Дело № 3а-30/21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Элиста 17 августа 2021 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи - Панасенко Г.В.,
при секретаре Манжиковой А.Э.,
с участием прокурора Лиджиевой В.П.,
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии Республики Калмыкия об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя следующим.
9 июля 2021 г. он уведомил Избирательную комиссию Республики Калмыкия о самовыдвижении кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Республика Калмыкия - Калмыцкий одномандатный избирательный округ № 15», а 4 августа 2021 г. представил в избирательную комиссию необходимые для регистрации документы, в том числе 3855 подписей избирателей в поддержку своего выдвижения.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 11 августа 2021 г. № 173/817-6 ему отказано в регистрации в качестве кандидата ввиду недостаточного количества подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
Считает, что отказ в регистрации кандидатом по указанному основанию нарушает его пассивное избирательное право, гарантированное нормами международного права и федерального законодательства, и свидетельствует о дискриминации по сравнению с кандидатами, выдвинутыми политическими партиями, которые освобождены от необходимости сбора подписей в свою поддержку в условиях пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией.
Указал на то, что получение необходимого количества подписей избирателей было невозможно по независящим от него причинам – ввиду наличия ограничений, связанных с мерами по недопущению распространения COVID-19, а также неблагоприятных погодных условий (аномальной жары, составляющей более 40 градусов С). По его мнению, собранное количество подписей (3855) дает ему право на участие в выборах в порядке самовыдвижения и административный ответчик должен был принять решение о его регистрации в качестве кандидата в депутаты.
В связи с этим просит суд признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 11 августа 2021 г. № 173/817-6, возложить на Избирательную комиссию Республики Калмыкия обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Калмыцкому одномандатному избирательному № 15.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Избирательной комиссии Республики Калмыкия ФИО2 иск не признала, указав, что оспариваемое решение принято с соблюдением требований избирательного законодательства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Лиджиевой В.П. об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд признает заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 г. № 367 (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru. 17 июня 2021 г.) на 19 сентября 2021 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. № 5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по избирательному округу «Республика Калмыкия - Калмыцкий одномандатный избирательный округ № 15» возложены на Избирательную комиссию Республики Калмыкия.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 11 августа 2021 г. № 173/817-6 ФИО1 отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Калмыцкому одномандатному избирательному округу № 15 на основании пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ) ввиду недостаточного количества подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) указанное решение избирательной комиссии может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого оно вынесено, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных законом.
Таких нарушений закона Избирательной комиссией Республики Калмыкия при вынесении оспариваемого решения не допущено.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 41 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.
Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
Необходимым условием регистрации такого кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в силу части 1 статьи 44 названного Федерального закона и пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ является поддержка его выдвижения избирателями, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения, которое в соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ и пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ должно составлять не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Согласно строке 15 Приложения № 3 к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. № 9/74-8 «О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» в Калмыцком одномандатном избирательном округе № 15 зарегистрировано 213 717 избирателей. Количество подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, необходимое для его регистрации по данному одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва составляет 6 412. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию - 6 732.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ установлено, что проверка соблюдения требований закона при самовыдвижении кандидатов и представлении ими документов, в том числе требований к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, осуществляется окружной избирательной комиссией, которая не регистрирует кандидата, если количества представленных им подписей избирателей, недостаточно для регистрации (часть 20 статьи 49 названного Федерального закона)
В силу пункта 7 части 7 статьи 51 этого же Федерального закона и подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), является основанием для отказа в регистрации этого кандидата.
Как следует из представленных суду доказательств, 9 июля 2021 г. ФИО1 официально уведомил Избирательную комиссию Республики Калмыкия о самовыдвижении кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Калмыцкому одномандатному избирательному округу № 15, а 4 августа 2021 г. он представил в указанную избирательную комиссию документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его самовыдвижения, в количестве 3855 штук.
Принимая во внимание, что представленное административным истцом в избирательную комиссию количество подписей избирателей (3855) в силу приведенных норм избирательного закона является недостаточным для его регистрации (менее необходимых 6 412), Избирательная комиссия Республики Калмыкия приняла законное и обоснованное постановление об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Указанное решение принято уполномоченным органом в соответствии с установленной федеральным законом компетенцией и с соблюдением порядка его принятия, который административным истцом под сомнение не ставился.
Мнение административного истца о том, что собранное количество подписей (3855) дает ему право на участие в выборах в порядке самовыдвижения, а оспариваемое постановление противоречит принципам права, основаны на неправильном толковании приведенных норм Федеральных законов «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, устанавливающим четкие критерии и порядок реализации гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Ссылка ФИО1 на то, что с учетом объективных причин (ограничительные меры, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции, и неблагоприятные климатические условия), не позволивших ему собрать необходимое количество подписей, Избирательная комиссия Республики Калмыкия должна была принять решение о регистрации его в качестве кандидата, также не основана на законе, который не наделяет избирательную комиссию полномочиями по принятию желаемого административным истцом решения при наличии приведенных им обстоятельств.
Показания допрошенного в судебном заседании свидетеля Э., подтвердившего факт наличия затруднений при сборе подписей в поддержку выдвижения ФИО1 ввиду распространения коронавирусной инфекции, об обоснованности заявленных административным истцом требований не свидетельствуют и на правильность выводов суда не влияют.
Что касается показаний свидетеля Б., то они по своему содержанию не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Доводы административного истца, основанные на несогласии с установленным избирательным законодательством количеством подписей избирателей в поддержку выдвижения лица в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которые ставят кандидатов-самовыдвиженцев в неравное положение с кандидатами, выдвинутыми политическими партиями, не состоятельны, поскольку законодательное определение соответствующего уровня предварительной электоральной поддержки кандидата направлено на исключение из избирательного процесса лиц, такой поддержкой не обладающих, что, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24 декабря 2012 г. № 32-П, не может рассматриваться как ограничение избирательных прав граждан.
Иных оснований для отмены оспариваемого решения Избирательной комиссии Республики Калмыкия административным истцом не приведено и судом не установлено.
С учетом изложенного постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 11 августа 2021 г. № 173/817-6 признается судом законным, что в силу части 2 статьи 244 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований ФИО1
Руководствуясь статьями 175-180, 244, частью 3 статьи 298 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об оспаривании решения Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 11 августа 2021 г. № 173/817-6 «Об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Калмыкия в течение пяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий Г.В. Панасенко