Дело № 3а- 30/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Смоленский областной суд в составе:
председательствующего судьи Туникене М.В.,
при секретаре Москвичевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Смоленска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Смоленской области об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Смоленской области от (дата) № об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
установил:
Администрация города Смоленска обратилась в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Смоленской области от (дата) № об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Смоленской области (далее-Комиссия) (дата) по результатам рассмотрения обращения ЗАО «Стройторгсервис», определена кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером №, по адресу: ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 июля 2016 г. в размере сумма руб.
Административный истец считает незаконным указанное решение Комиссии, поскольку отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости, составляет 72%, чем нарушаются права административного истца, связанные с поступлением налоговых доходов в местный бюджет. Кроме того, Администрация города Смоленска, как собственник объекта недвижимости, не выражала своего согласия на пересмотр его кадастровой стоимости, и просила перенести заседание Комиссии до момента предоставления отчета об иной рыночной стоимости земельного участка, которое Комиссией удовлетворено не было.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации города Смоленска ФИО1, поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что административный истец не оспаривает заключение судебной оценочной экспертизы от 13 мая 2020г.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области и Комиссии ФИО2, возражала против удовлетворения административных исковых требований, суду пояснила, что заявление ЗАО «Стройторгсервис» соответствовало требованиям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в подтверждение заявленной рыночной стоимости земельного участка был предоставлен отчет об оценке от 23 октября 2019 г. №, подготовленный ООО «Агентство оценки ФИО3 и Компании». Данный отчет не вызвал сомнения в его достоверности. При рассмотрении заявления административный истец не участвовал, хотя был заблаговременно уведомлен о рассмотрении заявления ЗАО «Стройторгсервис», копия решения Комиссии была отправлена ему для сведения.
Представители заинтересованных лиц ЗАО «Стройторгсервис» и Администрации Смоленской области в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
В отзыве на административный иск ЗАО «Стройторгсервис» просит в удовлетворении административного иска Администрации города Смоленска отказать.
Выслушав объяснения представителей административного истца и ответчика, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 и 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 и 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 указанного Федерального закона.
Статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как разъяснено в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, между Администрацией города Смоленска и ЗАО «Стройторгсервис» (дата) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: ... (л.д.28-30 т.1)
Арендная плата по договору исчисляется на основе кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости (п.3.1 Договора).
Согласно решению Смоленского городского Совета от 20 февраля 2015г. №1323 Администрация города Смоленска определена на территории города Смоленска уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером №, согласно акта определения кадастровой стоимости земельного участка от (дата) №, составила сумма рублей (л.д. 167 т.1).
24 октября 2019 г. ЗАО "Стройторгсервис" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Смоленской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № на предмет установления рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 11 июля 2016 г. в размере сумма руб. (л.д.166 т.1).
В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 23 октября 2019 г. № подготовленный оценщиком ООО "Агентство оценки ФИО3 и Компании", согласно которому рыночная стоимость арендуемого земельного участка по состоянию на составляет сумма руб., и иные документы (л.д.174-215 т.1 ).
Администрация города Смоленска была уведомлена о заседании Комиссии по определению кадастровой стоимости данного земельного участка с кадастровым номером № письмом от 28 октября 2019г., которое также было направлено и по адресу электронной почты:smol@smoiadmin.ru (л.д.217 т.1)
На заседании комиссии 7 ноября 2019г. представитель Администрации города Смоленска не присутствовал.
Согласия Администрации города Смоленска на пересмотр кадастровой стоимости по заявлению ЗАО «Стройторгсервис» в силу ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности и разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости», не требовалось, поскольку арендуемый земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, не находится в собственности административного истца. Администрация города Смоленска является только распорядителем данного земельного участка.
Решением комиссии при Управлении Росреестра по Смоленской области от (дата) № заявление ЗАО "Стройторгсервис" удовлетворено. Определена кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости сумма руб., установленной в отчете об оценке от (дата) № (л.д.222-224 т.1)
Принимая оспариваемое решение, Комиссия пришла к выводу о том, что оформление и содержание отчета об оценке ООО «Агентство оценки ФИО3 и Компании» соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Письмом Комиссии от 12 ноября 2019г. №09-22271 Администрация города Смоленска уведомлена об удовлетворении заявления ЗАО «Стройторгсервис» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка (л.д.34 т.1).
Администрация города Смоленска, не согласившись с данным отчетом, в подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости представила в суд отчет от 03 декабря 2019г., подготовленный индивидуальным предпринимателем ФИО4, об оценке рыночной стоимостиземельногоучастка с кадастровым номером № по состоянию на 11 июля 2016 г., размер которого составляет сумма (л.д.35-146 т.1).
В ходе рассмотрения настоящего дела, с целью разрешения спора и проверки соответствия отчета об оценке от (дата) № подготовленного ООО «Агентство оценки ФИО3 и Компании», требованиям законодательства об оценочной деятельности, судом назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО <данные изъяты> ФИО5
Согласно заключению судебной экспертизы № от (дата) проведенной экспертом <данные изъяты> ФИО5, отчет от (дата) №, выполненный ООО «Агентство оценки ФИО3 и Компании», об оценке земельного участка с кадастровым номером №, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. Экспертом не выявлено нарушений требования федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию данного отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, а также иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Оценщиком определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, при выполнении математических действий ошибки не допущены. Информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной и проверяемой (л.д.69-86 т.2).
В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, является членом СРО Ассоциации «МСО», гражданская ответственность эксперта застрахована, что подтверждено соответствующими документами. Заключение эксперта ФИО5 № мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.
Указанный отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, предъявляемые к форме и содержанию оспариваемого отчета.
В заключении судебной экспертизы проведены требования к содержанию отчета об оценке, которые, по мнению эксперта, были оценщиком ООО «Агентство оценки ФИО3 и Компании» соблюдены; а также приведены результаты и обоснование действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости спорного объекта оценки.
Документальных данных, опровергающих изложенные выводы, участвующими в деле лицами не представлено.
Представленный Администрацией города Смоленска отчет от 03 декабря 2019г., подготовленный индивидуальным предпринимателем ФИО4, содержащий сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, судебной проверке не подлежит, поскольку не был предметом оценки комиссии при Управлении Росреестра по Смоленской области; кроме того, предметом настоящего спора является решение комиссии при Управлении Росреестра по Смоленской области от (дата) №
Доводы представителя административного истца о не извещении Администрации города Смоленска о месте и времени заседании Комиссии по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, со ссылкой на то, что уведомление Комиссии от 28 октября 2019г. № поступило в их адрес только (дата) и письмом от 8 ноября 2019г. Администрация города Смоленска просила перенести заседание Комиссии до момента предоставления отчета об иной рыночной стоимости земельного участка, судом отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления. В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Из материалов дела следует, что (дата) в адрес Администрации города Смоленска было направлено уведомление о заседании Комиссии по определению кадастровой стоимости данного земельного участка, которое поступило к административному истцу (дата)
Также, (дата) уведомление в адрес Администрации г.Смоленска было направлено и по электронной почте :smol@smoIadmin.ru.
Администрация города, получив письменное уведомление Комиссии (дата) имела возможность явиться на заседание Комиссии, либо в тот же день представить в Комиссию заявление об отложении рассмотрения заявления ЗАО «Стройторгсервис», что не сделала, в связи с чем доводы административного истца о нарушении Комиссией порядка рассмотрения заявления ЗАО «Стройторгсервис» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка признаются несостоятельными.
Заявление о переносе заседании Комиссии до момента предоставления Администрацией города отчета об иной рыночной стоимости спорного земельного участка, было направлено в адрес Комиссии только (дата) то есть после состоявшегося заседания Комиссии (л.д.33 т.1).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Администрация города Смоленска заблаговременно (за девять дней) была уведомлена о заседании Комиссии, на котором она имела объективную возможность присутствовать, однако данную возможность проигнорировала.
Также судом не принимаются доводы административного истца о том, что решение Комиссии, в нарушении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, было принято при наличии существенного отличия (на 72%) между кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью, определенной в отчете об оценке ООО «Агентство оценки ФИО3 и Компании» № от (дата)
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012г. №263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В соответствии с абз. 2 п. 20 Порядка в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям ст. 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2018 года N АКПИ18-142 абз. 2 п. 20 вышеназванного Порядка признан не действующим со 2 июня 2016 года, в той мере, в какой при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в соответствующей комиссии данное нормативное положение признает необходимым представление положительного экспертного заключения (экспертных заключений), соответствующего требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, для случая принятия решения о пересмотре кадастровой стоимости по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не ограничивает полномочия комиссии по принятию решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в зависимости от их относительной разницы в процентах.
В связи с изложенным, доводы административного истца об отсутствии у Комиссии полномочий на удовлетворение заявления ЗАО «Стройторгсервис» со ссылкой на абз. 2 п. 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 263, являются несостоятельными.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о соответствии решения комиссии при Управлении Росреестра по Смоленской области от (дата) № положениям статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N 263, вследствие чего в удовлетворении административного иска Администрация города Смоленска о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Смоленской области от (дата) № об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Смоленский областной суд
решил:
административное исковое заявление Администрации города Смоленска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Смоленской области об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Смоленской области от (дата) № об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение тридцати дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 25 июня 2020г.
Судья М.В.Туникене