ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-30/2021 от 11.03.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-30/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2021 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Ивановой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело с участием прокурора Ильиной Е.И. по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» о признании недействующим приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 октября 2020 года № 252-ЭЭ «О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года № 754-ЭЭ, от 23 декабря 2019 года № 755-ЭЭ»

установил:

акционерное общество «Оборонэнерго» (филиал «Забайкальский») (далее по тексту – филиал, филиал «Забайкальский») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 октября 2020 года № 252-ЭЭ «О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года № 754-ЭЭ, от 23 декабря 2019 года № 755-ЭЭ». В обоснование иска указав, что решением Новосибирского областного суда от 27 июля 2020 года были признаны недействующими со дня принятия в части: пункт 7 Приложения к приказу Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года № 754-ЭЭ «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2020-2024 годы» в части определения базового уровня подконтрольных расходы по статьям: «расходы на капитальный ремонт основных средств», «расходы на текущий ремонт основных средств» и «расходы на формирование аварийно-страхового запаса», а также пункт 7 Приложения № 1 и пункты 7 Приложения № 2 к приказу Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года № 755-ЭЭ «Об установлении необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области на 2020-2024 годы» в части формирования необходимой валовой выручки и индивидуального тарифа по статьям: «расходы на капитальный ремонт основных средств», «расходы на текущий ремонт основных средств» и «расходы на формирование аварийно-страхового запаса». Одновременно на Департамент по тарифам Новосибирской области возложена обязанность принять в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим в части. Во исполнение решения суда регулятором издан приказ от 27 октября 2020 года № 252-ЭЭ «О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года № 754-ЭЭ, от 23 декабря 2019 года № 755-ЭЭ». С данным приказом административный истец не согласен, поскольку оспариваемым приказом необоснованно занижен базовый уровень подконтрольных расходов, что в свою очередь повлекло установление экономически необоснованного размера необходимой валовой выручки и снижению индивидуального тарифа на передачу электроэнергии.

В судебном заседании представитель административного истца Березина Н.Л., действующая в пределах полномочий, указанных в доверенности, поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика Ветчинова Ю.С., действующая в пределах полномочий, указанных в доверенности, исковые требования не признала, полагает, что отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого приказа недействительным.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей Черногубовой Е.В., Меленчук А.А. заключение прокурора полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

Согласно пункту 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее по тексту – Основы ценообразования), в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

Акционерное общество «Оборонэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Новосибирской области.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на территории Новосибирской области является Департамент по тарифам Новосибирской области, к полномочиям которого относится определение необходимой валовой выручки субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики и издание приказов по вопросам, входящим в его компетенцию (постановление Правительства Новосибирской области от 25 февраля 2013 года № 74-п
«О департаменте по тарифам Новосибирской области»).

Департаментом по тарифам Новосибирской области 23 декабря 2019 года издан приказ № 754 - ЭЭ «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2020-2024 годы».

Департаментом по тарифам Новосибирской области 23 декабря 2019 года издан приказ № 755-ЭЭ «Об установлении необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области на 2020-2024 годы».

Данные приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Новосибирской области http://www.nsopravo.ru, 30 декабря 2019 года.

Решением Новосибирского областного суда от 27 июля 2020 года частично удовлетворены исковые требования акционерного общества «Оборонэнерго»: признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункт 7 Приложения к приказу Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года № 754-ЭЭ «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2020-2024 годы» в части определения базового уровня подконтрольных расходов по статьям: «расходы на капитальный ремонт основных средств», «расходы на текущий ремонт основных средств» и «расходы на формирование аварийно-страхового запаса»; признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункт 7 Приложения № 1 и пункты 7 Приложения № 2 к приказу Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года № 755-ЭЭ «Об установлении необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области на 2020-2024 годы» в части формирования необходимой валовой выручки и индивидуального тарифа по статьям: «расходы на капитальный ремонт основных средств», «расходы на текущий ремонт основных средств» и «расходы на формирование аварийно-страхового запаса»; на Департамент по тарифам Новосибирской области возложена обязанность принять в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим в части.

Исполняя решение Новосибирского областного суда от 27 июля 2020 года Департамент по тарифам 27 октября 2020 года издал приказ № 252-ЭЭ «О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года № 754-ЭЭ, от 23 декабря 2019 года № 755-ЭЭ», который был опубликован на сайте http://www.pravo.gov.ru, 3 ноября 2020 года.

Приказ Департамента по тарифам от 27 октября 2020 года № 252-ЭЭ издан в установленном порядке, управомоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области в пределах его компетенции и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год сформирован Департаментом по тарифам методом экономически обоснованных расходов, а на 2021-2024 годы подконтрольные расходы сформированы с применением прогнозных индексов (л.д. 79 об., т.1).

Согласно пункту 15 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод экономически обоснованных расходов, при использовании которого регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

В силу пункта 16 Основ ценообразования, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с абзацем 4 пункта 7 Правил регулирования в целях приведения в соответствие с действующим законодательством и устранения допущенных при принятии для акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Забайкальский» Приказом от 23 декабря 2019 года № 754-ЭЭ и Приказом от 23 декабря 2019 года № 755-ЭЭ на 2020-2024 годы долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также в целях принятия соответствующих заменяющих отмененные судом в части нормативные правовые акты, Департаментом по тарифам повторно проведена экспертиза предложения филиала об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020-2024 годы в части расходов на осуществление ремонтной деятельности объектов электросетевого хозяйства.

В ходе проведения экспертизы Департаментом по тарифам на основании пунктов 8 и 19 Правил регулирования дополнительно были запрошены у филиала: обоснование в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования указанных филиалом в тарифной заявке цен по пересматриваемым статьям затрат (запрос от ДД.ММ.ГГГГ); информация о фактических расходах филиала на проведение капитального и текущего ремонта в 2020 году (в том числе планируемых к несению в 2020 году) с приложением обосновывающих документов (запрос от ДД.ММ.ГГГГ).

По результатам повторного изучения представленных документов Департаментом по тарифам составлено экспертное заключение (л.д.77, т.2), согласно которому базовый уровень подконтрольных расходов составил <данные изъяты> а необходимая валовая выручка филиала «Забайкальский» на базовый 2020 год составила <данные изъяты>, с ростом относительно ранее сформированного размера на <данные изъяты>

К числу затрат, учитываемых при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии в базовом году долгосрочного периода регулирования, относятся затраты на ремонт основных средств.

Расходы на ремонт основных средств заявлены филиалом в сумме <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> - расходы на капитальный ремонт и <данные изъяты> расходы на текущий ремонт.

Департаментом по тарифам расходы на ремонт основных средств приняты в следующих размерах: <данные изъяты> - расходы на материалы на техническое обслуживание; расходы на капитальный ремонт - <данные изъяты>; расходы на текущий ремонт – <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования при определении расходов на ремонт основных средств учитываются: 1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»; 2) цены, указанные в пункте 29 Основ.

На момент принятия тарифным органом оспариваемых приказов нормативы расходов на ремонт основных средств Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» не утверждались.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Таким образом, названной нормой установлена обязательная очередность применения органом регулирования информации о ценах исходя из закрытого перечня источников такой информации.

С учетом анализа положений пунктов 29, 31 Основ ценообразования в их взаимосвязи использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией, допускается в случае отсутствия нормативов по отдельным статьям расходов («метод экспертных оценок»), но только при условии невозможности использования информации о ценах исходя из пункта 29 Основ ценообразования.

Данные требования Департаментом по тарифам выполнены.

Расходы на капитальный ремонт электрооборудования являются прямыми производственными затратами, связанными непосредственно с оказанием услуг по передаче электрической энергии.

Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в виде «Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики» (далее - Правила ТоИР).

Между тем, филиалом «Забайкальский» к заявлению об установлении тарифа приложен годовой план-график капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства разработанный только на 2020 год, а стоимость капитальных ремонтов на 2020 год в размере <данные изъяты>. рублей определена на основании смет, выполненных в программе Гранд-смета, в соответствии со сборниками федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), федерального сборника сметных цен на материалы (ФССЦ), прайс-листов и коммерческих предложений на материалы от поставщиков.

В обоснование необходимости проведения в течение долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годов капитального ремонта подрядным способом филиалом были представлены те же обосновывающие документы, что и для проведения указанных ремонтных работ в 2020 году в объемах, соответствующих определенной филиалом стоимости расходов на сумму <данные изъяты>.

При отсутствии документального обоснования капитального ремонта на последующие года долгосрочного периода регулирования (2021-2024 годы) тарифным органом, исходя из принципа диспозитивности, была произведена разбивка указанного размера заявленных филиалом расходов в равных долях на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Суд соглашается с таким расчетом Департамента по тарифам, поскольку императивных норм содержащих запрет на подобный расчет ни Основы ценообразования, ни Правила государственного регулирования не содержат.

Доводы представителя административного истца о том, что на последующие годы долгосрочного периода Департамент по тарифам должен был самостоятельно определить указанные расходы путем увеличения расходов установленных на 2020 год на индекс потребительских цен, правильными признаны быть не могут, так как основаны на неправильном применении норм материального права.

Ни при первоначальном рассмотрении тарифной заявки, ни при повторном рассмотрении филиал «Забайкальский» не представил в Департамент по тарифам документальное обоснование необходимости проведения капительных ремонтов в течение последующих годов долгосрочного периода регулирования (2021-2024 годы).

Суд соглашается с выводами тарифного органа, о том. что представленные в обоснование необходимости проведения ремонтных работ документы (дефектные акты и годовой план-график по капитальному ремонту) полностью не соответствуют требованиям к порядку организации и планирования ремонта объектов электросетевого хозяйства, регламентированному Правилами ТОиР, в частности, отсутствуют: перспективные планы ремонта, разрабатываемые на 5 лет; технологические карты (пункты 388, 391 Правил ТОиР), ремонтная документация, предусмотренная пунктом 17 Правил ТОиР, на основании которой должен осуществляться плановый ремонт (пункт 8 Правил ТОиР); запланирован ремонт по техническому состоянию в отсутствие предусмотренных пунктами 11-15 Правил ТОиР оснований; и пр.).

Имеющиеся в материалах тарифного дела коммерческие предложения на поставку материалов и запасных частей для ремонта электрооборудования правомерно не приняты регулирующим органом, поскольку не относятся к источникам цен, перечисленных в пункте 29 Основ ценообразования.

Исходя из того, что в предшествующем долгосрочном периоде регулирования 2015-2019 годов филиалом капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства подрядным способом не осуществлялся, а производились только в 2018 году аварийно-восстановительные работы хозяйственным способом на общую сумму <данные изъяты>, то Департаментом по тарифам принято во внимание осуществление филиалом в 2020 году выполнение работ по капитальному ремонту подрядным способом с привлечением подрядчика общества с ограниченной ответственностью «НовосибЭнергоМонтаж» на общую сумму <данные изъяты>, согласно представленной ДД.ММ.ГГГГ филиалом дополнительной документации: договора -ЗБК от ДД.ММ.ГГГГ, договору -ЗБК от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку цены, указанные в договорах -ЗБК и -ЗБК соответствуют источникам цен, указанных в абзаце 3 пункта 29 Основ ценообразования, Департамент по тарифам правомерно принял в качестве экономически обоснованных расходов на капитальный ремонт оборудования, зданий и сооружений электрических сетей филиала «Забайкальский» выполняемый подрядным способом на 2020 год сумму расходов по указанным договорам в размере <данные изъяты>.

При определении размера расходов по статье «текущий ремонт» регулятором был применён аналогичный подход, что и при определении расходов по статье «капитальный ремонт».

В тарифной заявке филиал «Забайкальский» предлагал учесть расходы на текущий ремонт зданий и сооружений электрических сетей, выполняемый подрядным способом на базовый 2020 год в размере <данные изъяты> с индексацией указанной суммы расходов на последующие годы долгосрочного периода регулирования, с предоставлением следующих документов: годовой план-график производства работ по текущему ремонту зданий и сооружений электрических сетей на 2020 год; 36 дефектных актов на предмет определения характера и объема ремонтных работ и 36 локальных сметных расчетов, составленных на основании дефектных актов.

Эти же документы представлены административным истцом в обоснование необходимости проведения в течение долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годов текущего ремонта в том же размере подрядным способом, что не соответствует требованиям к порядку организации и планирования ремонта объектов электросетевого хозяйства, регламентированному Правилами ТОиР, в частности: отсутствуют перспективные планы ремонта, разрабатываемые на 5 лет и технологические карты (пункты 388, 391 Правил ТОиР); отсутствует ремонтная документация, предусмотренная пунктом 17 Правил ТОиР, на основании которой должен осуществляться плановый ремонт (пункт 8 Правил ТОиР); ремонт по техническому состоянию запланирован в отсутствие предусмотренных пунктами 11-15 Правил ТОиР оснований и др.

Кроме того, помимо ФЕР и ФССЦ филиалом в расчетах были использованы цены, указанные в коммерческих предложениях на поставку материалов и запасных частей для ремонта, которые не относятся к источникам цен, перечисленным в пункте 29 Основ ценообразования.

При таких обстоятельствах Департамент по тарифам правомерно признал экономически необоснованными заявленные филиалом расходы на текущий ремонт зданий и сооружений электрических сетей выполняемый подрядным способом, в размере <данные изъяты>.

Исходя из того, что в предшествующем долгосрочном периоде регулирования 2015-2019 годов филиалом текущий ремонт объектов электросетевого хозяйства подрядным способом не осуществлялся, а производились только аварийно-восстановительные работы хозяйственным способом на общую сумму <данные изъяты> (в 2018 году), то Департаментом по тарифам принято во внимание осуществление филиалом в 2020 году выполнение работ по текущему ремонту подрядным способом с привлечением подрядчика ООО «НовосибЭнергоМонтаж» на общую сумму <данные изъяты>, согласно представленной ДД.ММ.ГГГГ филиалом дополнительной документации: договора -ЗБК от ДД.ММ.ГГГГ договора-ЗБК от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что выполненные по договору -ЗБК работы совпадают с работами, планируемыми филиалом к выполнению на основании годового плана-графика по текущему ремонту, перечень работ и материалов по договору -ЗБК определен на основании дефектных актов, представленных филиалом в составе тарифной заявки, а цены, указанные в договорах -ЗБК и -ЗБК соответствуют источникам цен, указанным в абзаце 3 пункта 29 Основ ценообразования, Департамент по тарифам обоснованно принял в качестве экономически обоснованных расходов на текущий ремонт оборудования, зданий и сооружений электрических сетей выполняемый подрядным способом на 2020 год сумму расходов по указанным договорам в размере <данные изъяты>.

Несостоятельными являются и доводы административного истца о незаконности пересмотра статьи расходов «на техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений электрических сетей, выполняемое хозяйственным способом».

В тарифной заявке акционерное общество «Оборонэнерго» предлагало учесть расходы на техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений электрических сетей, выполняемое хозяйственным способом при формировании базового уровня подконтрольных расходов (на 2020 год) в размере <данные изъяты> тыс. рублей с индексацией указанной суммы расходов на последующие периоды регулирования.

При этом в обоснование необходимости проведения в течение долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годов технического обслуживания объектов электросетевого хозяйства хозяйственным способом филиалом были представлены только обосновывающие документы в части наличия основания для приобретения материалов в целях осуществления работ по техническому обслуживанию в объемах, соответствующих определенной филиалом на 2020 год стоимости расходов на сумму <данные изъяты>

Соответственно, при таких обстоятельствах, регулирующий орган обоснованно произвел разбивку указанного размера заявленных филиалом расходов в равных долях на каждый год долгосрочного периода регулирования.

В обоснование заявленной суммы расходов тарифному органу были представлены: годовой план-график производства работ по техническому обслуживанию оборудования, зданий и сооружений филиала «Забайкальский» на 2020 год по субъекту Новосибирская область, расчет потребности материалов на техническое обслуживание, обоснование используемых в расчете потребности цен в виде единого пакета обосновывающих документов на все материалы (как для технического обслуживания, так и для аварийного запаса) - копии шести договоров поставки, 2 счета на оплату (общества с ограниченной ответственностью «Горизонт» и общества с ограниченной ответственностью «БайкалЭлектроШит» и 1 коммерческое предложение общества с ограниченной ответственностью ТД «Метелица».

По результатам проведенного анализа экспертами было установлено, что в годовом плане-графике по техническому обслуживанию отсутствует перечень материалов, затраты на приобретение которых запланированы; отсутствует ссылка на выявленные в ходе проведения работ по техническому обслуживанию дефекты (занесенные в журнал дефектов), затраты на приобретение материалов в целях устранения которых, запланированы, размеры затрат на материалы по перечню выполняемых работ, указанных в расчете потребности, не соответствуют планируемым затратам, указанным в годовом плане-график по техническому обслуживанию, перечень и объем работ, а также затраты на материалы, указанные в расчете потребности, ничем не обоснованы.

С учетом изложенного, суд соглашается с выводами тарифного органа об экономической необоснованности заявленных филиалом по данной статье затрат расходов на материалы для технического обслуживания.

Поскольку достоверная информация о перечне и объеме необходимых в течение 2020 года материалов в целях осуществления работ по техническому обслуживанию отсутствовала, в связи с чем невозможно было определить цену материалов, то при определении размера расходов по данной статье Департамент по тарифам руководствовался пунктом 31 Основ ценообразования и использовал в расчете имеющиеся отчетные данные филиала по расходам на материалы при выполнении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту хозяйственным способом в 2018 году с применением прогнозных индексов.

В соответствии с расчетом размер расходов по данной статье затрат на 2020 год составил - <данные изъяты>

Таким образом, поскольку филиалом «Забайкальский» документально не подтверждена экономическая обоснованность заявленного размера этих затрат, то Департамент по тарифам правомерно уменьшил размер расходов на материалы, на техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт электросетевого хозяйства.

Доводы административного истца о неправомерном снижении тарифным органом расходов на аварийно-страховой запас, суд находит несостоятельными.

Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности включают в себя, среди прочего, расходы на сырье и материалы.

Обязанность создания регулируемой организацией аварийного запаса материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ и запланированных ремонтов, закреплена в пункте ДД.ММ.ГГГГ Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ.

Филиалом «Забайкальский» заявлены затраты на формирование аварийного страхового запаса в размере <данные изъяты> тыс. рублей, рассчитанные исходя из нормативов для его создания.

При формировании затрат по данной статье, Департамент по тарифам принял во внимание тот факт, что аварийный страховой запас филиалом был сформирован в 2018 году, и в настоящем периоде регулирования требуется его обновление и пополнение, а не новое формирование.

Суд считает позицию административного ответчика правильной.

Приказом акционерного общества «Оборонэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ утверждён порядок создания, расходования и хранения аварийного страхового запаса филиалов общества.

Пунктом первым данного Порядка регламентировано, что аварийный страховой запас создается для обеспечения надежного электроснабжения потребителя, пополняется из централизованных поступлений материальных ресурсов и предназначается для аварийно-восстановительных работ в случаях выхода оборудования из строя.

Аварийный запас должен быть неснижаемым. После его частичного или полного расходования он должен пополняться до нормативного объема из первого поступления материальных ресурсов (пункт 1.3 Порядка).

Этим же приказом утверждены нормы аварийного страхового запаса основных материалов, запасных частей и изделий.

Во исполнение данного приказа филиалом «Забайкальский» издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ о формировании аварийного страхового запаса в филиале и утвержден перечень авариного страхового запаса материалов и оборудования.

Из системного толкования названных локальных актов следует, что аварийный страховой запас формируется единожды, а в последующем производится его пополнение.

В филиале «Забайкальский» аварийный страховой запас был сформирован 2018 году.

Издание административным истцом ежегодных приказов (в 2019, 2020 годах) о формировании аварийного страхового запаса не влекут юридических последствий по его созданию вновь, а являются основаниями для его восполнения до нормативных объемов.

Определяя объем подлежащего восполнению аварийного страхового запаса, при повторном рассмотрении тарифной заявки, Департаментом по тарифам проанализированы документы, представленные филиалом в обоснование цен на материалы (договоры на поставку материалов, счета на оплату и коммерческое предложение).

В ходе проверки представленного расчета установлено, что только три из представленных договоров содержат цены на поставляемые материалы: договор от 19 сентября 2016 года, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью «ЛЕНИНЖИНИРИНГ», договор от 23 октября 2018 года, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью «Сибполимер» и договор от 19 ноября 2018 года, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью ООО «Нефтепромысловое оборудование». При этом перечень поставляемых по указанным договорам материалов и их цены не соответствуют перечню и ценам, указанным филиалом в Расчете.

9 сентября 2020 года в целях исполнения решения суда Департаментом по тарифам у филиала «Забайкальский» было запрошено обоснование цен на материалы в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования.

В ответе филиала от ДД.ММ.ГГГГ указано, что цены на материалы в заявленном ими расчете приняты в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования по фактически сложившейся за 2 года средней стоимости материалов по списанию затрат по данным программного комплекса 1С: УПП, но не выше цены на материалы, указанной в договорах поставок, приложенных к тарифной заявке. В подтверждение приложена оборотно-сальдовая ведомость за период с января 2018 года по декабрь 2019 года по счету 10.

Однако документы, на основании которых были приобретены материалы, указанные в оборотно-сальдовой ведомости к списанию, филиалом не представлены.

Из трех представленных в составе тарифной заявки договоров поставки, содержащих цены на материалы, не установлено соответствие материалов, указанных в оборотно-сальдовой ведомости к списанию, материалам, приобретенным по данным договорам.

В связи с чем, Департаментом по тарифам были проверены виды цен (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах) указанные в пункте 29 Основ ценообразования.

В виду отсутствия информации о ценах указанных в пункте 29 Основ ценообразования: на открытой торговой площадке (https://zakupki.gov.ru/) по некоторым из материалов аналогов, позволяющих определить цену товара с учетом проведенных торгов, найти не удалось; материалам, по которым были найдены соответствия отторгованных материалов, определить рыночные цены не представляется возможным, поскольку в цене лотов отсутствует информация о формировании цены с учетом или без НДС; по региону поставки товара не найдено ни единого соответствия; в информации по поставке товара отсутствуют сведения о включении доставки в цену товара; цены, сложившиеся на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации, в открытом доступе отсутствуют; равно как отсутствует в открытом доступе информация о рыночных ценах на материалы в других источниках, а также официальная статистическая информация о ценах на материалы, соответственно невозможности применения к спорным правоотношениям данного пункта, регулирующий орган правомерно применил положения пункта 31 Основ ценообразования.

Расходы по данной статье затрат на 2020 год сформированы Департаментом по тарифам исходя из размера его восстановления согласно сумме списания материалов за период с июня по декабрь 2018 года, отраженной в оборотно-сальдовой ведомости по счету 10.01 (субсчет АВЗ Новосибирская область) филиала «Забайкальский», с применением ИПЦ 2019-2020 годы с учетом инфляционных процессов в размере <данные изъяты>

Суд проверил данный расчет и не находит оснований не согласиться с ним.

Из анализа пункта 7 Основ ценообразования следует, что данные статистической и бухгалтерской отчетности учитываются за год, предшествующий году при обращении с заявкой об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Следовательно, доводы административного истца о том, что регулирующий орган при определении расходы на формирование аварийного страхового запаса должен был учесть данные по нему за период с января по октябрь 2019 года несостоятельны.

В то же время экономически обоснованные расходы истца, возникшие в ходе регулируемого периода, могут быть учтены в последующих расчетных периодах в порядке, предусмотренном пунктом 7 Основ ценообразования, при условии их документального подтверждения.

Суд не может согласиться с доводами административного истца о неправомерности пересмотра Департаментом по тарифам расходов по статье затрат «материалы на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства» и изъятия средств на основании пункта 7 Основ ценообразования.

Возможность исключения из состава необходимой валовой выручки ранее учтенных экономически не обоснованных расходов либо включения в расчет тарифов ранее не учтенных экономически обоснованных расходов регулируемой организации (недополученного дохода, возникшего по не зависящим от нее причинам) предусмотрены абзацами первым и десятым пункта 7 Основ ценообразования. Такие меры должны быть реализованы органом регулирования при установлении тарифов в целях соблюдения баланса интересов регулируемой организации и ее потребителей.

В связи с чем, Департамент по тарифам при расчете расходов по статье на капитальный и текущий ремонты, в порядке пункта 7 Основ ценообразования мог исключить неосновательные доходы, образовавшиеся в результате недоиспользования в 2018 году ранее учтенных в тарифах расходов на ремонтную деятельность.

При формировании расходов на первый базовый период 2015 года в рамках долгосрочного периода 2015-2019 годов Департаментом по тарифам в составе необходимой валовой выручки были признаны экономически обоснованными расходы на ремонт подрядным способом в размере <данные изъяты>, а также расходы на материалы на ремонты хозяйственным способом – <данные изъяты>, а всего на сумму 12 <данные изъяты>. При этом вид проводимых ремонтов не был уточнен.

С учетом проведенных корректировок общая сумма расходов на ремонты в составе необходимой валовой выручки на 2018 год составила <данные изъяты>, в том числе, на ремонт подрядным способом в размере <данные изъяты>, на материалы на ремонты хозяйственным способом – <данные изъяты>.

При проведении экспертами анализа фактических расходов филиала «Забайкальский» на ремонтную деятельность по факту 2018 года, было установлено, что фактические расходы на ремонтную деятельность составили всего <данные изъяты>, в том числе, на ремонт подрядным способом - <данные изъяты> на материалы на ремонты хозяйственным способом –<данные изъяты>

Таким образом, размер необоснованного дохода административного истца, возникшего в связи с недоиспользованием средств по расходам на ремонтную деятельность по факту 2018 года, составил <данные изъяты>

В связи с чем, он правомерно был исключен регулирующим органом из состава необходимой валовой выручки.

Доводы административного истца о допущенных тарифным органом процессуальных нарушениях, при принятии оспариваемого приказа, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

В силу пункта второго части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Оборонэнерго» о признании недействующим приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 октября 2020 года № 252-ЭЭ «О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года № 754-ЭЭ, от 23 декабря 2019 года № 755-ЭЭ» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Председательствующий по делу Петрунина И.Н.