Дело № 3а-30/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Киров 23 ноября 2016 года
Кировский областной суд в составе:
судьи Степановой Е.А.,
при секретаре Калабиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацы 1 и 2 пункта 5 статьи 11 Закона Кировской области от 06.11.2002 №107-ЗО «О Губернаторе Кировской области»,
выслушав пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Кировской областной прокуратуры Наймушина А.Л., представителя административного ответчика Законодательного Собрания Кировской области ФИО1, представителя административного ответчика Министерства финансов Кировской области ФИО2, представителя административного ответчика Правительства Кировской области ФИО3, представителя заинтересованного лица Губернатора Кировской области ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 1 и 2 пункта 5 статьи 11 Закона Кировской области от 06.11.2002 №107-ЗО «О Губернаторе Кировской области». В обоснование требований указал, что Законом области «О Губернаторе Кировской области» от 06.11.2002 № 107-ЗО установлен статус Губернатора области, правовые, социальные гарантии и принципы его деятельности.Закон области «О Губернаторе Кировской области» от 06.11.2002 №107-ЗО (далее - Закон области) опубликован в газете «Вятский край» №210 (2898) 15.11.2002. Исходя из положений абзацев 1 и 2 пункта 5 статьи 11 Закона области, одной из социальных гарантий для Губернатора области является право на ежемесячную доплату к страховой пенсии, назначенной в соответствии с действующим законодательством, в размере 80 процентов от ежемесячного денежного содержания Губернатора области, в связи с выходом на страховую пенсию по старости (по инвалидности - при наличии инвалидности 1, 2 группы). Доплата из областного бюджета к страховой пенсии производится лицу, замещавшему должность Губернатора области в течение срока полномочий, установленного Уставом области на момент их исполнения, либо досрочно прекратившему полномочия в связи с отставкой по собственному желанию, при условии исполнения полномочий Губернатора не менее половины установленного срока. Прокурор полагает, что положения абзацев 1 и 2 пункта 5 статьи 11 Закона области, определяя категории лиц, замещавших должность Губернатора области, которые имеют право на доплату к пенсии, не соответствуют требованиям пункта 12 статьи 19 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2015 №446-ФЗ, поскольку не предусматривают, что данные гарантии могут распространяться только на лиц, достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления полномочий Губернатора области, и не могут распространяться на лиц, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г», «ж», «з», «и» и «л» пункта 1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ. Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.Исходя из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев. В установленный федеральным законодательством срок абзацы 1 и 2 пункта 5 статьи 11 Закона области от 06.11.2002 №107-ЗО в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2015 №446-ФЗ не приведены. Прокурор указывает также, что действующей в настоящее время редакцией абзацев 1 и 2 пункта 5 статьи 11 Закона области расширен, по сравнению с федеральным законодательством, круг лиц, замещавших должность Губернатора области, для которых установлены не предусмотренные федеральным законодательством гарантии, что влечет необходимость дополнительных расходов из областного бюджета и нарушает права неопределенного круга лиц - жителей Кировской области - на обеспечение финансирования расходов в необходимом объеме.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство финансов Кировской области и Правительство Кировской области согласно определениям суда от 26.08.2016 и 24.10.2016 соответственно, а также определением суда от 27.07.2016 в качестве заинтересованного лица привлечен Губернатор Кировской области.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Кировской областной прокуратуры Наймушин А.Л. в судебном заседании подтвердил изложенное в административном исковом заявлении, поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Кировской области ФИО1 выразил несогласие с изложенными доводами, указав следующее:
Указанная социальная гарантия, являющаяся дополнительным социальным обеспечением лиц, замещавших должность Губернатора Кировской области, выплачиваемая исключительно за счет средств областного бюджета, действует со дня вступления в силу Закона Кировской области №107-ЗО - 15 ноября 2002 года. Также она была предусмотрена и действующим ранее Законом Кировской области от 26 октября 1998 года №63-ЗО «О Губернаторе Кировской области». Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится социальная поддержка граждан пожилого возраста. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 статьи 26.3). Право законодателя устанавливать социальные гарантии в области пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности, в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств, неоднократно отмечено в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Из положений пункта 12 статьи 19 Федерального закона №184-ФЗ следует, что необходимым условием для приобретения права на дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий является только факт прекращения полномочий, следовательно, введенное пунктом 12 статьи 19 Федерального закона №184-ФЗ ограничение касается единовременных гарантий, устанавливаемых законом субъекта Российской Федерации. Указанная норма не касается иных гарантий, которые могут устанавливаться в связи с самим фактом исполнения полномочий на постоянной профессиональной основе. Выход на пенсию и связанная с этим выплата ежемесячной доплаты к пенсии должностному лицу не является социальной гарантией, представляемой в связи с прекращением полномочий, в связи с тем, что для ее получения лицу, замещавшему государственную должность, помимо прекращения полномочий, необходимо достичь пенсионного возраста и являться получателем страховой пенсии по старости (инвалидности). Введенные Федеральным законом №184-ФЗ нормы и ограничения не относятся и не прерывают пенсионные права лиц, замещавших должность Губернатора области. Доплата к пенсии как социальная гарантия лица, замещавшего должность Губернатора области, и как расходное обязательство Кировской области установлена с 1998 года. Пунктом 12 статьи 19 Федерального закона №184-ФЗ указано: «в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.. .». Учитывая принцип действия закона во времени, указанные положения Федерального закона №184-ФЗ распространяются на отношения, возникшие после введения его в действие. После вступления в силу Федерального закона №184-ФЗ законами Кировской области не устанавливались дополнительные социальные и иные гарантии Губернатору области. Таким образом, административным истцом необоснованно делается вывод о противоречии указанных положений Закона Кировской области №107-ЗО Федеральному закону №184-ФЗ. Считает также необоснованными доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц - жителей области - на обеспечение финансирования в необходимом объеме тех расходов, осуществление которых предусмотрено региональными правовыми актами. Законом Кировской области «Об областном бюджете на 2016 год» на выплату доплаты к пенсии лицам, имеющим право на ее получение в соответствии с законодательством Кировской области, предусмотрено 5492,5 тыс. рублей, что составляет менее 0,1% от общего объема бюджетных ассигнований, выделенных на социальное обеспечение населения. Все социальные гарантии, меры социальной поддержки, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, предоставляются в полном объеме. Административным истцом не представлены доказательства нарушения прав граждан в связи с действием Закона Кировской области «О Губернаторе Кировской области».
Представитель административного ответчика Министерства финансов Кировской области ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям:
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ. Согласно пункту 3.1. статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.Указом Президента РФ от 16.08.1995 №854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности РФ и должности федеральных государственных служащих» субъектам РФ рекомендовано установить ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) за счет собственных средств (пункт 10 Указа).Следовательно, субъект РФ вправе предоставлять меры социальной поддержки в отношении тех категорий граждан, которые субъектом РФ определены самостоятельно, вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных правовых актах.Законодательное Собрание Кировской области, принимая оспариваемый нормативный акт, реализовало предоставленные федеральным законодателем полномочия по установлению дополнительных социальных гарантий для лиц, замещавших должности Губернатора Кировской области.Абзац 4 статьи 31 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) предусматривает право органов государственной власти в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.Пунктом 2 статьи 85 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта РФ, возникающие в результате принятия законов субъекта РФ, устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.Согласно статье 47 БК РФ к собственным доходам бюджетов, в том числе, относятся доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, поступающие в бюджет Кировской области из федерального бюджета, являются собственными доходами субъекта РФ «Кировская область», поступив в областной бюджет, становятся обезличенными. Утверждение административного истца о том, что установление Законодательным Собранием Кировской области оспариваемых дополнительных гарантий противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов и требованиям федерального законодательства, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.Прокурором Кировской области не доказано нарушение прав неопределенного круга лиц.Финансирование расходов, осуществление которых предусмотрено региональными правовыми актами, принятыми в соответствии с требованиями федерального законодательства, выполняется в полном объеме в соответствии с законами Кировской области об областном бюджете на соответствующий год. Исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на выплату ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности Губернатора Кировской области (лицам, замещавшим должность главы администрации Кировской области) и Председателя Законодательного Собрания Кировской области (0,011% от расходов областного бюджета в 2016 г.), а также дефицита бюджета субъекта РФ «Кировская область», причинно-следственная связь между признанием недействующими абзацев 1 и 2 пункта 5 статьи 11 Закона Кировской области от 06.11.2002 № 107-ЗО и покрытием дефицита бюджета Кировской области, ликвидацией государственного долга Кировской области, обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует.
Представитель административного ответчика Правительства Кировской области ФИО3 выразила несогласие с изложенными требованиями, указав следующее:
Как следует из статьи 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Таким образом, Законодательное Собрание Кировской области действовало в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.1995 №854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств. Иных федеральных нормативных правовых актов, устанавливающих конкретные социальные и иные гарантии лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, их размер, порядок и условия их предоставления, не имеется. Нормы пункта 12 статьи 19 Федерального закона №184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 №446-ФЗ), на противоречие положений Закона области № 107-ЗО которым ссылается административный истец, регулируют отношения по предоставлению дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) - в случае принятия соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации. Редакция Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ распространяет свое действие на правоотношения, возникающие после его вступления в силу. Между тем, Закон области № 107-ЗО, устанавливающий социальные гарантии деятельности Губернатора области в части пенсионного обеспечения, принят до вступления в силу вышеназванной редакции Федерального закона и не устанавливает дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий Губернатора Кировской области. Административным истцом не приведены доказательства необеспечения финансирования в необходимых объемах расходов, осуществление которых предусмотрено региональными правовыми актами, принятыми в соответствии с требованиями федерального законодательства, следовательно, выводы прокурора области о нарушении прав неопределенного круга лиц необоснованны.
Представитель заинтересованного лица Губернатора Кировской области ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав позицию представителя административного ответчика Правительства Кировской области ФИО3
Суд, заслушав объяснения участников процесса, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом в части 2 названной статьи установлено, что в областной суд вправе обратиться прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители.
Административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, что предусмотрено положениями статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В судебном заседании установлено, что постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 31.10.2002 №18/258 принят Закон Кировской области № 107-ЗО «О Губернаторе Кировской области».
Данный Закон подписан Губернатором Кировской области 06 ноября 2002 года.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Вятский край», №210(2898), 15.11.2002, «Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области», № 6(45), 25.12.2002.
Административным истцом оспариваются следующие нормы Закона Кировской области № 107-ЗО:
абзац 1 пункта 5 статьи 11 в редакции Законов Кировской области от 02.07.2010 №538-ЗО (опубликован в изданиях «Вятский край», № 130(4738), 14.07.2010, «Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области», №4(130) (часть 2), 20.08.2010); от 09.12.2014 №486-ЗО (опубликован на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru 09.12.2014);
абзац 2 пункта 5 статьи 11 в редакции Закона Кировской области от 09.12.2014 №486-ЗО (опубликован на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru 09.12.2014).
При принятии Закона Кировской области №107-ЗО, а также законов, вносящих в него изменения, соблюдены форма, порядок принятия и введения в действие в соответствии с Уставом Кировской области от 27 марта 1996 года №12-ЗО; ст. 2 Регламента Кировской областной Думы, утвержденного Постановлением Кировской областной Думы от 07.02.2001 №41/243, подп. «а» п. 1 статьи 20 Закона Кировской области от 31 декабря 2002 года №127-ЗО «О Законодательном Собрании Кировской области»; ст.ст. 47, 51 Регламента Кировской областной Думы, утвержденного Постановлением Кировской областной Думы от 07.02.2001 №41/243, подп. «а» пункта 3 статьи 20 Закона Кировской области от 31 декабря 2002 года №127-ЗО «О Законодательном Собрании Кировской области»; подп. «з» п. 2 ст. 6 Закона Кировской области от 26.10.1998 №63-ЗО «О Губернаторе Кировской области», подп. «б» п. 1 ст. 7 Закона Кировской области от 06.11.2002 года №107-ЗО «О Губернаторе Кировской области».
В соответствии с п. «ж» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Из вышеназванных положений следует, что субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения. При отсутствии соответствующего федерального закона субъект Российской Федерации вправе осуществить собственное правовое регулирование, что следует из смысла статей 72,76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации и вытекает из природы совместной компетенции. С принятием федерального закона закон субъекта Российской Федерации подлежит приведению в соответствие с ним.
Отношения по предоставлению социальных гарантий для Губернатора области регулируются в рамках предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, который определен статьей 72 (пункт «н» части 1) Конституции Российской Федерации, а в части установления размера этой выплаты на них распространяется действие бюджетного законодательства Российской Федерации, составляющего предмет ведения Российской Федерации (статья 71, пункт «ж», Конституции Российской Федерации).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по данному вопросу должно осуществляться на основе Конституции Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Исходя из положений абзацев 1 и 2 пункта 5 статьи 11 Закона области, одной из социальных гарантий для Губернатора области является право на ежемесячную доплату к страховой пенсии, назначенной в соответствии с действующим законодательством, в размере 80 процентов от ежемесячного денежного содержания Губернатора области, в связи с выходом на страховую пенсию по старости (по инвалидности - при наличии инвалидности 1, 2 группы). Доплата из областного бюджета к страховой пенсии производится лицу, замещавшему должность Губернатора области в течение срока полномочий, установленного Уставом области на момент их исполнения, либо досрочно прекратившему полномочия в связи с отставкой по собственному желанию, при условии исполнения полномочий Губернатора не менее половины установленного срока.
Предусмотренная Законом области гарантия в виде доплаты к пенсии для лиц, замещавших должность Губернатора области, является дополнительной, не предусмотренной федеральным законодательством, осуществляется за счет средств областного бюджета.
На момент принятия Закона области от 06.11.2002 года №107-ЗО «О Губернаторе Кировской области» действовал Указ Президента Российской Федерации от 16.08.1995 № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии за счет собственных средств.
Иных федеральных нормативных правовых актов, устанавливающих конкретные социальные и иные гарантии лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, их размер, порядок и условия их предоставления, на момент принятия Закона области от 06.11.2002 года №107-ЗОне имелось.
Таким образом, Законодательное Собрание Кировской области действовало в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий, приняв Закон Кировской области от 06.11.2002 № 107-ЗО «О Губернаторе Кировской области», предусматривающийправо Губернатора Кировской области на ежемесячную доплату к страховой пенсии.
Вместе с тем, исходя из пункта 12 статьи 19 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ, в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицу, замещающему должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лицо, достигшее пенсионного возраста или потерявшее трудоспособность в период осуществления им полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицу, полномочия которого были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г», «ж», «з», «и» и «л» пункта 1 настоящей статьи.
Поскольку предусмотренная Законом области гарантия в виде доплаты к пенсии для лиц, замещавших должность Губернатора области, связана с прекращением полномочий по должности Губернатора области, Закон области от 06.11.2002 года №107-ЗО «О Губернаторе Кировской области» в части, предусматривающийправо Губернатора Кировской области на ежемесячную доплату к страховой пенсии, подлежит приведению в соответствие спунктом 12 статьи 19 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ.
В установленный федеральным законодательством срок абзацы 1 и 2 пункта 5 статьи 11 Закона области от 06.11.2002 № 107-ЗО в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ не приведены.
Поскольку в абз. 1 и 2 п. 5 ст. 11 Закона области не установлены ограничения, содержащиеся в п. 12 ст. 19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ в редакции от 30.12.2015 № 446-ФЗ, ежемесячная доплата к пенсии, вопреки требованиям федерального законодательства, может быть назначена лицам, которые не достигли пенсионного возраста и не утратили трудоспособность в период осуществления полномочий Губернатора области, а также лицам, полномочия по замещению должности Губернатора области которых были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г», «ж», «з», «и» и «л» пункта 1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые должны осуществляться ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста.
По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ).
Вместе с тем, федеральный законодатель, закрепляя основы правового статуса лиц, замещающих должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, определяя виды и состав предоставляемых им гарантий, вправе, руководствуясь статьями 71 (пункт «ж»), 72 (пункты «ж», «н» части 1), 76 (части 1, 2 и 5) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации и учитывая положения статьи 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», урегулировать непосредственно в федеральном законе предоставление дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), или предусмотреть иной механизм обеспечения их прав и законных интересов.
Из вышеуказанных положений, а также п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ вытекает, что федеральный законодатель, включив законы субъектов Российской Федерации по вопросам предоставления социальных гарантий для Губернатора области в систему законодательства, одновременно установил объем и пределы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в указанной сфере: законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая социальные гарантии, не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона.
Доводы представителей административных ответчиков относительно законности установленных норм сводятся к следующему: нормы пункта 12 статьи 19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ) регулируют отношения по предоставлению дополнительных социальных и иных гарантий лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, в связи с прекращением полномочий, в то время как гарантия в виде доплаты к пенсии устанавливается в связи с самим фактом исполнения полномочий на постоянной профессиональной основе, для ее получения лицу, замещавшему государственную должность, помимо прекращения полномочий, необходимо достичь пенсионного возраста и являться получателем страховой пенсии по старости (инвалидности). Пунктом 12 статьи 19 Федерального закона № 184-ФЗ предусмотрено: «в случае принятия нормативного правого акта субъекта Российской Федерации.. .». Учитывая принцип действия закона во времени, указанные положения Федерального закона № 184-ФЗ распространяются на отношения, возникшие после введения его в действие. После вступления в силу Федерального закона № 184-ФЗ Законами Кировской области не устанавливались дополнительные социальные и иные гарантии Губернатору области.
Оценив представленные доводы в указанной части в их совокупности, суд находит их подлежащими отклонению, исходя из следующего.
Для беспрепятственного и вместе с тем ответственного осуществления возложенных на них полномочий лица, замещающие должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, наделяются специальным публично-правовым статусом. Не закрепляя его непосредственно, Конституция Российской Федерации, как следует из ее статей 11 (часть 3), 72 (пункт «н» части 1), 76 (части 2 и 5) и 77 (часть 1), в соответствии с конституционными началами реализации законодательной функции в рамках совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов возлагает решение данного вопроса, как относящегося к общим принципам организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на федерального законодателя, принимающего федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, и на законодателя субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты которых принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить, что не исключает отнесения отдельных элементов статуса Губернатора, гарантий его деятельности к иным сферам правового регулирования.
К числу материально-финансовых гарантий Губернатора области относятся в первую очередь ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск и др., предоставляемые в течение срока полномочий, что - исходя из природы занимаемой должности, характера профессиональной деятельности и в целях обеспечения независимости Губернатора области - не исключает возможность установления для них дополнительных гарантий, предоставление которых связано с прекращением, в том числе досрочным, полномочий.
Дополнительные гарантии, предоставление которых связано с прекращением, в том числе досрочным, полномочий, могут иметь как единовременный характер, так и носить форму ежемесячной выплаты. При этом право на ежемесячную доплату к страховой пенсии, назначенной в соответствии с действующим законодательством, само по себе обусловлено моментом назначения страховой пенсии, что не относит данный вид социальной гарантии к иной группе гарантий, предоставляемых в течение срока полномочий.
Формулировка нормы пункта 12 статьи 19 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ, предполагая правовое регулирование предоставления дополнительных социальных и иных гарантий в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации об установлении данных гарантий, обусловлена наличием права, а не обязанности субъекта Российской Федерации на установление данного вида гарантий, при этом не определяя действие указанной нормы закона во времени.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что абзацы 1 и 2 пункта 5 статьи 11 Закона Кировской области от 06.11.2002 №107-ЗО «О Губернаторе Кировской области» противоречат федеральному законодательству.
Поскольку такое правовое регулирование субъекта Российской Федерации с неизбежностью порождает конкуренцию, коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства, суд признает недействующими абзацы 1 и 2 пункта 5 статьи 11 Закона Кировской области от 06.11.2002 №107-ЗО «О Губернаторе Кировской области».
Оспариваемые нормы, расширяя круг лиц, имеющих право на получение соответствующих социальных гарантий, а следовательно, увеличивая расходную часть областного бюджета, нарушают права неопределенного круга лиц - жителей Кировской области, за счет которых в том числе формируется доходная часть бюджета.
Также необходимо отметить, что наличие дотационности бюджета при решении вопроса о реализации субъектом Российской Федерации полномочий по самостоятельному установлению дополнительных гарантий лицам, замещавшим должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, их размера после прекращения полномочий не означает, что наличие данного обстоятельства является препятствием для осуществления правового регулирования в названной сфере общественных отношений, а также отрицание дискреционных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению указанным лицам дополнительных материальных гарантий.
При этом указанное регулирование законодателем субъекта Российской Федерации при наличии по данному вопросу федерального закона должно быть осуществлено в соответствии с требованиями этого федерального закона.
Принимая во внимание, что Закон Кировской области №107-ЗО в оспариваемой части применялся на практике, однако противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о признании недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения абзацы 1 и 2 пункта 5 статьи 11 Закона Кировской области от 06.11.2002 №107-ЗО «О Губернаторе Кировской области» (в редакции Законов Кировской области от 02.07.2010 № 538-ЗО, от 09.12.2014 № 486-ЗО, от 05.05.2016 №650-ЗО).
В пункте 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Судом установлено, что оспариваемый закон с последующими изменениями был опубликован в сборнике основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области, являющемся официальным изданием области, в связи с чем решение суда также подлежит опубликованию в указанном издании.
Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Кировской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 1 и 2 пункта 5 статьи 11 Закона Кировской области от 06.11.2002 №107-ЗО «О Губернаторе Кировской области» - удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения абзацы 1 и 2 пункта 5 статьи 11 Закона Кировской области от 06.11.2002 №107-ЗО «О Губернаторе Кировской области» (в редакции Законов Кировской области от 02.07.2010 № 538-ЗО, от 09.12.2014 № 486-ЗО, от 05.05.2016 №650-ЗО).
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - сборнике основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Кировского областного суда Е.А. Степанова