ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-306/2016 от 15.06.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

к делу № 3а-306/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 15 » июня 2016 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе :

председательствующего судьи : Бендюк А.К.

при секретаре судебного заседания : Шиловой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке упрощенного письменного производства, дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >3 к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости

У С Т А Н О В И Л :

< Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >3 обратились в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка :

- с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, с/п Тенгинское, <...>, участок, 5а равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.

- с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, с/п Тенгинское, <...>, участок, 7 равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.

- с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, с/п Тенгинское, <...>, участок, 7б равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.

- с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, с/п Тенгинское, <...>, участок, 8 равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.

В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что согласно данным отчета о рыночной стоимости земельных участков от 07 декабря 2015 года <...>-О-15, выполненного ИП < Ф.И.О. >6, рыночная стоимость земельного участка :

- с кадастровым номером <...>, составляет <...> рублей.

- с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей.

- с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей.

- с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей.

Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельного участка :

- с кадастровым номером <...>, <...> рублей.

- с кадастровым номером <...>, составляет <...> рублей.

- с кадастровым номером <...>, составляет <...> рублей.

- с кадастровым номером <...>,составляет <...> рублей.

Административные истцы считают, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанных земельных участков являются неверными и нарушают их права.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...><...> заявление < Ф.И.О. >1 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> отклонено, поскольку установлено отличие рыночной стоимости земельного участка от его кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, более 30 процентов, а именно 39 процентов.

Кроме того установлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998г. <...>-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что корректировка на площадь не обоснована, так как основана на информации, разработанной для оценки объектов с целью выкупа для реализации программы строительства олимпийских объектов, расположенных в <...> (п.5 ФСО <...>); используемые для расчета корректировки на инженерные коммуникации сведения о земельных участках не подтверждены, ссылки на источник информации не открываются, копии материалов не приложены (п. 11 ФСО <...>); при расчете корректировки на вид разрешенного использования (стр. 79, 80) оценщиком принят ряд объектов расположенных в отличных от объекта оценки районах (объекты не относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и не сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам).

При этом - информация об объекте-аналоге <...> в паре 2 не подтверждена, объект-аналог <...> в паре 4 - не читаем. Полученное среднее значение рассчитанной корректировки не может быть принято к расчету, так как превышает допустимое значение коэффициента вариации (п.5 и п.11 ФСО <...>, п.22 ФСО <...>); информация об объектах-аналогах, используемая в расчетах, представленная в материалах на стр. 160, 161, 162, 163, 165, 166, 167, 167, 169, 170 отчета, не может быть принята как достоверная, так как невозможно установить принадлежность объявлений аналогов к заявленным источникам (п.5 и п.11 ФСО <...>); информация, используемая при расчете корректировки на вид разрешенного использования, представленная на стр. 171-174, 180 не может быть принята как достоверная, так как невозможно установить принадлежность объявлений аналогов к заявленным источникам (п.5 и п.11 ФСО <...>).

Положительное экспертное заключение от <...><...> не соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, что выражается в том, что экспертное заключение на отчет об оценке содержит информации о подтверждении стоимости (п. 17 ФСО <...>).

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...><...> заявление < Ф.И.О. >3 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> отклонено, поскольку установлено отличие рыночной стоимости земельного участка от его кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, более 30 процентов, а именно 41 процент.

Кроме того установлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998г. <...>-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что корректировка на площадь не обоснована, так как основана на информации, разработанной для оценки объектов с целью выкупа для реализации программы строительства олимпийских объектов, расположенных в <...> (п.5 ФСО <...>); используемые для расчета корректировки на инженерные коммуникации сведения о земельных участках не подтверждены, ссылки на источник информации не открываются, копии материалов не приложены (п. 11 ФСО <...>); при расчете корректировки на вид разрешенного использования (стр. 79, 80) оценщиком принят ряд объектов расположенных в отличных от объекта оценки районах (объекты не относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и не сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам).

При этом - информация об объекте-аналоге <...> в паре 2 не подтверждена, объект-аналог <...> в паре 4 - не читаем. Полученное среднее значение рассчитанной корректировки не может быть принято к расчету, так как превышает допустимое значение коэффициента вариации (п.5 и п.11 ФСО <...>, п.22 ФСО <...>); информация об объектах-аналогах, используемая в расчетах, представленная в материалах на стр. 160, 161, 162, 163, 165, 166, 167, 167, 169, 170 отчета, не может быть принята как достоверная, так как невозможно установить принадлежность объявлений аналогов к заявленным источникам (п.5 и п.11 ФСО <...>); информация, используемая при расчете корректировки на вид разрешенного использования, представленная на стр. 171-174, 180 не может быть принята как достоверная, так как невозможно установить принадлежность объявлений аналогов к заявленным источникам (п.5 и п.11 ФСО <...>).

Положительное экспертное заключение от <...><...> не соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, что выражается в том, что экспертное заключение на отчет об оценке содержит информации о подтверждении стоимости (п. 17 ФСО <...>).

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...><...> заявление < Ф.И.О. >2 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> отклонено, поскольку установлено отличие рыночной стоимости земельного участка от его кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, более 30 процентов, а именно 40 процентов.

Кроме того установлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998г. <...>-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что корректировка на площадь не обоснована, так как основана на информации, разработанной для оценки объектов с целью выкупа для реализации программы строительства олимпийских объектов, расположенных в <...> (п.5 ФСО <...>); используемые для расчета корректировки на инженерные коммуникации сведения о земельных участках не подтверждены, ссылки на источник информации не открываются, копии материалов не приложены (п. 11 ФСО <...>); при расчете корректировки на вид разрешенного использования (стр. 79, 80) оценщиком принят ряд объектов расположенных в отличных от объекта оценки районах (объекты не относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и не сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам).

При этом - информация об объекте-аналоге <...> в паре 2 не подтверждена, объект-аналог <...> в паре 4 - не читаем. Полученное среднее значение рассчитанной корректировки не может быть принято к расчету, так как превышает допустимое значение коэффициента вариации (п.5 и п.11 ФСО <...>, п.22 ФСО <...>); информация об объектах-аналогах, используемая в расчетах, представленная в материалах на стр. 160, 161, 162, 163, 165, 166, 167, 167, 169, 170 отчета, не может быть принята как достоверная, так как невозможно установить принадлежность объявлений аналогов к заявленным источникам (п.5 и п.11 ФСО <...>); информация, используемая при расчете корректировки на вид разрешенного использования, представленная на стр. 171-174, 180 не может быть принята как достоверная, так как невозможно установить принадлежность объявлений аналогов к заявленным источникам (п.5 и п.11 ФСО <...>).

Положительное экспертное заключение от <...><...> не соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, что выражается в том, что экспертное заключение на отчет об оценке содержит информации о подтверждении стоимости (п. 17 ФСО <...>).

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...><...> заявление < Ф.И.О. >3 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> отклонено, поскольку установлено отличие рыночной стоимости земельного участка от его кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, более 30 процентов, а именно 40 процентов.

Кроме того установлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998г. <...>-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что корректировка на площадь не обоснована, так как основана на информации, разработанной для оценки объектов с целью выкупа для реализации программы строительства олимпийских объектов, расположенных в <...> (п.5 ФСО <...>); используемые для расчета корректировки на инженерные коммуникации сведения о земельных участках не подтверждены, ссылки на источник информации не открываются, копии материалов не приложены (п. 11 ФСО <...>); при расчете корректировки на вид разрешенного использования (стр. 79, 80) оценщиком принят ряд объектов расположенных в отличных от объекта оценки районах (объекты не относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и не сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам).

При этом - информация об объекте-аналоге <...> в паре 2 не подтверждена, объект-аналог <...> в паре 4 - не читаем. Полученное среднее значение рассчитанной корректировки не может быть принято к расчету, так как превышает допустимое значение коэффициента вариации (п.5 и п.11 ФСО <...>, п.22 ФСО <...>); информация об объектах-аналогах, используемая в расчетах, представленная в материалах на стр. 160, 161, 162, 163, 165, 166, 167, 167, 169, 170 отчета, не может быть принята как достоверная, так как невозможно установить принадлежность объявлений аналогов к заявленным источникам (п.5 и п.11 ФСО <...>); информация, используемая при расчете корректировки на вид разрешенного использования, представленная на стр. 171-174, 180 не может быть принята как достоверная, так как невозможно установить принадлежность объявлений аналогов к заявленным источникам (п.5 и п.11 ФСО <...>).

Положительное экспертное заключение от <...><...> не соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, что выражается в том, что экспертное заключение на отчет об оценке содержит информации о подтверждении стоимости (п. 17 ФСО <...>).

< Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >3, являются собственниками земельных участков, с кадастровым номером <...> Завышенная кадастровая стоимость земельных участков ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.

< Ф.И.О. >2 является арендатором земельного участка, с кадастровым номером <...> Завышенная кадастровая стоимость земельного участка ведет к необоснованному увеличению размера арендной платы.

Представитель административных истцов < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >3, по доверенности < Ф.И.О. >7 в судебное заседание не явилась, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, представив отзыв на административное исковое заявление, просит, рассмотреть дело в отсутствии представителя филиала учреждения.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, представив отзыв на административное исковое заявление, просит рассмотреть дело по существу с учетом изложенной позиции.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края; представитель заинтересованного лица Администрации МО <...>, в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, хотя были уведомлены надлежащим образом о месте и времени слушания дела.

В силу ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившихся участников процесса в порядке упрощенного (письменного), поскольку о месте и времени рассмотрения дела стороны были извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >3, об установлении кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, < Ф.И.О. >3 на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от <...><...>, принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...><...>-АН- 506498.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <...><...>, < Ф.И.О. >3 на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от <...>, принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...>

< Ф.И.О. >1 на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от <...>, принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, <...>, с/п Тенгинское, <...>, участок, 8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...><...>-АН- 758147.

В силу ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

<...> между Администрацией МО <...> и < Ф.И.О. >8 на основании постановления Администрации МО <...> от <...><...>, заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...>

Согласно п. 2.1-2.2 договора аренды, расчет арендной платы произведен в соответствии с постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...><...> «О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внечения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края», исходя из размера кадастровой стоимость земельного участка.

В соответствии со ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено ГК РФ, другим законом или иными правовыми актами.

<...> между < Ф.И.О. >8 и < Ф.И.О. >2, заключен договор уступки прав аренды земельного участка с кадастровым номером <...> по договору аренды от <...>.

В силу п.1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с п.2 и 3 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ <...> от <...>.

Согласно, данным филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости земельного участка :

- с кадастровым номером <...>, составляет <...> рублей

-с кадастровым номером <...>, составляет <...> рублей

- с кадастровым номером <...>, составляет <...> рублей

- с кадастровым номером <...>,составляет <...> рублей, что подтверждается кадастровыми справками от <...>.

В силу ст. 24.18 Федеральный закон от <...><...> - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Согласно представленного административными истцами отчета об оценке от <...>, <...>-О-15 выполненного ИП < Ф.И.О. >6, рыночная стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей.

- с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей.

- с кадастровым номером <...>, составляет <...> рублей.

- с кадастровым номером <...>, составляет <...> рублей.

Положительным экспертным заключением Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» Экспертный совет <...> от <...>, установлено, что рыночная стоимость объектов оценки, правильно определенна оценщиком в отчете от <...>, <...>-О-15 об оценке земельных участков.

В соответствии со ст. 77 КАС РФ, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

При рассмотрении дела судом установлено, что представленный отчет о рыночной стоимости спорных земельных участков, вызывает сомнения в достоверности определения рыночной стоимости.

Определением Краснодарского краевого суда от <...> по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для определения допущено ли оценщиком при составлении отчета от <...>, <...>-О-15 выполненного ИП < Ф.И.О. >6, нарушение требований федеральных стандартов оценки и установления рыночной стоимости спорных земельных участков.

Согласно заключения эксперта № ЭК-2016-05-65 от <...> ООО «Аверс «Оценка и Экспертиза», при составлении отчёта <...>-О-15 от <...>, выполненного ИП < Ф.И.О. >6, об оценке рыночной стоимости земельных участков выявлены нарушения требований федеральных стандартов оценки предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объектов оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретных объектов оценки и иные нарушения которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости.

Обоснование значений или диапазонов значений основных ценообразующих факторов с приведением интервалов их значений имеется, стр.94-97. Однако, оценщик при расчете корректировки на расстояние до моря использует источники информации, дата предложения которых - май 2013 год. Дата оценки объекта оценки - <...> год.

Оценщик, при проведении оценки не может использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки (требования п.19 ФСО <...>). На основании изложенного, корректировка на расстояние до моря, указанная на стр. 96 не может быть применена - требование ФСО <...>п.11 «г» выполнено не полностью.

Основные выводы относительно рынка недвижимости в сегменте, необходимом для оценки объекта представлены, стр.97.Однако, информация, представленная в таблице «Уровни рыночных цен предложений на земельные участки в <...> за 9 месяцев за 2012 г.» стр. 93 приведена без указания категории земельных участков, а также вида разрешенного использования. Информация не является достаточной и достоверной - требование ФСО <...> п.11 «д» выполнено не полностью.

Предоставленные заказчиком копии стр.144-194 заверены не в полном объеме, а именно - не заверена копия кадастровой справки стр. 194 - требование п.11 ФСО <...> выполнено не полностью. Расчеты не представлены - п. 15 ФСО <...> выполнен не полностью. Используемая информация не является достаточной и достоверной.

Указанные нарушения требований стандартов и закона существенно влияют на полученный результат проведения оценки.

В расчетной таблице 10.5 стр.123-125 приведена характеристика объектов «Ограничения в использовании земельного участка». Фактически для объекта оценки описывается допущение, для объектов – аналогов (5 аналогов) оценщик отражает, что ограничения предположительно отсутствуют. Указанный фактор источниками информации, приведенными в приложении к отчету не подтверждается. Предположение оценщика не предоставляется возможным считать достаточной и достоверной информацией. Оценщик, при определении зависимости стоимости единицы площади земельных участков от удаленности от берега Черного моря стр.96 использует при расчете аналоги <...>,2.

Однако, копии источников информации, подтверждающих данные, приведенные оценщиком по аналогам <...>,2 на стр. 96, использованных при расчете указанной корректировки, не представлены.

Цены предложений аналогов на дату оценки, по сравнению с представленными в исследуемом отчете более высокие.

В результате проведении оценки, ее использование не обеспечивает возможность сделать правильные выводы при определении итоговой величины стоимости объекта оценки - требования п.19 ФСО <...> выполнены с нарушениями.

Факторы, влияющие на стоимость указанного объекта недвижимости определены верно. Ошибки при выполнении математических действий не выявлены. Информация, использованная оценщиком не является достоверной, достаточной, проверяемой.

При составлении отчета <...> от <...> об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровым номером <...> выявлены нарушения требований федеральных стандартов оценки предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объектов оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретных объектов оценки и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости.

Рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...> составляет <...> рублей.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, составляет <...> рублей.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:33:0104001:150, площадью 200 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, с/п Тенгинское, <...>, участок, 7б, на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, составляет 877000 рублей.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, составляет <...> рублей.

В силу ст.62, ч.8ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ, в совокупности с другими доказательствами по делу.

Суд, проанализировав заключение судебной экспертизы, № ЭК-2016-05-65 от <...> ООО «Аверс «Оценка и Экспертиза», установил, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствует требованиям Закона от <...> N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», федеральных стандартов оценки.

Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, определённых по состоянию на дату их кадастровой оценки.

У суда нет оснований сомневаться в компетенции эксперта проводившего данную экспертизу. Информация, использованная экспертом при проведении оценки рыночной стоимости земельных участков, удовлетворяет требованиям закона. Выводы эксперта не опровергнуты.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая в заключении эксперта № ЭК-2016-05-65 от <...> ООО «Аверс «Оценка и Экспертиза», рыночная стоимость земельного участка : с кадастровым номером <...>, в размере <...> рублей, с кадастровым номером <...>, в размере <...> рублей, с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей, с кадастровым номером <...>, в размере <...> рублей, является достоверной.

В соответствии со ст.245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов, < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >3 ссылаются на то обстоятельство, что завышенная кадастровая стоимость земельных участков ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.

Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов < Ф.И.О. >2 ссылается на то обстоятельство, что завышенная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, ведет к необоснованному увеличению размера арендной платы.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если не установлено иное.

В силу ст. 389 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ).

В силу положений статьи 24.18 ФЗ от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка :

-с кадастровым номером <...> является <...>

-с кадастровым номером <...>, является <...>

-с кадастровым номером <...>, является <...>

-с кадастровым номером <...>, является <...>

В силу п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.

< Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >3, обращались с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю, <...>.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от <...> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет административные исковые требования < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >3 об установлении кадастровой стоимости земельных участков, в размере их рыночной стоимости.

Директором ООО «Аверс «Оценка и Экспертиза» < Ф.И.О. >9 в суд подано ходатайство о взыскании с административных истцов, расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы, в размере <...> рублей.

Согласно ч.1 ст.103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

На основании п.1 ст.106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

В соответствии с п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым взыскать с административных истцов в пользу экспертной организации, стоимость проведения судебной экспертизы.

Руководствуясь ст.20, 175, 177, 180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >3 к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей по состоянию на <...>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей по состоянию на <...>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей по состоянию на <...>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей по состоянию на <...>.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>, считать <...>.

Взыскать с < Ф.И.О. >3, <...> года рождения, уроженки <...>; место жительства Краснодарский край, <...> «А»; с < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, уроженца <...>, Грузинской ССР, место регистрации: Краснодарский край, <...> «А»; с < Ф.И.О. >2, <...> года рождения, уроженца <...>, Республики Грузия, место регистрации: Краснодарский край, <...> «А» в пользу ООО «Аверс «Оценка и Экспертиза», расположенного по адресу: 350001 <...>, офис, 303, ИНН 23090255526, КПП: 230901001; расчетный счет: 40<...>; к/с: 30<...>; БИК: 040349700; ОКПО: 29622828, оплату за проведение экспертизы в размере <...>) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Краснодарского краевого суда А.К. Бендюк