ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-310/2018 от 04.05.2018 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №3а-310/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 4 мая 2018 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Завьялова Д.А.

при секретаре Мамедове Т.С.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Владимирской области Денисова А.А., представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистый город» по доверенности Савинской Л.О., административного ответчика Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области по доверенности Макшанцевой Н.В., заинтересованного лица администрации города Собинки Владимирской области по доверенности Мавриной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистый город» о признании не действующим с 1 января 2017 года пункта 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «17,4» Таблицы ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, Порядка определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, утвержденного решением Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 29 января 2014 года № 9/1 «О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» (в редакции решения Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 22 марта 2017 года № 34/7),

УСТАНОВИЛ:

решением Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 29 января 2014 года № 9/1 «О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» (далее также - решение Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1) утверждён Порядок определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка (далее также - Порядок), являющийся вместе Таблицей ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, приложением к названному решению Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1 (т.1, л.д.56-59). Нормативный правовой акт официально опубликован в издании «Доверие» № 8 (11066) 4 февраля 2014 года и размещён на сайте муниципального образования, начало его действия с даты официального опубликования (т.2, л.д.77-83).

Пунктом 11 Таблицы ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка к Порядку была установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани, оказывающие социальные льготы»

в размере «0,1».

В дальнейшем в указанный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения.

Так решениями Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 28 января 2015 года № 10\1 и от 25 февраля 2015 года № 23/2 устанавливалась одинаковая ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания» и «Бытовое обслуживание» соответственно, описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани, оказывающие социальные льготы», в размере «0,11», а решением Совета народных депутатов города Собинки от 2 марта 2016 года № 19/3 устанавливалась ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «15,0» (т.2, л.д.2-24).

В конечном итоге решением Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 22 марта 2017 года № 34/7 «О внесении изменений в приложение к решению Совета народных депутатов города Собинки от 29 января 2014 года № 9/1 «О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» (далее также - решение Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года № 34/7) Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка и Порядок, утвержденные решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, изложены в новой редакции. Пунктом 3.3 названной Таблицы ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «17,4» (т.1, л.д.60-76, 126-137).

Данное решение, в котором указано, что оно вступает в силу с момента официального опубликования в газете «Доверие» и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, официально опубликовано в издании «Доверие» № 25 (11396) 4 апреля 2017 года и размещено на сайте муниципального образования (т.1, л.д.83,145-148).

4 апреля 2018 года общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистый город» (далее также - ООО «УК «Чистый город»), являющееся с августа 2013 года арендатором земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования город Собинка Владимирской области, обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточнённым в ходе рассмотрения дела, о признании не действующим с 1 января 2017 года пункта 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «17,4» Таблицы ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, Порядка определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, утвержденного решением Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 29 января 2014 года № 9/1 (в редакции решения Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 22 марта 2017 года № 34/7).

В обоснование ООО «УК «Чистый город» указало на то, что применение оспариваемой нормы влечёт существенное повышение размера арендной платы и не согласуется с принципом экономической обоснованности, закрепленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, как арендатора земельного участка, находящегося в собственности названного муниципального образования.

В судебном заседании представитель ООО «УК «Чистый город» по доверенности Савинская Л.О. поддержала административный иск по изложенным в нём основаниям, подтвердила, что заявленные требования фактически сводятся к оспариванию пункта 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «17,4» Таблицы ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, Порядка, утвержденного решением Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 29 января 2014 года № 9/1 (в редакции решения Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 22 марта 2017 года № 34/7). При этом указала, что полномочия Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области на издание оспариваемого в части нормативного правового акта, форму (вид) в которой он принят, предусмотренные правила введения его в действие, в том числе правила опубликования, административный истец не оспаривает.

Административный ответчик Совет народных депутатов города Собинки Владимирской области и заинтересованное лицо администрация города Собинки Владимирской области в своих письменных возражениях (т.1,л.д.54,55, т.2,л.д.25,26) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании их представителями по доверенностям Макшанцевой Н.В. и Мавриной С.А. соответственно, не согласились с заявленными требованиями, указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, порядок его принятия не нарушен. При определении размера оспариваемой ставки, учитывался диапазон ставок, установленных постановлением Губернатора Владимирской области от 28 декабря 2007 года № 969, утвердившим Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Владимирской области, в соответствии с которым для земельных участков с таким же видом разрешенного использования, что и земельный участок, находящийся в аренде у административного истца, ставка устанавливается в размере от «0,1 до 50,0». Кроме того, при определении ставки арендной платы для земельных участков, предназначенных для размещения объектов бытового обслуживания - бани, учитывалось экономическое обоснование, согласно которого размер ставки арендной платы был установлен сравнительным методом.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требовании, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы

В силу пунктов 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Законом Владимирской области от 25 февраля 2015 года №10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Владимирской области или государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям администрации Владимирской области (пункт 6 части 2 статьи 1).

Постановлением Губернатора Владимирской области от 28 декабря 2007 года № 969 (с последующими изменениями) утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Владимирской области (далее - Порядок), согласно пункту 8 которого, ставка от кадастровой стоимости земельного участка является основным инструментом дифференциации арендной платы и устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно в виде конкретных значений применительно к каждому виду разрешенного использования в пределах, указанных в таблице ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, установленных для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Владимирской области.

Согласно пункту 3.3 упомянутой таблицы размер ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешённого использования земельного участка «Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)» составляет «0,1 - 50,0».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 и частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Частью 3 статьи 34 этого же Федерального закона предусмотрено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1, пункту 18 части 2 статьи 23 Устава муниципального образования город Собинка Владимирской области (далее - Устав) к полномочиям Совета народных депутатов муниципального образования город Собинка относится, в том числе установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, утверждение порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

В силу положений, содержащихся в статье 41 Устава, Совет народных депутатов муниципального образования город Собинка по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами и законами Владимирской области, уставом муниципального образования принимает решения, в том числе нормативные правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актами.

Из материалов дела усматривается, что как решение Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, так и решение Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года № 34/7 приняты в соответствии с предоставленными приведенными выше нормами федерального, регионального и муниципального законодательства полномочиями, компетентным нормотворческим органом, в надлежащей форме, в соответствии с требуемой процедурой, порядок введения их в действие и опубликования не нарушен, и по этим основанием, как решение Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, так и решение Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года № 34/7 административным истцом не оспариваются.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Проверяя соответствие оспариваемого в части решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Эти принципы являются общеобязательными.

К числу таких принципов относятся:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Из материалов дела следует, что муниципальным образованием города Собинки в лице председателя комитета по управлению имуществом, действующего от имени собственника, на основании договора аренды от 6 августа 2013 года № 1542-с ООО «УК «Чистый город» предоставлен с 6 августа 2013 года на неопределенный срок земельный участок с кадастровым номером **** (в настоящее время кадастровый номер ****), площадью 1310 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир «строение», почтовый адрес ориентира: ****, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, имеющий вид разрешённого использования - для содержания здания бани. Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке по следующим основаниям: в связи изменением кадастровой стоимости и (или) процентных ставок от кадастровой стоимости земельного участка; в случае введения индекса инфляции; в случае, если законодательством будет установлен иной порядок исчисления арендной платы за земельные участки, в соответствии с нормативными документами органов местного самоуправления на текущий финансовый год и не чаще одного раза в год, о чем арендодатель уведомляет арендатора в течение месяца с момента вступления в силу новой методики расчета. Расчёт арендной платы производится, в том числе с учётом ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земель, которая составляла на момент заключения названного договора аренды «0,05», а размер арендной платы - 2 436 рублей 07 копеек в год (т.1, л.д.156-164,т.2, л.д.28,29).

В последующем подписанными обеими сторонами соглашениями от 25 июля 2014 года и от 6 августа 2015 года к упомянутому договору аренды, размер арендной платы изменялся соответственно с 7 августа 2014 года - до 5 115 рублей 75 копеек в год и с 7 августа 2015 года - до 5 908 рублей 69 копеек в год (т.1, л.д.165,166).

Таким образом, размеры ставок от кадастровой стоимости земельного участка с видом разрешённого использования как у арендуемого административным истцом земельного участка, установленные решение Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, как в первоначальной редакции в размере «0,1», так и в редакциях решений Совета народных депутатов от 28 января 2015 года № 10/1 и от 25 февраля 2015 года № 23/2 - в размере «0,11», устраивали ООО «УК «Чистый город», которое в связи с этим соглашалось на изменение арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером ****.

Решением Совета народных депутатов города Собинки от 2 марта 2016 года № 19/3 «О внесении изменений в приложение к решению Совета народных депутатов города Собинки от 29 января 2014 года № 9/1 «О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» (далее также - решение от 2 марта 2016 года № 19/3) Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка и Порядок, утвержденные решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, были изложены в новой редакции. Пунктом 3.3 названной Таблицы ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «15,0» (т.2, л.д.2-24).

Вместе с тем, упомянутое решение Совета народных депутатов от 2 марта 2016 года № 19/3 утратило силу в связи с принятием решения Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года № 34/7 и не было оспорено в период его действия, в том числе ООО «УК «Чистый город», несмотря на его несогласие с установленным этим решением размером ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «15,0», что подтверждается неподписанным административным истцом соглашением от 1 июля 2016 года к вышеуказанному договору аренды, направленному в его адрес арендодателем (т.1, л.д.167-169).

В связи с принятием решения Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года № 34/7 размер ставки от кадастровой стоимости упомянутого земельного участка увеличился для ООО «УК «Чистый город» по сравнению с 2015 годом более чем в 150 раз, а арендная плата, которая в настоящее время составляет 859 352 рубля 04 копейки (т.1, л.д.170-172), более чем в 140 раз.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 года № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Несмотря на неоднократные в ходе рассмотрения настоящего административного дела предложения Совету народных депутатов города Собинки Владимирской области представить в суд доказательства анализа и оценки определения доходности земельного участка рассматриваемого вида разрешённого использования, соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере «17,4», содержащейся в пункте 3.3 Таблицы ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, Порядка определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, утвержденного решением Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 29 января 2014 года № 9/1 (в редакции решения Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 22 марта 2017 года № 34/7), таких доказательств административным ответчиком представлено не было (т.1,л.д.41-43,45,47,204,205).

Не было представлено таких доказательств и заинтересованным лицом - администрацией города Собинки Владимирской области.

Не относятся к таким доказательствам, как первоначально представленная административным ответчиком к судебному заседанию 23 апреля 2018 года пояснительная записка к проекту решения Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года с приложением в виде таблицы (т.1,л.д.149-151), так и представленное в последующем администрацией города Собинки к судебному заседанию 4 мая 2018 года так называемое «Экономическое обоснование к проекту решения Совета народных депутатов муниципального образования город Собинка «О внесении изменений в приложение к решению Совета народных депутатов города Собинки от 29 января 2014 года № 9/1 (в редакции 2 марта 2016 года № 19/3) «О Порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» с приложением в виде таблицы, ввиду следующего (т.2, л.д.30-33).

Увеличение ставки арендной платы должно соответствовать росту доходности земельного участка, в том числе с кадастровым номером ****, с учётом категории земель и вида разрешённого использования, как это определено в основных принципах, содержащихся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582, однако, указанные документы не содержат многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, в том числе экономического анализа рынка предоставления услуг с видом разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описанием вида разрешенного использования земельного участка «Бани» и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, с указанным видом разрешенного использования, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, исследования вопроса экономической обоснованности, а также расчётов и информации об обосновании установленной оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере «17,4», а указанные документы содержат только анализ арендной платы, в том числе за 1 кв.м., в сравнении с близлежащими земельными участками, находящимися в городе Собинке, имеющими иные ставки от кадастровой стоимости земельного участка.

Кроме того, поскольку в указанных документах не содержится даты их составления, на эти документы нет ссылок в протоколе внеочередного заседания Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года, по результатам которого было принято решение № 34/7 (т.1, л.д.143,144), у суда вызывает сомнение сам факт их изготовления на дату принятия оспариваемого в части нормативного правового акта.

При таком положении, выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что произвольное, без соответствующего экономического обоснования установление Советом народных депутатов города Собинки Владимирской области оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере «17,4», содержащейся в пункте 3.3 Таблицы ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, Порядка, утвержденного решением Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 29 января 2014 года № 9/1 (в редакции решения Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 22 марта 2017 года № 34/7) нарушает права и законные интересы субъекта экономической деятельности ООО «УК «Чистый город», противоречит принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 №582.

С учётом изложенного все доводы Совета народных депутатов, администрации муниципального образования город Собинка Владимирской области, содержащиеся в письменных отзывах (возражениях), представленных в суд и в устных пояснениях представителей административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании, в том числе со ссылками на постановление Губернатора Владимирской области от 28 декабря 2007 года № 969, установившим для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с таким же видом разрешённого использования, как, в данном случае у ООО «УК «Чистый город», ставку в размере «0,1 - 50,0», а также на то, что при определении ставки арендной платы для земельных участков, предназначенных для размещения объектов бытового обслуживания - бани учитывалось экономическое обоснование, согласно которого размер ставки арендной платы был установлен сравнительным методом, являются несостоятельными.

При таких обстоятельствах не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска и то обстоятельство, что решение от 2 марта 2016 года № 19/3, которым Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка и Порядок, утвержденные решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, были изложены в новой редакции и пунктом 3.3 названной Таблицы ставок была установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «15,0», утратившее силу в связи с принятием решения Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года № 34/7, не было оспорено в судебном порядке в период его действия, в том числе ООО «УК «Чистый город», несмотря на его несогласие с установленным этим решением размером ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «15,0».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В ходе судебного разбирательства доподлинно установлено применение оспариваемого в части решения Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1 (в редакции решения Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года № 34/7), в том числе в отношении ООО «УК «Чистый город» и нарушение его прав, свобод и законных интересов, чего не отрицали в судебном заседании обе стороны, подтверждается письменными доказательствами, в том числе наличием в Арбитражном суде Владимирской области иска комитета по управлению имуществом администрации города Собинки о взыскании задолженности по арендной плате с ООО «УК «Чистый город», рассчитанной с применением оспариваемого размера ставки от кадастровой стоимости земельного участка (т.1,л.д.183-190).

С учетом данных положений и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», принимая во внимание, что оспариваемый пункт 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «17,4» Таблицы ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, Порядка определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, утвержденного решением Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 29 января 2014 года № 9/1 «О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» (в редакции решения Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 22 марта 2017 года № 34/7), до вынесения судом решения применялся, на его основании были реализованы права граждан и организаций, что подтверждается материалами дела, не оспаривается никем из участвующих в деле лиц, суд считает необходимым признать его не действующим в указанной части со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в официальном печатном издании - газете «Доверие», в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистый город» удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «17,4» Таблицы ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, Порядка определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, утвержденного решением Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 29 января 2014 года № 9/1 «О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» (в редакции решения Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 22 марта 2017 года № 34/7).

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Доверие».

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда Д.А.Завьялов