ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-30/2016 от 27.10.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 3а-30/2016

г. Кызыл 27 октября 2016 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

при секретаре Монгуш А.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л :

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к ответчикам, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 апреля 2015 года её требования к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о восстановлении доплаты к трудовой пенсии по старости, взыскании задолженности по доплате к указанной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворены частично. В её пользу взысканы 93866 рублей 33 копейки в счет задолженности по ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости за период с 22 мая 2012 года по март 2015 года, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, с возложением на ответчика обязанности возобновить начисление и выплату ФИО3 с 1 апреля 2015 года ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва». До настоящего времени решение суда в части возложения на ответчика обязанности возобновить начисление и выплату ФИО3 с 1 апреля 2015 года ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости, в размере установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва», не исполнено. 22 июня 2016 года министром труда и социальной политики Республики Тыва Т. истцу направлен ответ о том, что Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 утратил силу, поэтому оснований для продолжения выплаты доплаты к трудовой пенсии не имеется. Просит присудить ей компенсацию в размере 150000 рублей за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, отсрочить уплату государственной пошлины.

В уточненном административном исковом заявлении истец указала на то, что Министерством труда и социальной политики не исполняется обязанность по возобновлению начисления и выплаты ФИО3 с 1 апреля 2015 года ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва». Просит взыскать с ответчиков солидарно компенсацию в размере 63 403 рубля за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, расходы по оплате услуг представителя в размере 30000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 – ФИО1, действующая по доверенности, административное исковое заявление по изложенным в нём основаниям поддержала.

Представитель административного ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по доверенности ФИО2 с заявлением не согласился, указав, что Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является ненадлежащим ответчиком по делу.

Административный истец ФИО3, представитель ответчика - Министерства финансов по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, об уважительности причины неявки не сообщили.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок" граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).

В силу ст. 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Часть 4 названной статьи предусматривает, что административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Согласно ч.3 ст. 1 Федерального закона N 68-ФЗ присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Согласно части 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ, обязанность по исполнению судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет казны субъекта Российской Федерации возложена на финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Из материалов гражданского дела №2-1701/2015 следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 апреля 2015 года, вступившим в законную силу 13 мая 2015 года, по иску ФИО3 с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в её пользу взысканы 93866 рублей 33 копейки в счет доплаты к трудовой пенсии по старости. На Министерство труда и социальной политики Республики Тыва возложена обязанность возобновить начисление и выплату ФИО3 ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва», с 1 апреля 2015 года.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда были выданы исполнительные листы серии ФС (о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва 93866 рублей 33 копеек в счет доплаты к трудовой пенсии по старости в пользу ФИО3), ФС (об обязании возобновить начисление и выплату ФИО3 с 1 апреля 2015 года ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва»).

Исходя из положений пункта 3 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон N 68-ФЗ) при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по иску к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляет соответствующий финансовый орган.

В силу пункта 3 части 2 статьи 5 Закона N 68-ФЗ исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, в разумный срок исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона N 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов Республики Тыва, следовательно, требования заявителя к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва удовлетворению не подлежат, поскольку Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Из административного искового заявления следует, что основанием для обращения в суд с настоящим заявлением явилось длительное неисполнение Министерством труда и социальной политики Республики Тыва решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 апреля 2016 года в части возложения на ответчика обязанности возобновить начисление и выплату ФИО3 ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» с 1 апреля 2015 года.

Вместе с тем в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, эффективности и достаточности действий начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, прокурора, предпринимаемых в целях осуществления уголовного преследования, а также действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 11 от 29 марта 2016 года "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", при исчислении общей продолжительности исполнения учитывается период со дня поступления от взыскателя исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса, в орган, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 55).

Из уведомления Управления Федерального казначейства по РТ о поступлении исполнительного документа от 15 мая 2015 года следует, что исполнительный лист ФС о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва 93866 рублей 33 копеек в счет доплаты к трудовой пенсии по старости в пользу ФИО3 в Управление федерального казначейства РФ по Республике Тыва от взыскателя ФИО3 поступил 14 мая 2015 года.

Следовательно, трехмесячный срок для исполнения исполнительного документа ФС , предъявленного к исполнению в казначейство, истёк 14 августа 2015 года.

Согласно платежному поручению от 1 сентября 2016 года, произведен платеж на имя ФИО3 на сумму 93866,33 рублей, что свидетельствует об исполнении решения суда в части выплаты доплаты к трудовой пенсии по старости.

Таким образом, решение Кызылского городского суда Республики Тыва в части взыскания с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва 93866 рублей 33 копеек в счет доплаты к трудовой пенсии по старости в пользу ФИО3 исполнено через 17 дней со дня истечения срока, установленного п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, то есть с нарушением срока исполнения.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Между тем, несоблюдение Управлением Федерального казначейства РФ по Республике Тыва срока, предусмотренного п. 2 ст. 242.1 БК РФ, не свидетельствует о нарушении права заявителя на исполнение решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 апреля 2015 года в части взыскания с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва 93866 рублей 33 копеек в счет доплаты к трудовой пенсии по старости в разумный срок, поскольку нарушение установленного законом срока исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок. В данном случае срок нарушения исполнения решения суда в 17 дней суд считает соответствующим требованиям разумного срока и не нарушающим право заявителя на исполнение решения суда в разумный срок.

Административный истец ФИО3 ссылается также на неисполнение решения суда в части возложения на ответчика обязанности возобновить начисление и выплату ФИО3 ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва», с 1 апреля 2015 года.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что Федеральный закон от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ, согласно взаимосвязанным положениям его части 1 статьи 1 и статьи 3, распространяется на случаи: нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе возлагающих обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Судом установлено, что 21 мая 2015 года судебным приставом-исполнителем МОСП г.Кызыла по РОВИП УФССП России по РТ возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа серии от 13 мая 2015 года, выданного Кызылским городским судом РТ, предмет исполнения – обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва начиная с 01 апреля 2015 года возобновить начисление и выплату ФИО3 доплаты к государственной пенсии по старости в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва».

Согласно платежным поручениям от 24 апреля, 23 июня 2016 года, произведены платежи на имя ФИО3 на сумму 3900 рублей и 16688,70 рублей, соответственно, в счет выплаты доплаты к госпенсии.

Из письма министра труда судебному приставу-исполнителю от 29 июня 206 года следует, что на основании решения Кызылского городского суда РТ ФИО3 с апреля 2015 года возобновлена выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, которая начислена до 11 июля 2015 года, и выплачена 23 июня 2016 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г.Кызыла по РОВИП УФССП Росси по РТ от 30 июня 2016 года исполнительное производство окончено с фактическим исполнением.

Вместе с тем решение суда в части возложения на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва обязанности возобновить начисление и выплату ФИО3 с 1 апреля 2015 года ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва», не представляет собой обращение взыскания на средства бюджета Республики Тыва, а предусматривает неимущественную обязанность ответчика произвести возобновление вышеуказанной выплаты, поэтому указанные административным истцом обстоятельства, связанные с неисполнением решения суда в этой части, не могут оцениваться в порядке, установленном Федеральным законом N 68-ФЗ, и служить основанием для присуждения компенсации.

Кроме того, доказательств, свидетельствующих об обращении взыскателя в соответствующий финансовый орган с исполнительным листом о возложении на ответчика обязанности возобновить начисление и выплату ФИО3 с 1 апреля 2015 года ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок судом не установлен, поэтому требование ФИО3 к Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 01 ноября 2016 года.

Председательствующий Т.В. Кунгаа