ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-307/19 от 04.02.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Дело № 3а-58/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Галашевой И.Н.

при секретаре Макаршиной А.А.

рассмотревв открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участкас кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...) площадью (...) кв.м., по состоянию на 01 января 2015 года в размере равном его рыночной стоимости 4827000 рублей.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками указанного объекта недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка в размере 7543 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года установлена решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия № 277 от 18 января 2017 года и существенно превышает размер его рыночной стоимости, что влияет на размер налоговых платежей и тем самым затрагивает права истцов.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Костомукшского городского округа и Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия.

В судебном заседании представитель административных истцовИльинцева М.С.поддержала административный иск.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Административный ответчикПравительство Республики Карелия в отзыве на иск указал, что положениями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не предусмотрено повторного оспаривания или установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, просит в удовлетворении иска отказать, также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия считает себя ненадлежащим ответчиком, оставляет разрешение спора на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»по Республике Карелия оставляет разрешение спора на усмотрение суда,просит рассмотреть дело без участия представителя.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что административные истцыФИО1 и ФИО2 являются собственниками (по 1/2 доли в общей собственности соответственно) земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...) площадью (...) кв.м., что подтверждается договором купли-продажи долей от (...) года № (...) и выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 15 января 2020 года.

В силу главы 31 Налогового кодекса Российской Федерацииадминистративные истцыявляются плательщиками земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права административных истцов.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных законодательством, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

В статье 24.18 названного Федерального закона прямо указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость. В таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Статьей 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего закона, сведений о кадастровой стоимости, установленной решением суда или комиссии, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд а административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии со статьей 248 указанного Кодекса основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости категория земельного участка с кадастровым номером (...) – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для размещения погрузочно-разгрузочной площадки, площадь – (...) кв.м.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 02 декабря 2015 года № 385-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель специального назначения на территории Республики Карелия» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) была определена в размере 11107874 руб. по состоянию на 01 января 2015 года.

Как следует из материалов дела, данная кадастровая стоимость была оспорена собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок ФИО1 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия (далее-комиссия) 29 декабря 2016 года.

Решением комиссии от 18 января 2017 года № 277 кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка определена в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке № (...) от (...) (оценщик Л.) равной 7543000 руб. по состоянию на 01 января 2015 года.

Данное решение комиссии не оспаривалось административными истцами по настоящему делу.

25 января 2017 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены данные о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 7543000 руб. по состоянию на 01 января 2015 года, определенной на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), установленная решением комиссии от 18 января 2017 года № 277 в размере его рыночной стоимости – 7543000 руб. при оспаривании результатов очередной государственной кадастровой оценки данного земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 02 декабря 2015 года № 385-П, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, применяется до даты утверждения в Республике Карелия результатов очередной кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что повторное обращение заинтересованного лица в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которая уже определена в отношении такого объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и внесена в Единый государственный реестр недвижимости в установленном законом порядке, действующим законодательством об оценочной деятельности, а также нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости, установленная решением комиссии и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, подлежит применению до даты утверждения в Республике Карелия результатов очередной государственной кадастровой оценки.

На основании изложенного требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.Н. Галашева

Мотивированное решение

составлено 10 февраля 2020 года