ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-308/20 от 27.07.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-308/2020

42OS0000-01-2020-000259-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Злобиной П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«27» июля 2020 года

дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транспорт-Электропривод» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Транспорт-Электропривод» (далее ООО «Транспорт-Электропривод», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого определена по состоянию на 03 февраля 2015 года и составляет 19 565 457,36 руб.

Согласно отчету независимого оценщика от 01 марта 2020 года № К-01/03/20 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , на дату оценки 03 февраля 2015 года составляет 3 888 000 руб.

ООО «Транспорт-Электропривод» является собственником земельного участка, платит земельный налог, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

В связи с этим, ссылаясь на нормы ст. 66 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.

Представитель административного истца ООО «Транспорт-Электропривод» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области и заинтересованное лицо Администрация г. Кемерово своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).

Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст. 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты его внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, ООО «Транспорт-Электропривод» является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 9564+/- 34.23 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: промышленные предприятия и производства III и IV класса вредности, в том числе химические, машиностроительные, металлообрабатывающие, строительные, обработка древесины, текстильные производства и производства легкой промышленности, обработка животных продуктов, микробиологическая промышленность, расположенного по адресу: <адрес>, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках от 22 июня 2020 года и выписки о зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 июня 2020 года (л.д. 83, 84 – 85).

Из кадастрового дела (копия на л.д. 124 – 196) и Выписки усматривается, что данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 24 ноября 2005 года.

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области (л.д. 171 - 172).

Указанным решением была утверждена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на дату формирования перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке – 01 августа 2014 года, которая составила 38 999 696,64 руб. (л.д. 173 - 175).

20 июля 2016 года Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости №24 на основании заявления ООО «СибирьИнвестХолдинг» (бывшего собственника) установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере рыночной стоимости – 6 590 000 руб. по состоянию на 01.08.2014 года (л.д. 177 - 185).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25 июня 2020 года, актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 27 апреля 2016 года, определенная по состоянию на 03 февраля 2015 года, составляет 19 565 457,36 руб. (л.д.81).

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника земельного участка, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.

Административный истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости 23 апреля 2020 года (л.д. 78об.).

Заявление административного истца Комиссией отклонено, о чем представлено решение Комиссии от 13 мая 2020 года № 8-12 (л.д. 78 - 79).

В суд с настоящим административным исковым заявлением истец обратился 15 июня 2020 года.

Из представленного административным истцом отчета № К-01/03/20 от 1 марта 2020 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного оценщиком ФИО4, следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером на дату оценки 03 февраля 2015 года составляет 3 888 000 руб. (л.д. 23 – 64).

Оценивая указанный отчет оценщика о рыночной стоимости земельного участка, суд исходит из того, что он содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. В результате выбора подходов оценщиком для оценки земельного участка отобран сравнительный подход (описано применение метода сравнения продаж), отказ от использования затратного и доходного подходов и иных методов мотивирован. При определении рыночной стоимости земельного участка в рамках сравнительного подхода проведена корректировка по следующим элементам сравнения: условия продажи, передаваемые права, дата продажи, площадь, вид разрешенного использования, местоположение. В отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком. Отчет содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля оценщик ФИО5 показала, что при проведении оценки земельного участка ею использован сравнительный подход, а в его рамках - метод сравнения продаж, данные подход и метод преимущественно используются для оценки земельных участков. Оцениваемый земельный участок относится к сегменту рынка - коммерческая недвижимость. Объекты-аналоги на дату определения рыночной стоимости земельного участка были подобраны в г. Кемерово с видом разрешенного использования соответствующим сегменту рынка и виду разрешенного использования объекта оценки - «для размещения промышленных объектов», при этом 5-й объект-аналог, земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования «для размещения объектов транспорта, для строительства предприятия комплексного обслуживания транспортных средств, автосалона, магазина промышленных товаров», в связи с чем, в отношении данного объекта-аналога проведена корректировка на разрешенное использование. На странице 46 отчета в адресе объекта-аналога №4 допущена опечатка при указании адреса объекта оценки, правильный адрес: <адрес>, что не повлияло на результаты оценки. Полученная цена объекта оценки, в том числе, за единицу площади находится в диапазоне средних цен, определенных для сегмента рынка – коммерческая недвижимость.

Административными ответчиками и заинтересованным лицом по данному делу не представлено каких-либо возражений относительно выводов оценщика либо иных доказательств относительно установленной оценщиком рыночной стоимости указанного земельного участка.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объектов оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости земельного участка, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость земельного участка, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости.

Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка в размере 3 888 000 рублей по состоянию на 03 февраля 2015 года является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика, в связи с чем административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.

При таких обстоятельствах требования Общества с ограниченной ответственностью «Транспорт-Электропривод» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Транспорт-Электропривод» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 9564 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 3 888 000 рублей, определенной по состоянию на 03 февраля 2015 года.

Датой обращения Общества с ограниченной ответственностью «Транспорт-Электропривод» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать – 23 апреля 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Киклевич

Решение в окончательной форме принято 28 июля 2020 года.