ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-306/2022 от 13.10.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-306/2022

27OS0000-01-2022-000318-46

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 октября 2022 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Крюк А.А.,

при помощнике Афанасьевой А.А.,

с участием представителя административного истца Мусаткиной Н.Н., представителя административного ответчика Солдатова Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Машопторг» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, министерству имущества Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Машопторг» (далее – ОАО «Машопторг») обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, министерству имущества Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что общество является собственником земельных участков: с кадастровым номером , адрес:, земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания трансформаторной подстанции, насосной станции теплопункта, проходной, площадь: 3406,5 кв.м.; с кадастровым номером , адрес:, земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания трансформаторной подстанции, насосной станции теплопункта, проходной, площадь: 10415 кв.м.; с кадастровым номером , адрес:, земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания: трансформаторной подстанции, насосной станции теплопункта, проходной, площадь: 10641 кв.м.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.07.2022 в единый государственный реестр объект недвижимости 10.12.2021 внесена кадастровая стоимость земельных участков, определенная по состоянию на 01.01.2021 приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 27.09.2021 № 47 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Хабаровского края и о признании утратившими силу отдельных приказов министерства инвестиционной и земельно- имущественной политики Хабаровского края и министерства имущественных отношений Хабаровского края»: земельного участка с кадастровым номером: в размере 3 134 627,24 рублей, земельного участка с кадастровым номером: в размере 9 583 778,85 рублей, земельного участка с кадастровым номером: в размере 9 791 741,79 рублей.

Указанная кадастровая стоимость земельных участков является неверной, что нарушает его права, как собственника объектов недвижимости на уплату налогов в законно установленном размере.

В соответствии с отчетом ООО «Оценка-Партнер» от 26.07.2022 № 118/зу/2022 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: определена в размере 2 295 627,24 рублей; с кадастровым номером: - в размере 6 170 262,6 рублей; с кадастровым номером: - в размере 6 290 959,20 рублей.

Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3406,5 кв.м, расположенного по адресу:, равной его рыночной стоимости в размере 2 295 627 рублей 24 копейки; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 10415 кв.м, расположенного по адресу:, равной его рыночной стоимости в размере 6 170 262 рубля 60 копеек; общей площадью 10 641 кв.м, расположенного по адресу:, равной его рыночной стоимости в размере 6 290 959 рублей 20 копеек, взыскать судебные расходы в размере 276 000 рублей.

Определением судьи от 14.09.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г.Хабаровска.

В судебном заседании представитель административного истца Мусаткина Н.Н. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика Солдаткин Н.Е. поддержал представленные возражения, согласно которым министерство имущества Хабаровского края не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, при этом просит оказать во взыскании судебных расходов.

В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Росреестра по Хабаровскому краю не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Предоставили письменный отзыв, из которого следует, что правовую оценку требований административного истца оставляют на усмотрение суда, самостоятельной заинтересованности по данному вопросу не имеет.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации города Хабаровска не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Предоставили письменный отзыв, в котором указали, что уменьшение кадастровой стоимости повлечет снижение налоговых поступлений в местный бюджет.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Из статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.

В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.

Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Как следует из материалов дела, ОАО «Машопторг» является собственником земельных участков: с кадастровым номером , адрес:, земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания трансформаторной подстанции, насосной станции теплопункта, проходной, площадь: 3406,5 кв.м.; с кадастровым номером , адрес:, земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания трансформаторной подстанции, насосной станции теплопункта, проходной, площадь: 10415 кв.м.; с кадастровым номером , адрес:, земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания: трансформаторной подстанции, насосной станции теплопункта, проходной, площадь: 10641 кв.м.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости от 18.07.2022.

Таким образом, установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца как плательщика земельного налога, поэтому он вправе оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимости, которая применяется в качестве налоговой базы.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.07.2022 , кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , внесенная в государственный реестр недвижимости 10.12.2021, составляет 3 134 627 рублей 24 копейки, определена по состоянию на 01.01.2021 приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 27.09.2021 № 47 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Хабаровского края и о признании утратившими силу отдельных приказов министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края и министерства имущественных отношений Хабаровского края».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.07.2022 , кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , внесенная в государственный реестр недвижимости 10.12.2021, составляет 9 583 778 рублей 85 копеек, определена по состоянию на 01.01.2021 приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 27.09.2021 № 47 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Хабаровского края и о признании утратившими силу отдельных приказов министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края и министерства имущественных отношений Хабаровского края».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.07.2022 , кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , внесенная в государственный реестр недвижимости 10.12.2021, составляет 9 791 741 рубль 79 копеек, определена по состоянию на 01.01.2021 приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 27.09.2021 № 47 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Хабаровского края и о признании утратившими силу отдельных приказов министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края и министерства имущественных отношений Хабаровского края».

В подтверждение рыночной стоимости указанного нежилого помещения административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № 118/ЗУ/2022, составленный 26 июля 2022 года оценщиком ООО «Оценка-Партнер» Гайдайчук О.С., согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года составляет земельного участка с кадастровым номером: - 2 295 627,24 рублей; с кадастровым номером: - 6 170 262,6 рублей; с кадастровым номером: - 6 290 959,20 рублей.

Оценивая представленный административным истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», основан на Федеральных стандартах оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297), «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 298), «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 299), «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года № 611.

Согласно отчёту оценщиком описан процесс оценки объектов недвижимости с обоснованием применения сравнительного подхода, с целью определения стоимости объектов оценки данными подходами был использованы методы прямого сравнения и статистического моделирования стоимости. От применения затратного и доходного подходов оценщик отказался, подробно обосновав в отчете причины отказа. Оценщиком составлено точное описание объектов оценки. Предоставлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых объектов, информация о текущем использовании, другие факторы и характеристики, относящиеся к объектам оценки, существенно влияющие на их стоимость.

Оценщиком подробно проанализированы сравниваемые объекты-аналоги на основании всех характеристик, произведены корректировки в части выявленных отличий между объектами аналогами и объектами исследования. В отчете об оценке содержатся таблицы, описания расчетов, сами расчеты. Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из открытых источников (общедоступные интернет-сайты).

В результате расчетов выведена итоговая величина рыночной стоимости путем согласования результатов подходов к оценке.

При исследовании отчета не установлено необоснованных суждений, повлиявших на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, которые бы привели к ее искажению.

Отчет об оценке подготовлен оценщиком ООО «Оценка-Партнер» Гайдайчук О.С., имеющей квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимого имущества» от 17 мая 2021 года № 019136-1, с 06 июля 2021 года является членом СРО «Экспертный совет».

При таких данных, принимая во внимание, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объектов оценки, у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости.

Следовательно, представленный административным истцом отчет об оценке является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.

Изложенный в письменных возражениях заинтересованного лица администрации города Хабаровска довод об уменьшении налоговых поступлений в случае снижения кадастровой стоимости объекта отклоняется судом, так как с учетом налогового законодательства о налогах и сборах предполагается установление только налогов, имеющих экономическое основание, и возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости не ставится законом в зависимость от уровня налоговых поступлений в соответствующий бюджет.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость указанных объектов недвижимости, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию

Как следует из материалов дела, административный истец подал настоящее административное исковое заявление 12.09.2022, в связи с чем суд считает необходимым указать в резолютивной части решения эту дату подачи административным истцом заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Разрешая требования административного истца о возмещение судебных расходов, суд исходит из того, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (часть 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Административный истец просит возместить судебные расходы, состоящие из расходов: на оплату услуг оценщика - 120 000 рублей, на оплату юридических услуг (услуг представителя) - 150 000 рублей, на уплату государственной пошлины – 6 000 рублей.

Давая разъяснения в целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего порядок возмещения судебных расходов по административным делам, Пленум Верховного Суда РФ в постановление от 21.01.2016 года №1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" указал (пункты 1, 4, 10, 30) (далее по тексту – постановление Пленума ВС РФ №1) что принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (статьи 106, 129 КАС РФ). Понесенные участниками процесса издержки подлежат возмещению при условии, что они были обусловлены их фактическим процессуальным поведением на стадии рассмотрения дела судами первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, на стадии пересмотра вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, универсальный принцип присуждения судебных расходов лицу, в пользу которого состоялось судебное решение, не исключает дифференциации правил распределения судебных расходов, которые могут иметь свою специфику, в частности в зависимости от объективных особенностей конкретных судебных процедур и лежащих в их основе материальных правоотношений.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановление от 30.06.2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил (пункт 31), что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11.07.2017 года № 20-п признал не соответствующими Конституции РФ положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ в той мере, в какой этими положениями при отсутствии возражений административного ответчика на требования административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда: ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости; и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи административного иска.

Таким образом, имеющиеся допустимые различия в методах кадастровой и рыночной оценки объекта недвижимости делают неизбежными определенные расхождения между результатами оценок, притом, что и тот и другой результаты считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.

Установление кадастровой стоимости равной рыночной, являясь законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки. А особенности определения кадастровой стоимости объектов недвижимости не дают оснований для вывода о том, что ее установление в размере, равном их рыночной стоимости, свидетельствует во всех случаях об ошибочности, незаконности ранее состоявшейся кадастровой оценки и о нарушении прав лица, которому соответствующий объект недвижимости принадлежит. Поэтому решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не может расцениваться как принятое против административных ответчиков, которые не имеют противоположных с административным истцом юридических интересов, и действовали в пределах своих полномочий.

Таким образом, для правильного разрешения вопроса о распределении судебных расходов между сторонами по данной категории дел суду необходимо установить соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с рассмотрением дела об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, и размера налоговой (арендной) выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости (налоговой базы по соответствующему налогу) объекта недвижимости, а также укладывается ли допущенное расхождение установленной кадастровой стоимости с рыночной стоимостью объекта недвижимости в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.

В ходе судебного разбирательства установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , определенная в порядке массовой оценки (3 134 627,24 рублей) превышает его рыночную стоимость (2 295 627, 24 рублей) на 26,8%; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , определенная в порядке массовой оценки (9 583 778, 85 рублей) превышает его рыночную стоимость (6 170 262, 60 рублей) на 35,62 %; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , определенная в порядке массовой оценки (9 791 741,79 рублей) превышает его рыночную стоимость (6 290 959, 20 рублей) на 35,76 %. то есть не является кратной и укладывается в приемлемый диапазон отклонений результатов.

Пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 N 571 (ред. от 26.04.2022) "Об утверждении Положения о местных налогах на территории городского округа "Город Хабаровск" установлена налоговая ставка на земельные участки, не поименованные в п.п.1-3 раздела 2 решения в размере 1,5%.

Таким образом, исходя из ранее установленной кадастровой стоимости и кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной, ожидаемая налоговая выгода за год по каждому земельному участку составит: по земельному участку с кадастровым номером – 12 584, 99 руб., по земельному участку с кадастровым номером – 51 202, 74 руб., по земельному участку с кадастровым номером – 52511,73 руб., (или в общем за 2021 год 116 302 руб. 46 коп.).

Указанное соотношение ожидаемой налоговой выгоды и размера судебных расходов, заявленных ко взысканию – 276 000 руб., свидетельствует о том, что размер налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости (налоговой базы по земельным участкам) меньше судебных расходов, в связи с чем, возложение на административного истца указанных расходов, по своему размеру превышающих и нивелирующих ожидаемую налоговую выгоду, которая может быть получена административным истцом в связи с изменением кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка при оплате земельного налога, способно финансово обесценить значение судебного решения.

При таком положении судебные расходы, понесенные административным истцом при оспаривании кадастровой стоимости земельных участков подлежат возмещению.

В соответствии с порядком, установленным статьями 126, 245, 246 Кодекса административного судопроизводства РФ, статьей 333.16, пунктом 2 части 1 статьи 333.17, пунктом 1 части 1 статьи 333.18, пунктом 7 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, при обращении в суды общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными (к которым относятся и административные иски об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости), административный истец - юридическое лицо, обязан уплатить государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

ОАО «Машопторг» за подачу административного искового заявления уплатила государственную пошлину в размере 6 000 рублей (по 2 000 руб. за каждый объект недвижимости), что подтверждается платежными поручениями №№ 579, 580, от 07.09.2022.

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, то к административному исковому заявлению должен быть приложен отчет об оценке, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (часть 5 статьи 247, пункт 4 части 2 статьи 246, статья 248 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Следовательно, понесенные административным истцом расходы для получения отчета об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, относятся к судебным издержкам, так как непосредственно связаны с административным делом об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, и подлежат возмещению в соответствии с порядком, установленном статьями 106, 111 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В подтверждение рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами административный истец предоставил отчет об оценке № 118/ЗУ/2022 от 26.07.2022 года, составленный ООО «ОЦЕНКА-ПАРТНЕР». Этот документ принят судом в качестве доказательства и положен в основу судебного решения.

В договоре на проведение оценки № 118, заключенном 10.06.2022 года между административным истцом и ООО «ОЦЕНКА-ПАРТНЕР» указано, что стоимость работ по проведению оценки составляет 120 000 рублей, из расчета 40 000 рублей за каждый земельный участок. Актом выполненных работ № 152 от 01.08.2022 года, платежными поручениями № 514 от 08.07.2022 года и № 578 от 07.09.2022 года на общую сумму 120 000 рублей подтверждается, что услуга полностью исполнителем оказана и заказчиком оплачена.

Дав оценку представленным доказательствам, суд считает, что понесенные ОАО «Машопторг» расходы на оплату услуг оценщика и уплату государственной пошлины связаны с данным административным делом, являлись необходимыми, поэтому подлежат возмещению.

Разрешая требования административного истца о возмещение расходов на оплату юридических услуг в размере 75 000 рублей, суд исходит из того, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству присуждаются с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (статья 112 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Суд не вправе произвольно уменьшить размер сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Расходы представителя, необходимые для исполнения его обязательства по оказанию юридических услуг, например расходы на ознакомление с материалами дела, на отправку документов, не подлежат дополнительному возмещению другой стороной спора, поскольку в силу статьи 309.2 ГК РФ такие расходы, по общему правилу, входят в цену оказываемых услуг, если иное не следует из условий договора (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).

В подтверждение расходов на оплату услуг представителя суду представлен договор №579/К, заключенный 30 июня 2022 года между ОАО «Машопторг» (заказчик) и ИП Видовым И.А. (исполнитель). В документе указано, исполнитель взял на себя обязательство осуществить действия по установлению кадастровой стоимости земельных участков, находящихся у ОАО «Машопторг» на праве собственности, с кадастровыми номерами . (п.1.1 договора).

В соответствии с п.1.2 договора, действия исполнителя включают в себя: сбор полного пакета документов для проведения рыночной оценки объектов, в том числе, запрос и получение выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков, выписок из ЕГРН об основных характеристиках земельных участков, иных необходимых документов, сопровождение проведения рыночной оценки, в том числе, заключение от имени Заказчика договора на проведение оценки, получение отчета об оценке, подготовка административного искового заявления с приложением необходимого пакета документов, участие при рассмотрении дела судом первой инстанции, судом апелляционной и кассационной инстанции при необходимости, подготовка иных процессуальных документов при необходимости, получение судебного акта, передача оригинала судебного акта, выписки о внесении сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН заказчику.

Согласно п.2.2 договора, представление интересов заказчика в суде будет осуществлять Мусаткина Н.Н.

Стоимость услуг договором определена в размере 150 000 рублей. Вместе с тем, в подтверждение оплаты этих услуг представлено одно платежное поручение от 02.09.2022 № 575 на сумму 75 000 рублей.

Судом установлено, что от имени ОАО «Машопторг» Мусаткина Н.Н. получила выписки из ЕГРН об основных характеристиках земельных участков, подготовила и подала в Хабаровский краевой суд административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, о возмещении судебных расходов, с документами, перечень которых определен Кодексом административного судопроизводства РФ для данной категории административных дел, как представитель административного истца приняла участие в одном судебном заседании в суде первой инстанции.

При этом данных о том, что в рамках договора об оказании юридических услуг производилось сопровождение проведения рыночной оценки, в том числе, заключение от имени заказчика договора на проведение оценки, получение отчета об оценке, материалы дела не содержат.

Административный ответчик заявил о несоразмерности заявленной к возмещению суммы расходов на оплату услуг представителя.

Сопоставив объем работы, которую должен выполнить исполнитель по соглашению об оказании юридических услуг с объемом фактически оказанных услуг, учитывая степень сложности дела и время, необходимое на подготовку процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела, и сложившиеся на территории города Хабаровска цены на аналогичные услуги, суд, руководствуясь принципом разумности и справедливости, признает разумными расходы, понесенные истцом на оплату услуг представителя (юридических услуг) в размере 25 000 рублей, а сумму 75 000 рублей (подтвержденную документально) считает завышенной. Такой размер определенных к возмещению судебных расходов обеспечивает, по мнению суда, баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, соотносится с объектом судебной защиты и объемом оказанных правовых услуг, и отвечает требованиям соразмерности.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношение объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объекта недвижимости утверждена приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края № 103 от 11.11.2019 года. Следовательно, понесенные административным истцом по данному делу судебные расходы, признанные судом обоснованными, подлежат возмещению с этого административного ответчика за счет средств казны Хабаровского края.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление открытого акционерного общества «Машопторг» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый , площадью 3 406,5 кв.м., адрес (местоположение): , категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – под здания трансформаторной подстанции, насосной станции теплопункта, проходной, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 295 627 рублей 24 копейки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый , площадью 10 415 кв.м., адрес (местоположение): , категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – под здания трансформаторной подстанции, насосной станции теплопункта, проходной, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 170 262 рубля 60 копеек.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый , площадью 10 641 кв.м., адрес (местоположение): , категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – под здания трансформаторной подстанции, насосной станции теплопункта, проходной, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 290 959 рублей 20 копеек.

Дата обращения открытого акционерного общества «Машопторг» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 12.09.2022.

Взыскать с министерства имущества Хабаровского края в пользу открытого акционерного общества «Машопторг» судебные расходы в сумме 151 000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований о возмещение судебных расходов открытому акционерному обществу «Машопторг» отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Хабаровского краевого суда