Дело № 3а-30/2019
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2019 года г. Магадан
Магаданский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Вилер А.А.,
при секретаре Биттер Т.А.
с участием:
представителя административного истца – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «КЕРАМЗИТ», поданному его представителем ФИО1, к Правительству Магаданской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «КЕРАМЗИТ» (далее - ООО «КЕРАМЗИТ», общество), действуя через своего представителя по доверенности ФИО1, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Магаданской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Магаданской области и Чукотскому автономному округу) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 4253 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования под производственные сооружения, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
В обоснование административного иска общество указало, что владеет вышеуказанным земельным участком на праве собственности. Утвержденная постановлением администрации Магаданской области от 27 февраля 2012 года № 999-па «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Магаданской области» и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка в размере 6448738 рублей 84 копейки не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права истца как плательщика налога на имущество, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Ссылаясь на результаты оценки рыночной стоимости земельного участка на дату оценки 4 июня 2012 года, определенной на основании отчета ООО «Центр ОМЭК» от 10 июня 2019 года № 97 в размере 988000 рублей, ответ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Россреестра по Магаданской области от 13 июня 2019 года о невозможности принять к рассмотрению заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с истечением пятилетнего срока на его оспаривание просит установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости 988000 рублей.
Одновременно в административном исковом заявлении поставлен вопрос о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поскольку новая кадастровая стоимость уполномоченным органом не утверждалась.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее - Управлению Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу).
Представители административных ответчиков Правительства Магаданской области, ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. В отзывах на административное исковое заявление просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В ходе рассмотрения дела судом 9 сентября 2019 года объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 13 сентября 2019 года.
В судебном заседании представитель административного истца на исковых требованиях настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
В письменных возражениях относительно административного иска административный ответчик Правительство Магаданской области просит в иске отказать в связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, возражений относительно достоверности представленного истцом отчета об оценке не имеет.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в отзыве на административное исковое заявление оставляет разрешение вопроса по существу заявленных требований на усмотрение суда, поскольку не имеет юридической заинтересованности в исходе дела.
В возражениях на иск ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» указывает, что данным органом производится определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, а также ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных характеристик. Поскольку результаты государственной кадастровой оценки, произведенной ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и ООО «Центр Оценки и Аудита», отраженной в отчете № ГКОЗНП-49-2012 от 7 ноября 2012 года, утверждены постановлением администрации Магаданской области от 27 декабря 2012 года № 999-па, изменение количественных характеристик земельного участка с кадастровым номером №... не производилось, он не является вновь учтенным, то изменения в Единый государственный реестр недвижимости относительно его стоимости вносятся Управлением Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, связи с чем полагает, что является ненадлежащим ответчиком, просит изменить его процессуальное положение в деле на третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно спора.
Выслушав представителя истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункты 2, 5 статьи 65 ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что ООО «КЕРАМЗИТ» на основании договора купли-продажи земельного участка от 5 июля 2006 года № 844-ЗЕМ (запись о государственной регистрации от 25 июля 2006 года № 49-49-01/012/2006-611) является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 4253 кв.м, категории земель земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под производственные сооружения, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле выписками из ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации права от 25 июля 2006 года №... и при рассмотрении дела никем не оспаривались.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №... влияют на права и обязанности ООО «КЕРАМЗИТ» как плательщика земельного налога, следовательно, он имеет право на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости этого земельного участка.
В силу положений части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 8 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По делу установлено, что постановлением администрации Магаданской области от 27 декабря 2012 года № 999-па (в редакции от 27 апреля 2018 года) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Магаданской области по состоянию на 4 июня 2012 года.
Указанное постановление опубликовано в газете «Магаданская правда» № 5 - 6 (20553-20554), 22 января 2013 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... в соответствии с приложением № 1 к данному постановлению (строка № 4012) установлена в размере 6448738 рублей 84 копейки.
Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером №... внесены в реестр объектов недвижимости 9 февраля 2013 года, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости), является 4 июня 2012 года.
Письмом Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Россреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 13 июня 2019 года № 05-002483 заявление административного истца от 11 июня 2019 года не принято к рассмотрению, поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... в размере 6448738 рублей 84 копейки внесена в реестр объектов недвижимости 9 февраля 2013 года, то есть более пяти лет назад (л.д. 91).
Судом установлено, что на момент подачи ООО «КЕРАМЗИТ» заявления о пересмотре кадастровой стоимости (11 июня 2019 года), а в дальнейшем административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости очередные результаты определения кадастровой стоимости, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №... в государственный кадастр недвижимости не вносились, что в силу приведенных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет суду восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что ходатайство истца о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости подлежит удовлетворению, а срок для обращения с настоящим административным иском – восстановлению.
Разрешая административное исковое заявление по существу, суд установил следующее.
В соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что государственная оценка земельного участка с кадастровым номером №... осуществлялась ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и ООО «Центр Оценки и Аудита», отражена в отчете № ГКОЗНП-49-2012, раздел 6.4 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов – город Магадан (строка 4013 файла 1. Результаты ГКОЗ НП-КС ОО_- Город Магадан.xls), который размещен в свободном доступе на сайте Россреестра.
Постановлением администрации Магаданской области от 27 декабря 2012 года № 999-па результаты государственной оценки земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 4 июня 2012 года были утверждены и 9 февраля 2013 года внесены в Единый государственный реестр недвижимости Управлением Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, абзацем 2 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 3 Закона об оценочной деятельности определено, что для целей данного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Принимая во внимание основание заявленного административным истцом требования о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка (установление кадастровой стоимости в размере равном рыночной стоимости), с учетом положений части 5 статьи 247 КАС РФ, административный истец при рассмотрении данного дела должен доказать величину рыночной стоимости земельного участка (подлежащей установлению в качестве кадастровой) по состоянию на 4 июня 2012 года, а административные ответчики и заинтересованные лица, в случае несогласия с иском, - недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, приводимые в обоснование своих возражении, если таковые имеются.
В обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет об оценке от 10 июня 2019 года №97, составленный ООО «Центр ОМЭК», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 49:09:030604:24 по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (4 июня 2012 года) составляет 988000 рублей.
Из содержания пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В частности, исходя из положений абзаца 1 статьи 4, статьи 15, абзаца 4 статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и непредставление иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, свидетельствует о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство (статья 61 КАС РФ).
Оценивая по правилам статей 62, 84 КАС РФ отчет об оценке от 10 июня 2019 года № 97, составленный ООО «Центр ОМЭК», суд признает его соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности.
Из отчета следует, что оценка проведена на основании договора, заключенного ООО «КЕРАМЗИТ» с ООО «Центр ОМЭК», застраховавшим свою ответственность оценщика в САО «ВСК» по страховому полису №... сроком действия с 12 декабря 2018 года по 11 декабря 2019 года.
Оценщик С.., составившая отчет, является членом некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки», имеет квалификационный аттестат №... от 16 марта 2018 года в области оценочной деятельности по направлению «оценка недвижимости», выданный ФБУ «Федеральный ресурсный центр по организации управленческих кадров». Оценщик застраховала свою ответственность в САО «ВСК» по страховому полису №... сроком действия с 1 января по 31 декабря 2019 года (л.д. 62-64).
Отчет об оценке соответствует обязательным требованиям к содержанию отчета об оценке, предусмотренным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также федеральным стандартам оценки: «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденным приказами Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, 298, 299 и от 25 сентября 2014 года № 611 соответственно.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж. В отчете изложено подробное обоснование отказа оценщика от использования доходного и затратного подходов к оценке.
В отчете представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности, его площади, вида разрешенного использования; количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки; информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, влияющие на его стоимость.
Кроме того, оценщиком произведен анализ рынка объекта оценки. В отчете содержатся таблицы, описания расчетов, сами расчеты и пояснения к ним.
В ходе анализа рынка и нормативно-методической базы оценки оценщиком выявлены ценообразующие факторы (элементы сравнения), для сравнения оценщиком использовано три объекта-аналога, сопоставимых с объектом оценки.
В качестве аналогов использована информация о сделках и предложении с земельными участками из категории земель населенных пунктов под индустриальную застройку, расположенных в близлежащих регионах, сходных по экономико-географическим характеристикам в период, сопоставимый с датой оценки.
Оценщик проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога (скидка на уторговывание, вид имущественного права, корректировка местонахождения относительно населенного пункта, расположения относительно автомагистралей, инженерной инфраструктуры, фактора масштаба и инженерно-геологических условий) и привел подробное обоснование поправок (корректировок) и расчет их значений.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения, в отчете указаны дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Рыночная стоимость земельного участка рассчитана оценщиком по состоянию на 4 июня 2012 года, то есть на дату, когда была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Итоговая стоимость объекта оценки, определенная методом сравнительного подхода, с учетом округления составила 988000 рублей.
Оснований сомневаться в рассчитанной оценщиком стоимости земельного участка судом не установлено.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Каких-либо замечаний к представленному отчету от 10 июня 2019 года № 97, в частности относительно его соответствия требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, так же как достоверности определенной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 4 июня 2012 года в размере 988000 рублей, административные ответчики не представили.
Ходатайств о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №..., лица, участвующие в деле не заявляли.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 этого же федерального закона).
Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457.
Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Со дня вступления в силу Закона о государственной регистрации недвижимости сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Во исполнение указанной нормы права полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 1 января 2017 года осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
На территории Магаданской области таким органом регистрации прав является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Магаданской области и Чукотскому автономному округу не утверждался акт об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 49:09:030604:24, который не относится к объектам, указанным в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, им не осуществлялись функции по государственной кадастровой оценке данного земельного участка, суд приходит к выводу, что указанное учреждение в данном деле является ненадлежащим административным ответчиком.
Вопреки доводам представителя административного истца указанный вывод полностью согласуется с разъяснениями, данными в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
С учетом изложенного, оценив отчет об оценке от 10 июня 2019 года № 97, составленный ООО «Центр ОМЭК», суд приходит к выводу, что указанная в отчете итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 4253 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 988000 рублей и определенной по состоянию на 4 июня 2012 года является достоверной и применимой для целей изменения установленной кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
Исходя из вышеприведенных положений законодательства, проверив и оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ООО «КЕРАМЗИТ» и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №... в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке по состоянию на 4 июня 2012 года в сумме 988000 рублей.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Абзацем 4 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Заявление в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Россреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу ООО «КЕРАМЗИТ» подано 11 июня 2019 года (том 1 л.д. 71)
В силу абзаца 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом настоящее решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 4253 кв.м, категории земель земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования под производственные сооружения, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> в размере 988000 рублей, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости 11 июня 2019 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 4253 кв.м, категории земель земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования под производственные сооружения, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 988000 рублей, и определенной по состоянию на 4 июня 2012 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка является 11 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - до 1 октября 2019 года в судебную коллегию по административным делам Магаданского областного суда, с 1 октября 2019 года в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции – город Новосибирск Новосибирской области.
Установить день принятия решения суда в окончательной форме 17 сентября 2019 года.
Судья А.А. Вилер