планового периода 2023-2025 гг. на плановый период 2035-2037 гг.

- исключения работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2032-2034 гг.;

- исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2); работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2038-2040 гг.

многоквартирного дома, расположенного по адресу Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Абдулхамида Юсупова, д.29.

Возложить на Правительство Республики Дагестан обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 26 марта 2021 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Х.А.Хавчаев