ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-30/20 от 13.02.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-30/2020

УИД 76OS 0000-01-2019-000379-45

Мотивированное решение изготовлено 13.02.2020г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ярославль 30 января 2020 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при ведении протокола помощником ФИО1,

с участием прокурора Бурой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к муниципальному Совету Ярославского муниципального района Ярославской области о признании недействующим пункта 6 Приложения 2 к решению муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24.12.2015 №86 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района Ярославской области» (в редакции решения от 05.03.2019 № 9),

установил:

24 декабря 2015 года решением муниципального Совета Ярославского муниципального района №86 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района" утверждены коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Ярославского муниципального района, для расчета годовой арендной платы.

Решениями муниципального Совета Ярославского муниципального района от 27.06.2017 №50, от 22.02.2018 №10 коэффициенты функционального использования индексировались.

Решением муниципального Совета Ярославского муниципального района от 05.03.2019 №9 внесены изменения в решение №86.

Согласно пункту 6 Приложения 2 к решению в отношении земельных участков, предоставленных гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, определен с 1 апреля 2019 года новый коэффициент функционального использования в размере 4,410%.

ФИО2 обратился с административным исковым заявлением к муниципальному Совету Ярославского муниципального района Ярославской области о признании недействующим пункт 6 Приложения 2 к решению муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24.12.2015 №86 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района Ярославской области» (в редакции решения от 05.03.2019 № 9).

Административный иск обоснован тем, что оспариваемый пункт Приложения 2 к решению противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, пункту 2.11 постановления Правительства Ярославской области от 21 декабря 2008 г. N 710-п "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставляемые в аренду без торгов". Установленный решением коэффициент функционального использования в размере 4,410% мог быть только проиндексирован, а не устанавливаться вновь в ином размере, является экономически необоснованным, нарушает права арендатора.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержал.

Представитель административного ответчика - муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области ФИО3 в судебном заседании возражал против требований. Указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с действующим законодательством. Основные принципы определения арендной платы были соблюдены. Перед принятием решения об установлении коэффициента функционального использования для земельных участков с видом разрешенного использования – для огородничества, в размере 4,410% был подготовлен отчет ЗАО «Ярославский центр недвижимости» по определению коэффициентов функционального использования к ставкам арендной платы за земельные участки. Результаты отчета легли в основу при принятии оспариваемого решения.

Представитель заинтересованного лица - администрации Ярославского муниципального района ФИО4 возражал против требований заявителя, указав, что отчет ЗАО «Ярославский центр недвижимости» является документом, подтверждающим экономическое обоснования определения коэффициента функционального использования для земельных участков для огородничества.

Предоставление гражданам земельных участков для огородничества по окончании срока договора фактически приводит к оформлению данных земельных участков для ИЖС без торгов и дополнительных затрат для пользователей.

С целью повышения эффективности использования указанных земельных участков и было принято решение об установлении новых коэффициентов функционального использования.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО2 является арендатором земельного участка площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, земли населенного пункта, разрешенное использование - для ведения огородничества, расположенного по адресу: <адрес>

Данные обстоятельства подтверждены договором аренды земельного участка от 17 марта 2017 года.

Согласно расчету арендной платы, являющийся приложением к договору аренды земельного участка размер арендной платы определяется, в том числе с учетом коэффициента функционального использования.

Таким образом, ФИО2, в отношении которого применены оспариваемые положения указанного нормативного правового акта, имеет право на обращение с административным иском о признании этих положений недействующими.

24 декабря 2015 года решением муниципального Совета Ярославского муниципального района №86 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района" утверждены коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Ярославского муниципального района, для расчета годовой арендной платы.

Данное решение официально опубликовано в издании "Деловой вестник" (приложение к газете "Ярославский агрокурьер", N 51, 30.12.2015).

Решениями муниципального Совета Ярославского муниципального района от 27.06.2017 №50, от 22.02.2018 №10 коэффициенты функционального использования индексировались.

Решением муниципального Совета Ярославского муниципального района от 05.03.2019 №9 внесены изменения в решение №86.

Указанное решение официально опубликовано в издании "Деловой вестник" (приложение к газете "Ярославский агрокурьер", N 8, 07.03.2019).

Согласно пункту 6 Приложения 2 к решению в отношении земельных участков, предоставленных гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, определен с 1 апреля 2019 года новый коэффициент функционального использования в размере 4,410%.

В соответствии с пунктами «в», «г» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.

В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно пункту 2.3 Постановлению Правительства Ярославской области от 24.12.2008г. № 710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы на земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов» коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов области, устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа, за исключением коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа города Ярославля, предоставленных в целях капитального строительства (за исключением жилищного строительства).

Таким образом, определение размера коэффициента функционального использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с Уставом муниципального образования Ярославский муниципальный район Ярославской области Муниципальный Совет Ярославского муниципального района является представительным органом Ярославского муниципального района (статья 19 Устава).

Муниципальный Совет Ярославского муниципального района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Ярославской области, Уставом района, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Ярославского муниципального района (пункт 11 статьи 19 Устава).

Решения Муниципального Совета считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от установленной численности депутатов Муниципального Совета, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, настоящим Уставом (пункт 10 статьи 19 Устава).

Обнародование муниципальных нормативных правовых актов Муниципального Совета Ярославского муниципального района осуществляется Главой Ярославского муниципального района путем подписания и направления для официального опубликования в печатное средство массовой информации (пункт 13 статьи 19 Устава).

На основании указанных положений Устава муниципального образования Ярославский муниципальный район и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом местного самоуправления, в пределах предоставленных ему полномочий нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, форма, порядок принятия решения в части наличия кворума для признания его принятым и введения его в действие соблюдены.

Вместе с тем имеются основания для признания оспариваемого положения указанного решения недействующим.

Во исполнение требований Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 4 августа 2009 г. (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 582).

К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.

Порядок определения арендной платы земельных участков на территории Ярославской области определен постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 г. N 710-п "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставляемые в аренду без торгов".

Пункт 2.2 Порядка определения арендной платы земли на территории Ярославской области предусматривает расчет арендной платы исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб./кв. м), определяемый в соответствии с постановлениями правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, площади земельного участка (кв.м), коэффициента функционального использования, определяемого на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа).

Таким образом, согласно пункту 2.2 Порядка указанный коэффициент следует устанавливать на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района.

Основой для принятия решения Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 05.03.2019 N 9 послужил отчет ЗАО «Ярославский центр недвижимости» №19216-ОЗ об определении рыночных коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, расположенных на территории Ярославского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, применяемых для расчета арендной платы по видам разрешенного использования.

Из представленных доказательств следует, что при определении значения коэффициента функционального использования орган местного самоуправления не использовал критерии, установленные пунктом 2.2 Порядка определения арендной платы земельных участков на территории Ярославской области, а ограничился определением рыночного коэффициента функционального использования в отношении земельных участков по видам разрешенного использования.

Согласно отчету №19216-ОЗ коэффициент функционального использования определен как отношение рыночной стоимости арендной платы к кадастровой стоимости земельного участка.

Автор отчета исходил из того, что экономический смысл коэффициентов функционального использования представляет собой определение рыночной стоимости арендной платы земельных участков от их кадастровой стоимости.

Тем самым, определенный в отчете коэффициент учитывает исключительно экономические показатели и является рыночным, что не соответствует вышеуказанному нормативному правовому акту Ярославской области.

Правовые критерии определения коэффициента, предусмотренные пунктом 2.2 Порядка определения арендной платы за земельные участки на территории Ярославской области, не были учтены в отчете.

В отчете приведен анализ тенденции социально-экономического развития Российской Федерации и Ярославской области, приведена структура рынка недвижимости, охарактеризован сегмент рынка объекта оценки. Однако какие либо выводы о социальной значимости экономической деятельности арендаторов для развития Ярославского муниципального района не приведены и при определении коэффициента функционального использования данный критерий не был использован.

Из анализа данного отчета следует, что при его составлении не использовался Порядок определения арендной платы земельных участков на территории Ярославской области, не учитывалось понятие коэффициента функционального использования, сформулированного в пункте 2.2 указанного Порядка.

Кроме того, в отчете расчет коэффициента функционального использования для земельных участков под огородничество основан на рыночной стоимости трех объектов-аналогов, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения (ДНП, СНТ), тогда, как установил суд, земельные участки с данным видом разрешенного использования в Ярославском районе относятся к категории земель населенных пунктов.

Такой подход не соответствует принципу экономической обоснованности арендной платы, определенному в Постановлении Правительства Российской Федерации N 582, которая устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

В оспариваемом нормативном правовом акте отсутствует дифференциация между земельными участками с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства и земельными участками, предоставленные для сельскохозяйственного использования, для ведения крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных видом разрешенного использования.

В отчете №19216-ОЗ объединение указанных земельных участков в одну группу ничем необоснованно.

Таким образом, данный отчет не может служить доказательством, подтверждающим обоснованность установленного размера коэффициента функционального использования для земель под огородничество.

Другие доказательства, подтверждающие обоснованность размера коэффициента, административным ответчиком не представлено.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу, что введение рассматриваемого значения коэффициента функционального использования земельного участка без учета обязательных критериев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области, свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления принципа экономического обоснования определения арендной платы, установленного в Постановлении Правительства Российской Федерации N 582 и положений Порядка определения арендной платы земли на территории Ярославской области, имеющих большую юридическую силу.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (п.38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").

При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание их действие на протяжении длительного времени до принятия настоящего решения, на основании их реализовывались права и обязанности граждан, в том числе административного истца, рассчитывалась и вносилась арендная плата арендаторами, определялся бюджет муниципального района, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в газете «Ярославский агрокурьер» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, Главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующим с момента вступления настоящего решения в законную силу пункт 6 Приложения №2 к решению муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24.12.2015 №86 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района Ярославской области» (в редакции решения от 05.03.2019 № 9) в части установления коэффициента функционального использования в размере 4,410, применяемого для определения арендной платы.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в газете «Ярославский агрокурьер» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Первый апелляционный суд обшей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Нуждин С.В.