УИД (78OS0000-01-2021-001358-97)
Дело № 3а-308/2021
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
29 ноября 2021 года Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,
при секретаре Яцкевич Т.В.,
с участием прокурора Савельевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Бсз» об оспаривании в части нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 23 декабря 2019 года издан приказ № 166-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень Приказа № 166-п), указанный нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 24 декабря 2019 года.
В пункте 5464 Перечня Приказа № 166-п в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <адрес> (далее – Объект, Здание) (т.1 л.д.92-93).
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 29 декабря 2020 года издан приказ № 128-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень Приказа № 128-п), указанный нормативный правовой акт размещен на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга 30 декабря 2020 года (л.д.152), официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 11.01.2021.
В пункте 5458 Перечня Приказа № 128-п в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость также включен вышеуказанный Объект (т.1 л.д.90-91).
Открытое акционерное общество «Бсз» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5464 Перечня Приказа № 166-п и пункта 5458 Перечня Приказа № 128-п (далее – Перечни), ссылаясь на то, что Здание не относится к объектам недвижимого имущества, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку используемые под офисы помещения в Здании составляют 2 процента от общей площади Объекта; включение Здания в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, поскольку влечет обязанность по уплате налога на имущество организации в завышенном размере.
Представитель административного истца Е В.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что основным видом деятельности ОАО «Бсз» является стивидорная деятельность - деятельность по погрузке и разгрузке грузов в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», в Здании размещены отделы и службы, обеспечивающие функционирование предприятия, в период с 2019 года в аренде находились помещения, составляющие 2 процента от общей площади Здания.
Представитель административного ответчика в суд явился, представил возражения на заявленные требования, указывая на то, что Здание было включено в Перечень Приказа № 166-п по результатам обследования для определения вида фактического использования, в ходе которого установлено использование более 20 процентов помещений Объекта для размещения офисов. Включение в Перечень Приказа № 128-п Здания осуществлено на основании результатов этого же обследования, в связи с тем, что работа по формированию Перечня на 2021 год была организована с учетом Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)», постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)» и приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 06.04.2020 № 30-п «О приостановлении проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга» без проведения обследования в 2020 году (т. 1 л.д.133-137).
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии со статьей 1 - 1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в отношении, в том числе таких видов недвижимого имущества как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
При этом налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 данной статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв.м (пункт 2).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года № 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года № 166-п, который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети «Интернет» 24 декабря 2019 года, т.е. до начала соответствующего налогового периода; Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года № 128-п, который также официально опубликован до начала соответствующего налогового периода (т.1 л.д. 140-157), т.е. указанные нормативные правовые акты приняты уполномоченным государственным органом, опубликованы в установленном порядке.
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
По смыслу приведенных предписаний в соответствующий перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером №..., расположено по адресу: <адрес>, имеет площадь 2055,3 кв.м. состоит из 4 этажей, расположено на земельном участке с кадастровым номером №... с разрешенным видом использования «для размещения промышленных объектов», принадлежит административному истцу на праве собственности (т.1 л.д.15-23,26-32).
Принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений в Здании в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) не имеется, то Здание может быть включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, при установлении фактического использования более 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года № 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
В соответствии с Порядком проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 N 7-р "Об утверждении Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее – Порядок проведения обследований) в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
Административным ответчиком представлен суду Акт № №... обследования здания (строения, сооружения) и помещения для определения вида фактического использования от 24 июля 2019 года (далее – Акт) согласно которому более двадцати процентов площади Здания используется для размещения офисов, делового и административного назначения; доступ на Объект ограничен пользователем, в части Объекта размещаются офисы (т.1 л.д.133-134).
Согласно пункту 3.6 вышеуказанного Порядка проведения обследований акт обследования оформляется с указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу в объекты недвижимости. Вместе с тем, в Акте отсутствует указание на такие обстоятельства, представитель административного ответчика не сообщил суду, в чем они заключались, при том, что часть приложенных к Акту фотографий отображает состояние помещений Здания.
Из Акта следует, что в нем, вопреки требованиям к форме и содержанию акта обследования, установленным Порядком проведения обследований, не отражена информация о выявленных в ходе обследования признаках, свидетельствующих об использовании более 20 процентов площади в Здании для занятия офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Так, из шести приложенных к Акту фотографий на одной (№1) отображен фасад Здания без каких-либо характерных признаков использования его для тех или иных целей (отсутствуют рекламные вывески, баннеры, другие признаки размещения в офисов), на двух фотографиях – места общего пользования – коридоры (№№2,3), три фотографии отражают помещения, имеющие признаки офиса, но не содержат информацию об их площади (№№ 4,5,6), т.е. из указанных фотографий не представляется возможным сделать вывод о занятии более 20 процентов площади Объекта офисными помещениями; перечень и общий расчет площади помещений, послуживших основанием для включения Объекта в Перечень Приказа № 166-п, в Акте отсутствует.
При этом следует учитывать, что согласно пояснениям административного истца в отображенных на фотографиях №№4-6 помещениях находятся кабинеты сотрудников, обеспечивающих деятельность административного истца, как предприятия, осуществляющего перевалку грузов, что свидетельствует о несоответствии этих помещений критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.177-178, 193-195).
Таким образом, из содержания Акта и приложенных к нему фотографий не представляется возможным установить тот факт, что более 20 процентов помещений в Здании на момент обследования использовалось для указанных в этом Акте целей, иных допустимых доказательств в подтверждение своей позиции административный ответчик не представил.
Из ранее приведенных положений, содержащихся в Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года № 737, следует, что обследование фактического использования объектов недвижимости с целью включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, должно быть осуществлено в год, предшествующий налоговому периоду. Вместе с тем судом установлено, что такого обследования в отношении Объекта в 2020 году с целью включения его в соответствующий перечень на 2021 год осуществлено не было.
Доводы административного ответчика о том, что необходимость включения Здания в Перечень на 2021 год по результатам проведенного в 2019 году обследования была связана с организационными санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, направленными на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, не могут быть приняты судом, поскольку законодательством не допускается возможность использования для целей налогообложения сведений о виде фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в иной год, чем предшествующий очередному налоговому периоду, в связи с чем акт обследования Здания от 24 июля 2019 года № №... не может быть принят судом в качестве доказательства обоснованности включения Объекта в Перечень Приказа № 128-п.
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, фактическом использовании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади рассматриваемого Здания, предусматривающих размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, т.е. подтверждающих правомерность включения спорного Объекта в оспариваемые Перечни, административным ответчиком не представлено, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Ссылка административного ответчика на то, что административный истец не обращался в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга с возражениями на проекты Перечней, не может быть принята во внимание, поскольку такое обращение не является обязательным условием для предъявления административного иска о признании нормативного правового акта недействующим.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца в соответствии с положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Бсз» об оспаривании нормативных правовых актов в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 5464 Приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»
Признать недействующим со дня принятия пункт 5458 Приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 № 128-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом в пользу Открытого акционерного общества «Балтийский судомеханический завод» расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Е.А. Витушкина