ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-308/2021 от 09.12.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Административное дело № 3а- 308/2021

21OS0000-01-2021-000219-89

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

9 декабря 2021 года г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ленковского С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Семеновым Д.А.,

с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А.,

представителей административного ответчика – Государственного Совета Чувашской Республики Ингилизовой Н.Н. и Ванямова В.Н.,

представителя Главы Чувашской Республики О.Николаева – Марковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлева Е.А. и Богдановой Л.Ю.

о признании недействующим части 4 статьи 5 Закона Чувашской Республики «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках» от 13 июля 2010 года № 39 в редакции Закона Чувашской Республики от 24.06.2021 №49 « О внесении изменений в статью 5 Закона Чувашской Республики «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках»

установил:

Яковлев Е.А., представляющий интересы Индивидуального предпринимателя Богдановой Л.Ю. (далее ИП Богданова Л.Ю.) и сама Богданова Л.Ю. обратились в суд с административным иском об оспаривании Закона Чувашской Республики от 24.06.2021 №49 «О внесении изменений в статью 5 Закона Чувашской Республики «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках».

В обосновании указывают на то, что указанным законом в статью 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года № 39 « О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике внесены изменения (дополнения) в соответствии с которыми названная статья дополнена частями 4-10. По их мнению, часть 4 указанной статьи данного закона в указанной редакции противоречит статьям 1-3,8,9,10,23,128,153,154,184, 209, 213, 216, 223, 260, 271, 273, 382, 387, 391,421,422,425, 433, 454,552,567, 572, 574, 606,607,971, 1005,1012,1041,1110 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; статьям 39.33 и 39.36 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ); статьям 1,3,10 и 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» имеющим большую юридическую силу и нарушают их права, а поэтому подлежит признанию недействующим в оспариваемой части.

Кроме того, считают, что при процедуре принятия изменений (дополнений) в данный закон не соблюден надлежащим образом порядок принятия, поскольку их предложения в указанной части не были учтены.

Обращают внимание на то, что частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135–ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий ( бездействия).

Аналогичные данным положениям статьи 15 указанного выше закона содержит в себе и статья 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381- ФЗ « Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Согласно части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135–ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется с ЗК РФ. Обращает внимание на то, что с 1 марта 2015 года в ЗК РФ закреплены положения, касающиеся размещения нестационарных торговых объектов на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Согласно пункту 39.36 ЗК РФ основанием для такого размещения НТО является схема размещения НТО. Принятие дополнительных актов (в том числе органами местного самоуправления) о разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения НТО в указанном порядке, законом не предусмотрено.

Указывают на то, что согласно части 3 статьи 10 Закона №381-ФЗ схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи порядок предоставления мест под размещение НТО определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления. Указанные нормативно - правовые акты не могут противоречить Федеральным законам, а утверждение схемы размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. В свою очередь истечение срока аренды земельного участка, либо расторжение такого договора не препятствуют дальнейшему использованию этого земельного участка для размещений НТО при наличии на то законных оснований. Таким основанием, предусмотренном в законе (законным основанием) для объекта является схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатываемая и утверждаемая по правилам статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Данная норма части 6 статьи 10 указанного закона признана не противоречащей Конституции Российской Федерации Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 года №3111-О. Поскольку частью 1 статьи 3 указанного закона установлено, что законодательство о торговой деятельности основывается в том числе и на ГК РФ в силу диспозитивности участников гражданских правоотношений и свободы договора ( ст.ст.1,9,421) продление старых договоров аренды земельных участков либо заключение новых договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на местах их размещения не запрещается, однако перечень договоров и иных оснований в силу вышеуказанных норм ГК РФ и в силу прямой нормы статьи 8 ГК РФ является не закрытым, а открытым. Таким образом, оспариваемая норма закона, ограничивающая перечень оснований для размещения НТО в местах, определенных схемой размещения НТО исключительно одним видом сделки (основания) договором на размещение НТО, тогда как имеются и иные предусмотренные законом основания (судебные решения, свидетельства о праве на наследство, договоры уступки прав требований и другие, перечень которых не является закрытым прямо противоречит нормам ГК РФ и Конституции РФ. Ссылаясь на конкретное решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.04.2019 в отношении Богдановой Л.Ю. указывают на то, что суд пришел к выводу о законности владения и пользования местом, на котором размещен торговый киоск, который имеется в Схеме, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики. То есть владение и пользование данным местом размещения (даже в отсутствии договора) указанном в схеме как единственным предусмотренным Федеральным законом основанием является законным.

Представитель административного истца Яковлев Е.А. и административный истец Богданова Л.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом. От Яковлева Е.А. поступило заявление, согласно которого он просит рассмотреть дело без его участия и без участия Богдановой Л.Ю.

В судебном заседании представители административного ответчика Государственного Совета Чувашской Республики Ингилизова Н.Н. и Ванямов В.Н., административного ответчика – главы Чувашской Республики О.Николаева – Маркова Е.В. административный иск не признали и представили письменные возражения; старший прокурор прокуратуры Чувашской Республики Овчинникова Н.А. дала заключение о необоснованности административного иска.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием для рассмотрения дела.

В связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя административного истца Яковлева Е.А. и административного истца Богдановой Л.Ю.

Выслушав пояснения представителей ответчика, изучив письменные возражения сторон, оценив нормативный правовой акт на его соответствие Федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно возражению на административное исковое заявление, подписанного председателем Государственного Совета Чувашской Республики Черкесовым Л.И. и представителем главы Чувашской Республики О.Николаева – Марковой Е.В. административные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета Чувашской Республики с соблюдением порядка его разработки, принятия, опубликования и вступления в силу. Указанные дополнения в закон не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Законом Чувашской Республики от 24.06.2021 №49 «О внесении изменений в статью 5 Закона Чувашской Республики «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках» в статью 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года № 39 « О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике внесены изменения (дополнения) в соответствии с которыми названная статья дополнена частями 4-10.

В части 4 статьи 5 указано, что для размещения нестационарного торгового объекта в местах, определяемых схемой размещения нестационарных торговых объектов, является договор на размещение нестационарного торгового объекта, заключаемый по результатам проведения торгов либо без проведения торгов в случаях, установленных частью 7 настоящего Закона.

Согласно части 7 без проведения торгов договоры в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, заключаются в случаях:

1) размещения на новый срок размещения нестационарного торгового объекта, размещенного по действующему договору в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом, исполняющим свои обязанности по действующему договору;

2) размещения на новый срок размещения нестационарного торгового объекта, размещенного в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполняющим свои обязанности по действующему договору аренды земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года и предусматривающему размещение нестационарного торгового объекта;

3) предоставление компенсационного места при досрочном прекращении действия договора при принятии органом местного самоуправления решений:

а) о необходимости ремонта и (или) реконструкции автомобильных дорог в случае, если нахождение нестационарного торгового объекта препятствует осуществлению указанных работ;

б) об использовании территории, занимаемой нестационарным торговым объектом, для целей, связанных с развитием улично – дорожной сети, размещением остановок общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных мест, иных элементов благоустройства;

в) о размещении объектов капитального строительства.

Данный Закон принят Государственным Советом Чувашской Республики 17 июня 2021 года.

Подписан Главой Чувашской Республики О. Николаевым 24 июня 2021 года.

Опубликован в газетах « Республика» 01.07.2021 №24 и «Хыпар» 06.07.2021, а также размещен Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cap.ru) 24.06.2021, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 28.06.2021.

Согласно статьи 6 Закона Чувашской Республики от 30 июня 2014 года № 40 « О порядке опубликования и вступления в силу Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и иных правовых актов Чувашской Республики» официальным опубликованием считается первая публикация их полных текстов в республиканских газетах «Хыпар» и «Республика» или первое размещение (опубликование) Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cap.ru) 24.06.2021, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Указанные дополнения в часть 4 статьи 5 Закона принят Государственным Советом Чувашской Республики 17 июня 2021 года большинством голосов от установленного числа депутатов. Подписан Главой Чувашской Республики 24 июня 2021 года, официально опубликован в газетах «Хыпар» (06.07.2021) и «Республика» (01.07.2021), а также размещен на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cap.ru) 24.06.2021, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 28.06.2021.

Указанные изменения ( дополнения) в Закон на основании статьи 26 Федерального закона № 184 – ФЗ и Закона Чувашской Республики от 4 марта 2016 года №4 «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики и экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики» проект закона прошел процедуру оценки регулирующего воздействия.

Согласно части 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 4 марта 2016 года №4 «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики и экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики» оценка регулирующего воздействия проектов законов Чувашской Республики проводится органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности и уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, ответственным за организационное и методическое обеспечение проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

В соответствии с пунктами 2,3,6 и 7 Порядка проведения органом исполнительной власти Чувашской Республики публичных консультаций, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2012 года № 532 «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики» публичные консультации по проекту акта и сводному отчету о результатах оценки регулирующего воздействия проекта акта проводятся в целях учета мнения субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также различных социальных групп при проведении углубленной оценки.

В целях проведения публичных консультаций орган исполнительной власти Чувашской Республики в течение трех рабочих дней после проведения предварительной оценки регулирующего воздействия проекта акта размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уведомление о проведении публичных консультаций к которому прилагаются проект акта, в отношении которого проводится углубленная оценка; пояснительная записка к нему; сводный отчет и перечень вопросов по проекту акта, обсуждаемых в ходе публичных консультаций.

Публичные консультации должны быть завершены не ранее 15 дней и не позднее 60 дней с даты размещения акта на сайте. Результаты публичных консультаций оформляются в форме справки. К справке прилагаются сводка предложений, полученных в результате публичных консультаций, комментариев и замечаний к проекту акта, и комментарии органа исполнительной власти Чувашской Республики о результатах их рассмотрения. В справке указываются участники, с которыми были проведены консультации, основные результаты консультаций, включая предложения о возможных выгодах и затратах предлагаемого варианта достижения поставленной цели, об альтернативных способах решения проблемы и оценке их последствий.

В рамках проведения оценки регулирующего воздействия для проведения публичных консультаций проект закона Чувашской Республики № 49, внесенный в Государственный Совет Чувашской Республики в порядке законодательной инициативы Комитетом Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии, и перечень вопросов по нему, обсуждаемых в ходе публичных консультаций, был размещен Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики 9 апреля 2021 года на сайте. Публичные консультации проводились в период с 10 по 24 апреля 2021 года. О результатах проведения публичных консультаций проект закона и перечень вопросов по нему направлялись в Торгово-промышленную палату Чувашской Республики, Общественную палату Чувашской Республики, администрации муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, а также в адрес субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную продажу товаров на территории Чувашской Республики, и имеющих нестационарные торговые объекты на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности ( 78 писем). По результатам публичных консультаций получены ответы от администраций г. Шумерля, г. Алатырь, Порецкого района, индивидуальных предпринимателей, обществ с ограниченной ответственностью, крестьянско – фермерских хозяйств, в которых отмечено, что замечаний и предложений на проект закона не имеется ( 17 ответов).

Предложения, представленные Чувашским Республиканским союзом потребительских обществ отражены в сводке предложений, приложенной к справке о результатах проведения публичных консультаций.

На проект закона получено заключение Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об оценке регулирующего воздействия от 13 мая 2021 года №05/18-6557, согласно которого проект закона не содержит положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности и Республиканского бюджета Чувашской Республики.

Как следует из справки о результатах проведения публичных консультаций, административный истец и её представитель не представляли своих мнений или предложений по вопросам, обсуждаемым в ходе публичных консультаций в сроки, установленные для проведения публичных консультаций.

Довод истца о том, что не соблюдена процедура оценки регулирующего воздействия проекта указанного выше закона, поскольку его предложения не были учтены, не является основанием для удовлетворения иска и не соответствуют обстоятельствам дела. Доказательств того, что истцы принимали участие в обсуждении проекта, подавали свои предложения, которые не были приняты во внимание, суду не представлены.

Что касается существа заявленных требований в части того, что основанием для размещения нестационарного объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, является договор на размещение нестационарного торгового объекта, что ограничивает перечень правоустанавливающих документов – оснований для размещения нестационарного торгового объекта и противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, являются необоснованными.

Согласно положений частей 2 и 5 статьи 72 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.6 Федерального закона №184 –ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории Российской Федерации, проведения информационно – аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности и осуществление иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Как предусмотрено частью 1 статьи 3 и частью 1 статьи 6 указанного закона правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, Федеральным законом № 381 –ФЗ, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300 «О защите прав потребителей», другими Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.

Согласно частям 1 и 3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 –ФЗ « О защите конкуренции» установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Таким образом законодатель, определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, установил особое правовое регулирование использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов. То есть такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.

Исходя из анализа указанных правовых норм, федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих торговую деятельность, на использование земель в соответствии с правилами, установленными ЗК РФ, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.

Следовательно, вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом субъект Российской Федерации, реализуя свои полномочия по регулированию правоотношений, связанных с размещением нестационарных торговых объектов, вправе установить в законе субъекта в качестве основания для размещения нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарного торгового объекта, договор на размещение, заключаемый по результатам проведения торгов либо без проведения торгов в случаях, установленных законом субъекта. Основанием для установления данного порядка предоставления прав на размещение нестационарных торговых объектов в Законе Чувашской Республики послужило распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208 –р, в котором ключевыми направлениями по созданию возможностей для розничного сбыта товаров определены: продление договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов; содействие открытию юридическими и физическими лицами новых торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, а также предоставления компенсационных мест для размещения таких торговых объектов.

Такое правовое регулирование не противоречит и утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года № 164 – р « Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» механизм реализации которой в сфере розничной торговли предусматривает закрепление в Федеральном законодательстве всех вариантов юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов.

Также методическими рекомендациями по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации, направленными письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 марта 2015 №ЕВ – 5999/08 субъектам Российской Федерации было предложено организовывать работу по закреплению в законодательстве Российской Федерации всех вариантов юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов и осуществления развозной торговли: договоров аренды земельного участка и договор на размещение ( эксплуатацию) нестационарного торгового объекта. Согласно указанным методическим рекомендациям договор на размещение нестационарного торгового объекта допускается как альтернатива договору аренды земельного участка для киосков, павильонов, торговых автоматов, сезонных кафе, бахчевых развалов, елочных базаров и прочих объектов, являющихся сооружениями не демонтируемыми и не вывозимыми с места по итогам торгового дня, а также лотков сезонного или круглогодичного размещения.

Таким образом, закрепление в Законе Чувашской Республике в качестве юридического основания для размещения нестационарного торгового объекта такого вида договора, как договор на размещение нестационарного торгового объекта, в полной мере согласуется как с законодательством Российской Федерации, так и с рекомендациями федеральных органов государственной власти.

Вопреки доводу закрепление в ЗК РФ особого правового регулирования использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при размещении на них нестационарных торговых объектов не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на указанных земельных участках осуществляется лишь на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, исключая возможность заключения договора на размещение указанного объекта. Схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных объектах или субъектах хозяйственной деятельности и по этому, не закрепляет права субъектов хозяйственной деятельности на места, указанные в схеме.

Исходя из Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года №184 указанная схема является инструментом систематизации размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования и представляет собой перечень мест размещения таких объектов с указанием типа торгового объекта, срока осуществления торговой деятельности в месте размещения нестационарных торговых объектов, специализации торгового объекта без указания конкретных лиц, которые являются их владельцами и эксплуатируют их. Подтверждением права субъекта предпринимательской деятельности в установленном месте, определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов, является именно договор на размещение объекта, предусмотренный оспариваемым дополнением к закону.

Довод административного истца о том, что оспариваемая часть 4 стать5 Закона противоречит Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации как ограничивающая перечень правоустанавливающих документов – оснований для размещения нестационарного торгового объекта только одним видом сделки – договором на размещение нестационарного торгового объекта, тогда как имеются и иные предусмотренные статьей 8 ГК РФ основания возникновения гражданских прав и обязанностей ( иные договора, судебные решения, свидетельства о праве на наследство, договоры уступки прав требований и прочие, основан на неверном толковании норм права, поскольку указанная статья устанавливает общие основания возникновения гражданских правоотношений и из её содержания не следует, что все перечисленные в данной статье основания применимы при правовом регулировании вопросов юридического оформления права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках.

Перечень оснований для размещения нестационарных торговых объектов не может быть открытым, как утверждает истец, поскольку данное обстоятельство привело бы к неопределенности правового регулирования региональным законодателем отношений в области торговой деятельности, что повлекло бы за собой нарушение прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

Таким образом, субъекты Российской Федерации в части, не урегулированной федеральным законодательством, самостоятельно определяют основания для размещения нестационарного торгового объекта, в данном случае – договор на размещение нестационарных торговых объектов. При этом правовое регулирование должно быть направлено на обеспечение баланса между созданием условий для предоставления населению торговых услуг, обеспечением стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, с одной стороны, и поддержкой конкуренции, в том числе посредством заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества только по результатам проведения торгов, как это предусмотрено частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июня 2006 года № 135 –ФЗ « О защите конкуренции», с другой стороны.

Частью 7 статьи 5 указанного закона предусмотрены случаи заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов. Данный перечень является исчерпывающим и не предусматривает такое основание, как договор уступки права требования, на необходимость закрепления которого в качестве оснований для размещения нестационарных торговых объектов указывают административные истцы.

Между тем в силу пункта 7 статьи 448 ГК РФ, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.

Исходя из анализа части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135 -ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 7 статьи 448 ГК РФ, суд считает, что закрепление в оспариваемом законе возможности заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов для обеспечения равенства прав и обязанностей участников спорных правоотношений не дает права владельцу нестационарного торгового объекта неограниченно передавать свои права другим лицам, которые правом на заключение такого договора не обладают, в том числе посредством уступки прав требования. В то же время правовое регулирование субъектами Российской Федерации вопросов размещения нестационарных торговых объектов не может быть произвольным, законодатель субъекта не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования.

В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Статьей 3 ГК РФ определено, что гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 ГК РФ. Данные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

В силу указанного принципа разграничения нормотворческой компетенции Российской Федерации и субъекта Российской Федерации Государственный Совет Чувашской Республики не вправе регулировать гражданские правоотношения, в частности вопросы наследования.

Исходя из принципов разграничения нормотворческой компетенции, обязанности судебных решений, разделения властей оспариваемый закон не ограничивает каким – либо образом возможность установления гражданских прав и обязанности судебных решений, разделения властей, в оспариваемом Законе каким – либо образом возможность установления гражданских прав и обязанностей в сфере торговой деятельности судебными решениями и не препятствует их исполнению по правоотношениям, регулируемым указанным законом.

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики по делу № А 79 -2654/2018 от 8 апреля 2019 года, которым в удовлетворении арбитражного иска администрации г. Чебоксары к ИП Богдановой Л.Ю. об освобождении земельного участка от временного торгового объекта, расположенного в г. Чебоксары, возврате земельного участка с проведением демонтажа указанного объекта, а также решения других судов, приложенные к иску, не влияют на рассмотрение данного административного иска.

Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия его соблюден; форма оспариваемого нормативного правового акта, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены. Оспариваемый нормативный акт принят в установленной законом форме и в установленном законом порядке, вступил в силу.

Утверждение административных истцов о том, что Законом в оспариваемой его части нарушены права, является необоснованным.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, оспариваемый Закон, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления представителя Богдановой Л.Ю. - Яковлева Е.А. и Индивидуального предпринимателя Богдановой Л.Ю. об оспаривании Закона Чувашской Республики от 24.06.2021 №49 «О внесении изменений в статью 5 Закона Чувашской Республики «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках» отказать.

Решение суда или сообщение о настоящем решении суда опубликовать в республиканской газете "Вести Чувашии" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.

Председательствующий С.В. Ленковский

Мотивированный текст решения изготовлен 21 декабря 2021 года.

Решение27.12.2021