ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-311/20 от 03.11.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61OS0000-01-2020-000345-53

Дело № 3а-311/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 ноября 2020 года город Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе

председательствующего Шикуля Е.В.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Козырина Александра Константиновича об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной,

у с т а н о в и л:

Козырин А.К. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 426,7 кв.м., расположенного по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, по состоянию на 10 октября 2019 года равной его рыночной стоимости в размере 6 135 134 руб.

В обоснование заявленных требований указывает, что является собственником указанного объекта недвижимости, с учетом утвержденных результатов государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость которого значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права собственника.

После уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Козырин А.К. просит суд установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, равной его рыночной стоимости в сумме 6 600 000 рублей, определенной в соответствии с экспертным заключением ООО «Компания «ВЕАКОН-АрсГор».

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Правительство Ростовской области и Управление Росреестра по Ростовской области, в качестве заинтересованных лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ростовской области, Администрация города Новочеркасска.

От административного истца Козырина А.К. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Правительства Ростовской области не явился, извещен путем размещения информации о дате судебного заседания на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также размещения определения о возобновлении производства по делу на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в ограниченном доступе. Представителем административного ответчика Правительства Ростовской области по доверенности Куринным В.В. подано ходатайство об отсутствии возражений против определения кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной по результатам судебной оценочной экспертизы и рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Управление Росреестра по Ростовской области в возражениях на административное исковое заявление указало на несогласие с привлечением его в качестве административного ответчика, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

От Администрации города Новочеркасска, ФГБУ «ФКП Росреестра» отзывы и ходатайства в суд не поступали.

Принимая во внимание, что все лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, их участие в заседании суда не является обязательным в силу закона и не признано таковым судом, в соответствии с частью 7 статьи 150 и частью 4 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в том числе на помещение, являются плательщиками налога на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение.

Областным законом Ростовской области от 27 июля 2017 года № 1174-ЗС «Об установлении единой даты применения на территории Ростовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» определена единая дата начала применения кадастровой стоимости для исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц – 1 января 2018 года.

Действующие результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений) утверждены постановлением Правительства Ростовской области от 27 декабря 2016 года № 881 по состоянию на 1 января 2016 года.

Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» физические лица вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что Козырин А.К. является собственником нежилого помещения с кадастровым НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 426, 7 кв.м, расположенного по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Кадастровая стоимость указанного нежилого помещения определена в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности» на момент его постановки на кадастровый учет по состоянию на 10 октября 2019 года с внесением соответствующих сведений в ЕГРН 10 октября 2019 года.

Являясь плательщиком налога на имущество, административный истец имеет основанную на правовых актах заинтересованность в приведении кадастровой стоимости нежилого помещения в соответствие с его рыночной стоимостью и вправе инициировать пересмотр кадастровой стоимости объекта.

Воспользовавшись предоставленным статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, учитывая отсутствие предусмотренного действующим законодательством для физических лиц обязательного досудебного порядка урегулирования спора, Козырин А.К. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В обоснование первоначально заявленных требований административным истцом был представлен отчет об оценке № 24 от 10 августа 2020 года, составленный оценщиком ФИО2. Оценщиком сделан вывод о том, что рыночная стоимость нежилого помещения на 10 октября 2019 года составляла 6 135 134 рублей.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей данного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 упомянутого Федерального закона.

В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).

В рамках настоящего административного дела суд, учитывая наличие ходатайства Правительства Ростовской области о назначении судебной оценочной экспертизы, наличие возражений относительно выводов о рыночной стоимости нежилого помещения, содержащихся в отчете об оценке, а также количественные показатели разницы между рыночной стоимостью нежилого помещения, с целью проверки доказательств назначил по делу судебную экспертизу по вопросу о рыночной стоимости нежилого помещения по состоянию на 10 октября 2019 года, поручив проведение экспертизы эксперту ООО «Компания ВЕАКОН-АрсГор» ФИО1

Согласно заключению эксперта ООО «Компания ВЕАКОН-АрсГор» ФИО1 от 7 октября 2020 года № 61-2020 рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по состоянию на 10 октября 2019 года с учетом его индивидуальных особенностей составляет 6 600 000 руб.

Возражений, замечаний относительно выводов эксперта от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Оценив представленные доказательства, суд считает возможным положить в основу своего решения выводы, содержащиеся в заключении судебной экспертизы.

Выводы о размере рыночной стоимости нежилого помещения, изложенные в названном заключении, по сравнению с выводами, содержащимися в отчете об оценке, являются более аргументированными и убедительными.

Оценивая экспертное заключение по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит, что экспертиза проведена лицом, обладающим специальными знаниями, имеющим соответствующую квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в установленном процессуальным законом порядке.

Из заключения следует, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта экспертизы не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в г. Новочеркасске Ростовской области по состоянию на дату оценки.

Для определения рыночной стоимости нежилого помещения эксперт использовал сравнительный подход, в рамках которого применен метод сравнения продаж. Отказ от использования иных методов определения рыночной стоимости объекта экспертизы в достаточной степени мотивирован экспертом в исследовательской части заключения.

В качестве объектов-аналогов экспертом подобраны нежилые помещения, сопоставимые с объектом исследования по основному ценообразующему критерию, схожие с ним по площади и характеристикам. По выявленным отличиям объектов-аналогов и объекта экспертизы экспертом применены корректировки.

В заключении эксперта содержатся таблицы, расчеты и пояснения к ним, подробное обоснование необходимости применения или неприменения конкретных корректировок.

Суд находит заключение эксперта ООО «Компания ВЕАКОН-АрсГор» ФИО1 от 7 октября 2020 года № 61-2020 убедительным, не вызывающим сомнений в своей обоснованности. Расчеты, проведенные экспертом в рамках используемого сравнительного подхода, а также приведенное экспертом согласование стоимости и итоговый расчет стоимости нежилого помещения, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта исследования по состоянию на дату определения кадастровой стоимости. Использованная информация соответствует критериям достаточности и проверяемости.

Данных о наличии в заключении нарушений, лишающих его доказательственного значения, суду не представлено.

Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В данном случае представленный административным истцом отчет об оценке от 10 августа 2020 г. № 24, составленный оценщиком ФИО3 не может быть принят в качестве доказательства действительной рыночной стоимости спорного нежилого помещения. Возражения Правительства Ростовской области относительно отчета оценщика проверены путем назначения судебной оценочной экспертизы, результаты проведения которой позволяют прийти к выводу об обоснованности оспаривания указанного отчета.

При таких обстоятельствах суд, проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, учитывая уточнение административным истцом административных исковых требований на основании заключения эксперта, полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилого помещения в размере его рыночной стоимости согласно указанному заключению, поскольку определенный судебным экспертом размер рыночной стоимости нежилого помещения является экономически обоснованным.

Доводы, изложенные в возражениях Управления Росреестра по Ростовской области, не содержат оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления, сводятся к необоснованности привлечения Управления к участию в деле.

Между тем необходимость участия в деле Управления Росреестра по Ростовской области в качестве административного ответчика предусмотрена положениями части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии». В связи с этим возражения Управления Росреестра по Ростовской области суд находит необоснованными.

Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения сведений об установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Распределяя судебные расходы, суд исходит из следующего.

Удовлетворение административного иска в уточненной редакции сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на приведение кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта в соответствие с рыночной стоимостью, определенной с учетом индивидуальных характеристик нежилого помещения. Незаконные и необоснованные действия при определении кадастровой стоимости и внесении ее показателей в реестр недвижимости не устанавливались.

Разница между устанавливаемой судом рыночной стоимостью и оспариваемой кадастровой стоимостью нежилого помещения (41,2%) в рассматриваемом случае сама по себе не дает достаточных оснований для суждения о явных методологических ошибках или иных ошибках при определении кадастровой стоимости, укладывается в приемлемый в оценочной деятельности диапазон.

Право административного истца на пересмотр кадастровой стоимости в связи с установлением рыночной стоимости объекта, равно как и рассчитанная судебным экспертом экономически обоснованная рыночная стоимость, административным ответчиком не оспаривались. Первичные возражения Правительства Ростовской области, касающиеся обоснованности отчета об оценке, являлись правомерными.

Таким образом, поскольку административные исковые требования направлены на реализацию в судебном порядке права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, при этом бремя доказывания величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложено на административного истца, а также учитывая, что удовлетворение судом заявленных требований не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания права административного истца административными ответчиками, и установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной рыночной, не опровергает предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки, даже при наличии разницы между рыночной и кадастровой стоимостью, то судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины относятся на административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 426,7 кв.м, расположенного по адресуАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, равной рыночной стоимости по состоянию на 10 октября 2019 года в размере 6 600 000 рублей.

Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения считать 17 августа 2020 года.

Распределить судебные расходы по административному делу, возложив их на административного истца Козырина А.К.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.

Судья Е.В. Шикуля