Дело № 3а-30/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
08 августа 2023 г. г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Папуловой С.А.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Ю.В.,
с участием помощника прокурора ЕАО Волохович А.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы» о признании нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяемые для расчёта размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учёта, утвержденных приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО от 08.02.2022 № 11/22, противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части
У С Т А Н О В И Л:
Приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО от 08.02.2022 № 11/22 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяемые для расчёта размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учёта (далее - приказ, нормативы).
Нормативный правовой акт опубликован в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru - 09.02.2022 и распространяется на правоотношения, возникшие с 07.07.2020 (пункт 5 приказа).
Общество с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы» (далее - ООО «ЕКС») (с учетом уточнений) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу пунктов 3 и 4 раздела 7 обжалуемого приказа, ввиду его несоответствия требованиям части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункту 2 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила № 491), пункту 8(2) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306), поскольку норматив рассчитан без учёта площадей подвалов в многоквартирном доме.
Оспариваемыми пунктами норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (кВт.ч в месяц на 1 кв. м) утверждён в размере 2,6 кВт. ч/кв. м.
Считает, что площадь технических подвалов, имеющих электрическое освещение, должна быть включена в состав общего имущества многоквартирных домов при расчете оспариваемого норматива.
29.04.2022 должностным лицом Государственной жилищной инспекции ЕАО (далее - ГЖИ ЕАО) ООО «ЕКС» было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в связи с начислением платы на общедомовые нужды (далее - ОДН) по электроэнергии в многоквартирном доме № 5 по ул. Кирова в п. Смидович, Смидовичского района ЕАО. Представителем ГЖИ ЕАО заявлено, что ООО «ЕКС» неправомерно производит начисление платы за ОДН с включением площади подвалов, представив в качестве доказательств письмо департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО от 09.03.2023 № 1296/23. Исходя из указанного письма при определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) учитывалась площадь следующих помещений: межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа).
Поскольку на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность по приобретению и распределению между собственниками и нанимателями электрической энергии на ОДН, оспариваемым нормативным правовым актом нарушены права и законные интересы управляющей организации ООО «ЕКС» в сфере предпринимательской деятельности.
На административное исковое заявление и заявление об изменении оснований административного искового заявления административным ответчиком возражения не представлены.
Представитель административного истца - ООО «ЕКС» Латыпов К.Е., представитель административного ответчика - департамента строительства и управления жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены заблаговременно надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, в связи с этим административное дело на основании статьи 150, части 2 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие.
Представитель административного истца ООО «ЕКС» Латыпов К.Е. 20.07.2023 уточненные административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. В судебном заседании 04.07.2023 пояснил, что из экспертного заключения по разработке нормативов потребления коммунальных услуг для расчёта размера платы за потреблённые коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах, в жилых и нежилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек по муниципальным образованиям ЕАО (далее - экспертное заключение) следует, что при расчете нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению были взяты 34 многоквартирных дома, учтена площадь помещения, входящих в состав общего имущества в МКД - 23051,6 кв. м. Следовательно, при делении площадь помещений, входящих в состав общего имущества, составляет 677,9, кв. м. Площадь лестничных клеток МКД по ул. Кирова, д. 5 составляет 220 кв. м, следовательно, остальная площадь приходится на подвал. В связи с чем, возможно, подвальные помещения были включены в норматив.
Представитель административного ответчика - департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО Сезёмов Н.А. 04.07.2023 исковые требования не признал. Пояснил, при принятии норматива использовалось экспертное заключение, изготовленное ЗАО <...> в 2016 году. Информация, указанная в письме департамента от 09.03.2023 № <...>, подписанная заместителем начальника департамента М., является ошибочной. Исходя из экспертного заключения видно, что при утверждении норматива учитывались подвальные помещения в МКД.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение помощника прокурора ЕАО Волохович А.Д., полагавшей, что в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Пунктом 3 Правил № 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Согласно пункту 40 части 2 статьи 7 закона Еврейской автономной области от 27.06.2012 № 79-ОЗ «О правительстве Еврейской автономной области» правительство области определяет орган исполнительной власти области, уполномоченный утверждать нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 5.13.1 Положения о департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 30.06.2021 № 209-пп, департамент в сфере жилищно-коммунального хозяйства утверждает нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО 08.02.2022 № 11/22 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяемые для расчёта размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учёта
Пунктом 5 установлено, что настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 07.07.2020.
09.02.2022 приказ опубликован в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации», http://npa79.eao.ru.
Считая пункты 3 и 4 раздела 7 настоящего приказа противоречащим федеральному законодательству, административный истец оспорил его.
Рассматривая порядок принятия оспариваемого приказа, суд пришёл к выводу, что он принят компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме. По данным основаниям административным истцом не оспаривается.
Проверяя содержание приказа на предмет его соответствия нормативному правовому акту, регулирующему данные правоотношения и имеющему большую юридическую силу, а именно части 1 статьи 36 ЖК РФ, Правилам № 491, Правилам № 306, суд установил следующее.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичное правовое предписание содержится и в пункте 2 раздела I Правил № 491.
В состав формулы определения норматива потребления электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в МКД, установленной пунктом 8(2) Приложения № 1 к Правилам № 306, входит общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД. Таким образом, площадь технических подвалов, имеющих электрическое освещение, должна быть включена в состав общего имущества МКД при расчете оспариваемого норматива.
На основании пункта 9 Правил № 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций.
Представителем административного ответчика в качестве доказательства учета площади технических подвалов при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе по электроснабжению на ОДН, представлено экспертное заключение, изготовленное ЗАО <...> в 2016 году.
Так, из материалов дела усматривается, что управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО инициировало расчет нормативов потребления коммунальных услуг в жилых и нежилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на ОДН и заключило государственный контракт от 09.10.2015 № <...> на выполнение научно-исследовательских и экспертных работ с ЗАО <...>. В названную организацию представлены: данные по МКД и благоустройству, содержащие данные об адресах, этажности, численности проживающих, категориях, площадях общего имущества домов в г. Биробиджане и 5 муниципальных районах ЕАО; «Сверка 04.08.2014», содержащая адресные характеристики МКД в г. Биробиджане и 5 муниципальных районах ЕАО (этажность, численность проживающих, площадях помещений и т.п.); а также сведения филиала ОАО «ДЭК» - Энергосбыт ЕАО» с показаниями индивидуальных коллективных приборов учета электроэнергии за июнь, ноябрь 2015 года.
Из ответа ЗАО <...> от 03.08.2023 № <...> следует, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды учтен состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, представленный управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО.
Согласно расчетно-аналитической части экспертного заключения (пункт 2.1) на момент проведения настоящей работы действуют федеральные требования, установленные Правилами № 306. На уровне региона действуют нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения, проживающего на территории ЕАО, применяемые для расчета размера платы за потребленные коммунальные услуг при отсутствии приборов учета, утвержденные приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 03.10.2012 № 40 (далее - приказ № 40). Оценка применяемых нормативов на предмет соответствия требованиям Правил выявила ряд несоответствий. Рассмотрены ключевые нарушения при определении и установлении нормативов потребления коммунальных услуг, которые впоследствии стали основаниями для отмены нормативов в судебном порядке, в том числе по учету площади мест общего пользования при расчете нормативов потребления коммунальных услуг.
Из экспертного заключения (пункт 2.6.2 «Нормативы электроснабжения на общедомовые нужды») следует, что для определения норматива электроснабжения на общедомовые нужды по 1-ой группе использованы результаты оценки репрезентативности выборки по МКД, жилым домам, общежитиям квартирного типа, не оборудованным в установленном порядке стационарными плитами для приготовления пищи, электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения. Необходимая для этого информация по 34 МКД представлена в таблице № 15. Из которой следует, что площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, составляет 23 051,6 кв. м.
Произведя деление площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, на количество жилых домов, вошедших в выборку для определения норматива электроснабжения на общедомовые нужды, получен результат, согласно которому площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД составляет 679,9 кв. м.
Из информации ООО «ЕСК» (л.д. 134) следует, что площадь помещений, входящих в состав общего имущества (лестничные марши, площадки, коридоры мест общего пользования), без учета площади подвалов МКД, находящихся у них в управлении, составляет от 52,8 кв. м до 276 кв. м.
В судебном заседании представитель административного истца указанные обстоятельства не отрицал.
Более того, вступившими в законную силу решениями суда ЕАО от 30.12.2015 (дело № 3а-42/2015), от 25.10.2016 (дело № 3а-26/2016) установленные ранее приказом № 40 нормативы были признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими, в том числе по основанию не включения в состав общего имущества МКД площади подвалов.
Оценивая как недостоверную имеющуюся в материалах дела информацию заместителя начальника департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО М. от 09.03.2023 № <...>, из которой не усматривается, что при определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывались площади подвальных помещений, суд исходит из следующего.
Из информации начальника департамента П. от 07.08.2023 № <...> следует, что расчеты нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, которые вошли в оспариваемый нормативный правовой акт, были разработаны ЗАО <...> в рамках заключенного государственного контракта от 09.10.2015. При осуществлении расчета учитывались технические помещения (подвалы), в которых предусмотрено освещение электроэнергией, что подтверждается расчетом показателя таблицы № 15 экспертного заключения. Также сообщил, что в письме от 09.03.2023 № <...> в адрес ГЖИ ЕАО от заместителя начальника департамента М. информация о технических помещениях (подвалах) отсутствовала. Указал, что допущена техническая ошибка при подготовке ответа специалистом департамента.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ЗАО «Центр муниципальной экономики и права», рассчитывая нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, которое использовалось департаментом для установления оспариваемых нормативов, учитывала площадь технических помещений (подвалов).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании пунктов 3 и 4 раздела 7 оспариваемого приказа от 08.02.2022 № 11/22 являются необоснованными, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы» о признании нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяемые для расчёта размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учёта, утвержденных приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО от 08.02.2022 № 11/22, противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья суда ЕАО С.А. Папулова
Решение в окончательной форме изготовлено 16.08.2023