ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-30/20 от 23.07.2020 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-30/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2020 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Пилипенко Е.В.

при секретаре Федоровой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, заинтересованные лица – ФИО1, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, администрация Яковлевского муниципального района Приморского края, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края об оспаривании решения о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в суд с названным административным иском, указав, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 19990 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – здание конторы, почтовый адрес ориентира: <адрес>.

4 сентября 2019 года территориальным управлением получено заявление представителя ФИО1 о продаже ей земельного участка без проведения торгов. К заявлению приложено решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 16 августа 2019 года № 13/48, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка изменена с 5240578, 40 рублей до 2119000 рублей.

Территориальное управление с данным решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не согласно, полагает, что нарушен порядок его вынесения, поскольку собственник объекта о рассмотрении вопроса об изменении кадастровой стоимости земельного участка уведомлен не был.

Просит отменить решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 16 августа 2019 года № 13/48 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью 19990 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – здание конторы, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 2119000 рублей.

В судебное заседание представители административного ответчика Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, администрации Яковлевского муниципального района Приморского края, министерства имущественных и земельных отношений Приморского края не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требования, изложенные в административном иске, поддержал, суду пояснил, что оценка проведена с нарушением законодательства об оценочной деятельности, так как собственник в лице территориального управления не обращался за проведением оценки, процедура изменения кадастровой стоимости нарушена, так как собственник не был уведомлен о заседании комиссии.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что ФИО1 имела право обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка, поскольку на данном участке расположены принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимости. Информация о заседаниях Комиссией публикуются, о заседании была уведомлена администрация Яковлевского муниципального района.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 - ФИО4 в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать, пояснил, что ФИО1 имеет право на выкуп земельного участка без проведения торгов, она вынуждена была провести оценку рыночной стоимости земельного участка, поскольку от размера кадастровой стоимости зависит выкупная цена земельного участка. Договор аренды земельного участка с ФИО1 не заключался, поскольку территориальное управление не могло определить размер арендной платы.

Выслушав представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой (часть 5 статьи 245 КАС РФ).

Судом установлено, что приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1 Порядка Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (далее уполномоченный федеральный орган), при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 уполномоченным федеральным органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В Приморском крае приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 26 октября 2012 года № П/486 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю в составе 4 человек. Принятыми впоследствии приказами Росреестра в состав комиссии внесены изменения относительно ее персонального состава, численный состав комиссии остался прежним.

В соответствии с пунктом 13 Порядка, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом.

Аналогичный перечень документов предусмотрен абзацами 18-25 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Как установлено в судебном заседании, 2 августа 2019 года ФИО1 обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью 19990 кв.м, при обращении в Комиссию ею представлен полный пакет документов, установленный действующим законодательством.

Решением Комиссии от 16 августа 2019 года № 13/48 заявление ФИО1 удовлетворено, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 2119000 рублей, сведения о ней внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с пунктами 10, 12 Порядка заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

Из протокола № 13 заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 16 августа 2019 года следует, что при рассмотрении заявления ФИО1 участие принимали три члена комиссии, все проголосовали «за».

Таким образом, заседание комиссии являлось правомочным, а оспариваемое решение принято большинством голосов.

Вместе с тем суд считает обоснованными доводы представителя административного истца о нарушении порядка принятия оспариваемого решения Комиссии.

Из материалов дела следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером является Российская Федерация.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432 утверждено положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение).

В силу пункта 1 Положения агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

К полномочиям агентства отнесены, в том числе принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, средства от продажи которых поступают в федеральный бюджет.

Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 года № 374 утверждено типовое положение о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

В пунктах 4.1, 4.1.20 Типового положения определено, что территориальный орган самостоятельно осуществляет определенные полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.

Следовательно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае осуществляет полномочия собственника Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером .

В силу абзаца 3 пункта 16 Порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития» от 4 мая 2012 года № 263, предусмотрено, что секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Аналогичное положение содержится в абзаце 20 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Как установлено судом и не оспаривается административным ответчиком, о рассмотрении Комиссией заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не было уведомлено.

Между тем решение Комиссии о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает права Российской Федерации как собственника объекта недвижимости, поскольку снижение кадастровой стоимости земельного участка и установление ее равной рыночной стоимости означает изменение одной из составляющих расчета арендной либо выкупной платы за землю.

Доводы представителей заинтересованного лица и административного ответчика об отсутствии обязанности по извещению о рассмотрении заявления и проведении заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости собственника земельного участка опровергаются положениями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и пункта 16 Порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению спора о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития» от 4 мая 2012 года № 263.

Из системного анализа приведенных норм не следует, что уведомление собственника объекта недвижимости о рассмотрении заявления о пересмотре его кадастровой стоимости не является обязательным.

Уведомление администрации Яковлевского муниципального района Приморского края, как органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, не свидетельствует о соблюдении процедуры принятия оспариваемого решения Комиссии.

В этой связи суд приходит к выводу о незаконности решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 16 августа 2019 года № 13/48.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 178, 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, заинтересованные лица – ФИО1, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, администрация Яковлевского муниципального района Приморского края, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края об оспаривании решения о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 16 августа 2019 года № 13/48 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью 19990 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – здание конторы, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере рыночной стоимости 2119000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Пилипенко