ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-30/20 от 13.11.2020 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-30/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2020 года город Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

судьи Артамоновой Т.А.,

при секретаре Марушевской Т.В., помощнике судьи Лактионовой Ю.О.,

с участием представителя административного истца – Н.И.,

представителя административного ответчика – С.В.,

представителя заинтересованного лица – Е.А.,

специалистов И.Э., Т.Г., С.В.,

прокурора А.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о признании нормативного правового акта не действующим и возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,

установил:

Приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя № 673-ОД от 30.12.2019 (далее – Приказ № 673-ОД от 30.12.2019) установлены стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя внутри границ земельного участка Заявителя, на 2020 год (далее также – ПАО «Севастопольгаз», Общество). В частности, названным Приказом установлены:

Стандартизированная тарифная ставка на проектирование сети газопотребления (Спр);

Стандартизированная тарифная ставка на строительство газопровода (сеть газопотребления) (СГ);

Стандартизированная тарифная ставка на установку пункта редуцирования газа (сеть газопотребления) (Спрг),

Стандартизированная тарифная ставка на установку отключающих устройств (сеть газопотребления) (Соу),

Стандартизированная тарифная ставка на устройство внутреннего газопровода объекта капитального строительства Заявителя (сеть газопотребления) (),

Стандартизированная тарифная ставка на установку прибора учета газа (сеть газопотребления) (Спу).

Согласно пункту 3 Приказ № 673-ОД от 30.12.2019 вступил в силу с 01 января 2020 года.

Данный нормативный правовой акт опубликован 30.12.2019 на официальном сайте Правительства Севастополя http://sev.gov.ru/docs/239/98958.

ПАО «Севастопольгаз» обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании Приказа № 673-ОД от 30.12.2019 не действующим в полном объёме и возложении на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемый Приказ противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере газоснабжения, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 23.2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25 декабря 2018 года № 481-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», Закону Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктам 11, 12, 20, 22. 23, 26 (18), 26 (20) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021, Методическим указаниям по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размера стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину», утверждённым приказом ФАС от 16 августа 2018 года № 1151/18.

Так, Общество полагает, что Департаментом городского хозяйства города Севастополя при расчёте стандартизированной ставки на проектирование сети газопотребления (Спр) неправомерно не включены расходы на проведение инженерно-геодезических изысканий, расходы на согласование прокладки объектов сети газопотребления с владельцами смежных коммуникаций; безосновательно применён понижающий коэффициент 0,48; утверждённая Департаментом дифференциация по протяжённости внутридворового фасадного газопровода и типу устанавливаемого газового оборудования Методическими указаниями № 1151/18 не предусмотрена. Данные факты повлекли отклонение расчётов от требований названных Методических указаний и значительное занижение стандартизированной ставки на проектирование сети газопотребления.

При расчёте Стандартизированной тарифной ставки на строительство газопровода (СГ) Департаментом неправомерно применен единые индексы изменения сметной стоимости СМР к территориальной сметно-нормативной базе города Севастополя (ТЕР 2001), рекомендованные Минстроем России к применению в 1 квартале 2019 года, что повлекло заниженной данной ставки, а также нарушение норм трудового законодательства в части установления заработной платы рабочих Общества в размере ниже заработной платы по отрасли и среднемесячной оплаты труда рабочего, установленной постановлением правительства Севастополя от 27 февраля 2020 № 41-ПП. По мнению административного истца, в данных расчётах подлежали применению ежеквартальные индексы изменения сметной стоимости по статьям затрат к территориальной сметно-нормативной базе города Севастополя (ТЕР-2001), при том, что индекс изменения сметной стоимости строительства, утверждаемый Минстроем России, носит рекомендательный характер, применяется исключительно для формирования начальной цены государственных контрактов, общеэкэномических расчётов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Для взаиморасчётов за выполненные работы указанные индексы не предназначены. За счёт необоснованного применения единых индексов изменения сметной стоимости строительства, утверждаемых Минстроем России, значительно занижены все Стандартизированные тарифные ставки, установленные оспариваемым нормативным правовым актом, при расчётах расходы не приведены к ценам планируемого 2020 года, не применены ИПЦ, ИЦП). Применение данных индексов влечёт убытки для Общества, учитывая, что возмещение выпадающих доходов в данном случае законодательством не предусмотрено, и, по мнению административного истца, нарушает принципы Закону Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». При утверждении Стандартизированной тарифной ставки на строительство газопровода (СГ) необоснованно исключены полиэтиленовые газопроводы диаметром 32 мм и 63 мм с дифференциацией по протяженности до 5 м и от 5 м до 10 м. При утверждении Стандартизированной тарифной ставки на установку пункта редуцирования газа (сеть газопотребления) (Спрг) учтён только монтаж оборудования, неправомерно не учтены технические работы, предусмотренные сметным расчётом Общества. Также административный истец ссылается на нарушения порядка принятия Приказа № 673-ОД от 30.12.2019.

По мнению истца, установление стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя внутри границ земельного участка Заявителя, на 2020 год, в указанном выше размере значительно ниже себестоимости приводит к убыточности деятельности Общества.

Определениями суда от 29 июля 2020 года, от 16 сентября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), Государственное казённое учреждение города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства».

В судебном заседании представитель ПАО «Севастопольгаз» Н.И. доводы административного иска поддержала по изложенным в нём основаниям.

Представитель административного ответчика С.В. с иском не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица - Государственного казённого учреждения города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» Е.А. просила в удовлетворении иска отказать ввиду законности установленных стандартизированных ставок.

Заинтересованное лицо – ФАС России о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направила, представила отзыв на иск, в котором просила рассмотреть дело без их участия, полагала оспариваемый нормативный правовой акт незаконным.

Заслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы иска и возражений на него, заключение прокурора, полагавшей, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении), Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (далее - Основные положения), а также Методическими указаниями по расчёту размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, утверждёнными Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 16 августа 2018 года № 1151/18 «Об утверждении Методических указаний по расчёту размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину» (далее - Методические указания № 1151/18).

В соответствии со статьёй 23.2 Закона о газоснабжении, пункта 8 Основных положений, пунктом 96 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения № 1314), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчёту размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В городе федерального значения Севастополе исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги предприятий и организаций, осуществляющих регулируемые на территории города Севастополя виды деятельности, контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в силу пункта 1 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП, является названный Департамент.

В соответствии с пунктом 14 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя директор Департамента подписывает от имени Департамента приказы, распоряжения, договоры, соглашения, контракты и иные документы Департамента.

Приказ № 673-ОД от 30.12.2019 в окончательном варианте принят на состоявшемся 28.12.2019 заседании коллегиального органа – Правления при Департаменте городского хозяйства города Севастополя, созданного приказом Департамента № 240-ОД от 17.12.2016, на основании протокола заседания Правления и экспертного заключения главного специалиста-эксперта отдела тарифного регулирования и контроля в электрической и газовой отрасли Управления по тарифам Ондриковой С.В. от 26.12.2019; подписан директором департамента, являющимся председателем коллегиального органа - Правления. Также проект названного Приказа неоднократно обсуждался и редактировался на заседаниях Правления 15.04.2019, 17.05.2019, 24.12.2019, о чём имеются соответствующие протоколы и экспертные заключения от 10.04.2019, от 19.12.2019 и от 26.12.2019.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя в установленной форме, в пределах предоставленных ему полномочий, официально опубликован. Вопреки доводам административного истца существенных нарушений процедуры его принятия, влекущих признание недействующим, не установлено.

В силу пп. «в» и «ж» пункта 11 Основных положений № 1021, к числу принципов формирования и государственного регулирования платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, относятся, в частности, удовлетворение платежеспособного спроса на газ, достижение баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа; возмещение газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.

Как указывалось выше, в соответствии с абзацем 2 статьи 23.2 Закона о газоснабжении размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Таким образом, федеральный законодатель прямо указал тарифному органу в названной правовой норме на необходимость установления размера платы за технологическое присоединение в соответствии с методическими указаниями по его расчёту, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Вместе с тем, данные требования законодательства при установлении оспариваемых стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения ПАО «Севастопольгаз» на территории города Севастополя внутри границ земельного участка Заявителя, на 2020 год, Департаментом городского хозяйства города Севастополя в полной мере не соблюдены.

В соответствии с пунктом 88 Правил подключения № 1314, пунктом 38 Методических указаний № 1151/18 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем. Заявитель вправе обратиться к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка. В этом случае исполнитель в течение 10 рабочих дней после дня получения письменного обращения направляет заявителю расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка заявителя, величина которой устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Порядок определения размера платы за технологическое присоединение внутри границ земельного участка заявителя установлен в разделе VI Методических указаний № 1151/18.

Согласно пункту 39 Методических указаний № 1151/18 для расчёта размеров платы за подключение внутри границ земельного участка заявителя устанавливаются следующие размеры стандартизированных тарифных ставок:

- размер стандартизированной тарифной ставки на проектирование сети газопотребления (Спр);

- размер стандартизированной тарифной ставки на строительство газопровода и устройств системы электрохимической защиты от коррозии (СГ);

- размер стандартизированной тарифной ставки на установку пункта редуцирования газа (Спрг);

- размер стандартизированной тарифной ставки на установку отключающих устройств (Соу);

- размер стандартизированной тарифной ставки на устройство внутреннего газопровода объекта капитального строительства Заявителя ();

- размер стандартизированной тарифной ставки на установку прибора учета газа (Спу).

Размеры стандартизированных тарифных ставок определяются на основании средних рыночных цен на материалы (работы, услуги), необходимых для строительства сети газопотребления в целях технологического присоединения. Размеры утверждённых в соответствии с настоящей главой стандартизированных тарифных ставок не должны превышать размеры стандартизированных тарифных ставок, установленных в соответствии с главой IV Методических указаний (пункт 41 Методических указаний № 1151/18 ).

Как установлено в ходе разбирательства по делу, на основании запроса Департамента городского хозяйства города Севастополя от 08-14.02.2019 ПАО «Севастопольгаз» представило в регулирующий орган вместе с заявлением об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение внутри границ земельного участка, на 2020 год локальные сметные расчёты и подтверждающие их документы, учитывая, что названные ставки на 2019 год не устанавливались.

Департамент при установлении стандартизированных ставок, определяющих размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка, руководствовался положениями пунктов 32, 41 Методических указаний № 1151/18, посчитал, что у заявителя не ведётся раздельный учёт по услугам подключения внутри границ земельного участка, а также ввиду отсутствия у предприятия каких-либо обоснований, подтверждающих фактические затраты за предыдущие периоды 2017, 2018 и 2019 г.г. по выполненным работам и заключённым договорам по подключениям внутри границ земельных участков (ранее относились в учёте к прочей деятельности), принял во внимание плановые затраты, представленные предприятием в соответствии с НЦС, СПБЦ, и средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимые для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения, что нашло отражение в экспертном заключении от 26.12.2019.

При этом, как требует пункт 41 Методических указаний № 1151/18, установленный Департаментом на 2020 год размер стандартизированных тарифных ставок внутри границ земельного участка заказчика не превышает размер стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя, на 2020 год, до границ земельного участка заказчика (Приказы от 25.12.2020 № 653-ОД, от 21.10.2020 № 402-ОД).

Однако, как указывалось выше, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иным положениям законодательства в сфере тарифного регулирования газоснабжения.

Так, согласно пункту 38 Методических указаний № 1151/18 для расчёта стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение внутри границ земельного участка, учитываются следующие расходы:

а) расходы на проектирование сети газопотребления, включая расходы на проведение инженерно-геодезических изысканий, разработку проектной документации и рабочей документации, согласование прокладки объектов сети газопотребления с владельцами смежных коммуникаций (при необходимости);

б) на осуществление строительно-монтажных работ сети газопотребления, включая расходы на строительство линейной части сети газопотребления (газопровода), строительство пунктов редуцирования газа и устройств электрохимической защиты от коррозии, установку отключающих устройств, фитингов и других устройств и сооружений сети газопотребления, устройство внутреннего газопровода на объекте капитального строительства Заявителя, на покраску газопроводов, продувку газопроводов и газоиспользующего оборудования, испытание газопровода на герметичность, на выполнение пусконаладочных работ, на проведение контрольной опрессовки газопровода, на установку прибора учёта газа.

Таким образом, исходя из подпункта «а» пункта 38 и пункта 39 Методических указаний № 1151/18, содержащего перечень стандартизированных тарифных ставок для расчёта размеров платы за подключение внутри границ земельного участка, при расчёте размера стандартизированной тарифной ставки на проектирование сети газопотребления (Спр) должны учитываться расходы на проведение инженерно-геодезических изысканий, на согласование прокладки объектов сети газопотребления с владельцами смежных коммуникаций (при необходимости).

Однако названные виды расходов, заявленные ПАО «Севастопольгаз», Департаментом учтены не были, что является нарушением требований Методических указаний № 1151/18 и повлекло занижение данной стандартизированной тарифной ставки. Ссылки Департамента на не предоставление в данной части расходов Обществом фактических данных за предыдущие периоды нельзя признать состоятельными, поскольку согласно пункту 1 примечаний к Приложению № 2 расходы на разработку проектной документации определяются на основании фактических данных только по разработке проектной документации и проведению экспертизы проектной документации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В настоящем деле таких фактов не установлено, при том, что истец ведёт речь об исключении расходов не на разработку проектной документации, а на проведение инженерно-геодезических изысканий, на согласование прокладки объектов сети газопотребления с владельцами смежных коммуникаций.

Суд находит заслуживающими внимания и доводы административного истца о применении ответчиком дифференциации по протяженности внутридворового фасадного газопровода и типу устанавливаемого газового оборудования при расчёте стандартизированной тарифной ставки на проектирование газопровода, поскольку ни Основными положениями № 1021, ни главой VI и Приложением № 2 Методических указаний № 1151/18 такая возможность не предусматривается.

Административный истец также ссылается на неправомерное исключение Департаментом при расчётах стандартизированной тарифной ставки на строительство газопровода полиэтиленовых газопроводов диаметром 32 мм и 63 мм с дифференциацией по протяжённости до 5 м и от 5м до 10 м.

Пунктом 39 Методических указаний № 1151/18 при установлении размера стандартизированной тарифной ставки на строительство газопровода допускается дифференциация по типу материала: стальные и полиэтиленовые, по диапазонам наружных диаметров: стальные 25 мм и менее; 26 - 38 мм; 39 - 45 мм; 46 - 57 мм; 58 - 76 мм; полиэтиленовые 32 и менее мм; 33 - 63 мм; 64 - 90 мм.

Однако Департаментом при установлении названной стандартизированной тарифной ставки названные положения не учтены, обоснования для исключения полиэтиленовых газопроводов диаметром 32 мм и 63 мм с дифференциацией по протяжённости до 5 м и от 5м до 10 м не приведены.

Суд соглашается с доводами административного истца относительно применения при расчёте оспариваемых стандартизированных тарифных ставок единых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), разработанных к сметно-нормативной базе 2001 года, рекомендуемая величина которых установлена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) на I квартал 2019 года.

Согласно пунктам 15 и 32 Методических указаний № 1151/18 фактические экономически обоснованные расходы газораспределительных организаций, приведенные к ценам планируемого года и используемые для расчёта размера платы за технологическое присоединение, а также при установлении размера стандартизированных тарифных ставок, не могут превышать расходы, определённые в соответствии с укрупнёнными сметными нормативами для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (НЦС), а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.

Согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства объектов капитального строительства определяется с применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно части 3 статьи 8.3 ГрК РФ сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

Федеральный реестр сметных нормативов размещен на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.minstroyrf.ru в разделе «Деятельность/Градостроительная деятельность и архитектура/Ценообразование».

Как разъяснил Минстрой России в своём письме от 25.05.2020 № 19562-ИТ/09, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2017 года № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:

1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Кодекса, в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке; 2) введение в действие указанных в пункте 1 сметных нормативов; 3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Кодекса.

Таким образом, до момента наступления условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 191-ФЗ, застройщик вправе при составлении сметной документации применять территориальные единичные расценки (далее - ТЕР), утвержденные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным до 03 июля 2016 года, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, а организация по проведению государственной экспертизы вправе осуществлять изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия таким ТЕР.

ПАО «Севастопольгаз» при обращении в орган тарифного регулирования в своих сметных расчётах применило утверждённые протоколом Комиссии по индексации цен и ценообразованию в строительстве № 03 от 02.07.2018 на территории города Севастополя ежеквартальные индексы изменения к сметной стоимости по статьям затрат (постатейные индексы) к ТЕР-2001 на III квартал 2018 года.

В свою очередь, Департамент при расчёте стандартизированных тарифных ставок скорректировал индексы по статьям затрат, а именно, применил индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), разработанные к сметно-нормативной базе 2001 года, рекомендуемая величина которых установлена Минстроем России на I квартал 2019 года в письмах от 22.01.2019 № 1408-ЛС/09 и от 05.03.2019 № 7581-ДВ/09.

Порядок разработки, рассмотрения и введения в действие индексов изменения сметной стоимости на момент принятия оспариваемого Приказа от 30.12.2019 № 673-ОД был установлен Методическими рекомендациями по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства, утверждёнными Приказом Минстроя России от 09.02.2017 № 84/пр.

В соответствии с пунктом 1.3 названных Методических рекомендаций индексы предназначены исключительно для определения стоимости строительства базисно-индексным методом на стадии разработки проектной документации в уровне цен, соответствующем периоду разработки сметной документации. Индексы сообщаются ежеквартально письмами Минстроя России, которые публикуются на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

На момент принятия оспариваемого приказа ежеквартальными письмами Минстроя России уже были доведены рекомендуемые индексы во II и III квартале 2019 года, однако обоснование применения индексов, рекомендуемых на I квартал 2019 года, Департаментом не приведено, что повлекло занижение всех стандартизированных тарифных ставок.

Кроме того, исходя из вышеизложенных правовых норм, обязательное применение сметных нормативов, внесённых в федеральный реестр сметных нормативов, сметных цен строительных ресурсов, а также индексов изменения стоимости СМР к ТЕР-2001, законодателем определено для строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Как установлено в ходе разбирательства, работы по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения ПАО «Севастопольгаз» внутри границ земельного участка с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не осуществляются. Федеральным законом о газоснабжении определение сметной стоимости с применением сметных нормативов для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения не предусмотрено. Обоснование возможности применения указанных сметных нормативов и индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), разработанных к сметно-нормативной базе 2001 года, величина которых установлена Минстроем России на I квартал 2019 года и носит рекомендательный характер, Департаментом при установлении оспариваемых стандартизированных тарифных ставок не приведено.

В свою очередь, возможность применения утверждённых Комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве города Севастополя индексов изменения сметной стоимости по статьям затрат к территориальной сметно-нормативной базе города Севастополя (ТЕР-2001) при составлении сметной документации к объектам, финансирование которых осуществляется из внебюджетных источников, подтверждена письмом Заместителя Губернатора – Председателем Правительства Севастополя Солодовникова Д.А. от 28.04.2020 № 3305/01-01-02.1-38/02/20.

Учитывая вышеизложенное в совокупности, Приказ Департамента городского хозяйства города Севастополя № 673-ОД от 30.12.2019 следует признать не действующим и не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Из разъяснений, изложенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то его признание не действующими с момента вступления в силу судебного акта не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

При таких обстоятельствах Приказ Департамента городского хозяйства города Севастополя № 673-ОД от 30.12.2019 подлежит признанию не действующим со дня принятия.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные судебные расходы.

ПАО «Севастопольгаз» при подаче административного иска уплачена государственная пошлина в размере 4500 руб. согласно платежному поручению № 339 от 06.02.2020, которая подлежит взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» удовлетворить.

Признать не действующим с даты принятия Приказ Департамента городского хозяйства города Севастополя № 673-ОД от 30.12.2019 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя внутри границ земельного участка заявителя, на 2020 год».

Возложить на Департамент городского хозяйства города Севастополя обязанность принять нормативный акт, заменяющий Приказ Департамента городского хозяйства города Севастополя № 673-ОД от 30.12.2019 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя внутри границ земельного участка заявителя, на 2020 год».

Взыскать с Департамента городского хозяйства города Севастополя в пользу Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 4 500 рублей.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru или в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного печатного издания.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.

Судья Т.А. Артамонова

Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2020 года.