ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-30/2016 от 23.09.2016 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело № 3а-30/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 сентября 2016 года г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего, судьи Савушкиной О.С.,

с участием прокурора Заболоцкой И.В.

при секретаре Трищенкове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Десногорскому городскому Совету об оспаривании и признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными:

- решение Десногорского городского Совета от 22.03.2016 № 189, утвердившее в новой редакции Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области;

- решение Десногорского городского Совета от 12.04.2016 № 196, которым назначен конкурс по отбору кандидатов на должность Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области и утверждены его условия и сроки проведения;

- решение Десногорского городского Совета от 17.05.2016, которым на должность Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области избран кандидат ФИО2;

- бездействие конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, выразившееся в допуске кандидата Акулича к участию во втором этапе конкурса и к голосованию депутатов Десногорского городского Совета.

С указанными требованиями административный истец обратился в Десногорский городской суд Смоленской области (л.д. 4-7).

Определением Десногорского городского суда от 19 июля 2016 года административное дело передано на рассмотрение по подсудности в Смоленский областной суд (л.д. 18-20).

Определением Смоленского областного суда от 02 сентября 2016 года требования ФИО1 к Десногорскому городскому Совету о признании незаконными решений Десногорского городского Совета от 12.04.2016 № 196 и от 17.05.2016, бездействия конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области выделены в отдельное производство, дело по данному иску возвращено в Десногорский городской суд Смоленской области для рассмотрения (л.д. 41).

Административный истец ФИО1 с учетом уточнений (л.д. 44-48) просит признать недействующими и противоречащими статьям 3 и 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пункты 3.4, 5.9 и 5.10 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, утвержденного решением Десногорского городского Совета № 189 от 22.03.2016.

В обоснование требований административный истец указал, что пунктом 3.4 Положения о конкурсе установлен пятнадцатидневный срок для подачи документов на конкурс после дня опубликования решения Совета депутатов о его проведении; в перечень документов включена справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по форме, утвержденной Приказом МВД России № 1121 от 07.11.2011. Между тем, данным Приказом предусмотрено, что срок выдачи такой справки не должен превышать 30 дней и в случае необходимости может быть продлен на 30 дней. В этой связи истец полагает, что пункт 3.4 Положения о конкурсе является дискриминационным, нарушающим законные права и интересы его (административного истца) и неопределенного круга лиц, направлен на ограничение конкуренции и создание препятствий к участию в конкурсе нежелательным кандидатам. Учитывая, что статья 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса, то есть определен только минимальный срок опубликования, а максимальный срок не ограничен, административный истец полагает, что орган местного самоуправления должен был установить этот срок с учетом требований законодательства по максимальным срокам получения необходимых для представления на конкурс документов, то есть в данном конкретном случае - не менее 60 дней.

Оспариваемые пункты 5.9 и 5.10 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, утвержденного решением Десногорского городского Совета № 189 от 22.03.2016, по доводам административного истца, вступают в противоречие со статьей 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающей равные права граждан на осуществление местного самоуправления независимо, в том числе, от должностного положения, тогда как из пункта 5.9 Положения буквально следует, что предпочтение отдается кандидату, обладающему опытом работы на руководящих должностях органов местного самоуправления, но при этом не установлены четкие критерии такой предпочтительности, что свидетельствует о незаконности указанного положения. Пункт 5.10 Положения о конкурсе устанавливает возможное неравенство кандидатов, поскольку предусматривает возможность, а не обязанность членов конкурсной комиссии задавать кандидатам вопросы на знание законодательства Российской Федерации; при этом Положением о конкурсе не утвержден конкретный перечень нормативных правовых актов, необходимых для исполнения должностных обязанностей Главы муниципального образования.

Указывает, что оспариваемые положения нарушают его право на участие в выборах Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Десногорского городского Совета ФИО3 административный иск не признала, поддержала письменные возражения на иск (л.д. 116-119), указала, что истцом не представлено доказательств в подтверждение тому обстоятельству, каким образом права истца, его свободы и законные интересы, как субъекта правоотношений, регулируемых оспариваемым Положением, были нарушены. Одновременно указала на то, что оспариваемое Положение принято в пределах полномочий Десногорского городского Совета, надлежащим образом опубликовано и в противоречие с положениями статей 3 и 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не входит.

Заслушав объяснения административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО3, заключение прокурора Заболоцкой И.В., полагавшей заявленный административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 178, части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в полном объеме. При этом суд не вправе выйти за пределы предмета заявленных требований, если это не предусмотрено законом.

В соответствии с частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно статье 25 Устава Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области (в действующей редакции) (л.д. 60-113), принятого решением Десногорского городского Совета 24.06.2005 (далее - Устав), Десногорский городской Совет является представительным органом города Десногорска, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального образования городского округа.

В силу части 3 статьи 35 Устава порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования устанавливается Десногорским городским Советом в соответствии со статьей 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно подпункту 1.2 части 1 статьи 43 Устава нормативные правовые акты Десногорского городского Совета входят в систему муниципальных правовых актов.

Часть 3 статьи 43 Устава предусматривает, что органы местного самоуправления муниципального образования издают правовые акты в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Смоленской области, областными законами и настоящим Уставом.

Согласно частям 6 и 7 статьи 44 Устава решения Десногорского городского Совета принимаются на его сессиях открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием, большинством голосов от установленной численности депутатов и подписывается председателем Десногорского городского Совета.

Статьей 45 Устава установлен порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов: в том числе, все муниципальные нормативные правовые акты подлежат опубликованию (обнародованию); официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов признается первая публикация их полного текста в газете "Десна" и (или) на официальном сайте Администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области в информационно-коммуникационной сети Интернет.

Решением 22 сессии четвертого созыва Десногорского городского Совета № 189 от 22 марта 2016 года внесены изменения в Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, утвержденное решением Десногорского городского Совета от 13.10.2015 № 129, с изложением его в новой редакции (л.д. 52-59).

Приведенные Решение и Положение в новой редакции опубликованы в официальном печатном издании «Десна» № 13 (1003) от 23 марта 2016 года (л.д. 32).

Проверив законность оспариваемых положений нормативного правового акта суд приходит к следующему.

Решение Десногорского городского Совета № 189 от 22 марта 2016 года, которым утверждено в новой редакции Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области принято полномочным органом на принятие нормативных правовых актов, соблюдены форма и вид его принятия, процедура принятия, правила введения в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу: решение принято Десногорским городским Советом в пределах предоставленных федеральным законодательством и Уставом Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области полномочий, опубликовано в официальном печатаном издании «Десна» в установленном законом порядке и вступило в силу.

При проверке соответствия оспариваемых пунктов Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, утвержденного решением Десногорского городского Совета № 189 от 22.03.2016, статьям 3 и 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и выяснении обстоятельств того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1, суд приходит к следующему.

Как установлено судом при рассмотрении дела (л.д. 121-124), административный истец ФИО1 был допущен до участия в конкурсе по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области в качестве кандидата, представил в срок, установленный пунктом 3.4 Положения, все необходимые документы, в том числе, справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, по форме, утвержденной Приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121. Участвовал в двух этапах конкурса – конкурс документов и индивидуальное собеседование. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено право представительного органа местного самоуправления установить порядок проведения конкурса, в том числе, по своему усмотрению определить процедуру назначения соответствующей половины членов конкурсной комиссии, порядок организации работы конкурсной комиссии, а также выбрать способ голосования членов конкурсной комиссии по вынесенным на ее рассмотрение вопросам.

В соответствии с частью 2.1 приведенной статьи порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Пункт 3.4 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области устанавливает, что документы на конкурс подаются в течение 15 дней после дня опубликования решения Совета депутатов о проведении конкурса (л.д. 55).

Установленный статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» двадцатидневный срок является сроком опубликования условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, в то время как оспариваемым пунктом 3.4 Положения установлен срок подачи документов на конкурс, который составляет 15 дней и начинает течь после дня опубликования решения Совета депутатов о проведении конкурса.

Предусмотренный ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» срок определен в п. 1.3 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, в соответствии с которым Десногорский городской Совет принимает решение о проведении конкурса по отбору кандидатов на должность Главы муниципального образования, в котором указывается дата, время и место проведения конкурса, порядок проведения конкурса, персональный состав конкурсной комиссии; условия конкурса, сведения о дате, времени и месте его проведения подлежат опубликованию не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

При указанных обстоятельствах п. 3.4 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, устанавливающий срок для подачи документов на конкурс, не противоречит статье 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктами 5.9 и 5.10 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области (л.д. 58) предусмотрено, что конкурсная комиссия оценивает профессиональные и деловые качества кандидатов на основании их выступлений и индивидуального собеседования. Критериями оценки кандидатов являются: полнота знаний и компетентность в сфере муниципального управления, в том числе в вопросах местного значения и исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; опыт управленческой работы, деловая культура, систематическое повышение профессионального уровня, умение видеть перспективу, инициативность; умение анализировать, мыслить системно, оперативно, принимать оптимальные решения в условиях дефицита информации и времени; требовательность к себе и подчиненным, самокритичность. При этом конкурсная комиссия отдает приоритет кандидату, обладающему опытом работы на руководящих должностях органов местного самоуправления, а также обладающему профессиональными и деловыми качествами, оцененными, как исходя из представленных характеристик, рекомендаций, результатов собеседования (п. 5.9); члены конкурсной комиссии могут задавать кандидатам, допущенным к участию во втором этапе конкурса, вопросы, касающиеся знания Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов, необходимых для исполнения должностных обязанностей Главы муниципального образования, его биографии, квалификации, образования, личных и деловых качеств. Время, отведенное для вопросов и ответов, не должно превышать 15 минут (п. 5.10).

Суд приходит к выводу о соответствии положений пунктов 5.9 и 5.10 статьям 3 и 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Возможность установления конкурсной комиссией критериев оценки кандидатов вытекает из положений статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования; условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

Таким образом, процедура проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования прописана в Положении, которым установлены конкретный перечень условий для участия в конкурсе, критерии оценки кандидата на должность, срок и порядок проведения этапов конкурса и избрания главы, что не свидетельствует, вопреки доводам административного истца, о наличии норм, указывающих на необоснованное применение исключений из общих правил для некоторых участников отбора, отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения по итогам конкурса.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку в соответствии с установленными по делу обстоятельствами пункты 3.4, 5.9 и 5.10 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, утвержденного решением Десногорского городского Совета № 189 от 22.03.2016, соответствуют положениям статей 3 и 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного искового заявления ФИО1

Руководствуясь статьями 177, 180, 215, 296, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Десногорскому городскому Совету о признании недействующими и противоречащими статьям 3 и 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пунктов 3.4, 5.9 и 5.10 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, утвержденного решением Десногорского городского Совета № 189 от 22.03.2016 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.С. Савушкина