ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-30/2022 от 30.06.2022 Курского областного суда (Курская область)

Дело № 3а- 30/2022

УИД46OS0000-01-2022-000007-19

Курский областной суд

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Курск 30 июня 2022 года

Курский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Павловой Е.Б.,

при ведении протокола помощником судьи - Якушевой К.М., секретарем - Сухих Е.В.,

с участием: прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Курской области - Белых В.А.,

представителя административного истца ООО «Большой праздник» по доверенности Бражко А.А.,

представителей административного ответчика Администрации Курской области по доверенностям Гололобовой Е.И., Стрелковой О.В.,

представителя заинтересованного лица - ОКУ «Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области» по доверенности Перовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Большой праздник» к Администрации Курской области об оспаривании нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л :

18.09.2020 Администрации Курской области приняла постановление № 952-па «Об особо охраняемой природной территории регионального значения – природном парке «Первомайский парк», которым в границах муниципального образования «Город Курск» создана особо охраняемая природная территория регионального значения природный парк «Первомайский парк», и утверждены прилагаемые Положение о природном парке регионального значения «Первомайский парк», Паспорт природного парка регионального значения «Первомайский парк», Границы территории природного парка регионального значения «Первомайский парк» (далее – постановление № 952-па от 18.09.2020).

Указанное постановление опубликовано 21.09.2020 на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru.

В настоящее время постановление № 952-па от 18.09.2020 действует в редакции изменений, внесенных постановлением Администрации Курской области № 1027-па от 30.09.2021, которое было опубликовано 01.10.2021 на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru.

Бражко А.А., действуя от себя и в интересах ООО «Большой праздник», посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обратился в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления № 952 от 18.09.2020 в части пунктов 5.3, 5.6 в редакции постановления № 1027-па от 30.09.2021.

Определением судьи от 28.02.2022 производство по делу в части административных исковых требований Бражко А.А. прекращено.

В обоснование заявленных требований административный истец ООО «Большой праздник» (далее - Общество) указало, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание (кафе) с кадастровым номером , расположенное в пределах арендуемых земельных участков с кадастровыми номерами , местоположением: <адрес>, <адрес>, <адрес>, которые включены в границы особо охраняемой природной территории регионального значения – природный парк «Первомайский парк». В результате внесенных постановлением № 1027-па от 30.09.2021 изменений в постановление № 952-па от 18.09.2020, земельные участки и расположенные на них объекты подлежат изъятию. Однако Закон об особо охраняемых природных территориях не наделяетполномочиями высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации при формировании природногопаркапо распоряжению застроенными объектами коммерческой недвижимостиземельными участками, находящимися в собственности, пользовании третьих лиц,запрещает их включение в границы объекта «Природный парк».

Нарушение прав принятым актом ООО «Большой праздник» мотивировало тем, что включение в оспариваемое постановление земельных участков с кадастровыми номерами без указания административного истца в качестве правообладателя в отсутствие информации о застройке земельных участков и наличия объекта недвижимости, ограничивает его права по распоряжению указанными земельными участками и объектом недвижимости, ведению коммерческой деятельности, ограничивает возможность по эффективному распоряжению имуществом, препятствует проведению реконструкции нежилого здания, выкупу земельных участков в собственность, что ведет к убыткам в виде недополученного дохода. Считает, что земельные участки со зданием (кафе) не имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, в связи с чем не подлежали включению в особо охраняемую природную территорию, и не могли быть изъяты уже после создания природного парка.

С учетом уточненных требований от 08.06.2022 Общество просило суд признать недействующими с 30.09.2021 абзацы 1, 7, 10 пункта 4.2 Положения о природном парке регионального значения «Первомайский парк» и абзацы 2, 8, 11 пункта 9 Паспорта особо охраняемой природной территории, содержащие сведения о включение в границы природного парка земельных участков с кадастровыми номерами , о собственниках, пользователях, арендаторах земельных участках;

пункт 5.3 Положения о природном парке регионального значения «Первомайский парк» о создании природного парка с изъятием у собственников земельных участков и расположенных на них объектах;

пункт 5.6 Положения о природном парке регионального значения «Первомайский парк», которым установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках в границах природного парка, разрешенное использование которых допускает строительство на них;

пункт 2 «Сведения о характерных точках границ объекта землеустройства» Карты (плана) зоны с особыми условиями использования территории природного парка «Первомайский парк», содержащий сведения о характерных точках границ объекта землеустройства, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 18.09.2020 № 952-па «Об особо охраняемой природной территории регионального значения природный парк «Первомайский парк» (в редакции постановления от 30.09.2021 № 1027-па), как противоречащие статьям 2, 20, пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункту 8 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 7 Закона Курской области от 22.11.2007 № 118-ЗКО «О некоторых вопросах в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Курской области».

В судебном заседании представитель ООО «Большой праздник» Бражко А.А. поддержал уточненные административные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, дополнив, что решение об изъятии принадлежащего административному истцу недвижимого имущества также противоречит Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которыми защищается право собственности и запрещается на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Представители административного ответчика - Администрации Курской области Гололобова Е.И., Стрелкова О.В., заинтересованного лица - ОКУ «Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области» Перова Т.И. возражали против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, поскольку считают, что права административного истца оспариваемым постановлением не затрагиваются, так как здание (кафе) находится в непригодном для эксплуатации состоянии и не использовалось для предпринимательской деятельности до присвоения территории парка статуса особо охраняемой природной территории и у административного истца отсутствуют правовые основания на использование земельного участок с кадастровым номером , а земельный участок с кадастровым номером используется не по целевому назначению. Изъятие у собственников земельных участков обусловлено необходимостью приведения постановления № 952-па от 18.09.2020 в соответствие с Правилами землепользования и застройки МО «Город Курск», а также Положением о природном парке регионального значения «Первомайский парк», установившим режим особой охраны и порядок использования особо охраняемой природной территории регионального значения.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора Белых В.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Согласно пункту «д» статьи 3 Устава Курской области, утвержденного Законом Курской области от 02.10.2001 № 67-ЗКО, в совместном ведении Российской Федерации и Курской области находятся природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), что следует из его преамбулы.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях), который определяет особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (преамбула).

Согласно статье 1 указанного Закона законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из указанного федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 8 части 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения относит к компетенции субъектов Российской Федерации.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в статье 2 Закона об особо охраняемых природных территориях различаются категории данных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Статьей 3 Закона Курской области от 22.11.2007 № 118-ЗКО «О некоторых вопросах в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Курской области» (далее – Закон Курской области от 22.11.2007 № 118-ЗКО) установлены следующие категории особо охраняемых природных территорий регионального значения: природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.

Исходя из положений статьи 6 Закона Курской области от 22.11.2007 № 118-ЗКО к полномочиям Администрации Курской области в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Курской области относится, в том числе:

принятие решений об объявлении природных комплексов и объектов памятниками природы регионального значения, а территорий, занятых ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения;

утверждение границ и определение режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения;

согласование решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны в соответствии с федеральным законодательством с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

утверждение положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, в том числе определяющих конкретные особенности, зонирование и режим особой охраны природного парка регионального значения, а также виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения;

принятие решений о создании и прекращении существования особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении границ и режима их особой охраны;

осуществление иных полномочий в области создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Курской области.

Согласно статьям 41, 48, 49 Устава Курской области Администрация Курской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Курской области, издает в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством и Уставом Курской области постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории Курской области; осуществляет полномочия, установленные федеральными законами, Уставом Курской области, законами Курской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Судом установлено, что 18.09.2020 Администрацией Курской области принято постановление № 952-па «Об особо охраняемой природной территории регионального значения – природном парке «Первомайский парк», которым в границах муниципального образования «Город Курск» создана особо охраняемая природная территория регионального значения природный парк «Первомайский парк», и утверждены Положение о природном парке регионального значения «Первомайский парк», Паспорт природного парка регионального значения «Первомайский парк», Границы территории природного парка регионального значения «Первомайский парк» (т. 2 л.д. 109-124).

В соответствии со статьей 7 Закона Курской области от 22.11.2007 № 118-ЗКО основанием для принятия решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения является схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Курской области.

Постановлением Администрации Курской области от 20.07.2012 № 607-па во исполнение Закона об особо охраняемых природных территориях и Закона Курской области от 22.11.2007 № 118-ЗКО утверждена Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Курской области на период до 2024 года, где в разделе II «Перечень планируемых особо охраняемых природных территорий регионального значения» (в редакции постановления от 19.05.2020 № 500-па) указан природный парк «Первомайский парк» в городе Курске (т. 1 л.д. 64-65).

В силу частей 2 и 3 статьи 7 Закона Курской области от 22.11.2007 № 118-ЗКО подготовку решений о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения организует уполномоченный орган исполнительной власти Курской области в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

При подготовке решений о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются:

проведение комплексного экологического обследования территории, которой предполагается придать статус особо охраняемой природной территории регионального значения;

подготовка пояснительной записки о необходимых затратах, в том числе компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

подготовка сведений о границах особо охраняемой природной территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

подготовка проекта положения об особо охраняемой природной территории регионального значения.

Судом установлено, что отраслевым органом исполнительной государственной власти Курской области - комитетом экологической безопасности и природопользования Курской области, осуществлявшим реализацию государственной политики Курской области в закрепленной сфере деятельности, а также переданных Российской Федерацией полномочий (с октября 2020 года – это комитет природных ресурсов Курской области), с участием Областного казенного учреждения «Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области» (далее — ОКУ «Дирекция ООПТ»), были выполнены все необходимые мероприятия, связанные с принятием решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Так, Курским государственным университетом проведено комплексное экологическое обследования участка территории Первомайского парка общей площадью 40205,03 кв. м (4,02 га), по результатам которого описаны географические особенности территории, история создания парка, представлены биотические исследования и культурно-рекреационная ценность расположенных объектов, а также представлена информация, необходимая для создания памятника природы и его эффективной охраны (т. 2 л.д. 56-81). Указанное обследование содержит обоснования необходимости создания особо охраняемой природной территории регионального значения - природный парк с учетом особого природоохранного, рекреационного, научного, культурного и исторического значения территории парка «Первомайский» и расположенных на ней природных объектов.

Подготовленный проект о создании особо охраняемой природной территории регионального значения с пояснительной запиской получил согласование Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, как это предусмотрено частью 6 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях,а также был согласован с иными заинтересованными органами исполнительной власти Курской области (т. 1 л.д. 132-136, т. 2 л.д. 27-36, 44-47).

Кроме того, проект постановления «Об особо охраняемой природной территории регионального значения – природном парке «Первомайский парк» был размещен на официальном сайте Администрации Курской области для проведения общественного обсуждения в период с 22.07.2020 по 31.07.2020. Замечаний и предложений по нему не поступило (т. 2 л.д. 54-55).

В соответствии с частью 6 статьи 7 Закона об особо охраняемых природных территориях постановлением № 952-па от 18.09.2020 утверждены Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения, ее Паспорт, содержащий описание границ с указанием географических координат характерных точек этих границ в системе координат, и Границы с картой (планом) зоны с особыми условиями использования территории природного парка «Первомайский парк».

В соответствии с Порядком опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти Курской области, утвержденном постановлением Губернатора Курской области от 16.04.2009 № 111, постановление № 952-па от 18.09.2020 опубликовано 21.09.2020 на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru (т. 1 л.д. 130).

30.09.2021 Администрацией Курской области принято постановление № 1027-па «О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 18.09.2020 № 952-па «Об особо охраняемой природной территории регионального значения - природном парке «Первомайский парк». Данным правовым актом в Положении о природном парке регионального значения уточненные сведения о площадях и кадастровых номерах земельных участков в пункте 4.2; изложены в новой редакции пункт 5.2 о допустимых видах использования территории и пункт 5.3 устанавливающий, что создание природного парка осуществляется с изъятием у собственников земельных участков и расположенных на них объектов; Положение дополнено пунктом 5.6 о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках в границах природного парка, разрешенное использование которых допускает строительство на них. Кроме того, изложены в новой редакции абзацы девятый - одиннадцатый пункта 9 Паспорта природного парка регионального значения: уточнены кадастровые номера земельных участков, на которых расположена особо охраняемая природная территория, сведения об их собственниках (т. 1 л.д. 125-129).

Проект указанного постановления был одобрен Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и заинтересованными органами исполнительной власти Курской области, по нему получено заключение Управления Минюста России по Курской области об отсутствии норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству (т. 1 л.д. 137-143, т. 2 л.д. 37-43, 48-51, 52)

Постановление Администрации Курской области № 1027-па от 30.09.2021 опубликовано на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru 01.10.2021 (т. 1 л.д. 131).

С учетом приведенных выше норм федерального и регионального законодательства и установленных обстоятельств суд приходит к выводу, чтооспариваемый в части правовой акт вместе с правовым актом о внесении изменений обладает нормативным характером,принят уполномоченным органомгосударственной власти Курской области в установленном порядке ив пределах предоставленной компетенции, с соблюдением порядка его опубликования.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Большой праздник» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером , площадью 577,3 кв.м, наименование: кафе семейного типа с детской площадкой, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное здание расположено на земельных участка с кадастровыми номерами (т. 1 л.д. 157-164).

На основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории г. Курска № 4107-12ю от 15.06.2012, комитетом по управлению имуществом Курской области предоставлен в аренду ООО «Большой праздник» земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, для эксплуатации предприятий общественного питания, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, на срок до 06.06.2027 (т. 1 л.д. 44-49).

Судом также установлено и не оспаривается сторонами, что принадлежащее административному истцу нежилое здание частично расположено на земельном участке с кадастровым номером (дата присвоения кадастрового номера – 12.12.2016) площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для установки аттракционов и благоустройства территории, который был образован из земельного участка с кадастровым номером . Собственником данного участка является Администрация города Курска (т. 1 л.д. 179-185). Сведений об обременении земельного участка в виде аренды в Едином государственном реестре на недвижимое имущество не имеется.

Постановлением № 952-па от 18.09.2020 установлено, что природный парк расположен на территории земельных участков, в том числе, с кадастровыми номерами , и с учетом изменений, внесенных постановлением № 1027-па от 30.09.2021, земельные участки подлежат изъятию у иных собственников и пользователей вместе с находящимися на них объектами недвижимости.

Указанное свидетельствует о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы ООО «Большой праздник», так как влечет досрочное прекращение договора аренды земельного участка с кадастровым номером и изъятие у Общества нежилого здания.

Поскольку судом установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Статьей 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых постановлений) установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления принадлежащих им полномочий.

Положениями Закона об особо охраняемых природных территориях предусмотрено, что природные парки являются разновидностью особо охраняемых природных территорий регионального значения; природные парки являются природоохранными, рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Государственный кадастр природного парка включает в себя сведения о статусе его территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Согласно статье 19 названного Федерального закона создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Статьей 20 Закона об особо охраняемых природных территориях установлено, что управление природными парками осуществляется государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, которым предоставляются земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах природных парков в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей.

Указанное выше свидетельствует о том, что принятие решения об образовании природного парка является правом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, при этом не исключается возможность расположения природного парка как на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, так и на землях иных собственников и пользователей.

Согласно Положению о природном парке регионального значения, утвержденного постановлением № 952-па от 18.09.2020, природный парк «Первомайский парк» создан в соответствии с Законом об особо охраняемых природных территориях, Законом Курской области от 22.11.2007 № 118-ЗКО, постановлением Администрации Курской области от 20.07.2012 № 607-па «Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Курской области на период до 2024 года» с целью охраны территории, обладающей высокой экологической ценностью, входящей в группу важнейших элементов экологического каркаса центральной части г. Курска, с комплексом растительности, выполняющей санитарно-гигиенические функции, а также представляющей собой историческую и рекреационную ценность для города Курска и области в целом.

Так, в пункте 2 Положения о природном парке отмечено, что территория природного парка, заложенная более ста лет назад, представляет собой благоустроенное озелененное пространство. Природный парк имеет экологическое, историческое и рекреационное значение.

Экологическое значение природного парка заключается в том, что он является важной частью «зеленого кольца» города Курска, созданного в конце XIX века для развития рекреационной деятельности, выступает одним из важных элементов экологического каркаса города, основой сохранения благоприятной экологической обстановки.

Историческое значение парка обусловлено тем, что в Первомайском парке долгое время устанавливали главную городскую новогоднюю елку. Парк посещали Максим Горький, известный чешский гроссмейстер Рихард Рети.

В 1948 году установлен бронзовый бюст генералу-полковнику авиации, дважды Герою Советского Союза, заслуженному летчику СССР уроженцу города Курска Андрею Егоровичу Боровых. В 2000 году установлен памятник Александру Невскому. Автор памятника - скульптор с мировым именем Вячеслав Михайлович Клыков, уроженец Курской области.

Рекреационное значение заключается в возможности создания на данной территории благоприятных условий для удовлетворения потребности граждан в непосредственном общении с природой и культурном отдыхе. Развитие различных видов рекреации - основная задача создания природного парка.

Территория природного парка характеризуется высокими эстетическими качествами, благоприятными особенностями визуального восприятия парковых композиций, представленными древесно-кустарниковыми растениями и цветочными композициями.

Природный парк является важным объектом экологического образования. Здесь можно организовывать экскурсии для школьников, проводить полевые исследования совместно со студентами учебных заведений по изучению растительного и животного мира.

Также в указанном пункте отмечено, что природный парк состоит из единого участка, что также следует из пункта 8 Паспорт природного парка и фото-схем участков 1 и 2 Границ особо охраняемой природной территории, из которых усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами , на которых расположено здание (кафе), находятся внутри природного парка.

Вопреки доводам административного истца представленные в материалы административного дела доказательства позволяют прийти к однозначному выводу о том, что границы и режим особой охраны природного парка, в том числе и указанных двух земельных участков с нежилым зданием (кафе), обоснованы не только постановлением № 952-па от 18.09.2020, но и материалами комплексного экологического обследования территории памятника природы, в котором отражено, что строительство кафе на территории парка привело к изменению почвенного и растительного покровов, а также ландшафта в целом, то есть оказало негативное воздействие на природный парк.

При этом, исходя из того, что при принятии постановления № 1027-па от 30.09.2021 не изменялись границы особо охраняемой природной территории, установленные постановлением № 952-па от 18.09.2020, необходимости повторного проведения комплексного экологического обследования территории природного парка в 2021 году не имелось.

Поскольку вышеуказанные объекты недвижимости - два земельных участка и здание (кафе), оспариваемым постановлением не наделены самостоятельным статусом особо охраняемой природной территории, а только находятся на территории природного парка «Парк Первомайский», доводы представителя административного истца о недоказанности административным ответчиком статуса объектов недвижимости как природного парка судом признаются несостоятельными.

Согласно пунктам 4.1 и 4.2 Положения о природном парке регионального значения, природный парк состоит из двух участков общей площадью 3,99 га и расположен на территории земельных участков с кадастровыми номерами (природная зона); (культурная зона); категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для установки аттракционов и благоустройства территории, производственно-хозяйственной деятельности, административно-хозяйственной деятельности, которые предоставляются ОКУ «Дирекция ООПТ» в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопреки доводам административного истца, законодательством не урегулирован вопрос о минимальной площади земельного участка, необходимого для установления природного парка, как и не предусмотрено согласие собственника либо пользователя земельного участка на включение его в особо охраняемую природную территорию.

С учетом требований части 6 статьи 7 Закона Курской области от 22.11.2007 № 118-ЗКО постановлением № 952-па от 18.09.2020 был утвержден Паспорт природного парка регионального значения «Первомайский парк», где в абзацах 2, 8, 11 пункта 9 указаны сведения о собственниках земельных участков, на которых расположен природный парк (с учетом изменений, внесенных постановлением № 1027-па от 30.09.2021).

Отсутствие информации о собственнике и пользователе земельного участка с кадастровым номером , о нахождении на земельных участках объектов капитального строительства в Положении и Паспорте природного парка, по мнению суда, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления, поскольку, как указывалось выше, в границах природных парков могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей (часть 3 статьи 20 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Сведения о характерных точках границ объекта землеустройства, содержащих в карте (плане) зоны с особыми условиями использования территории природного парка «Первомайский парк», являются обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории в силу пункта 12 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях, поскольку должны содержать графическое описание местоположения границ территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Исходя из того, что границы природного парка «Первомайский парк» определены по результатам комплексного экологического обследования территории, подтверждены приложением к постановлению № 952-па от 18.09.2020 и внесены в Единый государственный реестр недвижимости, оснований для признания незаконным указанного нормативного правового акта, с учетом постановления № 1027-па от 30.09.2021, о включении в границы особо охраняемой природной территории земельных участков с кадастровыми номерами не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействующими абзацев 1, 7, 10 пункта 4.2 Положения о природном парке регионального значения «Первомайский парк», абзацев 2, 8, 11 пункта 9 Паспорта особо охраняемой природной территории регионального значения «Первомайский парк», а также пункта 2 «Сведения о характерных точках границ объекта землеустройства» Карты (плана) зоны с особыми условиями использования территории природного парка.

Пунктом 5.3 Положения о природном парке, утвержденном постановлением № 952-па от 18.09.2020, было установлено, что создание природного парка осуществляется без изъятия у собственников земельных участков, но с ограничением прав пользования земельными участками в связи с установлением режима особой охраны.

Постановлением № 1027-па от 30.09.2021 пункт 5.3 изложен в следующей редакции: «Создание природного парка осуществляется с изъятием у собственников земельных участков и расположенных на них объектов».

Разрешая требования административного истца в этой части, суд не может согласиться с доводами его представителя о том, что законодательством не предусмотрена возможность изъятия объектов недвижимости после создания природного парка согласно части 3 статьи 20 Закона об особо охраняемых природных территориях, пункта 8 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено размещение природного парка на земельных участках иных собственников и пользователей.

Так, запрет на изъятие устанавливается пунктом 4 статьи 20 Закона об особо охраняемых природных территориях только на земельные участки, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством.

В тоже время, в силу статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации.

При этом под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.

Исходя из положений статей 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации в случае изъятия земельных участков для государственных (региональных) нужд субъект Российской Федерации, решение об изъятии земельных участков принимает уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации как по собственной инициативе, так и на основании ходатайства органа, осуществляющего деятельность, для обеспечения которой в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с учетом основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в статье 3 Закона об охране окружающей среды.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 58, пунктам 1 и 2 статьи 59 этого же федерального закона природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещается. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Пунктом 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 № 505-ФЗ) установлено, что использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.

Статьей 21 Закона об особо охраняемых природных территориях определено, что на территории природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков;

исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов;

на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры;

в границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий;

конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов российской федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

Согласно пункту 5.1. Положения о природном парке «Первомайский парк», утвержденного постановление № 952-па от 18.09.2020, на всей территории природного парка запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение целевого назначения природного парка, в том числе организация аттракционов, торговли, оказание услуг и другие виды деятельности, не согласованные с ОКУ «Дирекция ООПТ»; иные действия, наносящие вред природному парку.

Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утвержденные решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 № 388-3-РС (в редакции решения Курского городского Собрания от 17.10.2020 № 142-6-РС) установлено, что зона особо охраняемых природных территорий (Р-4), в том числе лесопарки, а также памятники природы города входят в городскую систему зеленых насаждений общего пользования. В связи с чем, в пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Из оспариваемого постановления усматривается, что в границы природного парка «Первомайский парк» входят земельные участки с видом разрешенного использования: для производственно-хозяйственной деятельности (с кадастровым номером ), для административно-хозяйственной деятельности (с кадастровым номером установки аттракционов и благоустройства территории (с кадастровыми номерами ), а также, как установлено в судебном заседании, для эксплуатации предприятий общественного питания (земельный участок с кадастровым номером ).

Использование указанных земельных участков в соответствии с их видом разрешенного использования, а также использование здания (кафе) в соответствии с его назначением запрещено в границах природного парка «Первомайский парк», что отвечает требованиям, как Закона об особо охраняемых природных территориях (статьи 2, 3.1, 21), так и Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 56, 94, 95).

В силу пункта 14 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

Пунктом 5.2 Положения о природном парке, в редакции постановления № 1027-па от 30.09.2021, установлены следующие виды разрешенного использования земельных участков:

– в границах зоны охраны природного комплекса:

основной вид разрешенного использования земельных участков - природно-познавательный туризм (код 5.2),

вспомогательный вид разрешенного использования земельных участков - благоустройство территории (код 12.0.2);

– в границах зоны охраны историко-культурных комплексов:

основные виды разрешенного использования земельных участков -

объекты культурно-досуговой деятельности (код 3.6.1),

историко-культурная деятельность (код 9.3),

природно-познавательный туризм (код 5.2),

вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков -

улично-дорожная сеть (код 12.0.1),

благоустройство территории (код 12.0.2).

В соответствии с картой функционального зонирования Генерального плана города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 21.12.2021 № 325-6-ОС, территория парка им. 1-го Мая относится к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары).

Решением Курского городского Собрания от 05.04.2022 № 221-6-Р внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», которыми согласно карте градостроительного зонирования территория природного парка «Первомайский парк» относится к территориальной зоне с кодовым обозначением «Р-4» (зона особо охраняемых природных территорий, имеющих особое природоохранное значение).

Таким образом, внесение изменений в пункт 5.3 Положения о природном парке обусловлено необходимостью приведения постановления о создании особо охраняемой природной территории регионального значения в соответствие с Правилами землепользования и застройки МО «Город Курск», а также Положением о природном парке регионального значения «Первомайский парк», установившим режим особой охраны и порядок использования особо охраняемой природной территории регионального значения, и осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в пользовании и в частной собственности.

Следует также отметить, что правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, в том числе установленные законодательством ограничения, подлежат применению с момента принятия решения о создании природного парка регионального значения.

На необоснованность доводов административного истца о незаконности изъятия объекта коммерческой недвижимости также указывают положения статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой допускается принудительное изъятие у собственника имущества при отчуждении недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд - изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд согласно статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом в пункте 2 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

Таким образом, доводы административного истца о противоречии пункта 5.3 Положения о природном парке в редакции постановления № 1027-па от 30.09.2021 нормам законов, имеющим большую юридическую силу, признаются судом надуманными.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что нежилое здание (кафе) не используется Обществом по назначению с января 2020 года, поскольку оно разрушено в результате пожара. Восстановительного ремонта здания административный истец не производил до вынесения постановления о создании природного парка. Земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для установки аттракционов и благоустройства территории», частично занятый зданием (кафе), находится в пользовании Общества без оформления какого-либо права. При этом, вопреки доводам представителя Общества, действующее законодательство не допускает возможность оформления арендных правоотношений на земельный участок, образованный в 2016 году, без письменного договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 161, пункт 1 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации).

20.11.2020 Администрацией Курской области принято постановление № 1159-па об изъятии, в том числе земельного участка с кадастровым номером и нежилого здания (кафе), для государственных нужд Курской области в целях передачи в государственное управление и осуществления государственного надзора в области охраны и использования ОКУ «Дирекция ООПТ», охраны территории, обладающей высокой экологической ценностью, входящей в группу важнейших элементов экологического каркаса центральной части города Курска, с комплексом растительности, выполняющей санитарно-гигиенические функции, а также представляющей собой историческую и рекреационную ценность города Курска и области в целом, с осуществлением возмещения, в том числе, арендаторам земельных участков, за изымаемые объекты недвижимости в установленном действующим законодательством порядке.

Таким образом, изъятие земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости производится за плату, чем в данном случаеобеспечена соразмерность вмешательства государственных органов в частные интересы для достижения публичных целей.

Кроме того, создание особо охраняемых природных территорий является самостоятельной процедурой и первым этапом в работе по развитию сети особо охраняемых природных территорий. Процесс по созданию природного парка регулируется Законом об особо охраняемых природных территориях и статьями 5, 6, 7 Закона Курской области от 22.11.2007 № 118-ЗКО. Следующим этапом является развитие конкретной особо охраняемой природной территории в соответствии с ее значением.

Из объяснений представителя ОКУ «Дирекция ООПТ» следует, что в настоящее время автономной некоммерческой организацией «Центр компетенции развития городской среды Курской области» ведутся работы по разработке концепции реконструкции Парка 1-го Мая. После завершения разработки и утверждения концепции будет подготовлена проектно-сметная документация на реконструкцию Парка 1-го Мая.

Указанное свидетельствует о соответствующей организации работы исполнительных органов государственной власти Курской области в сфере создания особо охраняемой территории регионального значения.

Постановлением Администрации Курской области от 30.09.2021 № 1027-па Положение о природном парке регионального значения «Первомайский парк», утвержденное постановлением 18.09.2020 № 952-па, дополнено пунктом 5.6 о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках в границах природного парка, разрешенное использование которых допускает строительство на них, а именно:

1) предельная высота допустимых к размещению объектов - 27 м;

2) максимальный процент застройки природного парка, определяемый как отношение площади природного парка, которая может быть застроена, ко всей площади природного парка, - 25%.

Возможность установления предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства в положении об особо охраняемой природной территории прямо установлена в абзаце втором пункта 14 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях при условии, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них.

Приводимые представителем административного истца доводы о незаконности указанного пункта нормативного правового акта с очевидностью свидетельствуют об отсутствии нарушения его прав, поскольку, как указывалось выше, реконструкция принадлежащего ему нежилого здания невозможна с учетом принятия решения об изъятии объектов недвижимости, использование которых противоречит целям и задачам создания особо охраняемой природной территории.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.

Соответственно, правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны определяться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Этим предопределяются возложение на государство в лице его органов соответствующих координирующих, контрольных и нормативно-регулятивных функций и конституционно-правовая ответственность за их выполнение.

Вместе с тем конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которая является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав и при этом распространяется как на граждан, так и на юридические лица, предопределяет и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, в условиях рыночной экономики общественные (публичные) издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, в свою очередь, обязана принимать профилактические (превентивные) меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (Постановление Конституционного Суда Российской Федерацииот 14.05.2009 № 8-П).

Из приведенного следует, что уполномоченные органы государственной власти Курской области обязаны учитывать специальные нормы законодательства об охране окружающей среды, в том числе требования о полном запрете загрязняющих видов деятельности или о замене ранее установленных допустимых видов деятельности на виды деятельности, которые оказывают наименьшее отрицательное воздействие на экологические системы в центральной части города Курска.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу и не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании недействующим в части нормативный правовой акт не имеется.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Курской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд

Р Е Ш И Л :

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Большой праздник» в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующими абзацы 1, 7, 10 пункта 4.2, пункты 5.3, 5.6 Положения о природном парке регионального значения «Первомайский парк», абзацы 2, 8, 11 пункта 9 Паспорта особо охраняемой природной территории, пункт 2 «Сведения о характерных точках границ объекта землеустройства» Карты (плана) зоны с особыми условиями использования территории природного парка «Первомайский парк», утвержденных постановлением Администрации Курской области от 18.09.2020 № 952-па «Об особо охраняемой природной территории регионального значения природный парк «Первомайский парк» (в редакции постановления от 30.09.2021 № 1027-па).

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению на официальном сайте Администрации Курской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2022 г.

Председательствующий судья: Е.Б. Павлова