Дело № 3а-30/2022 (3а-422/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2022 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Агатаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению администрации Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области к Совету депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области об оспаривании нормативных правовых актов,
у с т а н о в и л :
Администрация Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области обратилась в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области, в котором с учетом уточнений просит:
признать недействующим решение Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 28 октября 2021 года № 107 «Об утверждении порядка согласования назначения кандидатуры на должность заместителя главы администрации, освобождения от должности заместителя главы администрации Еленинского сельского поселения»;
признать недействующим решение Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 28 октября 2021 года № 108 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Еленинского сельского поселения «О структуре администрации Еленинского сельского поселения» № 102 от 26 октября 2021 года» в части пункта 1.2., а именно «5. Заместитель главы администрации назначается в соответствии с решением Совета депутатов Еленинского сельского поселения Челябинской области от 28 октября 2021 года № 107 «Об утверждении порядка согласования назначения кандидатуры на должность заместителя главы администрации, освобождения от должности заместителя главы администрации Еленинского сельского поселения».
В обоснование административных исковых требований указали, что 26 октября 2021 года Советом депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района принято решение № 102 об утверждении структуры администрации Еленинского сельского поселения. Решением Совета депутатов от 28 октября 2021 года № 108 в указанное решение внесены изменения. Решением Совета депутатов от 28 октября 2021 года № 107 утвержден Порядок согласования назначения кандидатуры на должность заместителя главы администрации, освобождения от должности заместителя главы администрации Еленинского сельского поселения. Решение от 28 октября 2021 года № 107 полностью, решение от 28 октября 2021 года № 108 в оспариваемой части противоречат действующему законодательству, наличие полномочий согласовывать назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц местной администрации не предусмотрено федеральным законодательством, является вмешательством в компетенцию исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Представитель административного истца администрации Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области ФИО1, действующая на основании доверенности от 10 января 2022 года (л.д. 150), в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивала.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области ФИО2, действующий на основании доверенности от 13 декабря 2021 года (л.д. 71), в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований.
В письменном отзыве указал, что требования административного истца основаны на неверном толковании норм права. Оспариваемые решения приняты в пределах полномочий Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области, подписаны (одобрены) Главой Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области ФИО3. Совет депутатов любого муниципального образования РФ обладает полномочиями большей юридической силы, чем глава муниципального образования. Имея полномочия по внесению изменений в Устав, утверждению бюджета, установлению порядка распоряжения имуществом, удалению главы муниципального образования в отставку, Совет депутатов вправе проводить согласование кандидатуры заместителя главы администрации (л.д. 67-69).
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с положениями статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7).
Согласно части 8 настоящей статьи при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9).
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 26 октября 2021 года № 102 утверждена структура администрации Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области (л.д. 142).
28 октября 2021 года Советом депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области принято решение № 107 «Об утверждении Порядка согласования назначения кандидатуры на должность заместителя главы администрации, освобождения от должности заместителя главы администрации Еленинского сельского поселения» (л.д. 143-146).
Согласно утвержденному Порядку, глава администрации Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области направляет в адрес Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области проект решения о согласовании назначения кандидатуры на вакантную должность, освобождения от должности заместителей главы администрации, а также документы кандидата, содержащие его персональные данные (краткие биографические данные, сведения об образовании, сведения об отсутствии судимости, анкета кандидата, другие документы). Документы рассматриваются на сессии Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области. Если представленный проект решения в ближайшую повестку сессии не включается, то председателем Совета депутатов Еленинского сельского поседения главе администрации направляется уведомление о невозможности рассмотрения данного проекта решения с указанием причины. Решение о согласовании назначения представленной кандидатуры на вакантную должность, освобождение от должности заместителя главы администрации проводится открытым голосованием. Согласованной для назначения на вакантную должность и освобождения от должности заместителя главы администрации считается кандидатура, набравшая большинство голосов депутатов от установленной численности. Кандидатура, не набравшая требуемого количества голосов, считается несогласованной. Одна и та же кандидатура не может быть повторно представлена на согласование в период одного срока полномочий главы администрации. Согласование освобождения от занимаемой должности при расторжении трудового договора по инициативе работника Советом депутатов сельского поселения не требуется. При отказе от согласования для освобождения от должности по инициативе работодателя или прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, глава администрации Еленинского сельского поселения имеет право внести повторно проект решения в Совет депутатов для согласования освобождения от занимаемой должности заместителя главы администрации. Глава администрации до согласования с Советом депутатов назначения кандидатуры на должность заместителя главы администрации не вправе назначать без согласования с Советом депутатов Еленинского сельского поселения исполняющих обязанности на соответствующие должности.
Решением Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 28 октября 2021 года № 108 внесены изменения в решение Совета депутатов Еленинского сельского поселения «О структуре администрации Еленинского сельского поселения» № 102 от 26 октября 2021 года». Пункт 1.2 решения № 102 от 26 октября 2021 года дополнен пунктом 5, согласно которому - заместитель главы администрации назначается в соответствии с решением Совета депутатов Еленинского сельского поселения Челябинской области от 28 октября 2021 года № 107 «Об утверждении порядка согласования назначения кандидатуры на должность заместителя главы администрации, освобождения от должности заместителя главы администрации Еленинского сельского поселения» (л.д. 147).
Согласно протоколу Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района от 28 октября 2021 года (л.д. 138-141) решения приняты единогласно при наличии кворума, согласованы и обнародованы главой муниципального образования в соответствии со статьей 23 Устава Еленинского поселения.
В силу положений Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Закона № 131-ФЗ).
Решениями Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 28 октября 2021 года № 107 и № 108 (в оспариваемой части), Совет депутатов Еленинского сельского поселения наделен полномочиями по согласованию кандидатов для назначения на должность заместителя главы администрации сельского поселения и освобождения от должности.
Частью 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ определен перечень вопросов, находящихся в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, к числу которых вопросы согласования назначения и отстранения от должности заместителей главы администрации сельского поселения не отнесены.
Частью 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено положение, согласно которому иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Аналогичное положение содержится в пункте 29 части 1 статьи 21 Устава Еленинского сельского поселения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ местной администрацией, являющейся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и имеющей в соответствии с уставом муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения, руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, которым является либо глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 34 Устава Еленинского сельского поселения глава поселения руководит Администрацией поселения, в том числе: устанавливает штаты администрации в пределах расходов, предусмотренных в местном бюджете поселения, организует работу с кадрами, их аттестацию и повышение квалификации, заключает трудовые договоры и осуществляет увольнение работников Администрации, применяет к ним меры поощрения, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности.
Представительный орган местного самоуправления вправе по представлению главы местной администрации утвердить структуру местной администрации. Иных полномочий по формированию местной администрации представительному органу местного самоуправления (включая полномочия по участию в назначении на должность и освобождении от занимаемой должности заместителей главы местной администрации посредством предварительного согласования) не предоставлено (часть 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, подпункт 14 пункта 1 статьи 21 Устава Еленинского сельского поселения).
Законом Челябинской области от 28 июня 2007 года № 153-ЗО «О Реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области» заместитель главы сельского поселения отнесен к ведущей должности муниципальной службы, учреждаемой в органах местного самоуправления для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих выборные муниципальные должности.
Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения урегулирован главой 4 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», не предусматривающей особенностей правового регулирования данных правоотношений в виде возможности установления согласования поступления какой-либо категории муниципальных служащих на муниципальную службу с представительным органом местного самоуправления.
На основании части 6 статьи 16 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 1 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) полномочия по принятию обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих нормы, регулирующие порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров отнесены к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Порядок расторжения, прекращения трудового договора урегулирован Трудовым Кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), нормами которого также не предусмотрено согласование освобождения муниципального служащего от занимаемой должности при расторжении трудового договора (во всех случаях, кроме расторжения трудового договора по инициативе работника) с представительным органом местного самоуправления.
Кроме того, статьями 23 и 24 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Пунктом 10 названной статьи указанного Закона установлено, что конфиденциальность персональных данных - это обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных (статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, согласно пункту 1 которого к таким сведениям относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
Статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ предусмотрены случаи, при которых согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется.
Предоставление информации о персональных данных субъекта по требованию представительного органа местного самоуправления федеральным законодательством не предусмотрено.
Учитывая изложенное, оспариваемые решения приняты по вопросам, относящимся к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти, не соответствуют нормам федерального законодательства, обладающего большей юридической силой, нарушают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, интересы муниципального образования, нарушают принципы единого правового регулирования на территории Российской Федерации.
Вопреки доводам представителя административного истца, действующее законодательство не позволяет представительному органу местного самоуправления произвольно расширять круг своих полномочий.
Как отмечалось выше, иные полномочия в соответствии с частью 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ определяются федеральными законами, и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласование главой муниципального образования оспариваемых нормативных правовых актов в соответствии со статьей 23 Устава Еленинского поселения не лишает административного истца права на обращение в суд с рассматриваемым административным иском, основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований не является.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с пунктом 40 названного Полстановления Пленума акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Поскольку решение от 28 октября 2021 года № 107 «Об утверждении порядка согласования назначения кандидатуры на должность заместителя главы администрации, освобождения от должности заместителя главы администрации Еленинского сельского поселения» полностью, решение Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 28 октября 2021 года № 108 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Еленинского сельского поселения «О структуре администрации Еленинского сельского поселения» № 102 от 26 октября 2021 года» в оспариваемой части приняты по вопросам, не относящимся к компетенции представительного органа местного самоуправления, нормативное правовое регулирование надлежит признать недействующим со дня принятия.
Согласно пункту 5 статьи 23 Устава Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области (в редакции решения от 06 мая 2019 года № 46), официальным опубликованием решений Совета депутатов считается первая публикация их полного текста в периодическом печатном издании, определяемом в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с требованиями, содержащимися в подпункте 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, на основании пункта 5 статьи 23 Устава Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области (в редакции решения от 06 мая 2019 года № 46), сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете «Карталинская новь» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования администрации Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия: решение Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 28 октября 2021 года № 107 «Об утверждении порядка согласования назначения кандидатуры на должность заместителя главы администрации, освобождения от должности заместителя главы администрации Еленинского сельского поселения»; решение Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 28 октября 2021 года № 108 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Еленинского сельского поселения «О структуре администрации Еленинского сельского поселения» № 102 от 26 октября 2021 года» в части пункта 1.2., а именно: «5. Заместитель главы администрации назначается в соответствии с решением Совета депутатов Еленинского сельского поселения Челябинской области от 28 октября 2021 года № 107 «Об утверждении порядка согласования назначения кандидатуры на должность заместителя главы администрации, освобождения от должности заместителя главы администрации Еленинского сельского поселения».
Обязать Совет депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области опубликовать сообщение о принятии решения суда в газете «Карталинская Новь» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий Л.В. Феофилова
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2022 года