ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-306/20 от 30.11.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-306/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 30 ноября 2020 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Кузнецове А.Ю.,

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими в части Генерального плана Пудомягского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 14 августа 2013 года № 251, Правил землепользования и застройки Пудомягского сельского поселения Гатчинского муниципального района, утвержденных решениями совета депутатов муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 21 декабря 2012 года № 201 и от 21 августа 2014 года № 307,

установил:

21.12.2012 советом депутатов муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее – Совет депутатов) принято решение № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Пудомягского сельского поселения» применительно к частям территории (д.Бор, Д.Веккелево, д.Вярлево, д.Корпикюля, пос.Лукаши, д.Марьино, д.Покровская, д.Порицы, д.Пудомяги, д.Руссолово, д.Шаглино, с прилегающими к населенным пунктам территориями) (далее – Правила землепользования и застройки).

21.08.2014 Советом депутатов принято решение № 307 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, применительно к частям территории (д.Бор, Д.Веккелево, д.Вярлево, д.Корпикюля, пос.Лукаши, д.Марьино, д.Покровская, д.Порицы, д.Пудомяги, д.Руссолово, д.Шаглино, с прилегающими к населенным пунктам территориями)», которым внесены изменения в Правила землепользования и застройки

Согласно ст.31 Правил землепользования и застройки карта градостроительного зонирования Пудомягского сельского поселения представляет собой чертеж с отображением границ территориальных зон, применительно к частям территории. Карта градостроительного зонирования является Приложением 1 к настоящим Правилам.

На указанной карте градостроительного зонирования сплошной линией белого цвета обозначены «улицы, проезды, дороги», в том числе в границах населенного пункта д.Корпикюля.

Решением Совета депутатов от 14.08.2013 № 251 «Об утверждении генерального плана Пудомягского сельского поселения» утвержден генеральный план муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее – Генеральный план).

На «Схеме планируемых границ функциональных зон с отображением параметров развития таких зон. Схеме границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения» и на «Схеме с отображением границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения – объектов электро-, тепло, газо- и водоснабжения, водоотведения» сплошной линией фиолетового цвета обозначены существующие улицы, дороги, проезды местного значения.

На «Схеме планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон, в планируемых границах населенных пунктов (врезки). Схеме с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения в планируемых границах населенных пунктов. Схеме планируемых границ территории, документация по планировке которой подлежит разработке в первоочередном порядке» сплошной линией коричневого цвета обозначены улицы, дороги, проезды местного значения.

На «Схеме с отображением границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения – дорог общего пользования, мостов, иных транспортных сооружений» сплошной линией черного цвета обозначены «Объекты местного значения. Автомобильные дороги общего пользования, не состоящие на балансе комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области».

Правила землепользования и застройки опубликованы 24.12.2012 на официальном сайте МО «Пудмомягское сельское поселение» Гатчинского района Ленинградской области http://www.adm-pudomyagi.ru. Генеральный план опубликован в газете «Гатчинская правда. Официальный вестник» 16.08.2013, №41 (342).

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия схему планируемых границ функциональных зон Генерального плана и карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в части земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами в д.Корпикюля, а именно, наложения улично-дорожной сети на земельный участок с кадастровым номером и выделенных из него земельных участков с кадастровыми номерами и .

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 14.12.2015 за ней зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером и расположенный на земельном участке жилой дом. В 2019 году земельный участок с кадастровым номером разделен на два земельных участков с кадастровыми номерами и . В июле 2020 года администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области отказала в утверждении схемы расположения земельных участков, образуемых путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами и в связи с тем, что формируемые земельные участки, согласно Правил землепользования и застройки, пересекают улично-дорожную сеть. Из ответа комиссии по подготовке правил землепользования и застройки сельских поселений Гатчинского муниципального района следует, что улично-дорожная сеть, указанная в Правилах землепользования и застройки, в Генеральном плане не отображена. Однако на «Схеме с отображением границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения – дорог общего пользования, мостов, иных транспортных сооружений» Генерального плана отображена улично-дорожная сеть в границах вышеуказанных земельных участков. Схема расположения земельного участка с кадастровым номером на кадастровом плане территории утверждена администрацией МО «Пудомягского сельского поселения» 19.09.2012. 25.12.2012 земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет с установленными границами. Согласно Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером и выделенные из него земельные участки находятся в территориальной зоне Ж2 (зона блокированной/жилой застройки).

Административный ответчик Совета депутатов письменный отзыв не представил и просил рассмотреть административное дело в отсутствие своего представителя.

Представитель заинтересованного лица комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки сельских поселений Гатчинского муниципального района просил рассмотрение административное дело в свое отсутствие и указал, что комиссией принято решение учесть при внесении изменений в Правила землепользования и застройки предложение ФИО1 убрать несуществующую улично-дорожную сеть, пересекающую земельные участки.

В судебное заседание административный истец ФИО1, представители административного ответчика и заинтересованного лица не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца ФИО2 настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Указала, что отображенная на картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки дорога проходит по жилому дому 2012 года постройки. Предложений по изъятию земельного участка с жилым домом от органов местного самоуправления не поступало.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Чигариной Е.Н., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению частично, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В ст.1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) дано определение правил землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно ст.9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 18 ГрК РФ к документам территориального планирования муниципальных образований отнесены генеральные планы поселений.

Исходя из положений ст.32 ГрК РФ физические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

В ст.24 ГрК РФ указано, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Судом установлено, что 14.12.2015 за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером с категорией земель: земли населенных пунктов и видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1200 кв.м. по адресу: <адрес>, и расположенный на указанном земельном участке жилой дом площадью 19,6 кв.м.

17.12.2019 за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами и , образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером .

22.07.2020 администрация Гатчинского муниципального района отказала ФИО1 в утверждении схемы расположения земельных участков с кадастровыми номерами и на кадастровом плане территории в связи с тем, что согласно Правил землепользования и застройки формируемые земельные участки пересекают зону улично-дорожной сети.

Принимая во внимание, что расположение улично-дорожной сети также отображена на картах Генерального плана, положениям которого Правила землепользования и застройки не должны противоречить, то суд приходит к выводу, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, и вправе полагать, что этими актами нарушаются его права, свободы и законные интересы.

Статьей 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесена подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, а также, утверждение правил землепользования и застройки поселений.

В ст.24 ГрК РФ приведен порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения.

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и порядок утверждения правил землепользования и застройки установлен статьями 31 и 32 ГрК РФ.

Судом установлено, что публичные слушания по проекту Генерального плана проведены 25.07.2012. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Гатчинская правда» 02.08.2012.

30.07.2013 Губернатор Ленинградской области направил главе МО «Пудомягское сельское поселение» сводное заключение о согласовании проекта Генерального плана.

07.10.2013 администрацией МО «Пудомягское сельское поселение» принято постановление № 408 о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки подготовлено 06.08.2014.

Таким образом, процедура принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки соблюдена, а именно, публичные слушания по проектам Генерального плана и Правил землепользования проведены, что подтверждается заключениями о результатах публичных слушаний. На проект Генерального плана получено сводное заключение.

Генеральный план и Правила землепользования и застройки официально опубликованы на официальном сайте муниципального образования и в газете.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.

Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что согласно ст.23 ГрК РФ генеральный план содержит следующие карты: планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; функциональных зон поселения или городского округа, на которых соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа - автомобильные дороги местного значения. На карте функциональных зон отображается в том числе местоположение линейных объектов местного значения (ч.5 ст.23 ГрК РФ), к которым согласно понятию, данному в статье 1 ГрК РФ, относятся автомобильные дороги.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п.2 ч.2 ст.30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (ч.4 ст.30 ГрК РФ).

Судом установлено, что постановлением главы администрации Антелевской волости МО «Гатчинский район» Ленинградской области от 27.01.2001 № 68 ФИО8 предоставлен в аренду сроком на пять лет для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью 1200 кв.м., расположенный <адрес>.

Постановлением администрации МО «Пудомягское сельское поселение» от 19.09.2012 № 335 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>.

Решением от 25.12.2012 на государственный кадастровый учет поставлен объект недвижимости по адресу: <адрес> – кадастровый номер .

Таким образом, на дату принятия оспариваемых нормативных-правовых актов административный ответчик располагал достоверными сведениями о местоположении границ земельного участка с расположенным на нем жилым домом, однако не учел указанное обстоятельство при принятии решения о расположении улично-дорожной сети в д.Корпикюля.

Кроме того, в Генеральном плане на разных схемах по разному указано расположение улично-дорожной сети в д.Корпикюля.

На «Схеме планируемых границ функциональных зон с отображением параметров развития таких зон. Схеме границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения» и на «Схеме с отображением границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения – объектов электро-, тепло, газо- и водоснабжения, водоотведения» сплошной линией фиолетового цвета обозначены существующие улицы, дороги, проезды местного значения.

При сопоставлении указанных схем с границами земельных участков административного истца судом установлено, что дорога пересекает границы земельных участков.

На «Схеме планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон, в планируемых границах населенных пунктов (врезки). Схеме с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения в планируемых границах населенных пунктов. Схеме планируемых границ территории, документация по планировке которой подлежит разработке в первоочередном порядке» сплошной линией коричневого цвета обозначены улицы, дороги, проезды местного значения.

При сопоставлении указанной схемы с границами земельных участков административного истца судом установлено, что дорога не пересекает границы земельных участков.

На «Схеме с отображением границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения – дорог общего пользования, мостов, иных транспортных сооружений» сплошной линией черного цвета обозначены «Объекты местного значения. Автомобильные дороги общего пользования, не состоящие на балансе комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области».

При сопоставлении указанной схемы с границами земельных участков административного истца судом установлено, что дорога не пересекает границы земельных участков. При этом границы земельных участков пересекает линия фиолетового цвета, обозначение которой в схеме отсутствует.

Наличие неопределенности в отображении улично-дорожной сети д.Корпикюля в границах земельных участков административного истца подтверждается и ответом заместителя председателя комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки сельских поселений Гатчинского муниципального района от 01.09.2020 указавшим, что в Генеральном плане улично-дорожная сеть, указанная в Правилах землепользования и застройки, не отображена.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27 мая 2003 года N 19-П, в силу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными. Неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым - нарушения принципа равенства, а также принципа верховенства закона.

Установленная судом правовая неопределенность нормативных правовых актов в оспариваемой административным истцом части, свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных истцом требований в части земельных участков, право собственности на которые зарегистрировано за административным истцом.

При этом суд учитывает, что земельный участок с кадастровым номером в настоящее время снят с кадастрового учета, в связи с разделом на два земельных участка, и права административного истца в части отображения улично-дорожной сети в границах вышеуказанного земельного участка нарушены не были, поскольку препятствий для раздела земельного участка не возникло.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими Генерального плана и Правил землепользования и застройки в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу, поскольку указанные нормативные правовые акты применялись и на основании этих актов были реализованы права граждан и организаций.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Пудомягского сельского поселения, утвержденный решением совета депутатов муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 14 августа 2013 года № 251 и Правила землепользования и застройки Пудомягского сельского поселения Гатчинского муниципального района, утвержденных решениями совета депутатов муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 21 декабря 2012 года № 201 и от 21 августа 2014 года № 307 в части отображения в границах земельных участков с кадастровыми номерами и улиц, дорог, проездов местного значения.

В удовлетворении остальной части заявленных административным истцом ФИО1 требований отказать.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2020 года.