ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-30/18 от 19.06.2018 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело №3а-30/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2018 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Арслановой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Яковлеве А.Г.,

с участием представителей административного истца Игнатьева В.Г. Михайлова Е.А., Ярцева М.Ю., представителя административного ответчика Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики и заинтересованного лица администрации города Чебоксары Чувашской Республики Николаева Д.О., прокурора Овчинниковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Игнатьева Владимира Геннадьевича к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании частично недействующим нормативно–правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Игнатьев В.Г. обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с уточненным административным исковым заявлением к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании недействующим пункта 1.1. решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее Схема) на территории города Чебоксары нестационарного торгового объекта под порядковым номером 2.18.12.- павильона в районе <адрес>.

Исковые требования мотивированы следующим. Между Игнатьевым В.Г. и администрацией города Чебоксары на основании протокола об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 23.08.2013 заключен договор аренды № 97/1080-ЛК от 26.08.2013 части земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., для установки временного остановочного и торгового павильона по адресу: <адрес> (четная сторона) в районе остановки общественного транспорта «Новый автовокзал» сроком до 23.08.2016. На указанном земельном участке в соответствии с условиями договора аренды Игнатьев В.Г. разместил торговый павильон, площадью 54 кв.м.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» утверждена вышеназванная Схема, в которую включен торговый павильон, установленный Игнатьевым В.Г., под № 2.18.12.

Однако, решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25.04.2017 № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года №1205» в вышеназванное решение Чебоксарского городского Собрания депутатов №1205 были внесены изменения, предусматривающие исключение из Схемы отдельных нестационарных торговых объектов (пункт 1.1 решения), в том числе, объекта с порядковым номером 2.18.12., принадлежащего Игнатьеву В.Г.

По мнению заявителя, оспариваемый акт нарушает его права, так как администрация г. Чебоксары обратилась к нему с требованиями о сносе павильона, в связи с истечением срока действия договора аренды и исключением павильона из Схемы.

Между тем, главой 5.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) с 1 марта 2015 года предусмотрена возможность использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных в собственность граждан или юридических лиц, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (ст.ст. 39.33, 39.36 ЗК РФ).

При таких обстоятельствах, истечение сроков аренды земельных участков, и, соответственно, сроков, дающих право на размещение на них нестационарных торговых объектов, само по себе не могло служить основанием для произвольного исключения данных объектов из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205. Более того, в п. 2 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденном приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16.11.2010 № 184, установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории города утверждается и разрабатывается на неопределенный срок. Это обстоятельство дает возможность для стабильного осуществления торговой деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства.

Земельный участок, предоставленный ранее для размещения торгового объекта Игнатьеву В.Г., для каких-либо государственных или муниципальных нужд не изымался. Приказом Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 г.г. и период до 2020 года» установлено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров без проведения конкурентных процедур. Согласно позиции Конституционного суда РФ полномочия местных органов самоуправления в области расширения сферы услуг не могут носить произвольного характера. Согласно ч. 6 ст. 10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра места размещения торговых объектов, строительство реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы. Органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов (ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», ст. 15 ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ»).

Ссылаясь на изложенное, указывая на то, что в настоящее время в суде решается спор по иску к нему администрации города Чебоксары о сносе торгового павильона, истец просил признать недействующим пункт 1.1 вышеназванного решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25.04.2017 № 732 в части исключения из Схемы торгового объекта под номером 2.18.12.

В судебном заседании представители административного истца Игнатьева В.Г. Михайлов Е.А. и Ярцев М.Ю. поддержали иск в полном объеме. Михайлов Е.А. сообщил суду, что, направляя его доверителю уведомление об отказе от исполнения договора аренды, администрация г. Чебоксары объяснила это исключением павильона Игнатьева В.Г. под номером 2.18.12 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов. На этот же факт она ссылалась при рассмотрении иска о сносе торгового павильона в районном суде. Именно поэтому они вынуждены были оспаривать нормативный акт в части исключения торгового объекта из Схемы, в связи с чем производство по иску о сносе торгового павильона в районном суде приостановлено. При включении нестационарных торговых объектов в Схему в 2013 году в самом документе были указаны их географические координаты, которые практически совпадают с координатами местоположения павильона Игнатьева В.Г., в то время как вблизи никаких иных нестационарных торговых павильонов не имелось и в настоящее время не имеется. Проект остановочного и торгового павильона разрабатывался самой администрацией г. Чебоксары и был утвержден главным архитектором города, в связи с чем доводы администрации о том, что такой павильон не мог размещаться на остановке общественного транспорта является необоснованным. К тому же правилами запрещена установка киосков, в то время как истец имеет рядом с остановочным павильоном торговый павильон. При таких обстоятельствах, Игнатьев В.Г. заинтересован в сохранении указанного объекта в схеме для возможности и в дальнейшем вести предпринимательскую деятельность в данной торговой точке.

Представитель административного ответчика, он же представитель заинтересованного лица Николаев Д.О. исковые требования не признал. Он сообщил суду, что, действительно, решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25.04.2017 № 732 в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года №1205 внесены изменения, в результате которых из Схемы исключен объект с порядковым номером 2.18.12 (п. 1.1 решения). Однако, эти изменения были внесены не произвольно, а на основании проведенного по заказу администрации города Чебоксары анализа потребности населения Чувашской Республики в нестационарных торговых объектах на территории Ленинского района г. Чебоксары по состоянию на 01.04.2017. Право на размещение нестационарного торгового объекта предоставляется победителю торгов строго на аукционе, в то время как Игнатьев В.Г., договор аренды части земельного участка с которым расторгнут, к настоящему времени утратил такое право. Кроме того, размещение торгового павильона на остановке общественного транспорта нарушает требования действующих нормативов, запрещающих установку торговых киосков на остановках (отзывы на иск от 22.05.2018, протокол судебного заседания от 22.05.2018).

Впоследствии сторона ответчика, администрация г. Чебоксары изменили свою позицию. Их представитель в последующих судебных заседаниях указывал на то, что исключение п. 2.18.12. из Схемы размещения нестационарных торговых объектов не нарушает прав Игнатьева В.Г., поскольку его павильон не включен в оспариваемую Схему. Истец использовал земельный участок, предоставленный ему до утверждения Схемы в аренду для размещения торгового и остановочного павильона. В настоящее время в связи с отказом администрации от исполнения договора аренды земельного участка, он утратил право на аренду этого участка, и, соответственно, на размещение на нем торгового павильона. Павильон Игнатьева В.Г. и павильон, указанный в схеме, имеют разные адреса, наименования, площади. Относительно торгового павильона, который был указан в Схеме под номером 2.18.12, представитель администрации сообщил, что это, очевидно, был другой объект, возможно тот, который принадлежал ООО «Лаура» (общество в настоящее время ликвидировано) и был снесен по решению суда в 2014 году. При этом местоположение объекта под номером 2.18.12 фактически было иным, а географические координаты, внесенные в 2013 году в Схему для идентификации указанных в ней объектов, просто содержат ошибки.

Изучив материалы дела, выслушав мнение участвующих в деле лиц, заключение прокурора Овчинниковой Н.А., полагавшей необходимым удовлетворить требования Игнатьева В.Г. в полном объеме ввиду нарушения оспариваемым пунктом его прав, суд приходит к выводу об обоснованности требований, заявленных истцом.

Согласно положениям ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с п.п. 7-9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п. 8 ст. 213).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, а нарушение этим актом прав, свобод и законных интересов - административным истцом.

Оценивая соответствие оспариваемого нормативного акта требованиям закона о полномочиях органа, принявшего этот акт, о его форме и виде, в которых соответствующий орган вправе был его принять, процедуре его принятия и правилах введения его в действие, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ). Указанная схема и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч. 5 ст. 10 Закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).

Закон Чувашской Республики от 13 июля 2010 года № 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках» содержит аналогичные положения (ч.ч.1- 3 ст. 5 Закона ЧР от 13.07.2010 №39).

Процедура разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов определена приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов».

Согласно п.п. 2, 7, 8 этого Порядка схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по городским, сельским поселениям, входящим в их составы, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, на неопределенный срок с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями. В Схему могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения.

В силу п. 21 ст.50 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (далее Устав), утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года № 40, разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов отнесена к полномочиям администрации г.Чебоксары как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Согласно п. 26 ст. 31 Устава вышеназванная Схема утверждается Чебоксарским городским Собранием депутатов.

В силу ст. 33 Устава по вопросам своей компетенции Чебоксарское городское Собрание депутатов принимает правовые акты в форме решений. Заседание Чебоксарского городского Собрания депутатов считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 32 Устава).

Пунктом 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 декабря 2007 года № 868 «О периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» установлено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары считается первая публикация их полного текста в «Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары», газете «Чебоксарские новости» или первое опубликование на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года №732 «О внесении изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» внесены изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Чебоксары.

Как видно из имеющегося в материалах дела протокола от 25 апреля 2017 года № 19, на заседании Чебоксарского городского Собрания депутатов из 43 депутатов присутствовали 39 депутатов, что свидетельствует о наличии кворума.

Решение от 25 апреля 2017 года № 732 официально опубликовано 2 мая 2017 года на официальном сайте г. Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» от 4 мая 2017 года № 8.

Таким образом, при принятии решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие соответствующего нормативного правового акта, форму и вид, в которых этот нормативный правовой акт должен быть принят, процедуру принятия соответствующего нормативного правового акта и правила введения его в действие. Кроме того, соблюдение закона при принятии данного нормативно-правового акта было предметом исследования ранее состоявшихся судебных решений, которыми проверялись иные положения оспариваемого акта (например, решения Верховного Суда Чувашской Республики от 05.10.2017, 13.10.2017, соответствующие апелляционные определения Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2017, 12.02.2017).

Пунктом 1.1. решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 исключен ряд строк из Схемы, в том числе строка 2.18.12., предусматривавшая размещение павильона, площадью <данные изъяты> кв.м., имеющего специализацию - продовольственные товары, в районе <адрес>.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Игнатьеву В.Г. по итогам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка предоставлена часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес> (четная сторона), в районе остановки общественного транспорта «Новый автовокзал», для размещения объектов торговли для установки временного остановочного и торгового павильонов, сроком аренды с 23.08.2013 по 23.08.2016.

По проекту, утвержденному главным архитектором города, на предоставленном Игнатьеву В.Г. в аренду земельном участке им размещен остановочный и торговый павильон, площадью <данные изъяты> кв.м., который функционирует в настоящее время.

По истечении срока аренды стороны продолжали исполнять договор аренды. Однако, впоследствии письмом от 27.01.2017 № 29/08-421 администрация города Чебоксары известила Игнатьева В.Г. об одностороннем отказе от договора аренды и потребовала в течение 30 дней с момента получения уведомления освободить земельный участок и сдать его по акту приема-передачи.

04.10.2017 администрация города Чебоксары обратилась с иском в Ленинский районный суд г. Чебоксары с требованием к Игнатьеву В.Г. об освобождении земельного участка путем сноса временного остановочного и торгового павильона. Иск мотивировала тем, что срок аренды истек, и администрация города известила арендатора об одностороннем отказе от исполнения договора аренды.

Из отзывов администрации г. Чебоксары на настоящее административное исковое заявление следует, что первоначально администрация г. Чебоксары подтверждала факт исключения торгового объекта под номером 2.18.12, принадлежащего Игнатьеву В.Г., из вышеназванной Схемы. Однако, при этом не соглашалась с исковыми требованиями ввиду обоснованности исключения торгового павильона из Схемы, обусловленного проведенным по ее заказу экспертным исследованием, учитывая отсутствие права у истца на предъявление административного иска из-за прекращения арендных отношений. Ту же позицию представитель административного ответчика и заинтересованного лица высказал в ходе рассмотрения иска по существу, указав дополнительно, что действующими стандартами запрещена установка торговых павильонов на остановках общественного транспорта.

Проверяя доводы ответчика и заинтересованного лица о том, что оспариваемое постановление не затрагивает прав и интересов административного истца, поскольку в оспариваемом акте речь идет об ином, не принадлежащем Игнатьеву В.Г. нестационарном торговом объекте, суд учитывает следующее.

Указывая, что торговый объект, принадлежащий Игнатьеву В.Г., не является тем стационарным объектом, который исключен из вышеназванной Схемы под номером 2.18.12, администрация города Чебоксары в то же время не может с достоверностью указать, был ли установлен и какой именно нестационарный торговый объект в соответствии с указанной схемой под номером 2.18.12. Возражения ответчика и заинтересованного лица носят предположительный характер и не подтверждаются материалами дела.

Так, из представленных в дело доказательств следует, что при утверждении решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, объекты, указанные в перечне, идентифицировались по наименованию, местоположению относительно близлежащих домов или остановок общественного транспорта, по площади и географическим координатам.

Под номером 2.18.12 должен был размещаться павильон, расположенный в районе <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., действующий круглогодично, с продовольственным ассортиментом реализуемого товара, имеющий следующие географические координаты: широта 56,112237, долгота 47,269518.

Место размещения или адрес нестационарного торгового объекта имели приблизительный характер, с указанием на район вблизи определенного дома или остановки общественного транспорта с конкретным наименованием. В графе «площадь» указывалась площадь земельного участка, или торгового объекта (строения, сооружения), или его части. Оба эти критерия имеют неточный характер, не позволяют однозначно идентифицировать объект. Так, например, спорный объект, принадлежащий Игнатьеву В.Г., находится вблизи <адрес>, около остановки общественного транспорта «Новый автовокзал». Площадь земельного участка, предоставленного в аренду, составляет 80 кв.м., а самого торгового павильона 55 кв.м.

Вместе с тем для идентификации местоположения объектов в Схеме имелся еще один, более точный параметр, графа «иная дополнительная информация», где указывались наиболее точные сведения о местоположении нестационарного торгового объекта - его географические координаты.

Так, спорный объект, принадлежащий Игнатьеву В.Г., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , в соответствии с заключением МБУ «Управление территориального планирования» от 19.06.2018, имеет координаты: широта 56,112373, долгота 47,269409. Фактически он расположен в 9,34- 9,48 метрах от проезжей части дороги, и - в 6-7 метрах от точки, указанной в Схеме под номером 2.18.12. Никаких иных нестационарных торговых объектов, находящихся в непосредственной близости от павильона Игнатьева В.Г., и более подходящих под описание, данное под номером 2.18.12 в Схеме, не имелось ранее и не имеется сейчас. Администрацией города Чебоксары и ответчиком таких объектов не названо.

Таким образом, суду не представлено достаточных, относимых и допустимых доказательств, указывающих на то, что поименованный в Схеме объект под номером 2.18.12 не соответствует нестационарному торговому объекту, принадлежащему Игнатьеву В.Г., в связи с чем у суда отсутствуют основания для вывода о том, что торговый павильон заявителя не был включен в Схему, и исключен из нее оспариваемым актом.

В любом случае Игнатьев В.Г., ведущий свою деятельность посредством продажи товаров через нестационарный торговый объект, функционирующий в нескольких метрах от точки, включенной в Схему расположения нестационарных торговых объектов в городе, при отсутствии вблизи иных таких объектов, как предприниматель, имеет подлежащий судебной защите интерес в оспаривании рассматриваемого нормативного акта, поскольку вправе претендовать на осуществление своей деятельности в указанной торговой точке.

Из материалов административного дела следует, что на момент принятия Чебоксарским городским Собранием депутатов решения от 21 ноября 2013 года № 1205 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары», и на момент принятия оспариваемого решения нестационарный торговый объект Игнатьева В.Г., расположенный на остановке общественного транспорта «Новый автовокзал», вблизи <адрес> в <адрес>, использовался для осуществления торговой деятельности. Его эксплуатация началась до утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары. При таких обстоятельствах, Игнатьев В.Г. вправе претендовать на осуществление торговой деятельности в точке, включенной в Схему под номером 2.18.12, в том числе, при отсутствии действующего договора аренды земельного участка для занятия таким объектом.

Так, главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), введенной в действие с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (ст.ст. 39.33, 39.36 ЗК РФ). В разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 6786-ПК/Д23и указано, что в связи с вступлением в силу гл. V.6 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается, данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (п. 8).

При таких обстоятельствах, само по себе истечение срока договора аренды земельного участка №97/1080-ЛК от 26.08.2013, на котором расположен нестационарный торговый объект - остановочно-торговый павильон, не является основанием для исключения данного объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205. Для стабильного осуществления торговой деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства пунктом 2 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Минэкономразвития Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184, предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок.

Кроме того, согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 225-О, осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (ст. 8, ч. 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (ст. 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» также предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (п. 3.2.2).

Для муниципальных или государственных нужд, земельный участок, занятый под нестационарным торговым объектом, принадлежащим Игнатьеву В.Г., не изымался.

Стороной ответчика, администрацией города Чебоксары не доказан факт ошибочного, безосновательного включения в Схему нестационарного торгового объекта под номером 2.18.12.

В качестве доказательства, подтверждающего законность и обоснованность принятого решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732, сторона ответчика и администрация города ссылаются на заключение эксперта от 7 апреля 2017 года № 0082/2017, составленное экспертом ООО «Союз Экспертиз», согласно которому нестационарный торговый объект павильон, расположенный в районе <адрес>, под номером 2.18.12, рекомендуется к исключению из Схемы размещения нестационарных объектов на территории города Чебоксары. Между тем данное экспертное заключение не подтверждает отсутствие необходимой потребности населения во включении указанного нестационарного торгового объекта в Схему размещения нестационарных объектов на территории города Чебоксары, поскольку какого-либо анализа необходимой потребности населения в нестационарной торговле именно по данному объекту это экспертное заключение не содержит.

Кроме того, к сказанному в опровержение доводов ответчика о том, что принадлежащий Игнатьеву В.Г. объект не был включен в Схему, данное заключение указывает на наличие такого объекта с соответствующими павильону Игнатьева В.Г. характеристиками, что дополнительно подтверждает включение этого объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов.

Также несостоятельными являются доводы о том, что само по себе устройство торгового павильона совместно с остановкой общественного транспорта нарушает действующие в настоящее время правила. Проектирование временного остановочного и торгового павильона в районе остановки общественного транспорта «Новый автовокзал» (четная сторона) по <адрес> осуществлено по заказу администрации г. Чебоксары, проект согласован 22.11.2013 с главным архитектором города, о чем свидетельствует копия проекта, разработанного ИП Татур Г. под № 60.11/2013, представленная в дело истцом. Утверждение о том, что в силу п. 3.10.7 ОСТ 218.1.002-003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденных распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 № ИС-460-р, запрещается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков, не является основанием для исключения спорного объекта из Схемы. Так, вышеназванный запрет имеет отношение к киоскам, в то время как в Схеме речь идет о павильоне, который располагается рядом с остановочным. Так, согласно ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 № 582-ст в ред. от 29.03.2016, киоском признается нестационарный торговый объект, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляется хранение торгового запаса (п. 64). Между тем, в Схеме речь идет о торговом павильоне, который определяется как нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавца (п. 62). Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на установку рядом с остановочными торговых павильонов, принципиально отличающихся от киосков по своему строению, исключающему возможность образования очереди непосредственно рядом с остановкой общественного транспорта. Кроме того, как указывалось ранее, спорный павильон установлен на расстоянии более 9 метров от проезжей части. Предписаний, запретов или иных нареканий со стороны органов ГИБДД МВД по Чувашской Республике относительно местоположения спорных объектов не имелось.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для признания законным и обоснованным исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205, нестационарного торгового объекта под номером 2.18.12. В связи с этим решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения объекта под номером 2.18.12. из Схемы, следует признать недействующим.

В силу п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в числе прочего, указание на дату признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим. Это или дата вступления решения суда в законную силу или иная определенная судом дата.

Согласно разъяснениям, данным в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая изложенное, суд считает возможным признать данный акт недействующим в оспариваемой части с даты вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарного торгового объекта под порядковым номером 2.18.12- торгового павильона, расположенного в районе <адрес> в <адрес>.

Сообщение о настоящем решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу должно быть опубликовано в официальном печатном издании, в котором официально был опубликован нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Е.А.Арсланова

Решение изготовлено 25 июня 2018 года