ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-30/18 от 18.07.2018 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-30/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 18 июля 2018 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Железняковой С.А.

при секретаре Чимит Е.Ш., с участием переводчика Монгуш С.В.,

административного истца Сонам Ч.С., представителей административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва, Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва У. К.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сонам Ч.С. к Министерству финансов Республики Тыва, Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Сонам Ч.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Республики Тыва, Управлению Федерального казначейства по Республике Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 ноября 2016 года её исковое заявление к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение удовлетворено частично. Суд обязал Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить Сонам Ч.С. жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Исполнительный лист от 27.12.2016 года по делу от 24.12.2016 года выдан Кызылским городским судом Республики Тыва, на основании которого судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП возбуждено исполнительное производство По настоящее время не может добиться исполнения решения суда. Общая продолжительность неисполнения судебного акта составила 18 месяцев. Считает, что допущено нарушение исполнения судебного акта в разумный срок. Существенное затягивание сроков исполнения судебного постановления имело место по обстоятельствам, не зависящим от неё, а именно вследствие затягивания строительства домов для сирот. В связи с нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок она понесла значительные убытки, которые выразились в аренде жилья. Снимает дом общей площадью * кв.м., и по настоящее время проживает там. Полагает, что размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок составляет * рублей. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере * рублей и расходы по оплате государственной пошлины.

Определением суда от 27 июня 2018 года в качестве заинтересованных лиц по административному делу привлечены Федеральная служба судебных приставов, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва.

Определением суда от 18 июля 2018 года произведена замена административного ответчика – Управления Федерального казначейства по Республике Тыва на надлежащего административного ответчика – Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.

В судебном заседании административный истец Сонам Ч.С. поддержала административное исковое заявление.

Представители административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва, Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва У. К. просили отказать в удовлетворении административного иска.

Представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, Федеральной службы судебных приставов в судебное заседание не явились, заинтересованные лица надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 ноября 2016 года, вступившим в законную силу 24 декабря 2016 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить Сонам Ч.С. жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям, площадью не ниже установленной законом нормы, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда Сонам Ч.С. был выдан исполнительный лист серии который поступил в МОСП г. Кызыла по РОВИП 7 июля 2017 года.

13 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП возбуждено исполнительное производство в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва с предметом исполнения: обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить Сонам Ч.С. жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва, площадью не ниже * кв.м., установленный законом нормы, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На день подачи настоящего административного иска судебное решение о предоставлении жилого помещения Сонам Ч.С. не исполнено.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов (часть 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 4 статьи 4 Закона Республики Тыва от 4 декабря 2017 года № 338-ЗРТ « О республиканском бюджете Республики Тыва на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» утверждена ведомственная структура расходов республиканского бюджета на 2018 год согласно приложению 12. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва указано в приложении № 12, следовательно, оно является главным распорядителем средств республиканского бюджета.

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).

Соответственно, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва (далее - должник, Агентство)) и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.

Как установлено судом, исполнительное производство возбуждено 13 июля 2017 года.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа выданного Кызылским городским судом Республики Тыва 27 декабря 2016 года, вручена должнику 25 июля 2017 года.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

В письме директора Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 28 июля 2017 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что исполнить постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении Сонам Ч.С. не представляется возможным, поскольку жилые помещения в специализированном жилищном фонде для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отсутствуют. Исполнение решения суда возможно после окончания строительства жилых домов, отнесения их к специализированному жилищному фонду и передачи в распоряжение Агентства. Просила приостановить исполнительное производство.

14 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 50 000 рублей.

Копия вышеуказанного постановления получена должником 15 сентября 2017 года.

14 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 20 сентября 2017 года.

Копия постановления о назначении нового срока исполнения получена должником 15 сентября 2017 года.

В письме директора Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 20 сентября 2017 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, содержится просьба о приостановлении исполнительного производства в связи с тем, что жилое помещение Сонам Ч.С. будет предоставлено по мере передачи готовых домов с инженерной инфраструктурой в оперативное управление специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

14 сентября 2017 года директор Агентства предупреждена об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

5 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем направлено должнику требование об исполнении решения суда в срок до 11 декабря 2017 года.

В письме директора Агентства от 11 декабря 2017 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, с приложением распоряжений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 24 августа 2015 года, от 6 июля 2015 года сообщается о том, что исполнение решения суда в установленные приставом сроки до 11 декабря 2017 года невозможно из-за отсутствия жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

6 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем направлено должнику требование об исполнении в 7-дневный срок со дня поступления требования должнику требований решений суда неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах, в полном объёме. В случае временной невозможности исполнения решений суда в указанный срок предоставить письменный ответ с заверенными надлежащим образом документами, подтверждающими временную невозможность исполнения решений суда до 14 февраля 2018 года. К требованию приложен список исполнительных производств, в числе которых указана Сонам Ч.С.

15 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем направлен запрос в Министерство финансов Республики Тыва о предоставлении выписки из бюджета Республики Тыва о заложенных денежных средствах на строительство и приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и инвалидам на 2016, 2017, 2018 годы.

В ответе первого заместителя министра министерства финансов Республики Тыва, адресованном судебному приставу-исполнителю, указано, что с 2011 года по 2017 годы на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений направлено * тыс. рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета - * тыс.рублей, за счёт республиканского бюджета – * рублей. Министерство финансов Республики Тыва ежегодно осуществляет финансирование на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Судебным приставом-исполнителем направлено должнику требование об исполнении в срок до 20 июня 2018 года решения суда неимущественного характера и о предоставлении судебному приставу-исполнителю заверенных надлежащим образом документов, подтверждающих исполнение решения суда. В случае временной невозможности исполнения решений суда в указанный срок предоставить письменный ответ с заверенными надлежащим образом документами, подтверждающими временную невозможность исполнения решений суда.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (7 июля 2017 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (26 июня 2018 года), составила 11 месяцев 20 дней.

При рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нём доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела, с учётом общей продолжительности исполнения судебного акта, достаточности и эффективности действий органа, организации или должностного лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, в целях своевременного исполнения судебного акта, поведения административного истца и иных участников процесса в целях своевременного исполнения судебного акта, предмета исполнения, практики Европейского суда по правам человека и других обстоятельств.

Превышение общей продолжительности исполнения судебного акта само по себе не свидетельствует о нарушении права на судопроизводство в разумный срок.

Учитывая, что общая продолжительность судопроизводства по данному гражданскому делу (со дня подачи иска о предоставлении квартиры (21.09.2016) до дня подачи административного иска о компенсации (26.06.2018)) составляет всего 1 год 11 месяцев 6 дней, продолжительность исполнения судебного акта составила менее 1 года, предметом исполнения является жилое помещение, которое необходимо построить, а также с учётом того, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди на получение жилого помещения в городе Кызыле, на 1 января 2018 года составляет 1 668 человек, в том числе имеется 238 неисполненных судебных решения, обязывающих предоставить жилое помещение в городе Кызыле, поведение административных ответчиков в целях исполнения судебного акта, которое подтверждается документами, имеющимися в материалах административного дела, критериев, установленных в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу, что срок исполнения судебного акта является разумным.

Ссылка административного истца на то, что в результате неисполнения решения суда она несёт убытки в виде оплаты арендной платы за жилое помещение, ничем не подтверждены, так как в представленном ею в суд договоре найма жилого помещения от 15.07.2016 года указано, что нанимателем является С.

При таких обстоятельствах факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок судом не установлен, поэтому требование Сонам Ч.С. к Министерству финансов Республики Тыва, Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175- 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Сонам Ч.С. к Министерству финансов Республики Тыва, Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 23 июля 2018 года.

Председательствующий С.А. Железнякова