ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-306/2022 от 29.03.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3а-306/2022

16ОS0000-01-2022-000064-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 29 марта 2022 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,

при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,

с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орлова Андрея Вячеславовича к Государственному Совету Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»,

УСТАНОВИЛ:

Законом Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ утвержден Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Республики Татарстан.

Данный Закон принят Государственным Советом Республики Татарстан 14 июня 2007 года (постановлением 14 июня 2007 года № 2917-III ГС), подписан Президентом Республики Татарстан 13 июля 2007 года, опубликован в газетах «Республика Татарстан», № 144, 20 июля 2007 года, «Ватаным Татарстан», № 147-148, 21 июля 2007 года, официальном печатном издании «Ведомости Государственного Совета Татарстана», 2007 год, № 7 (I часть), ст. 617, вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2005 года (статья 28).

Подпункт «а» пункта 2 Методики определения пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению (далее - Методика), являющейся Приложением к Закону Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ, закрепляет, что порог размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, определяется в городах, где имеется возможность получения ипотечного кредита на приобретение жилого помещения, - исходя из уровня среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ, который рассчитывается по формуле:

ПД = 0,7 x СЖ x ПС / (1 - (1 + ПС)-КП) / (0,3 x РС), где

ПД - пороговое значение среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ;

СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма;

ПС - процентная ставка по кредиту за месяц (десятичная дробь);

КП - общее число платежей по кредиту за весь срок кредита (количество месяцев);

РС - количество членов семьи;

0,7 - соотношение суммы кредита и стоимости квартиры;

0,3 - соотношение платежа по кредиту с совокупным семейным месячным доходом.

Указанная выше формула действует в редакции Закона Республики Татарстан от 7 ноября 2018 года № 85-ЗРТ.

Орлов А.В., являющийся субъектом отношений, регулируемых названным нормативным правовым актом, обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим размера соотношения суммы кредита и стоимости квартиры, составляющего 0,7, содержащегося в формуле расчета порогового значения среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ подпункта «а» пункта 2 упомянутой Методики, полагая его противоречащим Методическим рекомендациям для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 17 (далее - Методические рекомендации).

По мнению административного истца, названный нормативный правовой акт в оспариваемой им части не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку не учитывает многоступенчатый характер оценки финансово-имущественного положения гражданина, предусмотренный Методическими рекомендациями, в том числе в случае отсутствия у гражданина собственных средств на первоначальный взнос по ипотечному кредиту. Кроме того, Методика допускает полную неопределенность в вопросе выбора процентной ставки (ПС) и срока ипотечного кредита (КП) в формуле, содержащейся в подпункте «а» пункта 2.

В судебном заседании Орлов А.В. и его представитель Прокофьева С.Ю. административный иск поддержали.

Представители Государственного Совета Республики Татарстан Фаттахов И.И., Даутова Э.А. административный иск не признали.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно частям 1 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта «к» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе жилищное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации), которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области жилищного законодательства и условие включения нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в систему жилищного законодательства Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такой порядок подлежит установлению законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда полномочны устанавливать органы местного самоуправления (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Государственным Советом Республики Татарстан в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением формы и вида данного нормативного правового акта, порядка его принятия, введения в действие, в том числе правил опубликования.

Обращаясь к доводам административного истца о несоответствии названного нормативного правового акта в оспариваемой им части нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с противоречием многоступенчатому характеру оценки финансово-имущественного положения гражданина, предусмотренному Методическими рекомендациями, в том числе в случае отсутствия у гражданина собственных средств на первоначальный взнос по ипотечному кредиту, допущением полной неопределенности в вопросе выбора процентной ставки (ПС) и срока ипотечного кредита (КП) в формуле, содержащейся в подпункте «а» пункта 2, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основании решения уполномоченного органа в случае, если размер дохода, приходящегося на каждого гражданина, и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, не превышают порогового значения дохода и стоимости имущества.

Пороговые значения дохода и стоимость имущества, приходящегося на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина, в указанных целях осуществляется уполномоченным органом в соответствии с прилагаемой к данному Закону Методикой (статья 4 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ).

Методика разработана органами государственной власти Республики Татарстан на основании Методических рекомендаций и принята для реализации полномочий, установленных пунктом 3 статьи 13, с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления Республики Татарстан при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.

Пункт 10.1 Методических рекомендаций предписывает органам государственной власти субъектов Российской Федерации при определении прав граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, на постановку на учет как малоимущих ввести систему предварительного отбора с целью исключения уже на первом этапе возможности постановки на учет в качестве малоимущих семей и одиноко проживающих граждан-заявителей, уровень среднемесячных доходов или стоимость имущества которых заведомо превышают пороговые значения размеров среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и позволяют данной семье приобрести жилое помещение по норме не ниже нормы предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма за счет собственных или заемных средств, в том числе за счет продажи имеющегося имущества, собственных накоплений или кредитных средств.

Согласно пункту 10.7 Методических рекомендаций пороговые значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежат установлению исходя из потенциальной возможности приобретения гражданами жилого помещения по норме предоставления за счет собственных средств, с учетом того, что порог стоимости имущества равен расчетному показателю рыночной стоимости жилого помещения СЖ, а порог размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, следует определять исходя, в том числе, из уровня среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ, определяемого по формуле:

ПД = 0,7 x СЖ x ПС / (1 - (1 + ПС)-КП) / 0,3 x РС,

где ПД - пороговое значение среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ;

ПС - процентная ставка по кредиту за месяц (десятичная дробь);

КП - общее число платежей по кредиту за весь срок кредита (количество месяцев);

РС - количество членов семьи;

0,7 - соотношение суммы кредита и стоимости квартиры;

0,3 - соотношение платежа по кредиту с совокупным семейным месячным доходом.

Таким образом, формула расчета порогового значения среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ, содержащаяся в подпункте «а» пункта 2 Методики полностью соответствует аналогичной формуле, содержащейся в подпункте 1 пункта 10.7 Методических рекомендаций.

Исходя из содержания пунктов 10.1 - 10.10 Методических рекомендаций исследуемый критерий является элементом предварительного отбора заявителей на постановку на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма.

Вопреки доводам административного истца, окончательное признание граждан малоимущими для приведенных целей предусматривает применение процедуры, закрепленной в пунктах 3 – 7 Методики. Следовательно, оспариваемая Методика также регламентирует многошаговую систему оценки финансово-имущественного положения гражданина, что полностью согласуется с положениями Методических рекомендаций.

Суд не может согласиться с доводами административного истца о наличие неопределенности в вопросе выбора процентной ставки (ПС) и срока ипотечного кредита (КП) в оспариваемой формуле, содержащейся в подпункте «а» пункта 2 Методики.

В соответствии с пунктом 10.7 Методических рекомендаций порог размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, определяется исходя из уровня среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения. При этом условия ипотечного кредитования банками, в том числе срок кредита и процентная ставка, могут изменяться в зависимости от состояния рынка, которое определяется экономическими категориями, и иметь различия для муниципальных районов Республики Татарстан. Закрепление в региональном законе конкретных показателей процентной ставки по ипотечному кредиту за месяц и его срока усложнит гибкий процесс принятия решения о признании граждан малоимущими, обеспечиваемый органами местного самоуправления, повлечет необходимость неоднократного изменения оспариваемых положений регионального закона в зависимости от изменения экономических фактов, влияющих на текущие условия ипотечного кредитования банками. Указанное приведет к нестабильности законодательства, его бессистемности и, как следствие, к нарушению принципа правовой определенности.

Одновременно суд отмечает, что принятые органами местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан решения при определении права граждан на постановку на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, в том числе исходя из процентной ставки по кредиту и срока кредитования, сами по себе не могут явиться основанием для вывода о неправомерности оспариваемых положений Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административного истца.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления Орлова Андрея Вячеславовича к Государственному Совету Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» отказать.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан», а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.

Судья Э.С. Каминский

Справка: решение принято судом в окончательной форме 6 апреля 2022 года.

Судья Э.С. Каминский

Решение06.04.2022