РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2022 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Мельничук О.В.,
при секретаре Шевчук М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-308/2022 по административному исковому заявлению Пустового В.П. об оспаривании бездействий, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Пустовой В.П. обратился в Тульский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействий, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 16.11.2020 умерла его мать ФИО Наследственное имущество, оставшееся после смерти наследодателя ФИО, включает в себя квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую ей на праве собственности. Он (Пустовой В.П.) является наследником по закону к имуществу матери. Указанный объект недвижимости был поставлен на кадастровый учёт и ему присвоен кадастровый номер лишь 19.07.2021. Административный истец полагает, что лишен возможности вступить в права наследования после смерти матери, поскольку кадастровая стоимость указанной выше квартиры, необходимая для исчисления нотариального тарифа за получение свидетельства о праве на наследство по закону, на момент смерти матери (16.11.2020) не установлена.
На основании изложенного, с учетом уточнения заявленных требований, Пустовой В.П. просит суд выявить ответственных за постановку названной квартиры на кадастровый учет до 16.11.2020; рассчитать кадастровую или рыночную стоимость указанного объекта недвижимости на дату смерти наследодателя 16.11.2020; дать оценку переводу многоквартирного дома по адресу: <адрес> в статус «индивидуальный жилой дом».
Административный истец Пустовой В.П. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представители административного ответчика – Государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» (далее – ГУ ТО «Областное БТИ») по доверенностям Ерохина А.А. и Самохина Ю.С. возражали против удовлетворения заявленных требований, просили в административном иске отказать.
Представитель заинтересованного лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Черкашина О.Н. в судебном заседании с заявленными Пустовым В.П. требованиями не согласилась, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица – АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по доверенности Каледина Е.С. с заявленными Пустовым В.П. требованиями также не согласилась, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Административные ответчики - директор ГУ ТО «Областное БТИ» Кептэнарь М.М, начальник Донского отделения ГУ ТО «Областное БТИ» Карташова С.А., начальник Межмуниципального отдела по г.Новомосковск и г.Донской Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области Тюлькина Г.Н.; представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области; заинтересованное лицо – нотариус Шалимова О.В. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения административного истца Пустового В.П., представителей административных ответчиков ГУ ТО «Областное бюро технической инвентаризации» по доверенностям Ерохиной А.А. и Самохиной Ю.С., представителей заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Черкашиной О.Н., АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по доверенности Калединой Е.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии или/и суде; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора передачи <данные изъяты>, свидетельства о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационного удостоверения, выданного МП «Инвентаризатор» <данные изъяты>, ФИО на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
16.11.2020 ФИО умерла. Нотариусом Донского нотариального округа Тульской области Шалимовой О.В. заведено наследственное дело № о выдаче свидетельства о праве на наследство к имуществу ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей 16 ноября 2020 года.
Наследником по закону к имуществу ФИО, в соответствии со ст.1142 ГК РФ, заявившим свои наследственные права, является ее сын Пустовой В.П. Наследственное имущество, оставшееся после смерти наследодателя ФИО, включает в себя квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Для исчисления нотариального тарифа за получение свидетельства о праве на наследство по закону на входящий в состав наследства объект недвижимости с кадастровым номером №, нотариусом был сделан запрос на получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости на день смерти наследодателя - 16 ноября 2020 года, однако сведения о кадастровой стоимости вышеуказанной квартиры на названную дату отсутствовали.
Указанные обстоятельства подтверждаются договором передачи <данные изъяты>, свидетельством о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (в реестре за №), регистрационным удостоверением, выданным МП «Инвентаризатор» <данные изъяты>, письменными пояснениями нотариуса Шалимовой О.В. от 22.06.2022 и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
То есть, из существа заявленных административным истцом требований устраивается, что они направлены на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № на момент смерти правообладателя, то есть 16.11.2020.
На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.
Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.06.2022 следует, что квартира с кадастровым номером № расположена по адресу: <адрес>, дата присвоения кадастрового номера 19.07.2021. Кадастровая стоимость указана в размере 577673,36 руб. Право собственности на названный объект недвижимости не зарегистрировано.
Как следует из сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 17.06.2022 архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № была определена по состоянию на 19.07.2021 (дату постановки) на основании акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ», и установлена в размере 649853,09 руб. Вышеуказанная стоимость внесена в единый государственный реестр недвижимости 27.07.2021 и применялась с 19.07.2021.
Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 22.02.2022 на основании акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ», и установлена в размере 577673,36 руб. Вышеуказанная стоимость внесена в единый государственный реестр недвижимости 02.03.2022 и применяется с 22.02.2022.
ГУ ТО «Областное БТИ» создано на основании Постановления правительства Тульской области от 24.08.2016 № 384 «О создании Государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» в целях осуществления постоянного хранения технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации, использования и предоставления содержащихся в ней сведений.
Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (абзац первый статьи 24.12).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» Постановлением правительства Тульской области от 14.11.2018 № 477 в 2019 году (по состоянию на 1 января 2019 г.) государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области проведена ГУ ТО «Областное БТИ».
На основании ст.14 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости объектов капитального строительства осуществлялось ГУ ТО «Областное БТИ» в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 (далее – методические указания), в редакции приказа Минэкономразвития России от 09.08.2018 № 409, действовавшими до 03.03.2020, которые определяли правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости: земельных участков и иных объектов недвижимости, в том числе объектов капитального строительства (ОКС) (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (ОНС), помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов (ЕНК).
Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2019 году, сформированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по состоянию на 01.01.2019, был предоставлен ГУ ТО «Областное БТИ» уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в соответствии со ст.13 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Как следует из объяснений представителей административного ответчика ГУ ТО «Областное БТИ» объект недвижимости с кадастровым номером № в данном перечне отсутствовал.
Филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Тульской области во исполнение ст.16 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» направил в адрес ГУ ТО «Областное БТИ» сведения о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения 19.07.2021, в том числе информацию, согласно которой объект недвижимости с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес>, и является квартирой, наименование «кв.№», площадью <данные изъяты> кв.м.
На основании пункта 7.1. методических рекомендаций при определении кадастровой стоимости методами массового подхода учреждением проводилась группировка объектов недвижимости в соответствии с приложением № 2 к методическим указаниям. В результате группировки объект оценки с кадастровым номером № отнесен к функциональной группе 0101 «Дома жилые экономичного класса (с преобладанием малогабаритных квартир)». В соответствии с пунктом 3.1. методических указаний вид использования объекта недвижимости подтвержден администрацией соответствующего муниципального образования.
В результате определения кадастровой стоимости методами массовой оценки, по состоянию на 19.07.2021 кадастровая стоимость объекта оценки с кадастровым номером № составила 649 853,09 руб.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» ГУ ТО «Областное БТИ» направило результаты определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения 19.07.2021 (сопроводительное письмо исх. <данные изъяты> и акт об определении кадастровой стоимости <данные изъяты>). Вышеуказанный акт содержал в себе, в том числе, кадастровую стоимость объекта оценки с кадастровым номером №.
Позже филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Тульской области во исполнение статьи 16 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» вновь направил в адрес ГУ ТО «Областное БТИ» сведения о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения 22.02.2022, в том числе информацию, согласно которой сведения об объект недвижимости с кадастровым номером №, были дополнены сведениями об этаже расположения данного объекта – «1».
В результате определения кадастровой стоимости методами массовой оценки по состоянию на 22.02.2022 кадастровая стоимость объекта оценки с кадастровым номером № составила 577 673,36 руб.
В соответствии со статьей 16 Закона о ГКО ГУ ТО «Областное БТИ» направило результаты определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения 22.02.2022 (сопроводительное письмо исх. <данные изъяты> и акт об определении кадастровой стоимости <данные изъяты>). Вышеуказанный акт содержал в себе, в том числе, кадастровую стоимость объекта оценки с кадастровым номером №.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшей в редакции до 1 января 2017 года, сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер (ч.4).
На основании данной нормы Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 года № 1 «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости» утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Этот Порядок устанавливает сроки и правила включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, правила передачи в органы кадастрового учета заверенных уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копий технических паспортов ранее учтенных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - копии технических паспортов).
Таким образом, соответствующие сведения в ГКН включались органами кадастрового учета на основании данных, переданных им органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществлявших до дня вступления в силу этого Закона или в переходный период его применения особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений.
В ходе рассмотрения данного дела судом установлено, что в рамках государственного контракта от 07.12.2011 №165 Д «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (III этап)», заключенного между ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и Росреестром, была проведена оцифровка (создание электронных копий) технических паспортов и их передача в электронном виде в Росреестр.
В соответствии с условиями указанного контракта из ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Тульской области поступили XML-схемы, содержащие сведения о характеристиках объектов недвижимости, необходимые для внесения в ЕГРН, в том числе, сведения о характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером №.
В адрес филиала ФБГУ «ФКП Росреестра» по Тульской области из ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» были переданы сведения об индивидуальном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, по данным последней инвентаризации от 24.08.2010, которые внесены в ГКН. Дата присвоения кадастрового номера – 25.12.2013.
Сведения о квартире №№, расположенной по указанному выше адресу, не передавались.
В соответствии со ст.ст.14, 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрации прав носит заявительный характер.
В силу с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются документы, указанные в ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ.
Вместе с тем, судом установлено, что в Управление запрос о предоставлении сведений или заявление о государственной регистрации ранее возникшего права на спорный объект, заявлений о внесении сведений как о ранее учтенном объекте недвижимости не подавались, документы, подтверждающие ранее произведенный технический учет данного объекта, также в Управлении отсутствовали.
19.07.2021 в ЕГРН по правоустанавливающим документам внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости – квартире № №, с присвоением кадастрового номера № на основании заявления истца Пустового В.П.
В силу ст.24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ч.1).
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (ч.2).
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что спорный объект недвижимости с кадастровым номером № (ранее учтённое помещение) поставлен на государственный кадастровым учет 19.07.2021 и на указанную дату определена его кадастровая стоимость в размере 649853,09 руб.
Поскольку квартира № № как самостоятельный объект недвижимости и объект прав не стояла на государственном кадастровом учете на момент смерти правообладателя (16.11.2020), то кадастровая стоимость не может быть определена по состоянию на указанную дату.
Оснований для возложения на административного ответчика обязанности подготовить отчет о рыночной стоимости спорной квартиры не предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенных обстоятельства и собранных по делу доказательств, руководствуясь вышеуказанными номами права, суд приходит к выводу о том, что внесение в ЕГРН кадастровой стоимости объекта на дату, предшествующую дате кадастрового учета данного объекта (16.11.2020), не соответствует положениям действующего законодательства, в связи с чем полагает в удовлетворении заявленных требований Пустового В.П. отказать.
Исходя из вышеизложенного, оснований для прекращения производства по настоящему делу в части требования об определении среди ответчиков виновных, не обеспечивших своевременную постановку спорного жилого помещения на кадастровый учет, с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 1 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости», не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Пустового В.П. об оспаривании бездействий, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий